Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Древней Месопотамии



 

Древней Месопотамией (Междуречье или Двуречье) называют территорию между Тигром и Евфратом. Самая ранняя культура шумеров здесь существовала с 3000 до 2400 гг. до н. э. С 2400 по 2000 года до н. э. ее стали именовать культурой Шумера и Аккада. С 2000 по 539 гг. до н. э. здесь же формируется вавилонская культура. С 1400 по 600 гг. до н. э. существует ассирийская культура мощного рабовладельческого государства Ассирия.

То было началом перехода от культуры земледелия к созданию городской культуры, образованию первых государств в истории человечества. Такой скачок в культурном развитии стал возможен из-за того, что люди с помощью ирригационных сооружений неприветливые земли долин рек Тигр и Евфрат сделали плодородными. Поскольку между данными культурами много сходства, часто их описывают как стадии развития одной цивилизации.

Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные различия. Тигр и Евфрат разливались бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. Дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы, что выразилось в характере мировосприятия.

Катастрофическое мировоззрение

Космический порядок не представлялся столь прочным и несокрушимым, поскольку за этим порядком стояла воля множества божеств. Космос считался особым божественным государством, где человек был ничтожен перед произволом богов. Бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с земным миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки.

Цивилизация, которая рассматривает всю Вселенную как государство, первой добродетелью человека считало послушание и безоговорочное принятие власти. Индивидуум стоял в центре все расширяющихся кругов части, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший из этих кругов был властью отца и матери, старших братьев и сестер. В каждом доме существовало также маленькое святилище для личного бога, где владелец жилища поклонялся ему и совершал ежедневные жертвоприношения.

В качестве награды человек получал за послушание защиту, прежде всего, со стороны личного бога. Если человек был болен, что по месопотамским представлениям связывалось с деянием демона, по силе превосходящего личного бога, то последнего просили воспользоваться своими связями в божественных кругах для борьбы с демонами. Как видим, жизнь полна опасностей, послушанием завоевывается благорасположение личного бога, который может использовать высших богов для достижения целей.

Шумеро-аккадская культура

Шумерская письменность клинопись – это знаки, состоящие из групп клинообразных черточек, выдавливаемых на сырой глине. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н.э. Огромное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе, который был устроен богами. Только благочестивый Зиусудра смог избежать гибели, построивший по совету богов заранее корабль.

Основные же сюжеты шумерских мифов представляют собой две группы. Это происхождение какого-либо существа или группы существ (богов, людей, животных, растений) и каким образом тот или иной бог приобрел свои функции. Это обязанности, т.е. по какому праву то или иное существо занимает свое место в мире. Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов под председательством бога Ану. Исполнительные функции принадлежат его сыну богу Энлилю.

Сохранившиеся памятники шумерской литературы записаны на глиняных табличках – гимны богам, религиозные мифы и легенды о возникновении цивилизации и земледелия, первая глиняная карта. Письменность шумеро-аккадской культуры была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии (Египет, Сирия, Персия и др.). В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские дворцы и религиозные храмы монументального характера. Первые из дошедших до нас храмы - мощные культовые башни зиккураты (святые горы) были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Верхняя площадка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.

Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки. Первые города, строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем они перерастали в города-государства. Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государственной бюрократии и рядом с культовой архитектурой возникают светские дворцы.

Дворец-резиденция, построенный во II тысячелетии до н. э., состоял из более чем трехсот помещений и дворов. Комнаты были украшены скульптурами и настенной живописью. Основные сюжеты - сцены битв, отправление религиозных обрядов и декоративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Не менее величественны гробницы царей, в которые кроме парадных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей, клали изделия из золота, серебра и драгоценных камней.

Религиозные и светские здания составляли единое целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали примерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были глинобитные - тростниковые стены, обмазанные глиной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала с четкими прямыми улицами. Город окружали хорошо возделанные сады и луга, перерезанные оросительными каналами.

В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. В культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Они создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог, первыми разработали и записали календарь земледельца, первые создали струнные музыкальные инструменты лира и арфа.

Вавилонская культура.

Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония. Ее административным и культурным центром служил город Вавилон («Ворота бога»). Расцвет Древневавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (ок.1792-1749гг. до н. э.). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы древних обитателей Двуречья. Их мировоззрение определялось постоянной борьбой с окружающими племенами, основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни.

В вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» – миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали молодые боги, прогневавшиеся и убившие прародительницу всех богов Тиамат. Из частей ее рассеченного пополам тела, они сотворили землю и небо. В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время боги наделялись положительными и отрицательными человеческими качествами.

Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью.

Религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. В верованиях древних обитателей Двуречья огромную роль играли культ воды и небесных светил. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь. Но, вместе с тем, она мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед. В неизменности и чудесном движении небесных светил по заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли.

Архитектурные памятники вавилонского периода практически не дошли до нас, поскольку основным строительным материалом был кирпич. Тем не менее, сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений. Семиярусный зиккурат бога Этеменанки, более известной под названием Вавилонская башня, одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, которые более известны как висячие сады Семирамиды (ассирийская царица, жившая в IX в. до н.э.), также являются одним из семи чудес света.

Ассирийская культура

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ассирийская империя представляла собой закат более демократической культуры, поскольку в ней господствуют жестокие нравы и обычаи.

Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты полных драматизма характеризуют ассирийское искусство. Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план. Искусство и архитектура Ассирии были активными инструментами пропаганды военной мощи.

Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную мощь и физическое превосходство. Стены здания были выложены из кирпича и украшены рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Ассирийская культура дала беспримерные для мирового искусства образцы царской жестокости. Ассирийские цари являлись не только завоевателями, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры.

Царь Ашшурбанипал (680 - 627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Северный дворец. В нем он разместил свою обширную библиотеку из 30000 клинописных глиняных табличек с шумерскими, аккадскими, вавилонскими и ассирийскими текстами. Среди них медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическая переписка и хозяйственные записи.

Ассирийский царь Навуходоносор II вернул славу Вавилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров и высотой до 100 метров. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступный остров. Новый Вавилон с населением около 200 тыс. человек имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Выла создана шестидесятертная система исчисления времени (минуты, секунды). Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29-30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов.

Однако все знания были связаны с магией и гаданием. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Вавилонские врачи научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) культуры Двуречья?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древней Месопотамии.

3. Постройте из выделенных понятий модель системы культуры Междуречья.

 

 

Культура Древнего Египта

 

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

 

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

 

 

Культура Древней Индии

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации, отличающаяся высоким уровнем культуры. Раскопки в долине реки Инд доказывают наличие здесь уже в III - II тыс. до н. э. яркой и самобытной культуры. Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенным показателем данной цивилизации явилась система водоснабжения и канализации.

Мифология

Древнеиндийская мифология (ведическая религия) опиралась на представление о борьбе дэвов (богов) и асуров (демонов). Боги – носители истины и порядка, демоны – носители стихийного начала. Упанишады, излагающие космогонию, рассматривают в качестве божественной личности Брахман и Атман как индивидуальное и универсальное космическое бытие.

В I тыс. до н.э. древнеиндийскую духовную жизнь начинает определять брахманизм. Верховным богом признается Брахма (создатель Вселенной), а два других лица троицы – Вишну, сохраняющий ее и Шива, ее разрушающий. В основе вероучения брахманизма лежит признание мира иллюзией, а людские страдания и бедствия – несущественными. Подлинная реальность заключается в существовании мирового духа – Брахма.

В «осевое время» формируются три новые формы антибрахманистского движения – бхагаватизм, джайнизм и буддизм. В бхагаватизме Брахме противопоставляется Кришна. Согласно этому учению, чтобы стать совершенным, необходимо научиться совершать все действия отрешенно. Джайнизм проповедует четыре запрета – невреждение жизни, правдивость, запрещение воровства, воздержание от привязанностей. В основе учения лежит представление о жизни как о страдании, которое связывается с действием закона кармы.

Религия

Буддизм зародился в V в. до н.э. в Бенгалии, на северной окраине долины Ганг. Его основоположник – Сиддихартха, принадлежащий к царскому роду Гаутама. Будучи тесно связанным, с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь есть зло, поскольку она ведет к страданиям. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания.

В центре буддизма – учение о стремлении к нирване (идеал), к состоянию без всяких земных желаний и жизненных привязанностей. Личность Будды, просветленного истиной, связывалась с поиском пути к спасению, избавлению от страданий. Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Согласно буддизму жизнь есть страдание, корень страдания - жажда жизни, избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, а путь избавления «восьмеричен».

«Восьмеричный» путь избавления от страданий и жажды жизни предусматривает «правильное понимание; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение». Ступень сосредоточения Будда назвал нирваной (угасанием, потуханием). Достигший его приходит к состоянию высшего и полного просветления.

В Индии, в конце I тыс. н.э., в результате развития ведической религии, брахманизма, ассимиляции народных верований сформировался индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом «воздания» (карма) за добродетельное или дурное поведение при жизни, почитание верховных богов или их воплощений, соблюдение кастовых бытовых правил.

Философия

В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли: вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя.

Школа вайшешика учила, что бог не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять стихий (махабхут) соответствуют пяти органам чувств (индриям), которые мыслятся обособленными от тела. Пяти стихиям присущи две формы: причина как разделенность мира на атомы в период космической ночи и начала творения; и следствие как образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.

Школа веданты учит, что основой всех явлений природы и общества является «Брахман – атман», на которого не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть магическая сущность, равная неведению, скрывающей истинную сущность Брахмана, которая равна вечности, безначальности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, наделенных индивидуальностью как сжатой историей ее прошлых рождений. Душа – это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.

Школа миманса сформировалась как результат исследования Вед. Учение школы связано с сохранением сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме и необходимостью правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, они выдвинули тезис об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.

Школа йоги призвана научить преодолевать страдания жизни. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой – атманом. Третьи понимали под йогой процесс разъединения сознания и материи, т.е. «освобождение». В основе философской школы санкхья лежит учение о дуализме сознания и материи. Школа ньяя интересовалась главным образом вопросами познания. По их учению все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования, включая и Брахман.

Литература


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь