Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. 8. ИНДИЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ТИПЫ КУЛЬТУР



В широком смысле слова под «Востоком» понимают культуры Индии, Китая возникшие в глубокой древности, и связанные с ними культуры соседних стран (Япония, Корея, Вьетнам, Монголия, Непал, Бирма и др.). Между ними характерны межкультурные взаимодействия. Японская культура несколько более самобытна (культ предков — синтоизм), но так же связана с пришедшим из Индии буддизмом и конфуцианством из Китая. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация собственных прагматических целей в жизни — на Востоке главная ценность человеческого бытия.

Национальная религия китайцев — конфуцианство — возникла 2.500 лет назад. Это нравственно-философское и социальное учение о справедливых и гармоничных взаимоотношениях между людьми и управлении государством.

Основы конфуцианства заложил древнекитайский мыслитель Конфуций. Одна из самых его известных его заповедей гласит: «Не делай другому того, чего не желаешь сам себе, и тогда в семье и государстве к тебе не будут испытывать вражды». Первоначальное конфуцианство — культ раболепного почтения императора, чиновников («мандаринов») до сыновей почтительности к старшим родственникам. Власть императора («сына Неба») — наивысшая мудрость. Издавна возникли сложные обряды этикета («китайские церемонии»), принизывающие всю структуру общественной жизни.

Конфуцианство веками было государственной идеологией, чиновники обязаны были его изучать и сдавать экзамены. Конфуцианство определило свой социальный идеал человека — бескорыстие, безупречную мораль, гуманность, сознание выполненного общественного долга, этикет почтительности. Цель человека и общества — движение и приближение к высшему идеалу.

Учение Конфуция переплетено в Китае с даосизмом, основанным его старшим современником Лао Цзы. В даосизме есть представление о противоположных и взаимосвязанных мировых силах «Инь» и «Ян», с нарушением гармонии которых в мире наступает хаос. Небо и Земля — две важнейшие части мироздания. Инь, образовавшее Землю, предстает как женское начало (мутное, тяжелое, холодное). Ян, образовавшее Небо, предстает как мужское начало (светлое, теплое, легкое).

В даосизме превыше всего мировой закон «Дао» (кит. — путь), предначертанный каждому «путь жизни», это место человека в этом мире, его судьба и т. д. «Дао» назначается каждому человеку при зачатии, и его изменить нельзя. Его имеют и люди, и животные, и все сущее на Земле. Совершая любые поступки, человек должен это всегда помнить.

Лучший способ познать свое «дао» — бесконечное познание мира в целом и себя как его части. Чем больше знаний человек имеет, тем больше увидит взаимосвязей между отдельными явлениями, тем яснее станет ему картина мира. Надо осознать свое место в мире, найти свое «дао» и следовать ему в течение жизни. Тогда человек сможет достичь всеобщей гармонии в отношениях с Вселенной, природой и быть счастливым.

Религиозный поиск, стремление к духовному совершенствованию, характерен и для буддизма. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни (Будда), был сыном царя небольшого государства в Северной Индии. Будда (Просветленный) взрослым человеком отрекся от роскоши, покинул дворец и стал вести аскетический образ жизни. После нескольких лет отшельничества достиг «просветления». Годы жизни он посвятил распространению новой религии и в 80-летнем возрасте навсегда ушел в нирвану. В 1954 г. буддисты всего мира отметили 2500-летие этого события.

Главные идеи своего учения Будда изложил в бенаресской проповеди в форме «четырех благородных истин». Будда учил, что причина страданий человека заключается в его неспособности отказаться от мирских желаний, стремление к радостям земного существования. Надо отказаться от них и следовать «восьмеричному пути» — праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и праведному самоуглублению.

Путем медитации можно достигнуть «нирваны» (полное отключение сознания человека от всех желаний и жизненных потребностей). Главная цель жизни – прервать цепь бесконечных перевоплощений «души». Полная реализация этих духовных устремлений возможна лишь в монастыре, чему нужно посвятить весь смысл своей жизни.

В буддизме распространено монашество. Существует традиция, что юноша в восемнадцатилетнем возрасте на 1-2 года уходит в монастырь, чтобы решить, остаться там навсегда, или вернуться в мирскую жизнь.

Буддизм распространился в основном за пределами Индии — в Шри-Ланке, Непале, Тибете, Монголии, Китае, Вьетнаме, Японии и некоторых других странах Азии.

Как буддизму, так и индуизму, свойственно представление о переселении «души» (метемпсихозе). Общими для них являются и понятие «сансара» — представление о непостоянстве всего живого, единая цепь переходов «души» из одного телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти. Другое общее понятие «карма» — общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и полагающихся последствий. Карма определяет характер нового рождения «души» и последующего бытия.

***

В конце 18 века Индия была завоевана европейскими колонизаторами. В 1947 году Индия стада независимой страной, и в 1950 г. приняла конституцию, по которой стала парламентской республикой. Правительство провело ряд реформ, важнейшей из которых стала аграрная. Бывшие арендаторы стали землевладельцами. «Зеленая революция» помогла усовершенствовать сельское хозяйство и обеспечила минимальные потребности миллиардного населения Индии.

В современной Индии буддистов всего 1% населения, около 100 млн. мусульман. При сложности национального, религиозного и кастового состава населения, Индия отличается внутренней стабильностью, устоявшимися европейскими демократическими нормами и институтами. Из-за многоязычия английский язык принят как государственный. Однако британские парламентские, политические и правовые нормы и институты имеют печать индуистской и общинно-кастовой традиций (идейная терпимость, ненасилие, плюрализм, уважение к меньшинству).

Одной из сложных проблем Индии является демографическая. За период независимости численность населения более чем удвоилась. Города переполняются выходцами из деревни, растут трущобы.

Другаяпроблемастойкость кастового строя. Характерная черта индийского общества — деление на касты, без чего невозможно понять его характер и своеобразие культуры. Касты фиксируют строгую дифференциацию людей в обществе, заставляя низшие касты, составляющие 3/4 населения, соблюдать известную социальную дисциплину.

Существуют четыре касты — брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (слуги и крестьяне). Ниже них находятся «неприкасаемые», занимающие самое низкое положение в обществе, которые не входят ни в одну касту и должны мириться с жалким существованием.

Индуист не может перейти из одной касты в другую. Каста определяет в жизни индийца все: рождение, воспитание, вступление в брак, имена детям, обучение, выполнение ритуалов. Как член своей касты, индиец обладает и рядом прав — на поддержку со стороны всей касты, на участие в семейных праздниках и других событиях. Кастовость придавала незыблемость, упорядоченность и смысл жизни.

Индуизм — национальная религия индусов, возникла в I тысячелетии н.э., который исповедует более 80% жителей Индии. Вероучение и культовая практика индуизма сложились в результате длительной эволюции древней ведической религии (санскр. «веды» — ведать, знать) и брахманизма. В его основе — идеи всеобщей закономерности и целостности мира, круговорота жизни, воздаяния за поступки, реинкарнации, возможности выхода за пределы круга перерождений и др. Основу индуизма составляют древние «Веды» (в санскрите — ««ведать», «знание») и более поздние священные тексты — «Брахманы», «Упанишады», эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата».

Одна из религиозно-философских систем индуизма — йога (от санскр. — «связь», «сосредоточение») — совокупность медитативных практик и психофизических техник, ведущих к глубочайшей трансформации человеческой природы и постижению сокровенных законов бытия. Ведет человека к преодолению всего преходящего и достижению освобождения («мокши»).

Помимо обязательных храмовых и домашних ритуалов, каждый индуист проходит через обряды жизненного цикла. Обряды отмечают путь человека от зачатия до погребального костра. Жизнь не кончается с физической смертью, ибо «душа» проходит новый цикл перерождений («сансара»). После смерти — сожжение (иногда — погребение), по правилам, предписанным своей касте. «Душа» попадает в следующем рождении человека в соответствующую касту в зависимости от того, каким было поведение человека в предшествующей жизни.

Современный индуизм включает в себя самые разнообразные идеи, верования, формы поклонения. Последователи индуизма есть во всем мире.

***

Итак, для восточных традиционных культур в целом, характерны такие основные черты:

— здесь нет европейской идеи развития, прогресса, а только идея повторения, замкнутости — нет начала и конца;

— необязательность веры в богов в христианском ее понимании: здесь выше Бога Мировой закон — «Дао» (кит. — «путь»), или «Брахман» (инд. — всеобщий Абсолют); все религии здесь тесно переплетены с философией;

— человек не живет в мире, а «переживает» мир, здесь царят не логика, не европейская рациональность, а, прежде всего, чувства, иррациональное.

— основа религиозного мировоззрения — вечная жизнь, здесь нет рая, ада, царства смерти, как в христианстве и исламе;

— характерны религиозные верования интровертного характера, т. е. устремленность к внутреннему миру человека;

— идея «успокоения» и гармонии человека и мира — лейтмотив всей восточной культуры;

— вечный мир закона реализует себя после смерти через возрождение «души», а характер этого возрождения определяется образом жизни, поведением;

— идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта;

— поиск высшей истины путем личного просветления;

— мистический, эзотерический характер разума;

Названные черты характеризуют традиционализм восточных культур и специфику менталитета, весьма отличающегося от европейского.

В современных условиях синтез достижений цивилизаций Запада и Востока становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца плодотворного соединения национальных и модернизирующих культуру западных элементов называют Японию, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь