Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индо-буддийский тип культуры



Учение Будды (Сиддхартхи, Гаутамы) появилось в VI веке до н. э. в историко-культурном контексте древнеиндийской цивилизации, которая к тому времени насчитывала уже около двух с половиной тысячелетий. Традиционные религиозно-мифологические воззрения того времени называют брахманизмом. Согласно брахманизму, в основе мироздания лежит единая мировая душа – Атман (или Брахман), которая является источником индивидуальных человеческих душ.

После смерти души людей переселяются в другие тела. Согласно закону кармы (посмертного воздаяния за поступки при жизни) душа может возродиться в человеке из более высокой или низкой Варны (сословие) или даже в животном. В сансаре (круге преходящих событий земной жизни) происходит переселение души из тела в тело, пока не достигнет нирваны – состояние высшего совершенства и блаженства, достигаемое в результате воссоединения души с Атманом.

Основные положения или «великие истины» буддизма:

«Святая истина о страданиях»: жизнь наполнена страданиями. Их доставляет нам наша пятикратная привязанность к земному бытию: «рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание».

«Святая истина об источнике страданий»: причиной страданий являются наши желания – «жажда бытия, жажда наслаждений, жажда могущества». Даже смерть не может избавить нас от страданий, потому что душа наша опять вернется в сансару.

«Святая истина о прекращении страданий»: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний. Необходимо «полное уничтожение желаний, чтобы они совсем ушли».

«Святая истина о пути к прекращению страданий»: восьмеричный путь самосовершенствования, который «открывает глаза, открывает и ум, ведет к покою, к познанию, к просветлению, к нирване». Он предполагает овладение искусством:

- праведно понимать (иметь глубокую веру в святые истины);

- праведно решать (принимать решения на основе этой веры);

- праведно говорить (не лгать, не грубить);

- праведно действовать (не вредить живому);

- вести праведный образ жизни (честным трудом);

- праведно нацеливать волю (на борьбу с соблазнами);

- праведно направлять внимание (духовное совершенствование);

- праведно самоуглубляться (сосредоточение на высших истинах).

Конечный идеал буддизма – нирвана как запредельное состояние и жизни, и смерти. В этом состоянии человек перестает существовать как «Я». Его душа, возвратившись в Атман, растворяется в нем и обретает высшее, абсолютное существование. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится «просветленным», т. е. Буддой. На земле, по представлениям буддистов, существуют святые люди (бодисатвы), почти дошедшие до нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью для творения добра.

Буддизм впервые создал небывалое до того братство людей из разных каст и народностей, духовно объединенных общей системой идей. Достоинство человека в сообществе последователей Будды стало определяться не его знатностью, богатством или властью, а внутренним выбором духовного идеала и стремлением к его осуществлению. Для буддистов и земные радости, и земные страдания представляются «чувственным обманом», а потому они встречают и то и другое с безразличием.

Буддизм требует не аскетизма, а лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. Буддист не отказывается от вкусной пищи и не огорчается из-за того, что питается впроголодь. Но он не опускается до того, чтобы видеть в еде источник удовольствия или страдания. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. Буддизм утверждает призрачность земного бытия, проповедует необходимость полного отрешения от него.

В ходе своей долгой истории буддизм различным образом модифицировался, возникло множество его разновидностей. В Китае буддизм сблизился с местными религиями – даосизмом и конфуцианством. В Японии буддизм мирно уживается в сознании людей с древней японской языческой религией синтоизма. В Тибете и в Монголии с VIII века утверждается тантрический буддизм (ламаизм). Из Монголии буддизм распространился на территории России среди бурятского, тувинского, калмыцкого населения.

В XX веке тантризм и японско-китайская версия буддизма (дзэн-буддизм) стали приобретать популярность и в западном мире. Разочарование в ценностях западной цивилизации, ощущение духовной пустоты, абсурдности и бессмысленности жизни приводит часть населения к принятию буддийской проповеди отказа от погони за материальными благами, самоуглубления в свой духовный мир. Как отмечают приверженцы современного буддизма, с этих позиций бессмысленность повседневного бытия перестает восприниматься как трагедия утраты смысла жизни.

Буддийская культура связана с проповедью общественного согласия, равноправия и ненасилия. Главные принципы буддизма: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. Благоразумие, умеренность, сдержанность являются характерными чертами буддийской этики. В сфере духовной культуры буддизм развил традицию поиска особых психических сил человека. Это позволяет ему управлять физиологическими процессами в собственном теле, проникать мыслью в глубочайшие тайны мироздания.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь