Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ IV. История искусства Востока



Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока

Предмет истории искусств Зарубежного Востока. Задачи и содержание курса. Дискуссионные вопросы. Библиография истории искусств Зарубежного Востока и ее особенности. Понятие термина мусульманская культура. Влияние религии ислама на формирование духовных и культурных ценностей народов Ближнего Востока. Вопрос о запрете фигурных изображений в исламе. Особое значение орнамента и архитектурного декора в искусстве халифата. Коран как художественно-литературный памятник средневекового Востока.

Архитектура. Старые и новые города. Дамаск как пример старого города. Новый город — Фустат. Города резиденции. Культовые сооружения. Использование старых построек — христианских базилик. Мечеть Омейядов в Дамаске. Центрическое культовое здание «Купол-Скалы» в Иерусалиме. Дворовая мечеть и ее основные элементы.

Светская архитектура. Загородные замки Омейядов (VIII в.) — Мшатта, Кусейр-Амра, Каср ал-Хайр. Аббасидские дворцы Самарры (IX в.).

Cкульптура периода Омейядов, скульптурное декорирование аббасидских дворцов.

Архитектура фатимидского Египта. Мечеть Амра в Фустате (VII в.), Мечеть Ибн-Тулуна в Каире (XI в.). Мусульманская Испания. Большая мечеть в Кордове (VIII–X вв.). Дворец Алхамра в Гранаде (XIII–XV вв.).

Четырехайванные мечети. Тесная связь архитектуры Ирана, Афганистана и Средней Азии. Развитие и роль портала. Создание городских ансамблей. Исфаган как образец планировки позднефеодального города.

Особенности сельджукской архитектуры Малой Азии. Роль народов Кавказа в создании этой архитектуры. Памятники Конии. Гражданская и культовая архитектура. Индже Минарели (XIII в.).

«Классический стиль» в архитектуре Турции XVI–XVII вв. Стамбул и его архитектурные памятники. Мечеть Сулеймана. Мечеть Ахмедие архитектора Мохаммеда Ага (1609–1616). Гражданское строительство XV–XVI вв.

Живопись, литература. Искусство создания и оформления рукописей на Ближнем Востоке. Схема составления рукописей, ее стоимость и качество, труд переписчика. Значение рукописи в духовной и культурной жизни стран Ближнего Востока.

Миниатюрная живопись. Художники и отношение к изображаемому. Круг тем. Ширазская и тебризская миниатюры XIV в. Значение гератской школы XV в. для развития миниатюрной живописи Ирана. Творчество Кемалладина Бехзада в Герате и Тебризе. Художник Султан Мухаммед и другие мастера тебризской школы XVI в. Ширазская школа XVI в. Исфагаская школа XVII в. Реза Аббаси.

Персидская средневековая литература. Образ «слова» в жизни мусульманских народов. Творчество поэтов: Фирдоуси (X в.) Омар Хайама (XI– XII вв.), Низами (XII в.), Руми (XIII в.) и др. Влияние поэзии на миниатюрную живопись.

Декоративно-прикладное искусство. Художественное ремесло. Керамика. Поливная керамика. Люстр и полихромная роспись. Роспись «минаи». Силуэтная керамика.

Художественные изделия из металла. Резьба по кости.

Художественный текстиль. Ковроделие. Центры ковроделия: Тебриз, Нахичевань.

Художественные традиции в современном искусстве народов Ближнего Востока.

Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет

Архитектура времени создания единого монгольского государства Чингисхана и его потомков. Каракорум. Его планировка. Особенности архитектуры. Дворец Угедея. Китайское влияние на монгольскую дворцовую архитектуру.

Архитектура, скульптура и живопись средневековой Монголии и Тибета. Кочевые монастыри, их организация, способы передвижения. Типы стационарных монастырей, их архитектура. Храмовое зодчество. Эрдэни-дзу — образец средневековой монастырской монгольской архитектуры.

Тибетская архитектура Средневековья. Монументальная буддийская скульптура. Каноны буддийской иконографии. Буддийская пластика. Тибетские, китайские и ургинские художественные школы, их взаимовлияние и единство стилей. Занабадзар — выдающийся монгольский скульптор Средневековья.

Буддийская живопись. Танка. Мистерия «цам». Монгольская народная живопись «монгол-зураг».

Декоративно-прикладное искусство. Изготовление войлока. Технологические приемы работы с кожей, деревом. Резьба по дереву. Изделия из кожи, войлока. Одежда. Обувь. Ювелирные изделия. Вышивка.

Тема 3. Искусство Индии

Архитектура и скульптура Индии VII-XII вв. Падение державы Гуптов.

Ансамбль буддийского монастырского комплекса. Синтез архитектуры и скульптуры в буддийских памятниках раннего Средневековья. Карли, Аджанта. Индуистские храмы VII–VIII вв. Эллора. Элефанта. Северные и южные храмы X–XI вв. Каджурахо. Танджор.

Матхура. Изображения индуистских божеств Шива Натараджа — XI в. Пластика северных храмов X–XIII вв. Каджурахо. Бхуванешвар.

«Классический» период монументальной живописи Индии. Уникальный комплекс стенописи в Аджанте. Тематика, сюжеты и композиция росписей. Главные персонажи. Мифы и легенды в росписях Аджанты. Техника настенных и потолочных росписей. Живописные эффекты. Манера письма. Народность искусства Аджанты, главные ее достоинства.

Новая архитектура в индо-мусульманских государствах (XII-XVI вв.). Мусульманское завоевание Индии.

Проявление в архитектуре новой идеологии ислама. Новые архитектурные формы и строительные приемы. Сочетание их с местными художественными традициями. Кутб-Минар в Дели. Тадж-Махал в Агре. Пятничная мечеть в Дели. Гражданская архитектура. Форты Дели и Агры XVII–XVIII вв. Поздние храмовые комплексы Южной Индии. Их планировка и оформление.

Индийская миниатюра. Появление жанра миниатюры как декоративной росписи страницы книг и постепенное превращение ее в «станковую» картину. Гуджаратская и могольская миниатюра. Особенности Гуджаратской миниатюры (иллюстрации джайнской Кальпа-сутры). Стремление к реалистичности в могольской миниатюре.

Развитие портретной живописи при моголах. Придворная тематика. Связь могольской школы миниатюры со всей могольской культурой. «Бегство эмира Хасан-Якуба с места охоты в Самарканд», «Отступление Бабура из Ахси», «Шах Джахан и ученый».

Истоки раджпутской миниатюры. Главные ее центры. Расцвет индийской миниатюрной живописи в XVI–XVII вв. Основные сюжеты, герои раджпутской миниатюры. Гармоничное сочетание живописи, поэзии и музыки, религиозно-символическая отвлеченность, символический характер ее сюжетов. «Гирлянды мелодий». Школы Пахари, Кангра. Развитие пейзажа. Преобладание декоративности. Художественные приемы школ.

Пути развития индийского искусства XIX-начала XX вв. Борьба за национальную независимость. Обращение художников Индии к национальной тематике. Создание художественных школ в Калькутте, Бомбее, Мадрасе. Cветская станковая живопись. Раджа Рави Варма. Семья Тагоров. «Бенгальский ренессанс». Использование художественного наследия древности и средневековья в соединении с европейскими приемами письма.

«Неопримитивизм». Джамини Рой. Гуманистическая направленность творчества реалистов Джамини Рой, Кармаркара, Деви Прасада, Гой Чоудхури, Амрита Шер Гир. Сочетание национальных традиций с лучшими достижениями мирового реалистического искусства. Цикл «Бездомные» Да Кругза, «Голод в Бенгалии» Атула Боса. «Бомбейский холод» Кармакара. Модернистские течения. Кумар Халдар, Акбар Падамси, Раза. Новые задачи индийского искусства.

 

Декоративно-прикладное искусство Индии. Ручное производство в Индии. Текстильное искусство. Шелковое ткачество (богатство мотивов, оригинальность орнаментов, насыщенность цветовой гаммы). Искуство окраски тканей. Вышивка. Плетение кружев. Ковроткачество. Кашмирские ковры габба. Производство шалей.

Художественная резьба. Скульптура из дерева. Производство мебели. Лаки. Художественное производство металлических изделий. Техника насечки золотом и серебром, резьба, гравировка, чеканка, инкрустация, вставка камней, позолота, полировка, литье.

Латунная утварь. Производство ювелирных изделий. Резьба по слоновой кости. Производство игрушек в разных частях страны. Одежда. Ее производство.

Тема 4. Искусство Китая

Эпоха империи Тан (618-907). Окончательное объединение Китая. Начало расцвета китайского искусства.

Живопись. Виды живописи. Категории. Основные принципы китайской живописи этого периода. Танские портретные свитки. Янь Ли-бэнь. Северная школа живописи, Ли Сы-сюнь. Южная школа живописи, Ван Вэй. Жанр «цветы и птицы». Анималистический жанр. Мастера, работающие в этих жанрах.

Архитектура. Формирование столичных городов Лоянь и Чаньянь. Дворцовый комплекс. Пагоды. Виды пагод. Большая пагода диких гусей, Пагода белой лошади, Северная башня. Их различия и сходства. Индийские и буддийские прообразы.

Скульптура. Сюжеты Танской скульптуры. Монументальная скульптура. Будда Вайрачана. Погребальная пластика.

 

Эпоха Сун (960-1279). Живопись. Отличительные особенности живописи Сунского периода от периода империи Тан. Академия живописи. Крупнейшие мастера: Цуй Бо, Ма Фынь, Чжао Чан, Ма Юань. Начало развития монохромной живописи. Го Си. Трактат о пейзаже. Сюй Даонин.

Архитектура. Дальнейшее развитие пагод. Трактат Ли Мин-чужуна «Метод архитектуры».

Скульптура. Развитие храмовой скульптуры. Статуя Локапала.

Влияние Чжурчженей на развитие скульптуры в Северном Китае.

Прикладное искусство. Керамические изделия. Типы.

 

XIII – XVI вв. Монгольское нашествие. Трансформирование Китайского искусства в результате нашествия.

Живопись. Ни Цзань, Чжао Мын-фу, Жэнь Жэньф как наиболее крупные живописцы XIV в. Период Мин. Развитие внешних сношений. Влияние на Китай. Мастера-отшельники как продолжатели южной школы живописи. Школа У. Ван Фу, У Чень.

Школа Чже. Дай Дзинь.

Архитектура. Новая столица — Пекин. Внешний город. Императорский город. Запретный город. Храм Неба. Пагода У-та-сы, Пагода красоты дракона. Погребальный комплекс минских императоров Шисань-мин (13 гробниц).

Прикладное искусство. Фарфор. Техника росписи. Лаковое производство.

XVII – XIX вв. Международные связи Китая. Отношения с Европой. Английская Ост-Индская компания, ее влияния в Китае.

Живопись. Ее упадок. Юнь Шоу-пин. Развитие гравюры. Жэнь Боняно. Цели и задачи художников в конце XIX в. Народные картины.

Архитектура. Храм Дун Хуан-Сы (Восточный желтый храм). Императорские дворцы около Пекина. Монастырь Би-юнь-сы (Монастырь зелено-голубых облаков).

Прикладное искусство. Типы фарфора. «Кэси». Изделия из камней. Резьба из рога и дерева.

 

Первая половина XX в. Художественные группировки в начале XX в. Школа Го-цуй (Школа драгоценного старого стиля). Ци Бай-ши. Школа Дяо-хэ-и-шу (Искусство смешанного стиля). Жю Пеон.

Архитектура. Китайский ренессанс.

Тема 5. Искусство Японии

VI – VIII вв. Вступление Японии в эпоху феодализма.

Архитектура. Влияние буддизма. Сооружение храмов, монастырей, пагод. Монастыри Хорюдзи, Тодайдзи. Храм Дайбуцудэн. Столица Японии — Нара.

Живопись. Влияние Китая. Первые образцы живописи. Новый город искусства — Хэйан (Киото). Школа Канаока. Ученики Канаока. Императорская школа Иедореко.

Cкульптура. Буддийские образы. Статуя Будды — Русяны. Скульптурные портреты людей.

 

IX – XII вв. Политические изменения в стране.

Архитектура. Город Хэйан — новая столица Японии. Выделение различных сект в буддизме. Отражение их учения на архитектуре. Cекты Тендай и Сингон. Традиции синтоизма. Монастыри Муродзи, Энрякудзи, Конкобудзи. Монастырь Бедоин. Светская архитектура. Планировка дворцов и городских усадеб. Стиль Синден-дзукури. Императорский дворец Дайдайри в Хэйане.

Живопись. Школа Ямато. Главный сюжет в японской живописи. Cтиль «украшающий». Тоба Саджо — создатель японской карикатуры. Формирование особенностей японского искусства.

Скульптура. Рождение новых скульптурных тем и форм. Дзете и Будда Амида.

 

XII – XVI вв. Создание системы Сегуната. Династия Минамото. Самурайство.

Архитектура. Камакура. Восстановление старых храмов. Cоздание дзэнских монастырей. Монастыри Кэнтедзи и Энгакудзи. Столица Хэйан. Стиль «сеин». Появление букета-икебана. Павильоны для занятий поэзией и музыкой. Дворец сегуна Асигака Есимицу.

Живопись. Новые направления. Возвращение старых традиций. Хо-Денсу. Джосетсу. Шубун. Развитие пейзажной монохромной живописи. Cэссю. Школа Кано.

Cкульптура. Новые приемы.

Церемония чаепития. Японские сады.

 

XVI – XIX вв. Приход к власти Сегуната Токугава.

Архитектура. Эдо. Замки Сегунов. Хакуродзе. Дворец Нидзе в Киото. Увеличение пышности архитектурного декора. Ансамбль Тосегу. Дворец Кацура.

Живопись. Cотацу. Корин. Развитие гравюры на дереве. Моронобу. Матахси. Школа Укие-йе. Cосень. Утомаро. Хироcиге. Хокусаи.

Развитие фарфора, керамики, лака.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Коран — художественно-литературный памятник Востока.

2. Выдающиеся архитектурные памятники Ближнего Востока. Общая характеристика.

3. Иерусалим — город трех религий. Этапы развития.

4. Исфахан — образец планировки позднефеодального города.

5. Города-резиденции. Их расцвет и упадок.

6. Рукописи. История создания. Значение рукописи в духовной и культурной жизни стран Ближнего Востока.

7. Расцвет персидской литературы в Средние века.

8. Ковроделие в Иране. Процесс изготовления.

9. «Классический» стиль в архитектуре Турции.

10. Особенности архитектуры Центральной Азии времен Чингисхана.

11. Развитие архитектуры Монголии в Средние века. Общая характеристика.

12. Храмовое зодчество Монголии.

13. Тибетская архитектура Средневековья.

14. Монументальная буддийская скульптура Тибета, Индии и Китая. Общая характеристика.

15. Новая архитектура в индо-мусульманских странах.

16. Тадж-Махал в Агре. Планировка и оформление.

17. Форты Дели и Агры XVII–XVIII вв.

18. Жанр миниатюры. Основные центры индийской миниатюры.

19. Раджуптская и деканская миниатюра. Основные сюжеты, герои.

20. Декоративно-прикладное искусство Индии XVI–XX вв. Общая характеристика.

21. Ювелирные изделия: техника изготовления.

22. Китайский фарфор: технология производства, разновидности декора, основные центры производства.

23. Шелкоткацкое производство: технология, основные разновидности тканей и главные центры производства.

24. Китайский лак: происхождение, технология производства, художественные типы и разновидности изделий.

25. Ювелирные изделия.

26. Садово-парковое искусство Китая.

27. Живопись эпохи Тан (VII–Х вв.). Общая характеристика.

28. Развитие архитектуры в Танскую эпоху. Строительство Лояна и Чаньяна.

29. Пагоды VII–X вв. Влияние индийского стиля.

30. Живопись эпохи Сун (X–XIII вв.). Общая характеристика.

31. Развитие ксилографии. Этапы развития.

32. Декоративно-прикладное искусство Китая: керамика. История развития и основные разновидности.

33. Искусство XIII–XIX вв. Общая характеристика.

34. Живопись эпохи Мин. Общая характеристика.

35. Расцвет архитектуры в эпоху Мин. Архитектурные памятники на территории Китая.

36. Характеристика архитектурных памятников Пекина эпохи Мин. «Запретный город». Храм Неба.

37. Основные направления живописи в эпоху Цин (XVII–XIX вв.).

38. Отражение в китайской живописи борьбы за национальную независимость в XIX в.

39. Новые тенденции в развитии Китайской живописи XX в.

40. Влияние буддизма на японское искусство.

41. Архитектурные памятники древней Нары.

42. Древняя религиозная живопись. Школа Канаока.

43. Развитие демократического движения. Школа Укиё-э.

44. Развитие японского садово-паркового искусства.

45. Церемония японского чаепития.

46. К. Утомаро, К. Хокусай, А. Хиросиге — великие художники Японии.

47. Рождение нэцке. Этапы развития.

48. Японская архитектура: основные этапы развития.

49. Театр Кабуки и театр Но в современной и древней культуре Японии. Особенности национально театрального искусства.

50. Японское искусство XX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Раздел I. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока

Веймарн Б. В. и др. Искусство арабских народов (средневековый период). М., 1960.

Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982.

Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана. М., 1989.

Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет

Искусство Монголии. М., 1981.

Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии. М., 1961.

Цултем Ням-Осорин. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М., 1982.

Раздел III. Искусство Индии

Алпатов М. В. Искусство Индии // Всеобщая история искусства. М.; Л., 1948. Т. 1.

Галеркина О. И., Богданов Ф. П. Искусство Индии в древности и Средние века. М., 1963.

Сикха Н., Банерджи А. История Индии. М., 1968.

Раздел IV. Искусство Китая

Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.

Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Малая история искусств. М., 1979.

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

Раздел V. Искусство Японии

Виноградова Н. А. Искусство Японии. М., 1985.

История японского искусства. М., 1965.

Кавадзоэ Нобору. Японская архитектура. Б. м., 1995.

Дополнительная

Раздел I. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока

Галеркина О. И. Миниатюра Мавераннахра. М., 1980.

Григорович Н. Современное искусство Афганистана // Искусство. 1961. № 9.

Очерки истории культуры средневекового Ирана. М., 1984.

Тюляев С. И. О современном искусстве Турции // Искусство. 1960. № 7.

Чалоян В. К. Армянский ренессанс. М., 1963.

Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.

Миллер Ю. Художественная керамика Турции. М., 1972.

Ходаш С. И. и др. Выставка памятников культуры и искусства народов ОАР. М., 1958.

Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет

Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М., 1981.

Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX — середины XX века. М., 1979.

Монгольская национальная живопись «монгол-зураг». Улан-Батор, 1986.

Терентьев А. А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений // Использование музейных коллекций в критике буддизма. Л., 1981.

Раздел III. Искусство Индии

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Пугаченкова А. А. Искусство Гандхары. М., 1971.

Пугаченкова Г. А. Искусство Афганистана. М., 1963.

Тюляев C. И. Искусство Индии (Архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло). М., 1968.

Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего Средневековья. М., 1964.

Тюляев С. И. Искусство Индии. Альбом. М., 1958.

Раздел IV. Искусство Китая

Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1966.

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVII–XVIII вв. М., 1970.

Виноградова Н. А. Искусство Китая: Альбом. М., 1988.

Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. К. Ф. Самосюк. М., 1978.

Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975.

Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

Крюков М. В., Малявин В.В., Софронов М. В. Китайский этнос в Средние века. М., 1984.

Крюков М. В., Малявин В.В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже Средневековья и Нового времени. М., 1987.

Николаева Н. С. Художник, поэт, философ Ма Юань и его время. М., 1968.

Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X–XIII вв. М., 1976.

Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. М., 1987.

Разумовский Н. И. Китайское искусство // Китай. М.; Л., 1949.

Самосюк К. Ф. Го Си. М., 1976.

Cлово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит. Е. В. Заводской. М., 1969.

Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинках в империи Тан. М., 1981.

Ши-Тао. Беседы о живописи / Пер. с кит. Е. В. Завадской. М., 1978.

Раздел V. Искусство Японии

Гуляницкий Н. Ф. Новое в архитектуре Японии. М., 1972.

Декоративное искусство Японии. М., 1972.

Бродский В. Японская классическая живопись и графика. М., 1967.

Виноградова Н. А. Скульптура Японии III–XIV вв. М., 1981.

Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI в. М., 1986.

Панков C. C. Нэцкэ. СПб., 2000.

Виноградова Н. А. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

Танге Кендзо. Архитектура Японии: Традиция и современность. М., 1976.

Дмитренко Р. П. Народное творчество Японии. М., 1928.

Комаровский Г. Е. Пять тысяч будд Энку. М., 1968.

Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии, VII–XVI вв. М., 1980.

Николаева Н. С. Япония — Европа. Диалог в искусстве, середина XVI — начало XX в. М., 1996.

Николаева Н. С. Современное искусство Японии. Краткий очерк. М., 1968.

Федоренко Н. Т. Краски времени. М., 1972.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http: //www.hermitage.ru

2. http: //www.louvre.fr

3. http: //www.british-museum.ac.uk

4. http: //www.spanish-arts.com

5. http: //www.nga.gov

6. http: //www.metmuseum.org/home.asp

7. http: //witcombe.bcpw.sbc.edu/ARTHLinks.html

8. http: //www.kemet.ru

9. http: //www.allchina.ru

10. http: //www.japantoday.ru

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь