Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Созависимые игры. Треугольник «спасательства»



 

Зависимый человек и члены его семьи, т.е. созависимые люди, играют в своих отношениях один и тот же ограниченный набор ролей. Эти роли можно свести к трем: Спасатель, Жертва, Преследователь[29].

Зависимый человек чаще всего играет роль Жертвы, созависимый член семьи – роль Спасателя. Спасатель «помогает» Жертве. Жертва беспомощна, инфантильна, а также безответственна, а потому сколько ее ни «спасай», она все равно найдет причины оставаться Жертвой и не брать на себя ответственность за собственные поступки.

Жертва, например пьющий член семьи, может не пить некоторое время. В период «трезвости» все этому радуются, но потом его снова находят «в канаве».

Какое-то время Жертва безудержно пьянствует, затем просит прощения, а Спасатель его «устраивает на лечение», кормит за свой счет, обстирывает, создает благоприятствующие условия для выпивок. Через некоторое время у Жертвы вновь наступает этап «отдыха в канаве», и все повторяется по прежней схеме.

Спасать – в созависимых отношениях означает пособничать. Любые действия, которые помогают зависимому человеку продолжать пить, принимать наркотики и спасают его от закономерных последствий, вызванных его пьянством, способствуют тому, чтобы он пил и дальше. Вот это и считается пособничеством. Сейчас речь идет не о проявлениях настоящей любви, доброты, сочувствия и истинной помощи, о ситуациях, где поддержка действительно необходима и желанна, а именно о пособничестве, имеющем только вид помощи, заботы и сострадания.

Спасатель (другими словами Пособник) после бесплодных попыток «помочь, образумить и спасти» проблемного члена семьи сам начинает чувствовать себя в роли Жертвы, а «спасаемого» воспринимать как источник неприятностей. Раздражение и обиды Спасателя нарастают, и когда гнев, наконец, вырывается открыто, Спасатель, ставший Жертвой, закономерно превращается в Преследователя: ругает и наказывает спасаемого. Наказанный спасаемый становится еще более несчастным, а преследующий, «выпустив пар», готов вновь вернуться к исходной роли Спасателя.

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: " Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь? " Их ответ таков: " Я здесь. Я это сделаю за тебя" [30].

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть Спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение Жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации.

Забота выглядит более дружелюбным действием, чем оно есть на самом деле. Забота требует некомпетентности со стороны того человека, о котором заботятся. Спасать «жертв» - людей, которые не способны сами отвечать за себя.

Фактически же Жертвы в состоянии позаботиться о себе, несмотря на то, что Спасатели не отмечают этого. Обычно жертвы развешаны по углам треугольника и висят там, ожидая Спасателей, чтобы заставить двигаться и прыгать по сторонам треугольника вместе с ними.

После того, как они начали спасать, они неизбежно будут двигаться к следующему углу треугольника: преследованию. Они становятся негодующими и гневными в отношении того человека, которому они так щедро «помогли». Они сделали нечто такое, что они не хотели делать, они сделали нечто такое, что не входило в их ответственность, их игнорировали, их нужды и желания, и они начали злиться на это. Дело осложняется и тем, что эта Жертва, этот несчастный, которого они спасали, оказался неблагодарным за их помощь. Он (или она) не оценил достаточно высоко то, чем они пожертвовали. Жертва ведет себя отнюдь не так, как он (или она) должен был бы. Этот человек не принимает даже их советов, которые они предлагают с такой готовностью. Этот человек не позволяет им вызывать у него то или иное чувство. Что-то не работает или что-то не так в чувствах, поэтому они сдирают их нимб и вытаскивают свои «вилы».

Иногда люди не замечают или предпочитают не замечать своего раздраженного, дурного настроения. Иногда они делают все от них зависящее, чтобы скрыть его. Иногда они позволяют себе проявить его со всей силой ярости; особенно часто они проделывают это с членами семьи. Что-то в семье есть такого, что стремится выявить их такими, какие они есть в реальности. Показывают ли они, прячут или только частично прячут свою взволнованность, тревогу и свое негодование.

Озабоченность и жалость к нему (больному) – это знаки предупреждения, что спасание имеет дело. Беря за него ответственность и за его здоровье. Как только он проявляет признаки непослушания, ситуация меняется. Она переходит в положение Преследователя. Она не желает иметь этого ребенка в своем доме. Она ожидала, что он будет целыми днями скулить о том, как ему было плохо. Он был не в состоянии принимать на себя ответственности, и вообще он был жалок. Он делал это так много раз!

Он бы какое-то время терпел ее преследование, пока не превратился из беспомощной Жертвы в мстительного Преследователя. Она затем принимает на себя роль спускающейся на погружение Жертвы. Наступают чувства жалости к самой себе, беспомощности, стыда и отчаянья. После всего того, что она сделала для него, как он мог так с ней обращаться? Почему это всегда с нею случалось? Она чувствовала себя жертвой обстоятельств, жертвой безобразного поведения своего ребенка, жертвой жизни. Ей никогда не приходило в голову, что она была также жертвой самой себя и своего собственного поведения.

В большинстве случаев те люди, которых кто-то спасает, немедленно ощущают сдвиг в настроении. Они видели, что это надвигается. Они воспользуются этим как предлогом, чтобы перейти в наступление. Теперь их очередь занять место на углу преследователя. Это может предшествовать появлению у Спасателей чувства гнева либо может случиться в это же самое время либо последовать за чувством гнева. Иногда Жертвы реагируют на их гнев. Обычно это реакция на то, что они берут ответственность на себя за того человека, что прямо или косвенно говорит ему, насколько он (или она) является неспособным, по его убеждениям. Люди возмущаются, когда им говорят или показывают, что они некомпетентны, при этом не имеет значения, насколько громогласно они признают себя беспомощными. И люди возмущаются, что они сыпят им соль на рану, т.е. добавляют оскорблений, когда гневаются на них после того, как уже обозначили их некомпетентность.

Затем наступает время последнего движения. Они держат курс прямо к излюбленному месту: угол жертвы на дне. Это предсказуемый и неизбежный результат спасательства. Чувства беспомощности, обиды, печали, стыда и жалости переполняют их. «Нас использовали – опять. Мы остались неоцененными – опять. Мы так старались помочь людям, быть добрыми к ним». Они стонут: «Ну почему? Почему это ВСЕГДА с нами случается? » Другой человек потоптал их, швырнул все это им в лицо. Интересно, они вечно будут жертвами? Возможно, если они не перестанут спасать и заботиться.

Драматизм ситуации состоит в том, что гоняясь по треугольнику «спасательства», созависимые родственники все время усугубляют болезнь Жертвы. А их задача состоит в том, чтобы прекратить исполнение пагубных ролей, перестав быть Спасателями.

В чем заключается трудность разрушения связей в треугольнике «спасательства»? В том, что Спасатель часто фактически оказывается (порой, не отдавая отчета себе в том) заинтересованным в том, чтобы Жертва оставалась зависимой. Почему? Да потому, что чувствует, что бросив пить, Жертва заодно бросит и Спасателя.

А еще Спасатель перестает чувствовать себя нужным (некого будет спасать) и получать преимущества в сравнении себя с Жертвой. Кроме того, станет некого поучать, читать нотации. Вдобавок ко всему будет потеряна благородная роль «мученика», прощающего своего непутевого члена семьи «до семидесяти семи раз». На первый взгляд такое поведение благочестиво, но на самом деле оно выполняет для созависимого роль своеобразного наркотика.

Спасатель, благородно жертвуя собой, постоянно заботится о других. Заботится о других – это, конечно, прекрасно, но плохо то, что спасательство, а точнее – пособничество, вредит самой Жертве. Плохо еще и то, что Спасатель также вредит и себе, забывая о своих нуждах. Все, с чем неприятно иметь дело в самом себе, откладывается в долгий ящик. Естественно, эти болячки сами по себе не исчезают, а загнивают.

Решение не своих проблем дает Спасателю возможность доминировать, управлять, контролировать и чувствовать свою значимость. Удовлетворяя эти ложные потребности, Спасатели не замечают, что при этом лишают других людей веры в свои силы, грубо попирают их психологические границы, навязывают им свою систему ценностей и потакают их ничегонеделанию.

Спасателям нужны несчастные Жертвы, потому что без них будет невозможно осуществить потребность во власти, контроле и в «заслуженном» ожидании благодарности, т.е. подтверждении своей значимости, для чего наилучшим образом подходит близкий человек, зависимый от спиртного.

Очень важно уяснить следующее: пока созависимый человек не проработает свои глубинные проблемы, пока его раны не будут открыты, промыты и излечены, он обречен на постоянные неудачи. Поверхностные решения типа «Я сделаю то-то и то-то, чтобы успокоить себя» принесут только новую боль и порочный круг закрутится с новой скоростью: спасать, чтобы помочь себе, не помогает, спасать еще активнее, больше, дольше… Нет, единственно настоящее спасение – вскрыть и разрешить свои глубинные проблемы.

Есть и еще один аспект созависимости. Спасатель (как это часто бывает трудоголик), не обращает внимания не только на свое духовное и психическое здоровье, но и на физическое тоже. И оно в результате начинает сдавать. А физически больные люди не могут плодотворно работать ни на одном поприще.

Многие созависимые в какие-то моменты своей жизни были действительными жертвами – жертвами чьего-то жестокого обращения, плохого ухода, отвержения, алкоголизма или любой другой ситуации, которая может делать людей жертвами. Они были в какие-то моменты действительно беспомощными, чтобы защитить себя либо разрешить свои проблемы. Что-то стояло на их пути, о чем-то они не просили, и это больно их ранило. Это печально, действительно печально. Но еще более печально то, что многие из них, созависимых, стали смотреть на себя как на жертв. Наше болезненное прошлое повторяет себя. Беря на себя заботу о других, мы позволяем людям, виктимизировать нас, т.е. превращать нас в жертв, и участвуем в этом процессе посредством постоянного спасания людей. Спасание или забота не являются актами любви. Драматический треугольник – это треугольник ненависти. Он пестует и поддерживает ненависть к себе, он мешает свободному проявлению наших чувств к другим людям.

Треугольник и сдвиг ролей спасателя, преследователя и жертвы – это видимый процесс, через который они проходят. Изменения ролей и эмоциональные изменения охватывают их с такой определенностью и с такой интенсивностью, как если бы мы читали сценарий. Они могут завершить процесс в считанные секунды, испытывая лишь слабые эмоции при сдвиге ролей. Либо у них могут уйти годы на завершение треугольника, и они могут действительно дойти до большого взрыва. Они могут, и многие из них это делают, спасают двадцать раз за день.

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя — преследователя — жертвы.

Чувства. Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой развития любой зависимости. Страх столкновения с реальностью, страх быть брошенным, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т. д. Когда люди находятся в постоянном страхе, у них появляется прогрессирующая тенденция к ригидности тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора. Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий, ожиданий плохого. В таких обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются сохранить иллюзию построенного ими мира.

Помимо страха у созависимых могут преобладать в эмоциональной сфере и другие чувства: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование и даже ярость.

Есть, однако, еще одна характерная особенность эмоциональной сферы — обнубиляция чувств (затуманивание, неясность восприятия) либо даже полный отказ от чувств. По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растут переносимость эмоциональной боли и толерантность негативных эмоций. Способствует росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания, как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как бы утрачены навыки распознаваниями понимания своих чувств. Они слишком поглощены удовлетворением желаний других людей. Одно из определений созависимости гласит. " Созависимость — это отказ от себя". Созависимые даже думают, что не имеют права на свои чувства, они готовы отречься от своего чувственного опыта.

Кроме того, что созависимые утратили естественную связь со своими чувствами, они еще привыкли к искажению чувств. Они усвоили, что можно испытывать лишь приемлемые чувства. Созависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле испытывает чувство негодования по поводу пьянства мужа. В результате ее гнев трансформируется в самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознательно.

Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же. Они боятся собственного гнева и гнева других людей. Проявление гнева часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того, с кем трудно строить взаимоотношения — " Я сержусь, значит он уйдет". Созависимые стараются подавить свой гнев, но это не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. В связи с этим созависимые могут много плакать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и насилие. Созависимые считают, что их " заводят", вынуждают злиться, и поэтому они наказывают за это других людей.

Вина и стыд — часто присутствуют в их психологическом состоянии. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих химической зависимостью, поскольку у созависимых нет четких границ личности. Стыд может приводить к социальной изоляции, чтобы скрыть " позор семьи", созависимые перестают ходить в гости и приглашать людей к себе.

Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализовываться и распространяться на других людей, в том числе на психотерапевта. Легко возникает ненависть к себе. Сокрытие стыда, ненависти к себе могут выглядеть как надменность и превосходство.

Отрицание. Созависимые используют все формы психологической защиты: рационализацию, минимизацию, вытеснение и пр., но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит. Они как будто уговаривают себя в том, что завтра все будет лучше. Порою созависимые постоянно заняты чем-то, чтобы не думать о главной проблеме. Они легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное совпадает с желаемым. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя. Нечестность даже по отношению к себе — это утрата моральных принципов, ложь неэтична. Обман себя — это деструктивный процесс как для самого индивида, так и для других. Обман — форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление собственных проблем, попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у близкого, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

Болезни, вызванные стрессом. Жизнь созависимых сопровождают телесные недуги. Это психосоматические нарушения, такие, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дистония, астма, тахикардия, аритмия и др. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов. Они болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе не поддается контролю (чью-то жизнь). Созависимые много работают. Они содержат в порядке вещи. Много сил тратят на то, чтобы выжить, из-за чего у них развивается функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости.

Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к собственным проблемам.

Таким образом, проявления созависимости довольно разнообразны. Они касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

Все эти проблемы и диктуют необходимость выздоровления. Если решать эти проблемы, то процесс выздоровления превращается в удовольствие. Многие стороны выздоровления от проблем, задевающих психику, эмоции и духовную жизнь человека, представляют собой длительный и изнурительный процесс. Но это не так с созависимостью. Если не считать нормальных человеческих эмоций, которые они бы испытывали в любом случае, таких, как приступы боли и дискомфорта в то время, когда они начинают вести себя по-другому, выздоровление от созависимости представляет собой волнующий процесс. Это – процесс освобождения. Он позволяет им быть теми, кто они есть. Он позволяет им быть теми, кто они есть и действовать. Это приносит хорошее чувство. Это приносит умиротворение в душу. Это способствует тому, что они начинают любить себя и других. Это позволяет им принимать любовь – нечто такое, что мы давно для себя искали. Это обеспечивает оптимальное окружение для людей вокруг них стать и оставаться здоровыми. И выздоровление помогает остановить ту непереносимую боль, с которой многие из нас жили многие годы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь