Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Питирим Александрович СОРОКИН
1889–1968 СОРОКИН Питирим Александрович — американский социолог и культуролог русского происхождения. Экстерном сдав экзамен на аттестат зрелости, в 1909 г. он поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт, в котором учился один год. В 1910 г. Сорокин поступает на юридический факультет Петербургского университета. В течение 1911 – 1913гг. он начинает издаваться, печатаясь одновременно в различных журналах. Зимой 1912–1913г. Сорокин усиленно занимается дипломной работой, которая позднее выйдет в свет в виде отдельной монографии — «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». В 1917 г., после окончания Петроградского университета, П. А. Сорокин был избран приват-доцентом, а в 1920-м — профессором кафедры социологии. Февральскую революцию Сорокин встретил с воодушевлением. Некоторое время он был личным секретарем главы Временного правительства Керенского и редактором эсеровского журнала «Народная воля». Социалистическую революцию в России он не принимает, открыто выступает против нее. В 1922 г. он покидает Советскую Россию. Осенью 1923 г., после недолгого пребывания в Берлине и Праге, по приглашению американских социологов Сорокин навсегда переезжает в Америку. Творчество Сорокина многообразно. Ему принадлежит заслуга в развитии своеобразной концепции культуры. По мнению Сорокина, культура в самом широком смысле этого слова есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. При этом культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. По мнению Сорокина, основой и фундаментом всякой культуры служит именно ценность. В соответствии с характером доминирующей ценности Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. К этому же типу, по его мнению, следует отнести культуру брахманской Индии, буддийскую и лаоистскую культуры, греческую культуру с VII по конец VI века до н. э. Идеалистическую систему культуры Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной именно потому, что доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. К этому типу культуры он относит западноевропейскую культуру XIII - XIV столетий, а также древнегреческую культуру V – IV вв. до н. э. Современный тип культуры Сорокин называет чувственной культурой, она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. Он утверждает, что формирование чувственной культуры началось в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Для этого типа культуры характерно стремление к освобождению от религии, морали и других идеальных ценностей культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Сорокин считал, что нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Он доказывал, что культура не погибает, пока жив человек. Последняя работа Сорокина — «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» — вышла в свет в 1967 г.
Сочинения
1. Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992. 2. Сорокин П. А. Социологические теории современности. М., 1992. 3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 4. Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. М., 1993. 5. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994. 6. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Литература
1. Канев С. Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1990. 2. Голосенка И. А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. Сыктывкар, 1991. 3. Голосенка И. А. Социология Питирима Сорокина. Самара, 1992. 4. П. Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество»: Материалы круглого стола, ноябрь 1992 г. М., 1993. Социокультурная динамика1
<...> Кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это — кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это — кризис форм социальной, политической и экономической организации, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это — кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуру и общества последних четырех столетий. Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществущих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.<...> <...> ...Настоящий кризис нашей культуры и общества заключается именно в разрушении преобладающей чувственной системы евро-американской культуры. Будучи доминирующей, чувственная культура наложила отпечаток на все основные компоненты западной культуры и общества и сделала их также преимущественно чувственными. По мере разрушения чувственной формы культуры разрушаются и все другие компоненты нашего общества и культуры. По этой причине кризис — это не только несоответствие того или иного компонента культуры, а скорее разрушение большей части ее секторов, интегрированных «в» или «около» чувственный принцип. Будучи «тоталитарным» или интегральным по своей природе, он несравнимо более глубокий и в целом глобальнее любого другого кризиса. Он так далеко зашел, что его можно сравнить только с четырьмя кризисами, которые имели за последние три тысячи лет истории греко-римской и западной культуры. Но даже и они были меньшего масштаба, чем тот, с которым мы столкнулись в настоящее время. Мы живем и действуем в один из поворотных моментов в человеческой истории, когда одна из форм культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется. Кризис чрезвычаен в том смысле, что он, как и его предшественники, отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархий и кровопролитий; социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов—потрясениями значительно большими, чем хаос и разложение обычного кризиса.<...> <...> Тщательное изучение ситуации показывает, что настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания, каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета. Точно так же, как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. В западной культуре конца средних веков таким же образом произошла смена одной фундаментальной социально-культурной формы на другую — идеациональной на чувственную форму. И тем не менее такое изменение не положило конца существованию общества, не парализовало его созидательные силы. После хаоса переходного периода в конце средних веков западная культура и общество демонстрировали в течение пяти веков все великолепие своих созидательных возможностей и вписали одну из самых ярких страниц в историю мировой культуры. То же самое можно сказать и о греко-римской и других великих культурах, которые претерпели в течение своего исторического пути несколько подобных изменений. Равным образом теперешнее разрушение чувственной формы никак не тождественно концу западной культуры и общества. Трагедия и хаос, ужасы и горе переходного периода окончены, они вызовут к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме, столь же значительной, как все пять веков эры чувственной культуры.<...> Главные тенденции нашего времени2
<...> Чувственная форма культуры и общества базируется на основном принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.<...> <...> Идеациональная культура и общество средних веков базировались и были артикулированы во всех своих аспектах на основном принципе, что истинная реальность или ценность — это сверхчувственный и сверхрациональный Бог и его Царство, как определено в христианском символе веры; в то же время чувственная реальность или ценность либо просто мираж, либо даже что-то негативное и греховное. Более того, идеациональная культура признавала божественные откровения как критерий истины и не признавала свидетельство чувств. В соответствии с этим, идеациональная культура мало заботится о научном изучении чувственных феноменов или об изобретении технологических приспособлений; поскольку чувственный мир в целом есть просто мираж, такая деятельность — лишь трата времени и энергии, исследование не более чем теней реальности и ценности. Вследствие этого, идеациональная культура является нетворческой в области науки и технологии, т. к. она сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божия и реализации ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности.<...> <...> Изредка появляется и расцветает на сравнительно короткое время третий основной тип культуры и изящных искусств, промежуточный между чувственным и идеациональным. Его основной принцип провозглашает, что истинной реальностью-ценностью является Неопределенное Многообразие (Infinite Manifold), которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой. Этот тип культуры можно назвать интегральным. Все его компоненты и его социальная жизнь выражают этот принцип. Он обращает внимание как на эмпирические, так и на сверхэмпирические аспекты истинной реальности-ценности. Наука так же, как философия и теология, начала расцветать в нем, и они гармонично сотрудничают друг с другом, Предметы изящных искусств здесь частично являются сверхчувственными и частично эмпирическими, но только в самых благородных и самых возвышенных аспектах чувственной реальности. Его герои отчасти боги, отчасти в высшей степени героические человеческие существа. Это искусство, намеренно пренебрегающее всем вульгарным, низким-и безобразным в эмпирическом мире чувств. Оно облагораживает недостойное, украшает безобразное, омолаживает старое и увековечивает смертное. Его стиль отчасти символический и аллегорический, отчасти реалистический и натуралистический. Его эмоциональный тон спокойный, мирный и невозмутимый. Художник здесь просто primus inter pares3 в обществе, членом которого он является.<...> Примечания
1 Под этим названием П. А. Сорокин в 1937 - 1941 гг. издал четырехтомный труд. В 1941 г. издал еще и сокращенный вариант этого труда под названием «Кризис нашего времени». 2 Под этим названием П. А. Сорокин издал в 1964 г. популярный вариант «Социокультурной динамики», подготовленный на основе его лекций и выступлений в 1958 - 1963 гг. 3 primus inter pares — первый среди равных (лат.).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы