Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Миф как первая культурная и мировоззренческая форма
Роль магии и ритуала в архаичной культуре. Доверчивое сознание как основа мифа. Неразличенность сказа и действительности, чувственно-конкретного и абстрактного; желания и реальности; слова-дела-вещи; профанного и сокрального. Генетизм, анимизм, персонификация – основополагающие черты мифа. Герой как персонаж мифа: космическая, природная, социальная, индивидуальная ипостаси Героя. Герой как умерший соплеменник. Амбивалентность жизни – смерти в мифе. Культ предков как источник духовного, родового воспроизводства. Витальность как приоритетная ценность и универсалия архаичной культуры, ее выражения в обрядах и мифах. Эволюция мифа и эволюция общества: • Жизнь как единство земного и небесного. Героические мифы и мифы творения. • Жизнь как чадородие и плодородие. Материнские культы и женские ценности. • Жизнь как организация рода. Тотемизм. Утверждение мужских ценностей, рационализация и этизация мифа. Распад мифа. Появление сказки, легенды (наррации). Античные мифы как пример этизации мифа. Специфика античного мифа. Материальная культура архаичного общества. Присваивающий тип хозяйства. Охота и собирательство. Родоплеменная организация жизни. «Мы» и «Не-Мы». Традиции и их воспроизводство в обрядах и ритуалах как механизм культуры. Превалирование социального над индивидуальным в родоплеменном обществе. Ритуал и его социальный смысл. Магия и ее значение в архаичной культуре. Религия и искусство архаичной культуры. Литература к темам № 7–8 Основная: Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 199 -211. Элиаде М. Аспекты мифа. Изд-во: М.: Академический проспект, 2010.- 256 с. Дополнительная: Мелетинский Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т.2. Историческая культурология СПб.: Алетейя, 2008 - 360 Тема 9 Античная культура Особенности крито-микенской культуры. Основные периоды развития древнегреческой культуры в XI–VIII в до н.. – Гомеровский период. Особенности Гомеровских мифов и их социокультурное значение. Боги и люди в Гомеровском эпосе. VIII–VI в. до н. э. – архаический период. Великая колонизация. Образование эллинского мира. Полисы – центры античной культуры. Скульптура архаики: курос и кора. Храмовые комплексы. Система архитектурных ордеров. V – начало IV в. до н. э. – Классический период. Победа в персидских войнах. Идеал эллинского человека. Расцвет искусства и философии. Театр и его значение в античной культуре. Конец IV–II вв. до н. э. – эпоха эллинизма. Держава Александра Македонского и ее основные центры. Взаимосвязь и взаимовлияние древнегреческой и восточной культур. Культ императора. Искусство, философия, наука. II в. до н. э. – V в. н. э. – римский период. Ассимиляция греческой культуры. Общие особенности культуры Древней Греции: приоритет телесности; полис как модель мира; космизм и логоцентризм; красота как высшая ценность, образец античного человека и система воспитания Древней Греции, агонистика. Зарождения науки и ее особенности. Памятники греческой культуры. Культура Древнего Рима. Источники культуры Древнего Рима. Этруски. Основные этапы развития культуры Древнего Рима. Влияние греческой культуры. Роль магии и обрядов в культуре Древнего Рима. Религиозные верования. Пантеон богов Древнего Рима. Общие признаки Римской культуры: право и государство как высшие ценности; армия как культурный феномен, зрелищность: театр и цирк (гладиаторские бои) и их значение в культуре Древнего Рима. Архитектура и строительное мастерство Древнего Рима. Скульптура и скульптурный портрет. «Рим превыше всего» – имперское сознание. Взаимоотношения Рима и провинций. Древний Рим – тупик и предел античного мира и его ценностей. Литература Основная: 1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 211 – 232. 2. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2 т. Ростов - на Дону, Феникс, 2004. 3. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т.2. Историческая культурология. СПб.: Алетейя, 2008 – С. 65 -89 Дополнительная: 4. Гаспаров М. А. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 148–152. 5. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Гл. 1–2. 6. Кессиди Ф.Х. К проблеме «греческого чуда» / Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. – СПб.: Алетейя, 2001
Тема 10 Религия как культурный феномен. Культура Европейского Средневековья Особенности религии как формы мировоззрения: разделение мира на чувственный и сверхчувственный, профанный и сакральный; роль сверхчувственного сакрального мира в определении судьбы человека. Религия как связь земного и небесного, временного и вечного, профанного и сакрального. Основные формы связи: божественное откровение, вера, молитва, исповедь. Роль культа в религии. Культ и его значение в культуре. Влияние религии на культуру. Мировые религии. Христианство: его зарождение, в рамках римской культуры. Учение Иисуса как основа новых ценностей. Приоритет духовности. Воплощение идеалов христианства церковью в Средневековом обществе. Особенности Средневековья и основные этапы его развития: Раннее Средневековье; Классическое Средневековье; Позднее Средневековье. Многоукладность средневекового общества. Церковь как руководящая и направляющая сфера жизни средневекового общества. Эволюция идеалов христианства в эпоху Средневековья. Рыцарские походы и рыцарская культура. Рыцарский роман. Культ прекрасной дамы и поэзия минестрелей, минезингеров. Взаимосвязь искусства и религии. Народная культура средневековья: городская (ваганты, шпильманы) и крестьянская культура. Роль праздников и карнавалов. Ереси и их значение в обновлении культуры. Литература Основная: 1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 233 -246 2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.// www.gumer. info (электронная библиотека Гумер) 3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. Дополнительная: 4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: АСТ-Пр., Галарт, 2010. (раздел «Искусство Средних веков»). 5. Ле Гофф Ж.. Цивилизация Средневекового Запада. – М., 2002 6. Мигранян З.А. История западной культуры: Античность, Средние века, Возрождение. – М., 2009
Тема 11 Искусство как культурный феномен. Культура эпохи Возрождения Обновление ценностей и культуры через возвращение к античным ценностям: первые «гуманисты», обновление литературного языка в творчестве Петрарки и Боккаччо. От любовной лирики к новому образу человека. Человек как центр и «скоба» мира. Макрокосмос и микрокосмос. Универсальность и уникальность: достижение универсума через множественность конкретного. Прямая перспектива, портрет, пейзаж как проявление нового мировоззрения. Авантюрный роман как выражение свободы человека. «Титаны» эпохи Возрождения как тип нового человека. Северное Возрождение: его особенности, основные проявления и представители. Реформы религии. Идеалы протестантства и их воплощение в искусстве и повседневности. Общие признаки Возрождения как культурной эпохи. Эволюция ценностей. Зарождение капитализма. Проблемность бытия человека и ее отражение в творчестве Шекспира, Рембрандта, Гойи. Литература Основная: 1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: АСТ-Пр., Галарт, 2010. (раздел «ИскусствоВозрождения»). 2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство.: Учеб./ Т.В. Ильина.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2002.- С. 90–126, 138–158. 3. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 247 - 265 Дополнительная: 4. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. М., 2007. С. 53–75. 5. Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. – М., 2008 6. Дзуффи С. Высокое и позднее Возрождение. XVIвек. Чинквеченто. – М., 2009 7. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение. Импрессионизм. В 3-х т. Т.1, т.2. – М., 2009 8. Мигранян З.А. История западной культуры: Античность, Средние века, Возрождение. – М., 2009 9. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М., 2008 Дополнительная: 1. Соловьев Е. А., Новикова Л.А. История мировой культуры. Часть 2: Учебное пособие. – М., 2007 4. Средневековье и Возрождение. – М., 2009
Тема 12 Новоевропейская культура Переосмысление картины мира и формирование классической науки. Разум как основание свободы человека. Человек как субъект. Познание истинны природы и покорение природы. «Знание – сила». Эпоха Просвещения: английское, французское, германское, российское Просвещение: общее и особенное. Культ рациональности. Садово-парковая культура как выражение нового мировоззрения. Основные стили и направления новоевропейской культуры и их воплощение в различных видах искусства: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм. От денди к буржуа. Роль фабрики (материального производства) в культуре второй половины ХIХ века. Реализм и натурализм. Социальная проблематика в искусстве (в литературе, живописи, театре), философии, идеологии. Стремление изменить мир. Обновление культурных форм в искусстве модернизма: импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, символизм. Литература Основная: 1. Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // http: //www.gumer. info (электронная библиотека Гумер) 2. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 265 -280; 289 - 300 Дополнительная: 3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 419–488. 4. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: АСТ-Пр., Галарт, 2010. (раздел «Искусство Нового времени»). 5. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века// Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.: ГАСК, 2000.-с.39-53. 6. Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб., 2004. С. 52–80.
Тема 13 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы