Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Искусство эпохи итальянского и Северного Возрождения
План: 1. Отличительные особенности итальянского и Северного Возрождения. 2. Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи, неосуществленные замыслы, наброски, рисунки, проекты). 3. Идеал красоты в живописи Рафаэля Санти. 4. Микеланджело Буонарроти как ваятель, живописец, архитектор и поэт. 5. Мрачные фантазии Иеронима Босха («Несение креста», «Искушение Святого Антония» и др.). 6. народный колорит Питера Брейгеля Старшего («Падение Икара», «Слепые», «Избиение младенцев в Вифлееме» и др.) 7. Основоположник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер («Апокалипсис», «Меланхолия» и др.). Литература: Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи. – М., 1991. Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд). Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1990. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. – М., 2001. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. пособие / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш и др. – М., 2001. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). – Ростов-н / Д., 1997. Методические рекомендации: Необходимо ответить на вопрос: почему именно в Италии возникает новый исторический этап Возрождение? Указать периоды эпохи Возрождения. Выявить общее и особенное в картинах художников периода Высокого Возрождения и художников Северного Возрождения. Определить понятия «гуманизм», «антропоцентризм», «титанизм», «модификация средневековой художественной культуры». Презентации или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос. При выполнении сравнительного анализа картин необходимо выявить общие и особенное в картинах художников Германии и Нидерландов с итальянскими (на выбор студента). Подготовить устный доклад на пять-семь минут по следующим темам: Религиозная основа искусства Северного Возрождения. Литература и философия эпохи Возрождения. Открытие перспективы итальянскими художниками. Особенности жанровой структуры искусства эпохи Возрождения. Титанизм как характерное явление эпохи Возрождения. Природа в творческом осмыслении мира эпохи Возрождения. Проявление божественного и человеческого в искусстве Возрождения. Взаимосвязь искусства и науки в европейском Возрождении и др. Тема 6. Фламандское и голландское искусство XVII века. Художественная культура эпохи Просвещения План: 1. Общая характеристика голландского и фламандского искусства XVII века. 2. Мастерство Питера Пауля Рубенса и натюрморты Франса Снейдерса. 3. Творчество Рембрандта. 4. Основные черты эпохи Просвещения. 5. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж. -Ж. Руссо. Проблема воспитания нового поколения людей. Мечта о природе и сентиментализм. 6. Рококо: творчество художников А. Ватто, Ф. Буше, Ж. -Б. Шарден, Л. Фрагонар. 7. Французская скульптура XVIII в.: Жан Антуан Гудон. 8. Художественная культура Англии XVIII в. (Д. Рейнолдс, У. Хогарт, Т. Гейнсборо). Литература: Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд). Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1990. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2004. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). – Ростов-н / Д., 1997. Методические рекомендации: Выявить общее и особенное в картинах художников Голландии и Фландрии. Обратить внимание на два направления эпохи Просвещения: вольтерианство и руссоизм (последователи Вольтера и Руссо). В чем их разногласия. Определить художественные стили эпохи Просвещения. Презентации или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос. При разработке таблицы необходимо обратить внимание на основные теоретические положения таких стилей как барокко, классицизм, сентиментализм, рококо; указать крупнейших представителей данных стилей в различных видах искусства.Тема таблицы: «Художественные стили Просвещения». При выполнении сравнительного анализа картин необходимо выявить общее и особенное в картинах художников Голландии и Фландрии (на выбор студента).
Тема 7. Художественные направления XIX века: романтизм и реализм. План: 1. Романтизм – идейно-художественное направление первой половины XIX века. Общая характеристика. 2. Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Теодор Жерико. 3. Реализм – идейно-художественное направление второй половины XIX века. Общая характеристика. 4. Барбизонская школа живописи: Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро и др. Литература: Гнедич П. П. История искусств. – М., 2005. (или др. изд). Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1990. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. – М., 2001. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. – М., 2004. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). – Ростов-н / Д., 1997. Методические рекомендации: Обратить внимание на причины рождения нового художественного направления – романтизм. Определить основные отличия романтизма и реализма в творчестве художников, писателей, композиторов. Также определить общее и особенное реализма и натурализма. Студентам необходимо разработать презентации, посвящённые творчеству выдающихся художников-реалистов и романтиков (писателей, живописцев, музыкантов). Презентация должна содержать не менее 20 слайдов. Обязательны слайды с указанием исполнителя и используемой литературой.
Тема 8. Древнерусская культура. Русское Просвещение. План: 1. Культура Киевской Руси: становление государственности и принятие христианства. 2. Культура эпохи монголо-татарского нашествия. Общая характеристика. 3. Москва – культурный и духовный центр государства. 4. Культура Российского государства в XVI в. 5. Духовная и художественная жизнь русского общества в XVII в.: новации в образовании и художественном творчестве. 6. Западноевропейские влияния в русской культуре XVIII в. Культура русского Просвещения. Литература: Балакина Т. И. История отечественной культуры. – М., 1994. – Ч. I. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993. Георгиева Т. О. История русской культуры. – М., 1998. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 1994. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М., 1987. Лихачёв Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. – М., 2003. Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. – М., 1995. Методические рекомендации: В первом вопросе необходимо рассмотреть влияние принятия христианства на все стороны древнерусской культуры: литературы, искусства, образования и пр. При подготовке к следующим вопросам необходимо обратить внимание на состояние духовной жизни русского общества: как повлиял церковный раскол и возникновение старообрядчества на содержание русской культуры. Рассмотреть особенности развития книгопечатания, церковного и светского, рассказать об основание Славяно-греко-латинской академии и возникновение русского театра. При рассмотрении особенностей художественной культуры XVII в необходимо указать на сближение культового и храмового зодчества, выделить западноевропейские влияния в монументальной живописи. При подготовке к шестому вопросу необходимо рассказать о петровской эпохе и определении нового статуса Российского государства, указать влияние реформ Петра на культуру и искусство России, рассмотреть судьбу петровских начинаний и формирование в XVIII в. дворянской культуры. Студентам предлагается разработать таблицу на тему: «Достижения в русской культуре XVIII в.: искусстве, литературе, науке, образовании».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы