Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V. 9. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Возникновение и распространение арабо-мусульманского типа культуры связано с исламом и взаимодействием средневековой культуры арабов-мусульман с завоеванными ими народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Главным фактором единства арабо-мусульманского типа культуры стали ислам, Коран, арабский язык, который стал международным. В VII -X вв. был создан Арабский халифат — огромное по территории теократическое государство. С завоевателями приходила и «арабизация» населения — насаждение ислама, соответствующего образа жизни и арабского языка (самый характерный пример — Египет). В средневековье единый Арабский халифат распался, но вскоре возникшая Турецкая империя под знаменем ислама в XIV-XV вв. завоевала Византию, Египет, народы балканских стран и др. Фундамент арабо-мусульманского типа культуры сформировался на основе собственного религиозного достояния (ислама), достижений культур-предшественников (древнеегипетской, персидской), монотеизма иудеев и христиан, элементов древнегреческой философии (идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права. Арабо-мусульманская культура в раннем средневековье была значительно выше, чем в завоеванной «варварами» Западной Европе. Она была связующим звеном между античной и Западом, в частности, через завоеванную арабами Испанию. В богословских учебных заведениях преподавали вместе иудеи, мусульмане, христиане. Но постепенно арабо-мусульманский мир утратил свои былые достижения, в связи с развитием в Западной Европе науки, техники, светского образования, реформаторскими движениями в церкви и т. д. Английский ученый К. Даусон пишет: «На примере ислама мы видим обновление жизни силами, зародившимися на бесплодной почве Аравии и изменившими всю жизнь и социальный строй славянских горцев Боснии, малайских пиратов Ост-Индии, высокоцивилизованных народов Персии и Северной Индии и диких негритянских племен Африки». Далее он пишет: «В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя. Опыт Магомета в пещере горы Гира, когда он увидел, что человеческая жизнь кратка и ничтожна, как трепет комариного крыла, в сравнении с величием и мощью Божественного Единства, изменил жизнь огромной части человечества». Пророк Мухаммад (570-632 гг.) родился в Мекке — священном городе арабов. Мухаммад называл Иисуса своим предшественником и пророком. В проповедях он использовал и библейские предания, что отражено в книге его изречений — Коране. Коран (араб. «куран» — чтение, читать) — основа вероучения, мусульманского права, основа традиций. Важно не просто чтение, а толкование «сур». В «Коране»спочтением упоминаются Иисус (араб. — Иса)и другие библейские персонажи — Мариам (дева Мария), Джебраил (архангел Гавриил, возвестивший Мухаммаду о его пророческой миссии), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Авраам — прапредок евреев и арабов и др. Аллах (араб. «ал-илах» — «бог») — в исламе одно из имен Бога, творца всего сущего на Земле. Согласно исламу, это имя условно, истинного имени Бога никто не знает. ***Иблис (Шайтан) — ангел, ослушавшийся Аллаха и низвергнутый с небес, который сбивает мусульман с правильного пути. Соответствует христианскому Люциферу. О сновной символ мусульманской веры «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его». Главная идея ислама — человек вручает свою судьбу Аллаху (Богу). Аллах, единственный и великий, творец всего сущего мира и верховный судья, человек же перед ним мал. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому (духовная ориентация иудеев направлена на «Ветхий Завет»), и христианских, обращенных в будущее (она направлена на «Новый Завет»), мечеть олицетворяет вход в мир «Вечного Завета», где сливается прошлое, настоящее и будущее. Арабеска — европейское название орнамента, типичного для мечетей. Изображения Аллаха, Мухаммада, людей и животных, из-за боязни идолопоклонства в исламе не допускаются. В мечети есть только орнамент, создающий впечатление прихотливого узора, построенный по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных мотивов, каллиграфических надписей со священными сурами Корана, как средством погружения человека в мир сакральных тайн. Другой источник ислама — Сунна (араб. — «образ жизни»), предания о пророке Мухаммеде. Коран и Сунна образуют систему религиозных, нравственных, правовых норм, регулирующих и определяющих общественное сознание, быт, жизнь мусульманина от рождения до смерти. Шариат — свод религиозно-правовых законов и норм. В некоторых мусульманских странах юридическая и религиозная сферы общества разделены очень условно. ***После смерти Мухаммада первым халифом был его друг и сподвижник Абу-Бекр. Затем халифами были Омар и Осман, но оба недолго были халифами и были убиты, причем Осман во время чтения Корана. Четвертым халифом стал родственник Мухаммада и его зять Али. Из-за богословского спора о том, кто имеет право наследовать титул «халиф», мусульмане разделились на шиитов и суннитов, которые и сегодня враждуют между собой. Менталитет жителей арабо-мусульманского мира очень религиозен. К. Даусон пишет: «народ, который трижды в день слышит голос муэдзина, провозглашающего единственность Бога, не может смотреть на мир теми же глазами, что и индуист, который обожествляет жизнь природы в ее бесчисленных формах и смотрит на Вселенную как на проявление игры космических сексуальных сил...» Характерен фатализм, покорность перед судьбой, безусловное почитание Аллаха и пророка Мухаммада. Обязательно строгое соблюдение ежедневной пятикратной молитвы (намаз), месячного поста (рамадан), обязательной уплаты налога, паломничества в Мекку (хадж), священной войны против неверных (джихад), чтение Корана и др. Главные религиозные праздники в арабо-мусульманском мире: «Куран-байрам» (праздник жертвоприношения), «Мавлюд» (день рождения Мухаммада). «Куран-байрам» связан с библейской историей об Аврааме (прапредком евреев и арабов), который должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака. В исламе нет абстрактных, невыполнимых требований, они доступны каждому. Основные принципы: — воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными; — верность близким родственникам; — признание законности кровной мести; — необходимость соблюдения религиозных обрядов; — отношение к женщине, как низшему существу, созданного Аллахом для услаждения мужчины; — построение общественных отношений на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться господам, а господа должны по-отечески относиться к своим рабам); — труд — основа обеспечения в будущем царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах и суета. Непререкаемый авторитет Корана, ориентация на традиции, пренебрежение к европейской культуре и культуре других немусульманских народов, отрицание необходимости светского образования, подчиненное положение женщин, постепенно стали тормозом для прогресса культуры. До XVIII века не было книгопечатания, население было малограмотным, женское образование отсутствовало до ХХ века. В настоящее время в зоне влияния арабо-мусульманского мира определились две основные модели взаимодействия внешних влияний, модернизации и исламской традиции. Первая модель. Ее особенность заключается в том, что традиционный ислам, испытывая воздействие западной цивилизации, начинает приспосабливаться и стоит на позициях модернизации и необходимости реформ с учетом традиции. Длительный процесс модернизации политических структур и экономики характерен для Египта, Турции, Алжира, других стран Магриба и Ближнего Востока. Вторая модель. Исламский фундаментализм, настроенный антизападнически и антикапиталистически, направленный против процессов обновления культуры, усматривающий общественный идеал в создании исламского государства (Иран, Афганистан). Там почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. В Иране после антишахской революции 1979 г. началось возвращение к нормам «чистого» ислама под руководством духовенства. Это объясняется и тем, что здесь утвердилось влияние шиизма, который особенно нетерпим к европейскому влиянию. Но это не мешает жителям этой страны пользоваться товарами и услугами, предоставляемыми чуждой, европейской цивилизацией. Эти модели условны, но они помогают увидеть различия в процессах взаимодействия традиции и модернизации. Это не исключает заметного усиления в последние десятилетия исламской традиции и активизации групп исламских фундаменталистов. Появившиеся в мире террористические исламские группировки с подлинной религиозной верой и предписаниями Корана ничего общего не имеют, о чем заявляют мусульманские богословы.
V. 10 АНТИЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. Понятие «antiques» по латыни означает «древний». Оно получило широкое распространение в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции и Рима, и шире — охватывающее все страны, входившие в Римскую империю. Античная цивилизация оставила в наследие человечеству такие элементы своей культуры, как юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, языки, используемые в научной терминологии, культуру земледелия, виноградарства и пр. «Греческое чудо» — так называют феномен древнегреческой культуры, за короткий период времени достигшей больших высот. Древняя Греция впервые в мире создала демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, философию европейского типа — научно-логических размышлений об устройстве и сущности мира, человеке, нравственности, театр, реалистическую скульптуру, Олимпийские игры и многое др. Корабли греков бороздили моря и они создавали множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществляя регулярный торговый обмен. Основой политической, хозяйственной и гражданско-правовой жизни Древней Греции был полис — город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому и горожане, и крестьяне, входили в число его граждан. Полис был объединением частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся разными промыслами и ремеслами, которые, как полноправные его члены, имели право на собственность. Политический строй— демократия (народовластие). К «демосу» (народу) относились только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов, иностранцев и некоторых других групп населения). Социальное положение людей определялось шкалой «раб — гражданин», причем раба считали порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса. Понятие «пайдейя» у древних греков имело значение воспитанности и образованности, гармоничного развития человека. Дети свободных греков учились в гимназиях и письменность была достоянием каждого. Книги выступали как мнемонический прием, внешняя память, ценностью же людей была беседа, культура устного общения. Древние греки долгое время делили свою историю на век богов, век героев и век людей. Геродот стал «отцом» истории у древних греков. Характерна состязательность древнегреческой культуры («агон»). Она проявлялась в постоянной готовности отвечать на вызов — в спорте (Олимпийские, Дельфийские игры), искусстве, любви к судебным процедурам, философским дискуссиям. ***В Древней Греции сложились различные философские школы, которые легли в основу европейской философии. Понятие «Логос» у древних греков означало слово, смысл и высший закон бытия. Платон отмечал сильнейшую борьбу между двумя основными философскими способами мышления (идеализмом и материализмом): «Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же», другие же, «кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением» (диалог «Софист»). В представлениях древних греков космос ограничен и делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный — однообразен, правилен и нетленен. Время циклично. Существует великий год (30 тыс. лет), после которого все повторяется сначала. Современность, как правило, оценивалась ими гораздо ниже прошлого. Существовали легенды о «золотом», «серебряном» и «железном» веке. Греки считали жизненным началом «душу» — после смерти бестелесную тень в царстве Аида. «Душа» — гость тела на время жизни человека, которую не касаются ни болезни, ни смерть. Существовала вера в «рок», предопределенную каждому судьбу, из чего следовал глубинный фатализм их мировосприятия. Идеал грека — образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. Религией древних греков был политеизм (многобожие). Греки верили в существование богов, которые жили на горе Олимп. С 776 г. до н.э. им регулярно посвящались Олимпийские игры, по преданию, основанные Гераклом. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и давали клятву бороться честно. Мифология пронизывала литературу, искусство, народные обычаи, спорт и пр. Дж. Фрэзер писал: древние греки с их «привычкой персонифицировать силы природы, расцвечивать холодные абстракции теплыми цветами воображения и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии», говорили: «наши боги прекрасны как наипрекраснейшие из людей» [Дж. Фрезер, «Золотая ветвь»]. Античные мифы «возродились» в художественных образах Ренессанса и «классицизма» и стали материалом для художников, композиторов и поэтов. Идеалом женской красоты были три грации (Талия, Евфросина, Аглая). Покровительницей государств, справедливой войны, городов, искусств, наук и земледелия была дочь Зевса Афина. Причину Троянской войны, происходившую 3.200 лет назад, греки объясняли спором Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей» (яблоко раздора). Бог Аполлон для греков был «Кифаредом» (мастером пения и игры на кифаре) и «Мусагетом» (предводитель муз). По мнению древних греков, Аполлон покровительствовал наукам, искусствам, музам. Прославляя его, на горе Парнас водили хороводы девять муз. Понятие «музыка» означало искусство муз. Богиня памяти Мнемосина родила от бога Зевса девять муз: Эрато (любовной поэзии), Каллиопа (эпоса), Эвтерпа (лирической поэзии), Мельпомена (трагедии), Талия (комедии), Терпсихора (танца), Полигимния (хорового пения), Клио (истории), Урания (астрономии). На Парнасе они водят хороводы, воспевая Аполлона. Легендарного певца Орфея считали сыном Аполлона и музы Каллиопы. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы. С V в. до н. э. (эпоху расцвета греческой демократии), представления о богах стали ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. В искусстве — это совершенный, отвечающий определенным пропорциям, и физически, и духовно гармонично развитый человек. Культ красивого тела был воплощен в многочисленных скульптурных изображениях богов (Аполлон Бельведерский, Венера Милосская и др.). В IX до н.э. Гомер создал по народным преданиям «Илиаду» и «Одиссею». Они передавались рапсодами устно и были записаны спустя 300 лет. Гесиод в VIII веке до н.э. создал поэму «Труды и дни» о радостях мирного труда землепашца, а в поэме «Теогония» дал мифологическую генеалогию богов. Лирическая поэзия появилась позднее (Терпандр, Сафо и др.), как открытие индивидуальности, чувств отдельного человека. В Древней Греции театр был всенародным зрелищем. Возникла трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Сюжеты древнегреческой трагедии основаны на мифах. Важнейшими были морально-философские проблемы. Так, имеет ли человек право поднять руку на породившую его женщину, если она убила его отца; допустима ли война между родными братьями; какие законы выше: унаследованные от предков моральные установления или приказы правителей? Имел ли право Агамемнон принести в жертву богам свою дочь Ифигению для достижения великой цели — победы над Троей? Размышление над этим воспитывало в театре зрителей. Величайшие эстетические достоинства были присущи и архитектуре. Ордер — один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. Различают такие ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Эллинизм — исторический период распространения древнегреческой культуры на Египет и Восток, возникший после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Понятие «эллинизм» ввел в XIX веке немецкий историк И. Дройзен. Влияние древнегреческой культуры продолжалось и после распада огромного государства и образования на основе «эллинистических» и восточных государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). *** По преданию, Рим был основан в 753 году до н. э. братьями Ромулом и Ремом. Племя латинов постепенно подчинило себе все окружающие в средней Италии племена. Позднее римляне покорили живший на севере Италии культурный народ этрусков. В результате трех «Пунических войн» римляне завоевали находившийся в Северной Африке «цивилизованный» Карфаген и принадлежащие ему территории, в т. ч. Испанию. Затем римляне завоевали Македонию, Грецию, Египет, другие страны Ближнего Востока, а в Западной Европе территории «варваров» в Галлии, Британии, Западной Германии и др. Создав гигантскую империю, римляне распространили достижения античной культуры на четвертую часть тогдашнего населения Земли (примерно 250 млн.). По отношению к Древней Греции многие явления культуры Древнего Рима были вторичными. С завоеванием Южной Италии, где издавна жили греческие переселенцы, а позднее Македонии и Греции, римляне активно впитывали достижения древнегреческой культуры. В течение нескольких столетий в латинский язык вошло несколько тысяч греческих слов (впоследствии через латынь вошедших в новые европейские языки, поскольку в средневековье латынь была языком религии и образования). Отличия культуры имперского Древнего Рима от Древней Греции: — Рим — колоссальная империя, где Греция — только одна из многочисленных провинций (но самая культурная, и образованные римляне прекрасно знали греческий язык); — империя превратила гражданина в подданного со всеми вытекающими последствиями. Мироощущение гражданина греческого полиса сменилось мироощущением космополита; власть демократического народного собрания сменилась властью бюрократической машины, возникла напряженность между центральной и местной властью; — структура власти и политика Рима — имперские, что ощущалось как в материальном, так и в духовном плане; — в Римской империи происходил расцвет и взаимопроникновение множества разнообразных культов (греческих, египетских, финикийских и др.), на фоне чего возник и усилился культ императора. Отношение к культу императора выступало критерием законопослушного гражданина; — была создана единая продуманная правовая система для огромной империи (в Древней Греции каждый полис имел свои законы). — искусство, литература и философия во многом были вторичными по отношению к греческим; кроме усвоения достижений греческой философии, расцвела морализирующая философия (Сенека, Эпикур и др.); — гигантизм архитектуры выражал имперские идеалы Рима; — искусство скульптуры заимствуется от греков (поначалу многочисленные копии богов), но далее возник обостренный психологизм римского скульптурного портрета. С принятием христианства государственной религией Римской империи (315), массовым переселением на ее территорию «варваров» (германцев, славян и др.), падением Рима (476), прекратилось и поклонение античным богам. Священный огонь в храме богини Весты, охраняемый весталками и символизировавший могущество Рима, беспрерывно горевший с 715 г. до н. э., в 354 г. н. э. был погашен. В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры. В 529 г. последние философы, наследники античных традиций, были изгнаны из Византии в Персию. Античная цивилизация представляет яркий пример развития литературы, искусства, философии, наук, построения правового государства при господстве религиозно-мифологической картины мира, присущей античному человеку. Можно выделить такие главные черты культуры: — гуманизм — человек — «мера всех вещей», боги — почти такие же люди, но обладающие достоинствами и качествами, превышающими возможности человека. В античном храме человек не ощущал свою ничтожность в сравнении с богами, а наоборот, именно здесь он мог ощутить свое величие и встретиться с богами один на один; — рационализм — разум, рассудок регулирует поступки человека, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум — единственное, что помогает в любой ситуации сделать выбор; — индивидуализм — значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: в античности происходит формирование личностного, индивидуального начала, человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью; — агон — состязательный, соревновательный «дух» культуры. Индивидуализм как важнейшая черта личности, влиял на характер античной культуры: достижение победы любой ценой, стремление удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»; — пайдейя — воспитание, образование. В греческом полисе не было человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становилось жизненно важным; пайдейя была способом формирования личности путем передачи ей рациональной системы знания, а также приведением в состояние гармонии всего человеческого тела, являвшегося олицетворением внутреннего мира человека; — законодательная основа этой культуры. Закон — это установление, которому подчиняются все люди; свободный человек должен подчиняться только закону, он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античности над человеком нет господина, кроме закона; именно Древний Рим дал Западной Европе «римское право» (юриспруденцию), из которой выросла современная система права; — патриотизм — культ закона рождает превознесение свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в свободолюбивой античной культуре воспринималось как смерть; поэтому история античности характерна постоянными войнами; — культура настоящего — античный человек редко задумывался о будущем, и оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас; — циклический характер развития — культура не стремилась к линейности, прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Названные черты рисуют характерный портрет культуры, непохожий на другие, но в чем-то нам близкий и понятный. Античная цивилизация оставила в наследие христианской Европе юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, культуру земледелия и виноградарства, греческий и латинский языки, используемые в научной терминологии и пр. Античная цивилизация стала «колыбелью» европейской культуры, которая вряд ли смогла достигнуть таких высот, если бы не восприняла ее главные культурные ценности и достижения. Архитектурные формы, искусство античности стали, начиная с эпохи Ренессанса, образцом для подражания. Достижения античности стали общеевропейским и, в итоге, мировым достоянием. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1517; Нарушение авторского права страницы