Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-философские основы экономики природопользования
Представления о связях, существующих между человеком и природой имеют давнюю историю, в процессе которой сформировались предпосылки современного анализа связей человеческого общества и природной среды. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудия труда, что прослеживается в литературе того времени (в эпосе Гомера, а также более поздних сочинениях римских авторов). В этот период ценностное отношение человека к природе дополнялось и отрицалось утилитарным отношением. Исходным пунктом анализа представлений о связях человека и природы может быть схема общество—человек—природа. Изменения в данной схеме можно представить как изменения в плоскости человек—общество и как изменения в плоскости человек—природа. Так, согласно взглядам античности, общество (человеческое) принципиально отличается от природы (космического) своей неустойчивостью, условностью и нравственным произволом. Самоочевидной в то время казалась мысль о том, что порядок в природе устроен самими богами, тогда как люди строят жизнь по своему произволу. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Несмотря на то, что в философских представлениях греко-римского мира господствовала нравственная концепция природы, в рамках которой человек понимался и как часть природы, и как привилегированное, выделенное из нее существо, эта концепция не спасла человечество от экологических проблем, поскольку нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами его труда. Среди них важнейшую роль наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами играли прирученные человеком животные. Таким образом, человек вывел из-под контроля природы определенные виды животных и злаков, но в результате замещения естественных процессов искусственными, которые не существуют без поддержания их человеком, была серьезно повреждена растительность Средиземноморья (такое, например, «милое» животное, как коза, съело растительность Ливана, Сирии, Греции, Италии). Появление городов с их дорогами, зданиями, храмами не прошло бесследно ни для Европы, ни для Китая, ни для Южной Америки. Создаются шахты, каменоломни и прочее, откуда извлекаются необходимые для строительства городов материалы. Одновременно появляются отходы — отвалы отработанных пустых пород, горы бытового мусора и т.п. Однако все эти изменения в системе человек—природа считались несущественными, несоизмеримыми с теми проблемами (политического, социального, военного, религиозного характера), которые волновали людей. И естественным стало считаться все то, что создано разумом человека, в отличие от чисто природного, которое существует безотносительно к нуждам человека и независимо от них. Так, нравственная концепция Природы уступила место нравственной концепции Человека. В средневековой христианской культуре окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом — душой. Более того, природа нередко воспринималась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить. И это служило оправданием для негативного отношения к природе, которая понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу, что оправдывало применение к ней насилия. Однако в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении к природе. Понимание природы как божественного творения открывало возможность для поиска в ней рационального начала. Отсюда метафорическое понимание природы как книги. Бог, как считалось, дал людям две книги: Священное Писание и Книгу Природы, в которой он запечатлел свою мудрость на камне творения. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму Средневековья. В этот период романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Один из основоположников романтизма Ж.Ж. Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источником всех несчастий. Руссо устанавливает два уровня взаимоотношений природы и общества: на уровне отдельного индивида человек гармонично связан с природой, цивилизация же противоречит сущности и природы, и человека. В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. В рамках данного подхода человек провозглашает целью науки и техники господство над природой, которая начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и счета. В этот период в европейском мышлении утвердилась идея о безграничных возможностях развития человеческой цивилизации. В XIX в. количество машин возрастает настолько, что образует своеобразную оболочку между человеком и природой - техносферу. Поскольку механизация человеческой деятельности нуждается в энергетическом обеспечении, природном сырье, увеличивается количество отходов, меняются ландшафты, режим рек, климат, растут города. Люди, по образному выражению К. Маркса, избавляются от идиотизма деревенской жизни и порождают идиотизм жизни городской, оторванной от природы. Идеи преобразования природы преобладают до середины XX в. и полностью соответствуют реальной практике взаимоотношений общества и природы. По мере того как научно-техническая мощь человека становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного воздействия на нее. Возрастает роль сознательности, организованности, согласования целей деятельности и последствий, иначе говоря, речь идет о необходимой разумности и гуманности во взаимоотношениях общества и природы. Современная трактовка взаимоотношений в системе общество-природа основана на анализе идей энвайроментализма— научного течения, изучающего влияние окружающей природной среды на экономическое развитие стран и народов (1960—1970-е гг., США). Происходит определенная эволюция в трактовке экологических проблем, которая наблюдается в западной мысли, в частности переход от первоначального алармизма к выдвижению разного рода технократических проектов. Среди основополагающих идей энвайроментализма выделяются две полярные идеи: минимизация воздействия человека на природу, т.е. сохранение ее в «нетронутом» виде, и как альтернатива — неограниченное развитие, основанное на способности человека технически решать все возникающие проблемы, в том числе экологического характера. Эти крайние подходы условно называют экоцентризмом и техноцентризмом. Основная ценность для экоцентристов заключается в чувстве «умиротворения природы», а цели развития общества видятся в консервации природы: «Девственная природа — или все, или ничего, ибо ее ценности незаменимы и не могут быть оценены в деньгах: она не чета тем ценностям, которые может создать человек». Техноцентризм сформировался на волне научного рационализма, связанного с верой во всемогущество человеческого разума. В нем выразилось стремление профессиональной и управленческой элиты к самостоятельному распределению ресурсов, без вмешательства политиков («которые запутывают дело») и без привлечения общественности («эксплуатация ресурсов есть дело экспертов»). Все техноцентристские подходы базируются на идеях независимости общества от природы. Такие идеи, как неограниченное развитие, экономический рост любым путем, основаны на технократическом оптимизме. Эти противоположные подходы сближает безусловный экстремализм. Помимо них существует множество промежуточных направлений. Выразителями идей промежуточной группы выступают представители природоохранной сферы и связанных с ней других сфер практической деятельности. Основные идеи и концепции энвайроменталистов этой группы нашли отражение в комплексе разнообразных административно-правовых и экономических мер, технических и технологических нововведений, направленных на решение экологических проблем. Усиление позиции промежуточной группы в энвайроментализме обусловило смену технократических доктрин постиндустриального общества, технотронной эры, цивилизации изобилия и прочих концепций 1960-х годов концепциями нулевого роста, органичного развития. В рамках алармистского направления делается попытка осознать социальные истоки экологического кризиса и звучит призыв к созиданию «экологизированной культуры». По мнению современных алармистов, понимание проблем окружающей среды должно основываться на знании экологической истории, хотя изучение истории экологических кризисов не может выработать однозначный алгоритм действия в кризисных ситуациях. Однако выбору оптимального варианта должно способствовать знание прошлых ситуаций. Кроме того, современная наука ставит задачу найти новые, в том числе психологические, формы интеграции человека в экосистему, прежде всего в ту, которая составляет его нынешнее окружение. Это означает переход от старой экологии к новой «гуманистической экологии». Согласно марксистской точке зрения, диалектически противоречивое единство, взаимодействие общества и природы, человека и среды его обитания обеспечивается материальным производством. Процесс труда, по словам Маркса, «опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между человеком и природой». Марксистский подход отвергает как природофильские понятия, так и идею активного, творческого человека — демиурга, стоящего над природой, которую предстоит преобразовать в целесообразной практике. Однако, несмотря на идейные противоречия, широкая научная общественность единодушна в признании взаимозависимости человека и природы. При этом взаимоотношения в системе общество—природа основаны на двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, человек ослабляет свою зависимость от стихийных сил природы, создавая «вторую природу». С другой стороны, в сферу человеческой деятельности вовлекается все больше природных веществ и явлений. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром природы, что ведет к тенденции возрастающей зависимости человека от природы. Однако и сама окружающая человека природа зависит от него: масштабов, форм и направлений его деятельности. Древнейшая культовая система — тотемизм — была основана на поклонении природным объектам, которые исключались из хозяйственной деятельности и использовались только в ритуальных целях. Этот подход заложил основу нормативного отношения к природе и позволил древнему человеку в течение десятков тысяч лет сохранять естественную среду обитания. В культуре Средневековья природа требовала к себе нормативного отношения (как создание Божье). В этот период землевладельцы считались с правами животных, а споры по этим вопросам разбирались в суде, при этом интересы животных представлял адвокат. В эпоху Возрождения нормативное отношение к природе было предано забвению, так как человек стал представлять себя центром мироздания, сделав при этом природу своим фоном. Но гелиоцентрическая система Коперника вывела человека из центра мироздания. Эпоха Великих географических открытий показала пространственную ограниченность европейской цивилизации и величие девственной природы. Культуру эпохи предромантизма (Д. Дефо, Ж.Ж. Руссо), а затем высокого романтизма характеризует такое явление, как эскапизм — бегство от цивилизации в природу (как путь духовного возрождения). В философских учениях этого периода природа выступает как женское начало божества («вечная женственность»); именно в это время у немецких романтиков впервые отчетливо прозвучал призыв к сохранению нетронутой природы. Романтическая концепция природы уступила место эволюционизму. Дарвин произвел переворот в общественном сознании, предложив свою концепцию генетической связи человека с природой. Становление эволюционизма совпало с развитием технического прогресса и максимальной экспансией европейской цивилизации, которая столкнулась с острой нехваткой природных ресурсов. Первая мировая война стала действительно первой в европейской истории войной за перераспределение не столько накопленных богатств, сколько природных ресурсов. После Первой мировой войны мир вступил в эпоху тоталитаризма, которая в истории взаимоотношений человека и природы оказалась достаточно мрачной. Главная цель тоталитарного режима состоит в создании полностью управляемого общества и подавлении неуправляемого природного начала в самом человеке (воспитание нового человека) и в окружающем мире (идея покорения природы). В этот период делались попытки осуществить гигантские проекты преобразования природы (например, переброска северных рек). При этом подобного рода проекты преследовали, прежде всего, идеологические (а не социально-экономические) цели. Природоохранные идеи посттоталитарного периода связаны с воспитанием экологического сознания, нового менталитета, основанного на единстве человечества и его среды обитания — жизненного пространства Земли. Соотношение основных концепций взаимодействия природы и общества с содержанием природоохранных идей на всех этапах развития человеческой истории представлено в табл. 1.1. Таблица 1.1 Место природоохранных идей во взаимоотношениях природы и общества Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы