Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Работы классиков отечественной и зарубежной культурологи
1. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч [Текст]: в 2 т. – Л., 1992. 2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма [Текст]. – М., 1996. 3. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции [Текст]. – СПб., 1909. 4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст]. – М., 1990. 5. Бердяев Н. А. Кризис искусства [Текст]. – М., 1918. 6. Бердяев Н. А. О назначении человека [Текст]. – М., 1993. 7. Бердяев Н. А. Самопознание [Текст]. – М., 1990. 8. Бердяев Н. А. Судьба России [Текст]. – М., 1918. 9. Бердяев Н. А. Философия неравенства [Текст]. – М., 1990. 10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст]. – М., 1989. 11. Библия (любое издание). 12. Бубер М. Я и ты [Текст]. – М., 1993. 13. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество [Текст]. – М., 1992. 14. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. 15. Вехи. Интеллигенция в России [Текст]: сб. статей 1909–1910. – М., 1991. 16. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками [Текст]. – СПб.: Стасюлевич, 1902–1908. 17. Вольтер. Философские сочинения [Текст]. – М., 1988. 18. Вундт В. Миф и религия [Текст]. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1908. 19. Гегель Г. В. Ф. Философия истории [Текст]. – СПб., 1993. 20. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст]. – М.: Наука, 1977. 21. Геродот. История [Текст]: в 9 книгах. – Л., Наука, 1972. 22. Гомер. Илиада. Одиссея (любое издание). 23. Гумилев Л. Н. От Руси к России [Текст]. – М., 1992. 24. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы [Текст]. – М., 1993. 25. Данилевский Н. Я. Россия и Европа [Текст]. – М., 1991. 26. Декарт Р. Избр. произв [Текст]. – М.: Наука, 1950. 27. Из глубины [Текст]: сб. статей о русской революции. – М., 1990. 28. Интеллигенция. Власть. Народ [Текст]: антология. – М., 1993. 29. Кант И. Сочинения: в 6 т.; т. 6 [Текст]. – М., 1966. 30. Коран (любое издание). 31. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения [Текст]. – М.: Художественная литература, 1976. 32. Культурология. XX век [Текст]: Антология. – М., 1995. 33. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление [Текст]. – М., Просвещение, 1930. 34. Леви-Строс, К. Структурная антропология [Текст]. – М.: Наука, 1983. 35. Леонтьев К. Н. Избранное [Текст]. – М., 1993. 36. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст]. – М.: Политиздат, 1991. 37. Лосев А. Ф. Из ранних произведений [Текст]. – М.: Правда, 1990. 38. Лосев А. Ф. История античной философии [Текст]. – М.: Мысль, 1989. 39. Лосский Н. История русской философии [Текст]. – М., 1991. 40. Макиавелли Н. Государь [Текст]. – М., 1990. 41. Маркузе Г. Одномерный человек [Текст]. – М., 1994. 42. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. [Текст]. – М., 1990. 43. О России русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья [Текст]. – М., 1990. 44. Ортега-и-Гассет Х. Эстетики. Философия культуры [Текст]. – М., 1991. 45. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков [Текст]. – М.: Наука, 1970. 46. Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков [Текст]. – М.: Наука, 1972. 47. Проблема человека в западной философии [Текст]. – М.: Прогресс, 1988. 48. Рассел Б. Почему я не христианин [Текст]. – М.: Политиздат, 1987. 49. Рерих Н. К. Мир через Культур. [Текст]. – М.: Советский писатель, 1990. 50. Розанов В. В. Религия, философия, культура [Текст]. – М., 1992. 51. Самосознание европейской культуры XX века [Текст]. – М., 1991. 52. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. [Текст]. – М., 1989. 53. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]. – М., 1992. 54. Сумерки богов [Текст]. – М., 1990. 55. Тайлор Э. Б. Первобытная культура [Текст]. – М.: Политиздат, 1989. 56. Тейляр де Шарден П. Феномен человека [Текст]. – М., 1987. 57. Тойнби А. Дж. Постижение истории [Текст]. – М., 1991. 58. Фрейд З. Избранное [Текст]. – М., 1990. 59. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст]. – М., 1990. 60. Фромм Э. Душа человека [Текст]. – М.: Республика, 1992. 61. Фромм Э. Иметь или быть [Текст]. – М., 1990. 62. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии [Текст]. – М., 1980. 63. Хейзинга Й. Homo Ludens [Текст]. – М., 1992. 64. Чаадаев П. Я. Сочинения [Текст]. – М., 1989. 65. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры [Текст]. – М., 1993. 66. Шеллинг Ф. В. Философия искусства [Текст]. – М., 1966. 67. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [Текст] // Собр. соч.; т. 6. – М., 1957. 68. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]. Т. 1–2. – М., Л., 1923. 69. Юнг К. Г. Архетип и символ [Текст]. – М., 1991. 70. Юнг К. Г. Избранные труды по аналитической психологии [Текст]. – Цюрих; 1929. 71. Ясперс К. Смысл и назначение истории [Текст]. – М., 1994. Справочная литература (словари) 1. Культурология. ХХ век [Текст]: словарь. – СПб.: университетская книга, 1997. 2. Культурология. ХХ век [Текст]: антология. – М.: Юрист, 1995. 3. Культурология. ХХ век [Текст]: энциклопедия. В 2 т. – СПб.: Университетская книга, 1998. 4. Мифологический словарь [Текст]. – М., 1990. 5. Мифы народов мира [Текст]. В 2 т. – М., 1980–1981. 6. Словарь античности [Текст] / пер. с нем. – М., 1989. 7. Современная западная философия [Текст]: словарь. – М.: Политиздат, 1991. 8. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры [Текст] / Я. Станькова, И. Пехар. – М., 1984 9. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Советская энциклопедия, 1989. 10. Энциклопедический словарь по культурологи [Текст] / под ред. А. А. Радугина. – М., 1997.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТАМ (ЭКЗАМЕНАМ)
1. Предмет и метод культурологии. 2. Место культурологии в системе гуманитарного знания. 3. Основные культурологические идеи, используемые при объяснении происхождения человека. 4. Материальная и духовная культура: их соотношение в культурологии. 5. Структура и ценности духовной культуры. 6. Охарактеризуйте мифологическую модель мира. 7. Вебер о культуре как специфической системе ценностей и идей. 8. Термин культура, сфера его употребления. 9. Современное состояние культуры. 10. Охарактеризуйте первобытное искусство. 11. Единство материальной и духовной культуры 12. Современное применение мифологизирующих методов в культуре. 13. Обряд и ритуал как культурная регуляция поведения. 14. Функции культуры. 15. Понятие «самобытность» в культурологии. 16. Состав и структура социальных институтов. 17. Социализирующая функция культуры. 18. Основные виды духовного производства. 19. Понятия «масса», «элита» в культурологии. 20. Элитарная культура и ее место в обществе. 21. Понятие и характеристика массовой культуры. 22. Основания для выделения типов культур. 23. Историческая типология культур. 24. Национально-государственная типология. 25. Дайте характеристику современной мировой культуры. 26. Русская традиционная культура. 27. Место и роль России в мировой культуре. 28. Специфические и «серединные» культуры. 29. Сущность взаимодействия культур. 30. Понятие современных конфликтов. 31. Ваше понимание категории «национализм». 32. Национальная и этническая культура. 33. Дайте характеристику территориальной и этнической концепции нации. 34. Диалог как принцип культурного развития. 35. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. 36. Культура и глобальные проблемы современности 37. Религиозный фактор в жизни России. 38. Постмодернизм как тип культуры. 39. Основные идеи консерватизма. 40. Тоталитаризм как феномен культуры.
ГЛОССАРИЙ 1. АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ– приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т. п. А. к. – один из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей. 2. Анимизм(от лат. animus – дух, душа) – термин, обозначающий одушевление явлений предметного мира. 3. АНОМИЯ (от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. 4. АРТЕФАКТ КУЛЬТУРЫ(лат. artefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. 5. Архаика (от греч. archaikos – древний) – в широком смысле слова подразумевает культуру древних цивилизаций; в узком смысле – определенный период древнегреческой культуры, охватывающий VII–VI вв. до н.э. 6. АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ– это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры. 7. АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ(лат. assimilatio – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого» народа, другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. 8. АТЕИЗМ (фр. atheisme < гр. atheon – безбожие) – система научно-мировоззренческих взглядов, отвергающая всю совокупность религиозных представлений. 9. ВАРВАРСТВО – средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость, В., цивилизация). В. (перенос.) – крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурие. 10. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ(англ. western– западный) – в культурологии термин употребляется для обозначения бездумного заимствования англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и даже языка. 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР –особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. 12. Городская культура – город, как культурологическое понятие, есть образ человеческой жизни и способ существования культуры, который мы и определяем в качестве Г. к. Город – нечто «огороженное» и защищенное от натиска хаоса, образующее оппозицию: культура – варварство. Город в определенном отношении противостоит деревне как образу жизни. Деревня – «дыра» («дерево» – от слова «драть», «выдирать», вспомним подсечное земледелие). В городе – свет (освещенность и просвещенность). В городе – общение, интуиция, полет фантазии. 13. Государственная культурная политика– совокупность принципов, норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Государство, будучи важнейшим институтом политики, в любом обществе оказывает то или иное воздействие на культуру через определение целей и приоритетов ее развития, а также ресурсное обеспечение. 14. ГУМАНИЗМ(лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. 15. ДИАЛОГ КУЛЬТУР– процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает свою индивидуальную самобытность. 16. ДИКОСТЬ – наименование первого этапа человеческой истории, этому периоду соответствует время антропогенеза и раннего родового строя (палеолит и золит). В первом значении Д. – крайняя степень бескультурья и грубости. 17. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого. 18. Диффузия культурная (лат. diffusio – распространение, растекание, расширение) – процесс заимствования, присвоения каких-либо черт, особенностей, достижений, паттернов культуры одного общества или этнической группы другим обществом, группой. 19. Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества: интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле термин «Д. к.» интерпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности. 20. Душа – уникальный факт во Вселенной, связанный лишь с нашей человеческой культурой и неотделимый от человеческого тела, определяющий способности и личность людей. 21. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ– устойчивая и повторяющаяся последовательность событий культуры, объединенных в систему. Важнейшей социальной закономерностью является возрастающая роль культуры в общественном развитии. 22. ЗНАК – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя др. предмета, события, действия, субъективного образования. 23. ЗНАНИЕ– продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. 24. ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ –процессы развития ценностей на чуждой им основе. 25. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ (лат. iп – в + culturs – возделывание, культивирование) – процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру. 26. Институт культурный, социальный (лат. lnstitutum, – устройство, организация, заведенный порядок, установление, учреждение, обыкновение, обычай) – исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, принципов, установок, ценностей и т. п., обеспечивающих упорядочение, регулирование отношений и взаимодействий между людьми. 27. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ(лат. integratio – восстановление, восполнение) – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями. 28. Интеллигенция(от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным) трудом, распространением и развитием культуры. 29. ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ (лат. infra – под + structura – строение) – система условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культур, ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, системы управления и экономического обеспечения культурной жизни). 30. Искусство– сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. 31. КАРТИНА МИРА – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер, формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. 32. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ – наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. 33. Кич (от нем. verkitchen – удешевлять, или англ. fоr the kitchen – «для кухни») – одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. 34. Классика (от лат. classicus – первоклассный, образцовый). В самом широком смысле – это мировое и отечественное культурное наследие, имеющее непреходящую ценность для человечества. В узком – художественное наследие античности; определенный исторический этап в развитии национальной культуры, обладающий характерными классическими чертами: соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравновешенностью; совершенные произведения художественной культуры, являющиеся шедеврами, образцами, «недосягаемой нормой» в истории искусства. 35. КОД КУЛЬТУРЫ (фр. code) – совокупность знаков (символов и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. 36. Коммуникация культурная –общение людей друг с другом по специально организованным каналам (транспортным, информационным) для трансляции определенного информационного объема (общение – сообщение). Транслируя определенную меру энергии (любви, душевного тепла и т. п.), мы сообщаем и определенные человеческие смыслы. 37. КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР(лат. converge – приближаться, сходиться) – процесс сближения, схождения культур. 38. КОНСЕРВАТИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. conservare – сохранять, охранять) – приверженность к сформулированным духовным ценностям нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т. д. 39. КОНТРКУЛЬТУРА (лат. contra – против) – субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. 40. КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. conflictio – столкновение, спор, борьба, conflictus – удар, бой) – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. К. к. специфичен своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т. п. 41. КРЕАТИВНОСТЬ(лат. creative –творческий, лат. creation –создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, способность осуществить нечто новое. 42. КРЕАЦИОНИЗМ (лат creation – создание) – идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. 43. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ– понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. 44. Культ(от лат. cuttus – почитание) – 1) совокупность способов взаимодействия с сакральным объектом (религиозный культ в широком смысле слова); 2) группа последователей основателя вероучения (харизматический культ); 3) синоним религиозного или квазирелигиозиого ритуала. 45. Культура (от лат. cultura, – возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere – взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием) – специфический способ жизнедеятельности людей в отличие от животных, основанный на нормах, воплощающих определенные идеалы и ценности, связанных с особым взглядом на мир, мировоззрением; воплощение этих норм и идеалов в сознании, поведении, результатах труда людей. Культура – все, что произведено человечеством в материальной и духовной сферах в процессе исторической практики. 46. КУЛЬТУРА БЫТА– уклад повседневной жизни, непосредствено связанный с удовлетворением материальных и духовных потребностей, с воспроизводством как самого человека, так и человечества в целом. 47. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. 48. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ– сфера человеческой деятельности и результаты этой деятельности; совокупность материальных благ, созданных людьми. 49. КУЛЬТУРА МИРА– сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о культуре мира, 1998 г.). 50. КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВЕННАЯ – особая социализированная сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами об-ва, складывающихся в процессе их совместной деятельности, направленной на жизнеобеспечение, на удовлетворение их первичных потребностей в пище и жилище, а также потребностей в иных товарах и услугах. 51. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА – культурные изменения, причинно обусловленные предыдущим ее состоянием. 52. КУЛЬТУРНАЯ НОРМА– правило, точное предписание, образец в области каких-л. действий или создания каких-л. предметов, вещей. 53. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ народов России– материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории иобъекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. 54. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ –нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. 55. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. 56. КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. 57. КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ(лат. pluralis – множественный) – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру, не сводимую к культуре иной группы и потому имеющую право на сохранение. Равенство культур, вне зависимости от их социального потенциала и масштабности, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации. 58. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ(лат. cultura +...генез) – учение о происхождении культуры. 59. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (лат. cultura + гр. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т. е. охватывающая всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. 60. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. 61. МАГИЯ (греч mageia – волшебство) – одна из форм первобытной религии, основанная на том, что непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. 62. Маргинальная культура(от позднелат. marginalis – находящийся на краю, на границе) – это пограничная, переходная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур социальных групп. 63. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА(лат. massa– ком, кусок + cultura)– совокупность явлений культуры XX в. и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление этой культуры. 64. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУЛЬТУРА – культура отношений между государствами, народами и нациями. Она базируется на признании суверенитета государств и принципов мирного сосуществования, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения человеческого достоинства. 65. МЕЗОЛИТ – средний каменный век, переход от древнего к новому веку (около X–V тыс. до н.э.). 66. МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ(фр. mentalite < лат. mentalis – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательные акты, доминанта мышления. 67. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. 68. Миф – (гр. mythos – сказание, предание) – рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии о героях). 69. МИФОЛОГИЯ(гр. mythos – сказание, предание + logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, изображения природы, всего мира как населенных живыми существами с присущими им магическими, чудесными и фантастическими свойствами; как средство самовыражения человека, М. являлась господствующей формой воззрения в родовой общине. 70. МОРАЛЬ – форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе. 71. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. 72. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. 73. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, песни, сказки, эпос), музыке (песни, инструментальные наигрывания и пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. 74. Наследие культурное– это относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию. 75. Наука– способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. 76. Национальная культура–разновидность субкультуры, совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. 77. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание представителями нации своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития. 78. НАЦИЯ (лат. natio – народ) – исторически сложившиеся объединения людей, обладающих обшей территорией, хозяйственной деятельностью, языком, психическим складом, проявляющимся в общей культуре. 79. НЕОЛИТ(гр. neos– новый, lithos – камень) – новый каменный век, период (ок. VIII–III тыс. до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). 80. НООСФЕРА(гр. noos – разум, sphaira– сфера, область) – термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. 81. НРАВСТВЕННОСТЬ– внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. 82. НРАВЫ – понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают. 83. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ –явления общественной жизни и природы, имеющие непреходящее значение для человека и общества: благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, любовь к самому себе и ближнему, Отечество; главная ценность – человеческая жизнь. Эти ценности сближают разные народы, различные религии, культуры, эпохи и находят свое отражение в документах о правах человека. 84. ОБЩИНА – основная экономическая ячейка первобытно-об-щинного строя. 85. Обыденная культура –неспецифическая сфера культуры, все проявления культуры в обыденной действительности, нерефлектированные, т. е. такие, о формах и технологии которых люди чаще всего вообще не задумываются. 86. ОБЫЧАЙ– воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. 87. ПАЛЕОЛИТ – древний каменный век, первый период каменного века, продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) и примерно до X тыс. до н.э. 88. ПАНТЕИЗМ(гр. pan – все + theos– бог) – воззрение, в соответствии с которым Бог и мир – одно и то же, Бог растворился в природе. 89. Пассионарность(от лат. и франц. passio–страсть) – страстная и неуемная жажда деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающая как некоторых отдельных людей, так и некоторые человеческие объединения. 90. ПАТТЕРН КУЛЬТУРНЫЙ(англ. pattern – примерный, образцовый) – устойчивое образование, состоящее из действий, представлений и оценок. 91. ПОЛИТЕИЗМ (поли... и гр. theos – бог) – многобожие, вера во многих богов. 92. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. 93. ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ – множественность форм культуры, многообразие; чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей, что создает П. к., не сводимый к каким-либо однозначным характеристикам. 94. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – третья (после аграрного и индустриального обществ) стадия развития человечества. 95. ПОСТМОДЕРНИЗМ (букв. – то, что после современности, модерна) – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившееся в конце 60-х гг. ХХ в. 96. РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ– понятие, которым обозначаются религии, имеющие наднациональный характер и получившие повсеместное распространение. К традиционным Р. м. относятся буддизм, христианство и ислам. 97. РЕЛИГИЯ –(лат. religio – букв, «связь», благочестие, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическое действие (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. 98. РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ(лат. relativus– относительный) – мировоззренческая тенденция, в рамках которой утверждается множественность культур, путей их развития и ценностных систем, культурно-исторических типов. 99. РИТУАЛ – исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного, символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. 100. Свобода – характеристика присущего только человеку способа бытия. 101. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ(лат. saecularis – светский) – обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую 102. СИНЕРГЕТИКА(греч. synergos – совместно действующий) – область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. 103. СИНКРЕТИЗМ(rp. synkretismos – соединение, объединение) – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо. 104. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). 105. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС –резкие изменения в социально-культурной сфере, связанные с процессом дезинтеграции ценностных систем, с ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов, с утратой людьми чувства стабильности и уверенности и нарастанием настроений растерянности и страха. 106. Специализированные сферы культуры–проявления культуры в известных исторически сложившихся сферах разделения труда. Можно перечислить следующие С. с. к.: физическая, хозяйственная, политическая, правовая, научная, философская, религиозная, художественная. 107. СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. stratum – настил, слой) – наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности, в разных областях культурной практики. 108. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ (лат. structura – строение, порядок, связь) – термин употребляется в культурологии для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. 109. СУБКУЛЬТУРА(нем. subkultur < лат. sub – ниже, под + нем. kuhur– культура; англ. subculture)– особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. 110. Табу (полинезийское) – система запретов в любой сакрализованной системе ценностей, относящаяся к телесному «низу», (сексуальности). В доклассовом обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых, по суеверным представлениям древних людей, карается сверхъестественными силами. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и, прежде всего, были направлены на соблюдение брачных норм. 111. ТВОРЧЕСТВО – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые (не имеющие аналогов в культурной деятельности человека, социума) материальные и духовные ценности. 112. Тоталитарная культура –система ценностей и смыслов со специфическим социальным, философским, политическим и этническим содержанием, построенная на устойчивой мифологеме единства культуры, исключающая все культурные элементы и образования, противоречащие этому единству, относимые к враждебным, чужеродным. 113. Тотем (на языке сев. америк. племени оджибве – poд) – животное, растение, предмет или явление природы, которое считается древнейшим предком, родоначальником определенной этнической группы (племени). 114. ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии первобытного общества. 115. ТРАДИЦИЯ (лат. traditio – передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. 116. ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ ИНВЕРСИЯ – термин для определения направления транскультурации, в процессе которого представители более развитой, престижной или господствующей культуры переходят на позиции культуры «малой» (или подавленной). 117. ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ (лат. trans – сквозь, через). Т. проявляется тогда, когда определенная этнокультурная общность, в силу добровольной миграции или насильственного переселения, перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначит Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы