Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема № 14. Постмодернизм как основополагающее направление современной культуры. Место и роль российской культуры в мировом культурном процессе



Занятие 17. Современная культура

На семинарском занятии студенты делятся на три группы. Одна группа представляет движение глобалистов, а другая – антиглобалистов. Каждая из групп доказывает свою позицию. Третья группа – это эксперты, которые должны оценить аргументацию обеих сторон и подвести итог, опираясь на следующие вопросы:

1. Есть ли нечто общее между глобализмом и «многокультурием»?

2. «Плюсы» и «минусы» глобализма и многокультурия.

3. Обречены ли мы на противостояние этих двух тенденций – или третье все-таки дано?

4. Существует ли проблема сохранения культурной идентичности в России?

5. Согласны ли вы с концепцией транскультуры, которая рассматривается как новая модель культурного развития?

Литература

1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003.

2. Малахов В. Зачем России мультикультурализм? // Мультикульурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.

3. Малахов В. Культурный плюрализм versus мильтикультурализм // Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

4. Мошняга П. А. Билингвальное образование в Японии: межкультурная коммуникация vs мультикультурализм // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.

5. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под редакцией В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002

6. Новое Литературное Обозрение, № 94 (2008) (Раздел «ПОСТСОВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ И POSTCOLONIAL STUDIES»).

7. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. СПб., 2004. С. 622–634, 807–827.

 

VI. Самостоятельная работа студентов

(очной, заочной форм обучения)

1. Задания для самостоятельной работы

(для очной формы обучения)

Необходимым моментом в подготовке студентов является изучение ими первоисточников, указанных в планах семинарских занятий. Приступая к чтению специальной литературы, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) когда была написана данная работа;

2) основные идеи работы (их следует проанализировать, отвечая на контрольные вопросы к семинарскому занятию);

3) индивидуальность литературного стиля каждого автора, его мировосприятие.

Тема 4

1. Составить пантеон языческих богов с описанием их функций, символического обозначения, иерархии (боги главные, второстепенные).

2. В словарь вписать и дать определения, что такое дольмены, курганы, менгиры, кромлех.

Тема 5

1. Прочитать и кратко изложить сюжетные линии 2–3 мифов.

2. Вписать в словарь и объяснить термины, характеризующие признаки мифа: синкретизм, генетизм, анимизм.

3. Объяснить понятия, характеризующие предрелигиозные формы: фетишизм, тотемизм, пантеизм, политеизм.

Темы 6–7

1. Прочитать и знать сюжетную линию произведений: «Эпос о Гильгамеше», «Рамаяна», «Махабхарата», либо «Илиада» или «Одиссея» Гомера (на ваш выбор одно из произведений).

2. Найдите в текстах Гомера подтверждение того, что красота – одна из главных ценностей античной культуры.

3. Выпишите в словарь значение терминов:

• зиккурат, зароастризм, Авеста;

• сансара, карма, нирвана, варны, касты, стамбаха, ступа, Веды, «большая колесница», «малая колесница»;

• дао, де, увэй, ян и инь, жень;

• кора, курос, толос, агон, дорический ордер, коринфский ордер, ионический ордер;

• палестры, агора, симпосионы, левтерии, легион, манипулы, центурии, когорты, акведуки, тагатус.

Тема 8

1. Прочитать в Библии:

• Книгу бытия;

• Историю еврейского народа, начиная с Исхода из египетского плена;

• Заповеди Моисея;

• Историю земной жизни Иисуса Христа.

Ответить на вопрос: чем нагорная проповедь принципиально отличается от заповедей Моисея?

2. Вписать в словарь и объяснить значение понятий: «филиокве», символ веры, каролингский стиль, романский стиль; готика, пламенеющая готика; мистерии; моралиты, ваганты, трубадуры, миннезингеры, менестрели, шпильманы.

Тема 9

1. Прочитать произведения Данте «Божественная комедия», Д. Боккаччо «Декамерон», Ф. Петрарака «Лирика», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (на ваш выбор одно произведение) и выписать признаки нового мировоззрения, характерные для эпохи Возрождения, представленные в этих произведениях.

2. Просмотреть художественные альбомы и выписать в тетрадь основные произведения художников эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение: Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Паоло Веронезе, Караваджо и др. Северное Возрождение: П. Брейгель, Ян Ван Эйк, Ф. Халс, Рембрандт, Рубенс, А. Дюрер, И. Босх, Л. Кранах (можно с репродукциями).

3. Прочитать 1–2 произведения В. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет», «Гамлет») и ответить на вопрос: «В чем проявляется трагизм и раскол человека в творчестве Шекспира? »

Тема 10

1. Прочитать не менее 2-х любых романов, поэм или драматических произведений любого из авторов: Свифта, Байрона, Беранже, Флобера, Бальзака, Гюго, Золя, Лопе де Вега, Мопассана, Метерлинка, Гольдони, Мольера, Гофмана, Гейне, Шоу, Ибсена, Гете, Теккерейя, Скотта, Диккенса.

2. Выписать в словарь значения, отличительные признаки и привести примеры (из области литературы, живописи, драматургии, музыки, архитектуры на ваш выбор) таких направлений и стилей, как: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм; модернизм, модерн, символизм, акмеизм, имажинизм, импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм.

Тема 11

Просмотреть художественные альбомы, поэтические сборники и выписать в словарь термины, характеризующие направления художественной культуры с указанием их представителей и произведений: авангардизм, абстракционизм, супримотизм, кубизм, конструктивизм, аналитическая живопись, футуризм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, массовая культура, социалистический реализм, андеграунд, рок-культура, «попса», фотореализм, кинетическое искусство, гиперреализм.

Тема 12

Деловая игра (см. План семинарских занятий).

Письменная работа: эссе должно быть написано индивидуально в виде подготовленного внеаудиторно сочинения. Его тема формулируется совместно студентом и преподавателем. Для написания эссе студенту необходимо выбрать источник – вербальный, визуальный, аудиальный или мультимедийный текст массовой культуры, сформулировать исследовательскую проблему и проанализировать ее в работе, опираясь на профессиональную литературу и демонстрируя техники интерпретации текста массовой культуры.

Тема 13

1. Привести примеры искусства постмодерна (из любой области) с описанием признаков постмодерна.

2. Вписать в словарь и объяснить значение понятий: симулякр, ризома, деконструкция, шизоанализ, смерть автора, цитация; произведение и текст, виртуальная реальность.

Примерная тематика докладов для тем 13, 14

«Массовое общество» и «массовая культура».

Теории и подходы современных «Cultural studies» для анализа массовой культуры.

Исследования массовой культуры в работах Ж.Бодрийяра.

Феномен моды в современной культуре.

Феномен гламура и культура глянцевых журналов.

Герои и образы массовой литературы.

Феномен рекламы и риторика рекламного образа.

Производство желаний и страхов в популярном кино.

Спорт как медийное шоу.

Пространство потребления: семантика шопинг-центра.

Культура глобального туризма.

 

2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену, зачету

1. Понятие культуры: происхождение и историческое развитие.

2. Структура и функции культуры.

3. Концепции культурно-исторического процесса. Линейная и циклическая теория развития культуры.

4. Проблема типологии культуры.

5. Миф, его роль в архаической культуре. Особенности мифологического мышления.

6. Социокультурная роль ритуала в первобытной культуре.

7. Становление древних цивилизаций. Признаки цивилизации. Понятие «осевое время» (К. Ясперс).

8. Основные черты античной культуры (картина мира, система ценностей, периодизация).

9. Древнегреческая архитектура: основные виды строений и их особенности.

10. Феномен римской культуры: «свое» в формах «чужого».

11. Значение перехода от античности к средневековью. Хронологические рамки, особенности средневековой культуры.

12. Христианская концепция мира и человека.

13. Художественные стили средневековья.

14. Художественный язык древнерусской иконы. Основные школы и иконописцы (по выбору).

15. Особенности древнерусской архитектуры. Типы храмов.

16. Основные черты Возрождения как культурной эпохи.

17. Гуманизм как смысловое основание эпохи Возрождения.

18. «Божественная комедия» Данте как «программа» ренессанского мировоззрения (сюжет, основные идеи, «новый человек» в поэме).

19. Возрождение и Реформация.

20. Особенности искусства итальянского Возрождения (творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли – по выбору).

21. Типологические черты культуры Нового времени.

22. Идеи и ценности эпохи Просвещения.

23. Художественные стили Нового времени.

24. Особенности романтического мироощущения и миропонимания.

25. Культурная двуцентровость как типологическая черта русской культуры.

26. Модернизм как тип культуры ХХ века.

27. Художественная практика модернизма. Модернизм и авангард.

28. Культура постмодернизма.

29. Художественная программа постмодернизма (литература, кино, искусство).

30. Массовая культура: сущность, формы, основные функции.

3. Примерная тематика рефератов и контрольных работ (для студентов очной формы обучения специальностей «Реклама», «Связи с общественностью», «Социально-культурный сервис и туризм» и студентов заочной формы обучения всех специальностей)

 

  1. Традиция и новация в культуре.
  2. Миф как явление культуры.
  3. Игровая концепция культуры.
  4. Функционализм как направление культурологической мысли.
  5. История мировой культуры или круговорот «локальных цивилизаций»?
  6. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.
  7. Проблема историко-культурной типологии.
  8. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.
  9. Россия в системе Восток — Запад: противостояние или диалог культур?
  10. Мифы древности и их значение для современности.
  11. Символ в искусстве: знак и образ.
  12. Специфика ритуала в современной культуре.
  13. Культурное наследие первобытности в цивилизациях древности.
  14. Город на Древнем Востоке (структура и культурное значение).
  15. Древняя Греция и Рим как два типа цивилизаций (компаративный анализ).
  16. Греческий полис: культура и человек.
  17. «Массовое общество» и «массовая культура».
  18. Теории и подходы современных «Cultural studies» для анализа массовой культуры.
  19. Исследования массовой культуры в работах Ж.Бодрийяра.
  20. Феномен моды в современной культуре.
  21. Феномен гламура и культура глянцевых журналов.
  22. Герои и образы массовой литературы.
  23. Феномен рекламы и риторика рекламного образа.
  24. Производство желаний и страхов в популярном кино.
  25. Спорт как медийное шоу.
  26. Пространство потребления: семантика шопинг-центра.
  27. Культура глобального туризма.

 

VII. Методические рекомендации
по изучению дисциплины

 

Содержание курса «Культурология» предполагает изучение основных научных трудов российских и зарубежных культурологов, культурологических идей в контексте исторической эпохи, развитие способности самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, уметь применять их в изучении истории культуры и современных процессов социального и культурного развития.

Данный курс имеет два раздела – теоретический и исторический. В первом разделе рассматриваются понятие и сущность культуры, основополагающие теоретические концепции культуры, ее типы и виды. Студентам, слушающим лекции, важно понять, что эволюция идей о культуре происходила не в одном, а во многих направлениях, что в ходе исторического развития концепции не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры. В этом разделе студентам встретится немало специальных терминов и понятий, поэтому желательна работа со словарями по культурологии и философии. Рекомендуется на основе лекционных занятий и самостоятельной работы составить словарь учебной дисциплины, который поможет усвоить теоретический материал.

Второй раздел курса изучает реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Он дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества. В этом большом разделе студентам помогут ориентироваться не только лекционные, но и семинарские занятия, каждое из которых позволит наиболее полно раскрыть сущность конкретно-исторического типа культуры, познакомиться с памятниками искусства, его жанрами и стилями, а также культурологическими первоисточниками.

Методические рекомендации по написанию реферата

Выбрав тему работы, следует внимательно ознакомиться со списком литературы и постараться использовать максимум исследований по теме, не упуская из виду основную проблематику курса.

Требования к написанию реферата:

1. Объем не менее 15 листов.

2. Список литературы не менее 5 названий (если это монографии) и 7–8 названий (если статьи).

3. Реферат состоит из следующих обязательных частей:

• план;

• введение;

• главы (количество по необходимости);

• заключение;

• список использованной литературы.

4. В тексте реферата могут быть ссылки на использованную литературу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь