Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Русская художественная культура XIX в. Серебряный век.



План:

1. Русская архитектура первой половины XIX в.: классицизм и ампир.

2. Русская романтическая живопись первой трети XIX в.

3. Критический реализм в русском изобразительном искусстве.

4. Русская архитектура конца XIX – начала XX в.

5. Культура «серебряного века» и мирискуссники.

6. Русский авангард.

Литература:

Балакина Т. Н. История русской культуры. – М., 1995.

Георгиева Т. О. История русской культуры. – М., 1998.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пос. – М., 2001.

Ионов Н. Российская цивилизация XIX - начала XX в. – М., 1995.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.

Лапшина Н. П. «Мир искусства». – М., 1997.

Методические рекомендации:

В первом вопросе важно отметить принцип ансамблевости, отчётливо заявивший о себе в архитектуре первой половины XIX в. Выделить отличительные черты ампира как выражение идей государственного могущества в архитектуре классицизма указанного периода. Обратить внимание на символику ампира, проявившую себя в синтезе искусств. Во втором вопросе нужно обратить внимание на национальные особенности русской романтической живописи. Раскрыть особенности творчества О. Кипренского, А. Венецианова и А. Иванова. В третьем вопросе требуется осветить деятельность и определить значение для отечественной художественной культуры «Товарищества передвижных выставок». Обратить внимание на жанровую специфику русской реалистической живописи. Обозначить место русской пейзажной живописи 1880-х гг. в системе русской художественной жизни того времени. В четвёртом вопросе нужно осветить стилистические особенности русской архитектуры рубежа XIX–XX вв.: подчеркнуть особенности неоклассицизма и модерна. В пятом вопросе необходимо рассказать о многогранной художественной деятельности объедения «Мир искусства», о поисках представителей объединения новых форм выражения в искусстве и тем, позволяющих реализовать их замыслы. В последнем вопросе необходимо указать на связь русского авангардного искусства с западным и подчеркнуть его самобытные национальные черты. Особое внимание уделить таким направлениям в изобразительном искусств как абстракционизм и супрематизм.

Студентам предлагается подготовить докладна пять-семь минут по следующим темам:

Наука XIX в. и её влияние на искусство.

Проблемы кризиса культуры рубежа веков в искусстве.

Русское классическое искусство.

Проблемы русского общества и их отражение в русском искусстве XIX в.

Деятельность товарищества передвижных выставок.

Русские меценаты и искусство.

Русский театр XIX в.

Религиозная философия и искусство Серебряного века.

Художественные объединения Серебряного века.

Дягилев и «Русские сезоны» в Париже.

Приложение 3

Задания для СРС и методические указания к их выполнению

 

Тема 1: Эволюция представлений о культуре в эпоху Просвещения

 

Задание: Разработать таблицу: «Просветители о культуре»

Источники:

1.Культурология: Учеб. пос. – Ростов н/Д., 2004 – С. 26–30.

2.Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры: Учеб пос. – М., 2004. –С. 28–46.

 

Методические рекомендации: В таблице необходимо отразить взгляды европейских (французских и немецких) философов эпохи Просвещения на культуру. Обязательно должны быть отражены в таблице концепции Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Гегеля.

Примерная структура таблицы

Представитель просветительской философии. Страна Основное содержание концепции. Основные труды Основные понятия, характеризующие культуру в концепции автора
И. Гердер (1744–1803) Германия «О происхождении языка» (1772) Объясняет происхождение языка на основе изучения естественных законов, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинён законам природы, однако в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – «смышлённость». Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышлённость как и общественные связи междулюдьми выражаются в языке. Т.о. триада, мысль–общество–язык, является особой человеческой формой жизни и в своей целостности равнозначны для человеческой культуры. Становление и развитие языка Гердер осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. «Идеи к истории философии человечества» (1791) ……………. «смышлённость» язык общество  
     
     

 

Таблица оформляется на отдельных листах, возможен рукописный вариант или печатный.

 

Тема 2: Современные представления о культуре

Задание: В энциклопедиях и словарях и по разным научным дисциплинам: философии, искусствоведению, эстетике, психологии, социологии, археологии, лингвистике, литературоведению, культурологии, этнологии и др. (не менее 12) найти и выписать определение культуры; определить его типовую принадлежность в соответствии с современными классификациями (классификация А. Крёбера и К. Клакхона).

С классификацией А. Крёбера и К. Клакхона можно ознакомиться по учебнику Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры: Учеб пос. – М., 2004. –С. 110–114.

 

Методические рекомендации: При работе со словарями необходимо фиксировать полную словарную статью и обязательно указать источник, откуда взято определение. Затем, осмыслив его содержание, необходимо определить к какой из типологических групп классификации А. Крёбера и К. Клакхона он относится. При этом важно обосновать свой выбор. Возможно, что определение может быть отнесено к двум и более типологическим группам, но они должны быть аргументированы.

 

Работа выполняется на отдельных листах, возможен рукописный вариант оформления или печатный.

 

Тема 3: Семиотика культуры

 

Задание: Подготовить реферат по следующим темам:

1.Знаки и знаковые системы в культуре.

2.Естественные и искусственные языки.

3.Культура как текст.

4.Семантика храма.

5.Знаковая система культуры и художественный язык.

6.Мифологические модели мира.

7.Наука как знаковая система.

8.Семиотический анализ религии.

9.Социокультурные особенности масс-медиа.

10.Художественно-религиозная символика мусульманской культуры.

11.Концепция семиосферы Ю. М. Лотмана.

12.Знаки и символы в современной массовой культуре.

13.Содержание религиозных символов.

14.Символика цвета в различных культурах.

15.Ритуал как символ.

16.Символика в национальных культурах.

17.Госудаственная символика: эволюция в историко-курном процессе.

18.Происхождение и эволюция символов.

19.Военная символика.

20.Иконическая символика.

21.Герменевтика как искусство толкования священных текстов.

22.Семантика средневековых символов.

23.Мода как знаковая система.

24.Семантика Библейских текстов.

25.Естественные языки.

26.Искусственные языки.

27.Символика этикета в разных культурах.

28.Символичность фольклора.

29.Символы эпохи Просвещения.

30.Символика в искусстве.

 

Методические рекомендации: Реферат – это вид самостоятельной письменной работы, представляющий собой краткий обзор содержания печатных и электронных источников по избранной теме. Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска литературы, аналитической работы с литературой, периодикой, интернет-источниками и последующего письменного оформления текста. Тема, выбранная студентом обсуждается с преподавателям. При необходимости даются конкретные методические рекомендации по разработке темы реферата.

Качество работы оценивается по следующим параметрам:

· логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;

· чёткая структура (связь между разделами работы);

· грамотность оформления текстовой части работы.

Объём реферата должен составлять 20 страниц машинописного текста оформленного в формате Word для Windows. Текст реферата должен оформлен 14 шрифтом Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, красная строка – 1, 25 мм, выравнивание шрифта текста.

Структура реферата включает:

· титульный лист (оформление в Приложении 1);

· оглавление (состоящее минимум из трёх частей);

· введение – обоснование избранной темы, её важность, цель и задачи работы;

· основной текст (в ходе изложения основного текста необходимо использовать внутритекстовые сноски; оформление – Приложение 2);

· заключение должно содержать основные выводы по теме реферата: значимость данной темы в развитии данной отрасли научного знания;

· список используемых источников должен содержать не менее 8–10 источников, включая словари, энциклопедии, монографии, периодику и интернет-источники (список литературы оформляется в соответствие с требованиями ГОСТа – оформление – Приложение 3).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь