Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейская культура Нового времени



В Новое время, в XVIII - XIX веках западноевропейское общество вступает в новую фазу политического, экономического, социального, культурного развития, начинают развертываться буржуазные отношения. Секуляризация культуры, идеология свободы и самостоятельности человека, экономический и политический либерализм, завоеванные в ходе буржуазных революций, явились фундаментом Просвещения XVIII века. Задача Просвещения – дать обществу дисциплинированного субъекта.

В XIX веке утверждается капиталистическая система хозяйства, основанная на свободе предпринимательства, применении наемной рабочей силы. Индустриализация приучила человека к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, существенно расширила грамотность масс. Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях. От общества свободной конкуренции она эволюционирует к новому этапу в развитии капитализма – монополистический.

Вместе с тем, культура Нового времени XIX века вступает в стадию кризиса, который сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества и художественной культуре. В своей основе культура Нового времени базируется на ценностях рационализма, антропоцентризма, сциентизма, европоцентризма. 1914 год стал конечным пунктом культуры Нового времени с ее рационализмом и с верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Религия

Непосредственным предшественником Нового времени в Западной и Центральной Европе стала Реформация, носившая антифеодальный характер, но принявшая форму борьбы против католической церкви. Значительнейшим явлением Реформации стало открытие человеческой индивидуальности (личности) как важнейшего центра мироздания. Человек, открывший в себе равноправного собеседника с Богом, быстро осознает свою экономическую, политическую, интеллектуальную, духовную, нравственную свободы. Хотя чисто внешне в христианской религии мало что изменилось.

Богословы истолковывают Священное писание применительно к изменившимся реалиям мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть религии – вера в сверхъестественное. Научная картина мира побудила людей усомниться в христианской версии происхождения и существовании мироздания. Так эволюционная теория Дарвина показала, что человек является потомком человекообразных приматов. Фрейд пошел еще дальше, показав, что идея Бога – это объективация бессознательных мечтаний человека о защите и покровительстве.

К середине XIX столетия во Франции, Бельгии, Германии возникли движения за «национальную католическую церковь», а протестантизм распадается на множество сект. Введение обязательного светского образования детей, гражданской регистрации рождения, брака и смерти существенно ослабило позиции церкви и привело к падению роли религии в общественной жизни. Усиливается атеистические тенденции в обществе, рождается концепции отделения церкви от государства, проповедуется свобода совести и вероисповедания.

Философия

Английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) в работах «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон», показал всю важность научного знания для практической жизни. Но создателем научной программы Нового времени стал французский философ и математик Рене Декарт (1596 - 1650 гг.), который стремился к объяснению устройства Вселенной через конкретные физические явления, утверждая, что истинное познание осуществляется лишь посредством «интеллектуальной интуиции».

Самым мощным философским направлением Нового времени являлась классическая немецкая философия, родоначальником которой считается Иммануил Кант (1724 - 1804). Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) выступил против кантовского учения о «вещи-в-себе». Титаном классической философии стал великий немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма.

Согласно Гегелю, культура представляет собой реализацию абсолютного духа – мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие друг друга типы культур – это разные фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы: отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей.

В материалистической философии Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895) первичным объявляется бытие (материя), а вторичным – сознание (дух). Согласно их учению, развитие происходит через единство и борьбу противоположностей, но движущей силой в обществе выступает борьба классов. Культура и искусство входят в надстройку общества, определяются базисом, благодаря чему их расцвет не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.

В противовес философии Гегеля и Маркса сформировалось несколько философских школ и направлений. Позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт (1798 - 1857), – философское учение, согласно которому подлинное знание может быть получено только эмпирическим путем, на основе опыта и точного описании фактов. В философии Фридриха Ницше (1844 - 1900) основным понятием выступает «жизнь», рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность вечно текущего бытия.

К представителям романтической немецкой философии первой половины XIX века относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Артура Шопенгауэра (1788 - 1860), Серела Кьеркегора (1813 - 1855). Согласно Шеллингу, главный метод познания – интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному способам отражения. Шопенгауэр определяет источник бесконечного эгоизма человека в непрерывной «войне всех против всех». С его точки зрения, преодоление эгоизма происходит в сфере искусства и морали.

Выдающийся датский философ Кьеркегор, автор «экзистенциальной» диалектики личности считает, что каждый индивид последовательно проходит эстетическую, этическую и религиозную стадии на пути к Богу. По его мнению, какой бы ни была его онтологическая структура внешнего мира, он не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Для их решения философ рекомендует индивиду отдаться полностью воле Бога, быть преданным христианской истине.

Просвещение

Просвещение XVIII века явилось кульминацией Нового времени, определив основные направления социального и культурного развития последующих эпох. Просветители Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие вели активную борьбу против феодальной идеологии, сословного неравенства, католической церкви. Согласно их воззрениям, цели и идеалы Просвещения – свобода, ненасилие, веротерпимость, благосостояние и счастье людей и др. – могли быть достигнуты политической свободой и гражданским равенством людей.

Основы Просвещения сформулировал английский философ Джон Локк (1632 - 1704). В труде «Опыт о человеческом разумении» он к неотчуждаемым правам человека причисляет право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Локк считает, что правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но при соблюдении свободы и частных интересов всех. Шотландец Адам Смит (1723 - 1790), теоретик товарно-денежных отношений, считал, что именно рынок освободил человека от отупляющей феодальной системы зависимости.

Французским просветителем стал Дени Дидро (1713 - 1784), организатор и редактор Энциклопедии. Французским просветителем был Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), требовавший подчинения личности благу общества. К их числу относятся Вольтер (1694 - 1778), представивший историю как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры и политики, Шарль Монтескье (1689 - 1755), изложивший в трактате «О духе законов» основные положения социально-политического устройства страны.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804), который внес значительный вклад в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя – путь постепенных реформ. Однако, социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. От этих ударов Просвещение уже не оправилось.

Эпоха Просвещения внезапно сошла с подмостков истории, заставив задуматься потомков о её историческом предназначении. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просвещенцев обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, в обществе породили смуту, нарушили естественное, органичное развитие стран и народов. Неоспоримо то, что в спорах рождались современные концепции прав человека, гражданского общества, демократии, рыночной экономики, правового государства.

Политика

Защита естественных и неотъемлемых прав личности считалась важнейшей задачей Нового времени. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, образовала модели политической системы большинства европейских стран. Важной составляющей политической жизни становятся идейно-политические движения и политические либеральная, консервативная, социалистическая партии.

Принципы либеральной доктрины в экономике – защита частной собственности, свободного предпринимательства и рынка, невмешательство государства в экономику. В социальной сфере декларируется принцип равенства возможностей, отстаивание ценности индивида и его личной ответственности за принятие решений. В политике – принцип разделения властей, признания равенства в правах и свободах. В идеологии – принцип свободного обмена мнениями и права на борьбу идей.

Консерваторы стремились к сохранению старых порядков и учреждений, для укрепления общественных устоев – семья, социальная иерархия, монархия. Социалистическое движение стремилось к замене буржуазной социальной организаций на общественную собственность и справедливое распределение благ. Диапазон социалистического движения был представлен вариантами социализма, анархизма, марксизма.

Каждое из этих движений было организационно оформлено в политические партии. Так, в Великобритании соперничали консерваторы и либералы, во Франции – монархисты и республиканцы. Высшим учреждением, выражающим интересы народа и осуществляющим его волю, стали избираемые всем населением парламенты, которым принадлежала законодательная власть.

Политическая культура в XIX веке достигает зрелых форм. Проводится реформа избирательной системы, признается законной деятельность профсоюзов, отменяются ограничения на проведение стачек, принимаются законы об ограничении рабочего дня и охране детского труда и т. п. Таким образом, в Новое время был накоплен богатый опыт политической борьбы, сформулированы и апробированы важнейшие нормы и принципы правового государства.

Художественные стили

Если ведущим стилем искусства XVII века было барокко, преимущественно связанное с католической и феодально-традиционной культурой, то в XVIII веке во Франции возникает направление рококо, распространившееся по всей Европе. Художественный стиль «рококо» построен на асимметрии, легкости, грациозности, изысканности орнаментального ритма. Европейское искусство XVIII века также соединяло в себе новые стили художественного отражения – классицизм, романтизм, сентиментализм.

Классицизм стал своеобразной художественно-эстетической аналогией рационалистической философии. Для него характерна строгость и размеренность форм, стремление к возвышенным нравственным идеалам, создаваемым в ясных и органичных образах. Представители романтизма, в стремлении создать универсальную картину мира, проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры. Сентиментализм отражал просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры.

Художественное своеобразие культуры XIX века определяли такие стили, как классицизм, романтизм, реализм, натурализм, символизм. Реализм строится на объективном отражении действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реализм, проводя идеи гуманизма и социальной справедливости, обличал стяжательство, вопиющее социальное неравенство; эгоизм, лицемерие. Представители натуралистического направления исходили из представления о полной предопределенности внутреннего мира человека социальной средой, бытом, наследственностью.

Представители символизма сосредоточивали свое внимание на художественном выражении идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились посредством символов прорваться к «вещи в себе», к идеальной сущности мира, к скрытым реальностям бытия. Развитие европейской культуры Нового времени было исключительно разнообразным по стилевым направлениям художественного творчества – барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и постимпрессионизм.

Литература

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Писатели-просветители осознавали, насколько несовершенно общество и порочен человек. Но была надежда, что человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Эта мысль воплощена в Робинзоне Крузо из романа Даниэля Дефо (1660 - 1731) и в книге «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1667 - 1754).

Это было время новых философских убеждений. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика А. Попа (1688 - 1744). Его дидактическая поэма «Опыт о человеке» стала для Европы учебником новой философии. Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778) и его романах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании».

Классицизм в литературе представлен в творчестве основоположников немецкой классической литературы И.В. Гёте и И.Ф. Шиллера. Великий Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832) подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии «Фауст». Иоганн Фридрих Шиллер (1759 - 1805) в трагедиях «Заговор Фиеско» и «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева» и драме «Вильгельм Телль» озвучивает тему борьбы с тиранией, воспевая гимн свободе, обретенной в борьбе.

Истинной родиной романтизма была Германия. В первой половине XIXвека творил Генрих Гейне (1797 - 1856). В своих стихах и прозе поэт высмеивал наступившую после революции реакцию, защищал права всех и каждого выражать свои мнения, критиковал ошибки революции. Последней книгой стихов стала «Романсеро». В Англии огромным было воздействие Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 - 1824). Его перу принадлежат философские поэмы – драмы «Манфред» и «Каин». Одним из лучших произведений Байрона признан роман в стихах «Дон Жуан».

Английский романтизм представляют также Джон Ките (1795 - 1821) в одах «Огонь», «Психея», «Ода соловью», «Ода греческой вазе», а также Перси Бишу Шелли (1792 - 1822), автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание Ислама» Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии «Ченчи» и в лирической драме «Освобожденный Прометей» он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.

В первой трети XIX в. романтизм стал основным направлением в литературе Франции. Виктор Гюго (1802 - 1885) выступил за свободу и естественность, которые отражены в его романах «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется» и «Отверженные». Жорд Санд (1804 - 1876) в романах «Индиана», «Консуэло», «Мельник из Анжибо» поднимала жгучие социальные вопросы - положение женщины в семье и обществе, буржуазной морали, эгоизма собственников.

Литературу реалистического направления во Франции в 30 – 40-е годы XIX века создают Бальзак, Стендаль, Мопассан, Флобер. Вершина творчества Оноре де Бальзака (1799 - 1850) – «Человеческая комедия». Блестящий представитель реализма Стендаль (1783 - 1842) создал романы «Красное и черное», «Пармская обитель». Крупнейший представитель реализма Гюстав Флобер (1821 - 1880) создает романы «Мадам Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо». Остротой социального анализа отличается творчество Ги де Мопассана (1850 - 1893) - «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан».

В Англии литература реалистического направления берет начало с творчества шотландца Вальтера Скотта (1771 - 1832), создателя нового жанра исторического романа - «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Пуритане». В 30 – 40-е годы XIX века реализм становится ведущим направлением в английской литературе. Вершина английского критического реализма – романы Чарльза Диккенса (1817 - 1870), создателя «воспитательных романов». В конце XIX века реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством Голсуорси, Шоу и Уэллса.

Джон Голсуорси (1867 - 1938) в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии. Джордж Бернард Шоу (1856 - 1950) в центр своих произведений ставит столкновение враждебных идеологий - «Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками». Герберт Джордж Уэллс (1866 - 1946) проблемы научно-технического прогресса связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества – «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров».

В 80-х гг. XIX века натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1902). В серии его романов человек воспринимается как продукт наследственности, среды и исторической ситуации. Признанные символисты французской литературы были поэты П. Верлен (1844 - 1896) и А. Рембо (1854 - 1891), немецкий поэт Стефан Георге (1868 - 1933).

Архитектура

В Новое время начинает быстро развиваться промышленная архитектура: вокзалы, мосты, фабрики и т. п. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1883 г. началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.

В архитектуре в последней трети XIX в. возник новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния. Он нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая 300-метровая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) для Всемирной выставки 1889 г. в Париже. Инженеры второй половины XIX века стали основными творцами новой функциональной архитектуры.

Искусство

Изобразительное искусство западноевропейской культуры Нового времени вошло как время расцвета художественных школ Италии, Франции, Фландрии, Испании, Голландии. Каждая из них обнаруживает яркую национальную самобытность, обусловленную особенностями исторического и культурного развития страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность стали характерными чертами искусства XVIII века.

Ведущим направлением в искусстве Франции XVIII века становится рококо, яркими выразителями которого были Жан Антуан Ватто (1684 - 1721), Франсуа Буше (1703 - 1770), Жан Батист Симон Шарден (1699 - 1779), Жан Батист Пигаль (1714 - 1785) и Жан Антуан Гудон (1741 - 1828). Классический стиль был представлен творчеством Жана Луи Давида (1748 - 1825), написавшего картины «Смерть Марата», «Клятва Горациев».

Романтизм в живописи французских художников проявился в творчестве Теодора Жерико (1791 - 1824) – «Плот Медузы», Эжена Делакруа (1798 - 1863) – «Свобода, ведущая народ». Реалистическое направление укрепило свои позиции с середины XIX века творчеством Ж. Ф. Милле (1814 - 1875) – «Сборщицы колосьев», Г. Курбе (1819 - 1877) – «Патроны в Органе», Эдуарда Мане (1832 - 1883) – «Завтрак в мастерской», «Чаепитие» и др.

Творчество французских импрессионистов Клода Моне (1840 - 1926), Огюста Ренуара (1841 - 1919), Эдгара Дега (1834 - 1917) и Камиля Писсаро (1830 - 1903) по стилю значительно различались. Однако свежесть красок и зыбкость очертаний в значительной мере объединяет художников этого направления. Соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840 - 1917), искусство которого прославляло красоту и благородство человека – «Граждане Калле», «Поцелуй», «Мыслитель».

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Поль Сезанн (1839 - 1906) строил свою живопись на чистых тонах и цветовых контрастах – «Берега Марны», «Персики и груша». Поль Гоген (1848 - 1906) стремился своим искусством раскрыть быт народов Океании. Своеобразным было изобразительное искусство Винсента Ван Гога (1853 - 1890) – «Крестьянка», «Едоки картофеля», «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя».

Музыкальное искусство

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором заговорила вся Европа. Первые немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759) работали практически во всех музыкальных жанрах, используя библейские сюжеты для своих произведений. «Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732 - 1809), учителя Моцарта и Бетховена. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) в операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» создает разнообразные и живые человеческие характеры. Эти же качества присущи симфониям Людвига Ван Бетховена (1770 - 1827), особенно Девятой и Торжественной мессе.

В музыкальной культуре Германии романтическое направление представлено творчеством Роберта Шумана (1810 - 1856) и Рихарда Вагнера (1813 - 1883). В своих операх они соединяли романтическую тоску по свободе и национальный пафос. Во Франции представителем романтического направления в музыкальном искусстве был автор «Фантастической симфонии», «Траурно-триумфальной симфонии», «Ромео и Джульетты», «Беатриче и Бенедикт» Гектор Берлиоз (1803 - 1869).

Идеи романтизма в музыкальном искусстве нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811 - 1886), создавшего оратории «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810 - 1849), написавший два концерта, три сонаты, четыре баллады, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов, песен и полонезов.

Реализм в музыкальном и оперном искусстве XIX в. достиг своих вершин в творчестве великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 - 1901). Он написал блестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида» и «Отелло». Высшим достижением реализма музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 - 1875), создателя опер «Кармен», «Искатели жемчуга» и др.

Театральное искусство XVIII столетие называют «золотым веком». Крупнейший английский драматург Ричард Бринсли Шеридан (1751 - 1816) в сатирических комедиях «Соперники», «Поездка в Оарборо», «Школа злословия» высмеивал безнравственность и лицемерие высшего света. Итальянский драматург Карло Гольдот (1707 - 1793) создал 267 драматических произведений, в том числе «Трактирщица» и «Слуга двух господ». Абсолютной зрелости достигла комедия нравов в творчестве великого драматурга Пьера Бомарше (1732 - 1799), создавшего пьесу «Женитьба Фигаро».

В Германии, где комедия и трагедия сделали наибольшие успехи, Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) создает пьесу «Гамбурская драматургия», Иоганн Вольфганг Гёте (1775 - 1787) пишет пьесу «Эгмонт», а Фридрих Шиллер (1759 - 1805) – драму «Разбойники», «Коварство и любовь». Рационализм Просвещения главной формой своего самовыражения избрал драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752 - 1831) «Буря и натиск», в которой автор воспел стремление человека к свободе. Натурализм отстаивал немецкий драматург Герхард Гауптман (1862 - 1946) в пьесе «Ткачи» – своеобразный отчет о восстании ткачей в Силезии в 1844 г.

Наука и техника

Научно-технический прогресс Нового времени основывается на двух посылах западноевропейской культуры – вере в человека-преобразователя (идея Возрождение) и вере в активную роль его разума (идея Просвещение). Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали друг за другом. Так, за открытием электромагнитной дуги Фарадея, Максвелл разрабатывает электромагнитную теорию света. После обнаружения Томпсоном первой элементарной частицы электрона, последовали планетарные теории строения атома Резерфорда и Бора.

Активно развиваются междисциплинарные исследования – физическая химия, биохимия, химическая фармакология. Если периодический закон химических элементов Менделеева установил зависимость между их атомными весами, то открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером и числом электронов в слоях оболочки атома. В биологии появляются теории клеточного строения всех организмов и генетической наследственности, опираясь на которые А. Вейсман и Т. Морган создали основы генетики.

Подлинную революцию в науке произвели книги великого ученого-натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), которые опровергали христианское учение о божественном творении мира и человека. Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Немецкий микробиолог Р. Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и создали против них лекарства. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.

В XIX веке техническое применение знаний бесконечно возрастает, а воспитательная ценность науки неуклонно падает. Связь научного и технического прогресса становится нераздельной в сторону принципа пользы. В индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью становится научно-технический прогресс.

Если XVII век был эпохой ветряных мельниц, то XVIII век – эпоха пара. В 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем, а в 1814 году – паровоз Дж. Стеффенсона. Паровой двигатель нашел применение в сельскохозяйственной технике (паровой плуг, локомобили), строительстве (паровой каток, подъемные механизмы). В конце XIX века в Германии появляется автомобиль К. Бенца работающий на жидком топливе.

XIX век – эпоха электричества. После открытия явления электрической дуги Морзе в 1832 г. изобрел электрический телеграф, Бэлл в 1876 г. – телефон, а Эдисон в 1877 г. – фонограф. Появляются радиоприемники Попова и Маркони, кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога, а к концу века метро функционировало уже в ряде городов Европы.

Социальная организация

Средневековый феодализм не оставил Новому времени в наследство рационального индивида, способного вписаться в социально-политические отношения и технологические процессы индустриальной эпохи. На первом этапе индустриальной эпохи складываются формы государственно-идеологического воздействия и социального контроля, которые были рассчитаны на удержание стихийной массы населения в «рамках». Переходные процессы в обществе порождает период «войны всех против всех».

В XVIII-XIX вв. промышленное производство, воздействуя на культуру рационализирующим образом, начинает изменять характер и структуру человеческого действия, способствует рационализации его поведения. На смену непосредственно личным социальным отношениям приходят отношения обезличенные и формализованные. Психология коллективизма замещается психологией личной независимости и гражданской свободы.

В новых социальных условиях религиозная картина мира оказалась не в состоянии объяснить сложный и меняющийся мир. Возникает острая потребность в новом концептуальном осмыслении условий жизни человека и мира. По представлениям просветителей, обеспечить самоидентификацию и самореализацию индивида способен рациональный способ отражения мира. Происходит разделение единой культуры на два ее пласта – традиционный мифологический и новый рационалистический.

Просвещение отражает стремление человека к поиску гармонии индивидуальной и общественной жизни, к земному благополучию, измеряя добродетель пользой. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится научно-технический прогресс. Вырвав огромные массы людей из прежних социальных структур, индустриализация стала той движущей силой, которая ввела новые социальные отношения.

Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Ускоренное внедрение новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой стандартизированной продукции. Массовое производство приводит к урбанизации, т. е. переселению массы людей в города, поиску более комфортной жизни в условиях городской жизни.

Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обещанное просветителями «царство» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка. Свобода вылилась в беспощадное капиталистическое «выжимание пота», классы эксплуататоров и эксплуатируемых разошлись по разные стороны баррикад.

Новый тип буржуа – монополист был маниакально поглощен прибылями. Если в предшествующие века буржуа гордился своей принадлежностью к трудовому сословию, то теперь он брезгует им. Место нравственности в обществе определяется его зависимостью от социально-экономических классовых интересов. Всеобщее притупление нравственного чувства в Новое время связано с изменением места и роли христианской религии в обществе.

Тем не менее, в XIX столетии уровень благосостояния и качества жизни в городах существенно повысился. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д. В быт людей повсеместно входят телефон, фотография и кинематограф. Новые транспортные средства паровоз, пароход, автомобиль, трамвай, метро позволяют быстро преодолевать расстояния.

Формируется «средний класс» – служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия, которая достаточна и устойчива по материальному положению. Складывается система ценностей «чувственной» культуры – польза, достаток, комфорт, которые начинают доминировать в общественном сознании. Так начинается процесс неправомерного отождествления развития культуры с экономическим и научно-техническим прогрессом.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея лежит в основе культурогенеза Нового времени?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Нового времени.

3. Постройте системную модель западноевропейской культуры XVIII-XIX вв.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь