Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепция культурных суперсистем П. А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889--1968) -- основоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры, опубликованная в книге «Социокультурная динамика» (1937-1941) -- одна из наиболее оригинальных культурологических концепцийXX в. Для Сорокина историческая действительность -- целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ акцентирует внимание на общих чертах в их исторической судьбе, а также фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи и проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражаетее главную ценность. Все культурные системы им делятся на три типа, которые образуют три суперсистемы, противоположные друг другу: идеациональную (сверхчувственную), чувственную (или сенситивную) и смешанную -- идеалистическую культуру, промежуточную между ними. В «чистом виде» в конкретном обществе эти суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу божественного начала, поэтому религиозна, основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Ее черты проявляются в культуре брахманской Индии, Древнего Китая (VIII--VI вв. до н. э.) Древней Греции (IX--VI вв. до н. э.) и в западноевропейском средневековье V--XII вв. Идеациональное искусство воплощает на религиозную тематику, где доминирующим сюжетами являются как сверхчувственное царство Бога, а героями -- сам Бог, ангелы, святые и грешники, так и тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события: это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой. Стиль этой художественной культуры символичен и формален. Сорокин характеризует это искусство так: художественный образ идеационального искусства воплощается в архитектуре церковных зданий, выполненных в романском стиле и в стиле ранней готики, в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах, в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. Высшая идеациональная истина у Сорокина -- «истина веры». Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. Идеациональнов право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество карались с жестокостью. Нормы, законы и формы применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Чувственная (сенситивная) культура -- антипод идеациональной. Сенситивная культура – реальна, адекватна восприятию наших органов ощущений. Она существовала во времена палеолита в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. С XV и по XX в. включительно, этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства -- доставить удовольствие зрителю, слушателю, читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Чувственное искусство разрушительно по своей природе, и вслед за ним приходит новое идеациональное искусство. В отношении истины целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «фрагментов науки». Период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, а в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества. Третья суперсистема -- идеалистическаякультура -- связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между двумя суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V--IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII--XIV вв.). Для составляющих идеалистической культуры (искусства, истины, морали, права) действует принцип реальной действительности, многообразия. В ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. П. А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. П.А. Сорокин, как до него О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) -- роста -- созревания -- увядания -- упадка и распада. Но философ был убежден и в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Контрольные вопросы и задания. 1. Как характеризуются проблемы развития культуры «Запада» и «Востока» в европейской культурфилософии? 2. В чём состоит специфика культурологических взглядов Освальда Шпенглера? 3. Почему Хосе Ортега-и-Гассет считается аналитиком культуры 20 века? 4. Что является общим и в чём различие в теоретических концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби? 5. Выявите общие черты моделей культуры А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, К. Ясперса, Э. Гуссерля? 6. В чём сущность зарубежных и российских концепций циклического и линейного развития культуры? 7. Охарактеризуйте концепцию культуры И.Г. Гердера? 8. В чём заключается противоречивость смысла культурологической концепции Ф. Ницше? 9. Назовите общие черты и отличие культурологических взглядов Альфреда и Макса Вебера? 10. Проанализируйте культурфилософские концепции Э. Гуссерля и К. Юнга? 11. Раскройте сущность концепции культуры К. Ясперса? 12. В чём заключается ограниченность психологической интерпретации культуры (в концепции 3. Фрейда)? 13. В чём сущность концепции культурных суперсистем П. А. Сорокина и её отличие от взглядов представителей европейской культурфилософии? 14. Перечислите и охарактеризуйте основные положения марксистской концепции культуры? 15. Раскройте генезис западноевропейской концепции игровой культуры: игра как форма и способ, механизм памяти (освоения, сохранения, передачи и развития) культуры? 16. Опишите основные положения информационных моделей культуры? 17. Что нового в культурологию привнесли постструктуралистские исследования культуры? Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер. Культурологический метод научного исследования генезиса мировой культуры, отдельных её подструктур (например, локальных культур), её частных составляющих (субъектов культуры) основан на анализе отдельных этапов их развития, как культурно-исторических типов, форм, видов, отраслей и кодов культур, а также на выявлении сущности, специфики таких явлений, как культурный архетип, менталитет, характер и т.д. Эти и иные составляющие входят в понятие типология культур. Типология культур Что же такое типология? Типология (от гр. -- отпечаток, образец) -- научный метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов исследования и их группировка с помощью обобщённой модели или типа. Критериев (оснований) типологии культур существует очень много, в том числе -- связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этические особенности; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др. Отрасли культуры -- это совокупности профессиональной специфики деятельности отдельных субъектов культуры, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого: художественная, экономическая, политико-правовая, экологическая, образовательная, научная и иные культуры. Тип (от гр. -- отпечаток, форма, образец) -- образец, модель для группы предметов, явлений; форма чего-либо или обобщённый образ. Типы культуры -- это совокупности норм, правил и моделей поведения субъектов культуры, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, национальную и этническую культуру, городскую и деревенскую культуру относят к культурным типам. К типам культуры относят не только культуры регионально-этнических образований, но также исторических и хозяйственных.Так, культурно-исторический тип -- этап, модель, образец пространственно-временного развития культуры: дописьменный, письменный, экранный, информационно-виртуальный типы культур. По хозяйственному укладу выделяют следующие типы культуры: культура охотников и собирателей, культура скотоводов и земледельцев; промышленная (индустриальная) культура; постиндустриальная культура; информационная культура. Формы культуры -- это совокупность выражения (проявления) правил, норм, моделей, явлений и образцов деятельности людей. Так, высокая или элитарная культуры, народная имассовая культуры -- это формы культуры, так как они представляют собой систему организации и способ выражения художественной специфики содержания и проявления культуры. Виды культуры - это относительно обособленные составные части общей культуры людей и социума. Основные виды культуры: доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и «контркультура»; сельская и городская культуры, обыденная и специализированная культуры. Духовную и материальную культуры нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, так как они сочетаютв себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными. Художественная культура -- разновидность духовной культуры, а физическая культура и культура врачевания - разновидности материальной культуры, так как обеспечивают через укрепление физического и духовного здоровья материальные предпосылки количественно-качественных параметров продуктивности деятельности человека как творца культур. Таким образом, типология культуры расчленяет объекты культурологического исследования, а затем структуризирует и группирует их с помощью обобщённой модели или типа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы