Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура ХХ века: ценности, направления, проблемы



Разрыв с традицией или возвращения к истокам? – искусство авангарда как выражение мировоззренческих установок ХХ века. Основные направления искусства авангарда: футуризм, абстрактное искусство, кубизм, конструктивизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм. Революция в науке. Влияние неклассической науки на общество, культуру, производство. «Буржуазная» и «социалистическая» культура XX в. – массовая культура и ее выражение в социалистическом реализме, поп-арте, оп-арте и др. Взаимодействие элитарной и массовой культур. Массовое общество. Массовое сознание. Массовые коммуникации. Массовая информация. Массовая культура. Мода, слухи, паника, бунт – явления массового сознания и поведения. М. Маклюэн и его работа «Галактика Гуттенберга». Х. Ортега-и-Гассет о массовой культуре в работе «Восстание масс».

Современные тенденции развития массовой культуры. Реклама как явление массовой культуры. Соотношение искусства и рекламы, уникального и тиражированного. Влияние рекламы на элитарное искусство.

Различные способы идеологической ангажированности искусства и попытки деидеологизации культуры. Субкультура как противопоставление официальной культуре; диссидентство, андеграунд, молодежная субкультура (битники, «стиляги», хиппи, барды, рок-культура, панки, движение «зеленых», «митьки»); субкультура социальных меньшинств. Новые виды искусства ХХ в.: кино, реклама, плакат и др.

Литература

Основная:

1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 336 – 368.

2. Генис А. Сочинения: В 3 т. Екатеринбург, 2003. Т. 2: Расследования. С. 226–266.

3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 390–397.

4. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 252–256.

Дополнительная:

5. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004. С. 519–522.

6. http: www//culturka.ru. Раздел «Современная культура».

7. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М, 2010

Тема 14

Постмодернизм как основополагающее направление

Современной культуры

От поиска подлинности и глубины к игре симулякрами и скольжению по поверхности. Утверждение «мира как бы»: виртуальная культура. Признание равноправия и равновозможности многих реальностей. Разрушение идеалов новоевропейской рациональности: отказ от вертикали, от превалирования смыслов и ценностей, от системы и структуры, от истины. Стирание границ центра и периферии, элитарной и массовой культуры. Социальные основы новой культуры: информационное общество, сетевые организации, глобализация и регионализация, новый город и новый человек информационного общества, перерождение социальных институтов и социальной системы. Новая социальность, повседневность как ценность. Жизнь как текст. Смерть субъекта, личности, автора. Деконструкция, шизоанализ как методы постмодерна. Воплощение ценностных установок постмодерна в искусстве.

Проблемы современной российской культуры. Проблема сохранения культурной идентичности. Достижения и потери отечественной культуры XX века.

Место и роль российской культуры в мировом культурном процессе.

Литература

Основная:

1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 349-368

2. Новый философский словарь. Постмодернизм. — М.: Современный литератор, 2007. — С. 425.

3. Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов. — Минск, 2003. — С. 4-5.

Дополнительная:

4. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 333–339, 102–104, 556–569.

5. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 85–90, 118–119, 300–301.

6. http: www//culturka.ru. Раздел «Современная культура».

 

IV. Учебный словарь дисциплины

Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, направлений и технологий деятельности, механизмов коммуникации и трансляции социального опыта. А. к. – один из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества.

Аккультурация (англ. – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате которых культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Понятие А. начало использоваться в американской антропологии в конце XIX века (Ф. Боас, У. Холмс). Если раньше основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние. В широком понимании А. есть процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов.

Аксиология (греч. – теория ценностей) – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности. В культурологии проблема ценностей занимает особое место, в связи широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством. Данный подход находит наиболее яркое воплощение в таком разделе культурологического знания, как культурология историческая, который изучает механизмы порождения и изменения ценностей той или иной цивилизации. Развитие сравнительных культурных исследований (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) по сути означало отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждало множественность равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода. Аксиологический подход также включает рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований.

Антиномии русской культуры (греч. – противоречие в законе) – термин, употребляемый исследователями русской культуры для характеристики ее противоречивого развития. В русской культуре А. проявляются в специфике национально-духовной жизни: индивидуализм–коллективизм, смирение–бунт, природная стихийность–монашеский аскетизм, мягкость–жестокость, самоотверженность–эгоизм и т. д. Значительный вклад в разработку данного понятия внес Н. Бердяев, который полагал, что антиномично не только «бытие России», но и «русское самосознание».

Античность (лат. – древний) – термин, характеризующий уровень и специфику развития Древней Греции и Древнего Рима в области культуры с XII в. до н. э. по V в. н. э.

Антропоцентризм (греч. – человек и центр) – концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек.

«Аполлоновское» и «Дионисийское» – философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки») для характеристики двух начал бытия, двух типов культур. А. и Д. в античной культуре – два противоположных начала. А. – светлое, созерцательное, критическое и рациональное, Д. – буйное, темное, творчески-чувственное и иррациональное. Подавление Д. начала порождает трагедию, трагическое мировосприятие, которое, по Ницше, является движущей силой развития культуры.

Артефакт культуры (лат. – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. К А. к. относятся и любые феномены духовной жизни: научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора и т. п.

Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы, нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Концепция А. к. основывается прежде всего на «аналитической психологии» (К. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического итеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе. Характерные черты А. к. – устойчивость и неосознанность. «Ахетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры.

Ассимиляция культурная (лат. – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя.

Виртуальная реальность – 1) в узком смысле – это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание. В этом случае сознание погружается в некий выдуманный, смонтированный компьютером мир, в котором можно двигаться, видеть, слышать и осязать; 2) в широком смысле – это любые измененные состояния сознания от бреда до гипнотического состояния.

Возрождение, Ренессанс – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XV вв., в других странах – конец XV–XVI вв.), переходный период от Средневековья к культуре Нового времени, эпоха географических открытий, возрождения гуманистических идеалов античности. Отличительные черты культуры В. – антифеодальный в своей основе, светский характер, гуманистическое мировоззрение, антропоцентризм, эстетизм.

Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Глобальная культура – новая сфера культурного развития, составляющими которой являются новые коммуникативные сети (в частности, Интернет), свободный информационный обмен и поток капиталов, экспансия межнациональных корпораций, туризм и т. д. Фактически под глобальной культурой чаще всего, явно или скрыто, одобрительно или осудительно, понимается панамериканизм.

Гуманизм – (лат. – человечный, человеческий) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении – мировоззрение эпохи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике Средних веков.

Децентрация – одно из ключевых понятий постструктурализма. В интерпретации Ж. Деррида означает распространение, миграцию культурной жизни в разных направлениях по земному шару, уничтожение центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры. Д. ведет к исчезновению понятия господствующей, «высокой» культуры, к утрате смысла теории «двух культур».

Диахрония (греч.– через и время) и Синхрония (греч. – вместе и время): 1) Д. – историческое развитие каждого из элементов языка и системы языка в целом как предмета лингвистического изучения; 2) С. – точное совпадение во времени двух или нескольких явлений или процессов; одновременность. Методы Д. и С. используются при изучении исторической типологии культуры во временном и пространственном измерениях.

Доминанта культурная (лат. – господствующий) – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры. Например, доминанта римской культуры – гражданственность и государство, понимаемые как включенность в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным его членом, приверженность к интересам государства и готовность идти на жертвы ради него.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. «Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая К. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными условиями» (Н. Бердяев). Д. к. проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных и других памятниках человеческой деятельности.

Железный век – эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках: каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античности. Термин Ж. в. был введен в науку датским археологом К. Томсеном. Период первоначального распространения железной индустрии пережили все страны в разное время. Ж. в. в сравнении с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток, его хронологические границы: от IX–VII вв. до н. э. Некоторые исследователи относят конец Ж. в. к I веку до н. э., когда появляются письменные источники, содержащие сведения о западно-европейских племенах.

Западничество – историко-культурная концепция, на основе которой сформировалось общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. З. предлагали рассматривать Россию как составную часть Европы, считали, что России не следует отгораживаться от Запада, подчеркивать и культивировать свою самобытность, а, напротив, стремиться перенимать все лучшие достижения западной культуры. Основу западно-центристской ориентации заложили следующие события: принятие христианства, реформаторская деятельность Петра I, Екатерины II, Александра II. В результате этих актов, с точки зрения З., Россия была включена в западную цивилизацию.

Игровой культуры концепции – понятие, данное философом и культурологом Й. Хейзинга. В книге «Человек играющий» он защищает тезис об игровом характере культуры, выдвигает идею о том, что игра лежит в основе возникновения культуры, бросая тем самым вызов трудовой (марксистской) концепции. По его мнению, игра старше культуры, игра предшествует культуре и творит ее. Этой проблемой занимались также Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе.

Идеалистический тип культуры – один из типов культуры, выдвинутых П. Сорокиным. Он делил культуры на три типа: чувственную, идеациональную и идеалистическую. И. т. к. занимет промежуточное место между идеациональной и чувственной, так как ее ценности принадлежат как Небу, так и Земле. В И. т. к. чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. Здесь нет крайностей, материальные и духовные ценности сбалансированы, но преимущество отдано высоким нравственным ориентирам. Культура этого типа была характерна, по мнению Сорокина, для Древней Греции и для Западной Европы эпохи Возрождения.

Идеациональный тип культуры – один из трех типов культуры, предложенных П. Сорокиным. Главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, в И. т. к. являются ценности религиозные. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие, потребности и цели имеют по преимуществу духовный характер. Это понятие связано с культурой брахманской Индии, буддийской культурой, раннесредневековой культурой христианского Запада. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно. В восстановлении И. т. к. с ее абсолютными религиозными идеалами П. Сорокин видел выход из современного кризиса.

Инкультурация (лат. – «в» и «возделывание, культивирование») – процесс обретения человеком культурных навыков, общей культурной компетенции по отношению к установлениям того общества, в котором он живет.

Информационное общество – это новая фаза развития об-щества, в котором информация превратилась в важнейший стратегический ресурс и уровень ее использования кардинальным образом влияет на экономическое развитие и социокультурные изменения, а также на формы социальной активности индивида и целых социальных групп. Термин закрепился в социологии в начале 80-х гг. XX века.

Калокагатия (греч. – красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства. Человек – носитель К. – в истинном своем призвании должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Общественно-этическое измерение К. античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в эпоху Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни). В коммунистической идеологии – строителя коммунизма – заимствуется идеал К. применительно к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия.

Карнавал – культурный и массовый поведенческий феномен, который выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Анализ К. в культурологическом контексте впервые был осуществлен в книге М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Основными чертами К. Бахтин считал универсальность, амбивалентность, неофициальность, утопизм, бесстрашие, взаимосвязь с народной смеховой культурой.

Коллаж – способ организации целого посредством соединения разнородных частей, статус которых может быть оценен: 1) в модернизме – в качестве частного приема художественной техники; 2) в постмодернизме – в качестве универсального принципа организации культурного пространства. 1. Идея К. генетически восходит к античности (классическим примером может служить жанр центона как организации стихотворного текста в качестве мозаики разнородных фрагментов) и средневековью. Эволюция К. в модернизме сопровождалась углублением принципа разнородности элементов («соединения искусства с не-искусством», рисунка и технического чертежа, репродукции и технические документы и т. п.). 2. Понятие К. обретает в постмодернизме новый статус и проявляет себя практически во всех феноменах культуры: в «свободном языковом стиле», допускающем сочетание изысканной литературности и арго, в стилевом эклектизме архитектуры, комбинаторности в моде и т. п.

Контркультура – 1) совокупность мировоззренческих установок, норм, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60–80 гг. XX века, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию». Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным ценностям и эзотерическим практикам, причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения. К. как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности отразить происходящие культурные процессы.

Культура (лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения, общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. п. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Понятие К. развивалось исторически. Оно вначале обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также процессы воспитания и обучения. В качестве термина стало использоваться со второй половины XVIII века. К. начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики К. В первой из них К. рассматривается как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности (немецкий классический идеализм). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К. как автономные системы ценностей, определяющие тип социальной организации (неокантианство – Риккерт, Кассирер, а также Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Данилевский). В XX веке при изучении проблематики К. стали использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации. В результате К. стала рассматриваться в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимая информация, регулирующая деятельность, поведение и общение людей. Эта информация выступает как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, который может частично осознаваться людьми, но чаще функционирует как социальное подсознательное. Передача информации от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме в качестве содержания различных семиотических систем. Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт. В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как материальной К., противопоставляя им феномен духовной К. (произведения искусства, философские, эстетические, политические, научные знания, религиозные идеи и т. п.). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями. В качестве социального индивида человек является творением К. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в К. социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. Человек, будучи творением К., вместе с тем является и ее творцом.

Культурно-исторических типов теория – это концепция, которая подчеркивает существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического развития человечества, взаимодействие культур и цивилизаций. К.-и. т. сформировалась как антитеза эволюционной теории развития культуры. Основоположником теории считается Н. Данилевский. Дальнейшее развитие теория получила в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Культурогенез (лат. – культура и развитие) – учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в культурологи для обозначения процесса зарождения культуры.

Массовая культура – явление культуры ХХ века, возникшее не только благодаря развитию техники, систем коммуникации и информации, но и развитию и укреплению политических демократий. М. к. есть продукт новой социальной структуры – «массового общества», которое складывается в результате объективных процессов развития – индустриализации, урбанизации, переориентации производства на массового покупателя, развития СМИ. Синонимами М. к. являются понятия «индустрия развлечений», «поп-культура», «коммерческая культура». В этом смысле М. к. была полной противоположностью элитарной культуре. Поскольку М. к. обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории, то необходимым свойством ее продукции должна быть занимательность, простота, коммерческий успех. Феномен М. к. с точки зрения ее роли в развитии современной цивилизации оценивается далеко не однозначно. Согласно одной точке зрения, М. к. – симптом социальной патологии, а согласно другой – важный фактор здоровья и внутренней стабильности общества. Вместе с тем следует отметить, что благодаря современным средствам коммуникации массы людей получают доступ к любой культуре, в том числе и высокопрофессиональной. Все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития «третьей» системы культуры, основанной на новых информационных технологиях.

Материальная культура – сфера человеческой деятельности; совокупность материальных предметов, артефактов, созданных людьми. Предметы М. к. выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой стороны, выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К. (Лотман). Поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями, противопоставление М. к. духовной культуре относительно.

Метанаррация (или «метаповествование», «метарассказ», «большая история») – понятие постмодернизма, фиксирующее существование концепций, претендующих на универсальность. Как правило, М. основаны на идеях Просвещения: прогресса истории, свободы, рационализма. Постмодернизм рассматривает М. как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу определенный комплекс идей; ограничивая, подавляя, контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашая «закат М. ».

Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» (А. Лосев). Для М. не существует грани естественного и сверхъестественного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии. М. нерефлексивен, так как изначально несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению, отдавая предпочтение эмоциональному переживанию и субъективной убежденности. Как первичная форма целостного дотеоретического мировоззрения, М. составляет неотъемлемую часть любого типа культуры – как в стадии становления, так и процессе развития и эволюции. В современной культуре М. присутствует в различных сферах духовно-практического освоения мира: в искусстве и литературе, в массовом сознании, в политике, в структуре научного знания.

Модернизм (франц. – новейший, современный) – период развития культуры конца XIX – середины XX века. М. как художественно-эстетическая система объединяет множество направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, символизм, фовизм и др.), отказавшихся от идеи «предустановленной гармонии», противопоставивших себя искусству прошлого. М. открыл и освоил новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), которые оказали существенное влияние на последующее развитие эстетики. Понятие М. связано не только с искусством, но и с наукой и философией, радикально дистанцированных от классической традиции, от позитивистского мировосприятия XIX века.

Осевое время – термин, введенный в обиход К. Ясперсом как средство осмысления единства истории. Под О. в. Ясперс понимает эпоху, когда осуществился прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке (VIII–II вв. до н. э.). С этого периода берет свое начало общая история человечества, человек уже не замкнут в себе, он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос – о смысле человеческого существования.

Пайдейя (греч. – ребенок) – воспитание, обучение, в более широком смысле – образование, образованность, культура. Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность, способная к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе.

Пантеон (греч. – все и бог) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов»; 2) совокупность богов; 3) усыпальница выдающихся людей.

Парадигма (греч. – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых в качестве образца решения исследовательских задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Постиндустриальное общество – третья (после аграрного и индустриального общества) стадия развития человечества, отдельных стран, характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями современных научно-технологической, информационной революций. Теорию П. о. разрабатывали социологи и политологи Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен и др. Для П. о. должны быть характерны: индивидуализация производства и потребления, признание ведущей роли науки, знаний, получения и распространения информации; обеспечение управления обществом образованной и культурной элитой, развитие сферы услуг.

Постмодернизм – понятие, используемое для обозначения тенденций в современной культуре. Современная культура осмысливает себя как «постмодерн», то есть пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается «после времени» – в ситуации «свершенности» и «завершенности истории». П. является актуальным феноменом, еще не принадлежащим философской традиции, поэтому его содержание и терминологический инструментарий находятся в процессе становления. Так, например, по Лиотару, П. может быть определен как «недоверие к метаповествованиям», Джеймисон усматривает характеристику П. в ориентации на специфическую пародийность. В проблемном поле П. особое место занимает вопрос его соотношения с такими культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь от классической традиции, П., вместе с тем, предлагает особый способ бытия классики в современную эпоху. П. констатирует тотальное попадание любого наличного состояния культуры под «власть прошлого». Оформляется также интерпретация П. как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, как своего рода этап в эволюции культуры: «у каждой эпохи есть свой П.» (Эко). В культурно-эстетическом плане П. закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», ориентирует творческую активность с творчества на компиляцию, цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж.

Просвещение – под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, отличается целым рядом общих черт: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знаниям широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума; исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества. В строгом смысле слово П. впервые зарождается во Франции в начале XVIII века.

Ритуал (лат. – обрядовый, торжественная церемония) – установленный порядок обрядовых действий, основанный на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Р. имеет значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах. Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов и установившегося порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистическим отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарного действия автономного индивида. Исключением являются общества, которые опираются на тоталитарную идеологию (Манхейм) и основанные на вторичной – идеологической – ритуализации человеческого поведения.

Романтизм – сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа XVIII–XIX вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего – Йенского кружка (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Тик, Шеллинг), гейдельбергских романтиков (Брентано, А. фон Арним), а также Г. Клейста, Гофмана, Гельдерлина. Специфика Р. была предопределена переходным характером эпохи. Отчасти этим объясняется «эстетизм» романтиков, их тяготение к языку искусства как наиболее плодотворной возможности созидания новой реальности. Р. абсолютизируют художественное творчество как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности человеческого Я. Центральное место в эстетике Р. занимает место о гении как творце художественного произведения. Р. уделяют особое внимание «ночным» сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии человеческого Я. Посредством иронии, которая возникает как результат дистанцированности от мира, в Р. раскрывается антиномичность внутреннего мира и человека. Р. знаменует собой начало новой эпохи и поиск новых языков культуры.

Символ (греч. – знак, опознавательная примета) – в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Если сущностью знака является «чистое указание», то сущность С. оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. С. не есть только наименование какой-либо отдельной части, он устанавливает связь этой частности с множеством других, подчиняя эту связь единому закону, единому принципу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь