Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сети значений в потоке энергии сознания
Давайте, друзья, попробуем разобраться, как же мы на- капливаем информацию об окружающем мире и как мы ее используем в дальнейшем, когда выстраиваем из этой ин- формации цепочки рассуждений — как осуществляется внутренняя работа сознания.
Эта главка у нас выходит не очень простая, но это и по- нятно, уж больно непроста сама тема. В ней также мало греющих душу примеров, мало слов о доброте, счастье, любви и свободе, о всем том, ради чего мы и предпринимаем наше развитие. Просто помните, что все исследование — ради именно этого, ради самой жизни. В ней даже мало энергоинформационики, как таковой, потому что мы подошли к самому интересному вопросу, как ее применять для нового эволюционного шага Разума в большой мир. Но глава именно об этом. Мы обсуждаем пристально и обстоятельно, как сделать шаг, потому что Большой Мир, он здесь. Он за тонкой гранью. И он ждет нас. Не потеряйте смыслов цели за механикой способа, нам не обойтись без понимания. Итак, мы живем в мире, мы воспринимаем его, мы мыс- лим. Как энергоинформационные существа, возникшие в био- логическом теле, мы, конечно, понимаем, что наше мышле- ние имеет под собой какую-то цель. И хотя мы и склонны уделять внимание прежде всего те- мам вроде бы возвышенным, сложным, глубоким, нельзя и не признать того, что все-таки мышление имеет под собой довольно четкий ориентир, который его направляет. Мы подробно говорили о нем в процессе освоения вто- рого этапа пятой ступени. Дело в том, что, как бы ни хоте- лось потеряться за уникальными особенностями каждой мысли, каждая такая мысль внутри породивших ее условий решает один-единственный вопрос: как создать комбинацию, которую мы ощущаем более хорошей по сравнению с пре- дыдущей. Если мышление не может успешно решить этой задачи, то оно отбрасывает вариант и пробует новый, и новый, и
Искусство
Разум обновляющийся
новый. Если такого решения не находится, то мышление об- ходит эту комбинацию стороной и возникает явление вы- теснения по Фрейду (о нем вообще забывают, будто его и нет, и сознание как бы обходит эту черную дыру) или, даже серьезнее, возникает серьезный невроз или психоз. Исключений из этого правила не бывает — даже человек, отдающий последнюю рубаху нищему, после этого действия чувствует себя интегрально лучше, без этого не отдал бы, да- же самоубийца совершает свое действие только потому что ничего не переживать лучше чем переживать то, что у него на душе. Конечно, прекрасно, что у человека есть система значе- ний, которую можно настроить так, что она позволяет де- лать добро, пусть лишаясь чего-то, но при этом чувствуя ра- дость. Значит, у мира есть надежда. Вот давайте попробуем привести пример, чтобы понять, как наше сознание оперирует значением предметов в зави- симости от контекста, условий. Вы находитесь в опасной ситуации — вблизи вас появи- лись сразу голодный медведь и очень злая собака, просто не собака, а людоед какой-то. Разумеется, вы оцениваете эту ситуацию негативно и, мо- жет быть, готовы впасть в панику (предположим, что вы по- чему-то не стали отпугивать этих зверей техниками треть- ей ступени). Но все-таки мышление работать продолжает, и сканируются варианты — вот оба животных напали на вас. Реакция — плохо. На вас напало только одно — тоже доста- точно нехорошо. Животные схлестнулись между собой. А вот это уже интересно! Так, пока они не проявляют таких намерений… но собака… она же нервная собака… ее неус- тойчивую психику вполне можно развернуть на медведя, ес- ли попробовать вести себя как будто ее не боишься и по- пробовать использовать команду «фас», «взять», подтвердив ее своим поведением… ага! Если это удастся, то ситуация станет совсем хорошей! «Взять его, Мухтар! » В самой плохой ситуации для нас есть хорошие варианты.
Мы привыкли пользоваться оценками хорошо-плохо ав- томатически, не слишком задумываясь, что они для нас зна- чат, и привычно относимся к тому, что от них зависит сила нашей реакции, и не удивляемся тому, что бывают случаи, когда у нас так мало энергии, что мы и на важную вещь еле реагируем. А ведь это интересно. Потому что под этими явлениями от нас прячутся реак- ции нашего мозга, которые производит совсем не сознание, механизм мышления, производящий ограничение, его суть. Значение — это личное, то, чего в природе ну никак не существует. Оно — это свойство. Нет в мире такой вещи, как значение! Есть только свой- ство, проявляющееся во взаимодействии — к примеру, если два предмета столкнутся, выяснится, что прочность у них разная, и тогда можно утверждать, что один предмет отно- сительно прочнее другого. Только относительность. Свойства наличествуют у всех объектов материального мира, в самых разных сочетаниях, но отдельно их не существует, все это только характеристи- ки, играющие роль при взаимодействиях между ними. Так вот, значение — это тоже свойство предмета, но по отношению к живому организму, обладающему сознанием. Его объективно нет. Оно просыпается только как реакция живого организма на вещь. Оно нам кажется, оно создано индивидуальными пред- почтениями нашего мозга — но одновременно для каждого человека это неотъемлемая часть восприятия мира. Любого человека спроси — чего ты хочешь, того или это- го, или что лучше для тебя, то или это, он не слишком за- думается с ответом. Но как он сделает этот вывод? Он представит себе тот или иной образ. В сознании всплывут его связи и сопрягутся с уже имеющимися образ- ами. Мозг отзовется эмоциональной реакцией на эту сово-
Искусство
Разум обновляющийся
купность образов. Произойдет оценка, ухудшила эта реак- ция или улучшила эмоциональное состояние. Будет дан от- вет — «хорошо» или «плохо». Все. Сознание в этом процессе принимает участие только как поставщик образов, учетчик реакций и комбинатор образов. У новорожденного, с мозгом как чистый лист, реакции поставляются непосредственно инстинктами и имеют совсем уж непосредственное значение, с этим у нас полная ясность. А откуда берутся значения у мозга, хранящего большее ко- личество информации? Обратим внимание на то, что реакция мозга — вот это самое хорошо-плохо — вызывается при помещении осозна- ваемого образа в центр других образов, формирующих кон- текст, поле для сравнения. Чем их больше, тем глубже осоз- нание. Как пример — ребенок с радостью потянет в рот что угодно сладкое, будь оно хоть сто раз вредным. У него с этим сладким ассоциировано три с половиной образа, и все они дают картинку «хорошо». Взрослый отличается от него тем, что имеет живое и пережитой в личном опыте представле- ние о том, что такое «вредно», «болезнь», и эти ассоцииро- ванные образы при добавлении образа поедания сладкой, но вредной еды, дают ответ уже «плохо». Если сам образ по каким-то причинам не вызвал яркого эмоционального отклика, который может быть в этом слу- чае только инстинктивным (когда образ один-одинешенек в сознании), то он не может быть оценен другим способом, кроме как через реакцию на него в присутствии имеющих- ся в сознании образов. И потом именно это, а не что-то иное память о величи- не реакции на образ, разрешенное количество энергии, ко- торое впоследствии будет выделено на анимацию этого зна- чения, записывается в памяти как значение нового образа. То есть значение предмета образуется не как результат вычисления, создающего для них самостоятельное значение из ниоткуда, а как сочетание значений уже имеющихся в рас-
поряжении сознания, при этом новое значение выступает как регулятор, усиливающий их или ослабляющий. И величина этого нового значения (если оно не обуслов- лено прямой инстинктивной реакцией) не может быть боль- ше, чем сумма других, уже имевшихся значений. Такой же — или меньше. Раз на раз не приходится — и мы вынуждены констати- ровать, что по теории вероятности средний уровень пони- жения величины значения на такой акт опосредованного мышления будет примерно 50%. А ведь значение — это инструкция, степень приоритет- ности образа как объекта внимания и при обработке. Сла- бая величина значения — и разум просто не займется рас- смотрением предмета, который, может быть, через 10— 20 тактов мышления стал бы приоритетным, вытащив из ассоциативных закромов чуть ли не все актуальные значи- мости человека. Вы только вдумайтесь в это! Ведь очевидно, что система значений, хранящая опыт, вырастает в человеке, опираясь на инстинктивно создавае- мые величины эмоциональных напряжений. И начинает она свой рост от максимальных величин — от ствола, а дальше чем более косвенное понятие, тем тонь- ше у него значение, тем больше истончается ветвь связан- ных значений. К примеру, у мозга, не заполненного информацией (хо- тя тогда он почти мыслить и не может), есть какая-то фи- гура, которая вызывает 100 % страх, чистый страх в его мак- симальном выражении. Назовем эту фигуру черным чело- веком. В нем 100% страха. А мешок черного человека? Уже 50%. А нитка из мешка черного человека? 25%. И так далее и тому подобное. Человек во взрослом состоянии редко имеет возможность столкнуться с фигурами, олицетворяющими максимально возможную для него величину значения. Ну может, разве только те, которым «повезло» иметь инстинктивный страх,
Искусство
Разум обновляющийся
фобию, к примеру, фобию змей или пауков. От предельно- го значения страха человек может даже сойти с ума или уме- реть — как и от предельного наслаждения или невыносимого желания. Но благодаря тому что мы не сталкиваемся с такими на- сыщенными эмоционально фигурами, они давно погребе- ны в нашей памяти, сознание оперирует в основном с об- разами, имеющими относительно этой максимальной вели- чины очень невысокое значение. И это прекрасно — и потому, что мы можем тогда по- зволить себе не поддаваться дремлющим в нас животным инстинктам, и потому, что разум способен странствовать среди огромного количества понятий, и весь мир представ- ляет для него интерес. Но на деле — такая небольшая часть мира! Давайте попробуем опять построить пример формирова- ния одной из ничем не выдающихся веток кустов значений. Скажем, имеется проблема выживания в сложной ситуа- ции. Она составлена: медведь (80%), собака (40%). Вместе: - 120%, хотя, конечно, эмоциональные структуры нашего моз- га больше -100% заставить нас ощутить не могут, 100% — это все, что у них есть. Есть команда «фас», которая может снизить остроту этой ситуации вдвое — скажем, до -60% (тут значения составляю- щих ее элементов не будут обрезаны пределом реагирова- ния нашей психики). Соответственно, ее значение, если бы мы встретились с этой командой впервые, услышали бы, к примеру — +60%. Прямо волшебное слово какое-то (наде- жда на такие слова и породила легенду о заклинаниях). Но мы знаем, что слово может и не сработать: +0%. В среднем: (0+60)/2=+30%. Хорошо, а интонация, с которой подана команда? Мож- но громко и звонко, можно тихо и командно… и в зависи- мости от этого, как мы понимаем, она тоже может срабо- тать, а может и нет. От 100 до 0% по отношению к команде, имеющей значимость 30%, то есть 15%.
А акцент, с которым стоит подать команду? Может, хо- зяином собаки был уроженец Кавказа? Овчарка-то кавказ- ская… Опять 50%, но уже по отношению к интонации (вот тут вариативность разума — она же может быть теоретиче- ски привязана и к самой команде, но мы привяжем для на- глядности к интонации) — то есть 7, 5%. А жест, приложенный к интонации — 3, 75%? А резкость жеста — 1, 875%? А поворот третьего пальца в жесте? А время между началом команды и поворотом третьего пальца? А время окончания жеста после поворота третьего пальца? Теперь скажите, как вы думаете, сумеет ли человек со- средоточиться на резкости жеста с величиной его значения 1, 875%, имея перед собой угрозу размером 100%? Думаю, вы ответите то же, что и я, а именно, что вряд ли, вряд ли. И это очень важно для нас. Понятно, что мы с вами привели пример неуклюжий, но вряд ли в наши планы входит рассмотрение психологических тонкостей и всяких связанных с ними «если». Об одном только «если» мы упомянем: если результатив- ность срабатывания жеста зависит от времени окончания жеста после поворота третьего пальца (0, 234375%), то чело- веку в описанной ситуации не светит сообразить ровным счетом ничего. Игра окончена. Можно изучить таким образом любую жизненную ситуа- цию, будь то размышление о смысле жизни, политическом раскладе, правильности религиозного пути, мы все равно увидим, как человек упирается в эту невидимую границу. Скажем, при решении вопроса о женитьбе можно было бы задуматься о чрезмерно веселом нраве и приветливости невесты… только кто же обращает внимание на такие ме- лочи? Они сами обращают на себя внимание через пару лет, ну вы понимаете. Нам важен сам принцип формирования производных значений, и он очевиден.
Искусство
Разум обновляющийся
В ситуации отвлеченного познания мира, анализа слож- ных идей, поистине тонкого восприятия человеку для улав- ливания тонкого понятия приходится иногда вызывать очень много понятий предыдущего уровня, тоже тонких, скажем, каждое по 5%, пробовать устанавливать связи их с новой фигурой, и все равно фигура отдаленного порядка благода- ря этому правилу 50% имеет очень малое значение, а уж ос- нованные на ней фигуры вовсе бесплотны. Благодаря этой особенности мышления неискушенный человек часто мыслит с разрывом — он берет два-три дей- ствительно важных понятия, начинает мыслить о них, а по- том запутывается и без всякого основания устанавливает связь какого-нибудь из отдаленных понятий с этой основой. Просто для того, чтобы пусть в своем сознании только, но решить эмоциональное уравнение положительно! За примерами далеко ходить не нужно. Здесь и пробы ле- чить все что угодно при помощи радия. Любая мода. Любое оправдание тиранов. Любая мистика широкого потребления, традиционно служащая прибежищем людей недалеких и эмо- ционально разбалансированных, неспособных принять на се- бя ответственность за свои поступки и мысли. Религия в умах обыденного потребителя и вовсе вся и це- ликом основана на этом разрыве мышления — верь себе и притягивай за уши любое понятие к тому, во что веришь, и всего делов-то. А не притянешь — значит, не веришь. А не веришь, что только потребляющий чистую пищу может спа- стись, то не веришь и в то, что пища имеет какое-то отно- шение к спасению, значит, ставишь под сомнение заповеди божества, значит, может, написанное о спасении вообще об- ман… Да если подумать, то и правда бред какой-то про еду… неужели все зря? Мечты о спасении, об избавлении от всех страхов и бед — ложная надежда? Господи, как на ду- ше-то страшно и противно! Лучше обратно голову под кры- ло и верить. А про еду послушать мудрого жреца, который изрекает что-то непонятное, но явно успокаивающее. Все, ре- шено — еда имеет прямое отношение к спасению!
А ведь если бы не этот разрыв, процветающие религии бы как социальное явление умерли давным-давно, и каждый человек мог бы прикоснуться к Богу лично. Цепко держит человека невидимая граница познания, где маячат зыбкие фигуры… И не менее цепко держат эгрегоры и служащие им соци- альные роли. Поистине, нет нужды надевать кандалы на но- ги, если душа уже продалась в рабство. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы