Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие науки. Предмет философии науки.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Понятие науки. Предмет философии науки. Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Философия науки - это взгляд на реальную науку и ее историю с позиций философии. Это интерпретация с позиций философии целей, возможностей, структуры, методов и закономерностей функционирования и развития науки. Разумеется, этот взгляд существенно зависит от разделяемой тем или иным философом или ученым общей философской концепции или теории. В силу принципиальной плюралистичности философии не существует и не может существовать какой-то одной " истинной" философии науки. Привлечение той или иной философии в качестве интерпретационного ресурса для понимания и объяснения процесса научного познания, его структуры, закономерностей развития существенно зависит также от содержания и уровня развития самой науки (зарождающаяся или зрелая; эмпирический уровень познания или теоретический; фундаментальная наука или прикладная; естествознание или социально-гуманитарные науки и т.д.). Поскольку современная наука не является частью философского знания, постольку философия науки - это прикладная философская дисциплина, одна из областей интерпретации философской теории (такими же прикладными философскими дисциплинами являются, например, философия искусства, философия религии, философия права, философия политики, философия истории, философия практики и т.д.). Философия науки - это дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизм и формы этого взаимодействия, а также порождаемые этим взаимодействием особые продукты и результаты. Как целое наука представлена различными культурно-историческими формами или состояниями (древняя восточная наука, античная, средневековая, новоевропейская классическая наука, неклассическая, современная постнеклассическая наука и др.). Основными проблемами общей философии науки являются: а) наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей; б) типы философских оснований науки и их реальное содержание; в) общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки и научного знания; г) взаимосвязь науки и общества, науки и государства, науки и человека.
Наука как познавательная деятельность. В научной деятельности принято выделять: 1. субъект, 2. объект 3. и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания. Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, и даже общество в целом. Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного: · установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний; · выход науки за рамки обыденного опыта и изучение его объектов независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения. Выделяют два уровня научного познания: 1. эмпирический уровень 2. и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания является: многократные проверки наблюдениями и экспериментами; обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга. Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные. Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования. Личностное знание М.Полани. Концепция науки М. Полани: 1. Науку делают люди, обладающие мастерством. 2. Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается в непосредственном общении. 3. Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг. 4. В научной деятельности очень важен личный опыт и личная ответственность. Невербальное (неконцептуализированное) знание, присутствующее в научном познании, Полани обозначал термином личностное (неявное) знание. Установление истины становится зависимым от ряда оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению. Мастерство познания не поддается исчерпывающему описанию средствами языка, что противоречит неопозитивистской задаче создания унифицированного языка науки. Явно выраженное научное знание --- это всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в фокусе сознания. Периферийное (неявное) знание составляет другую часть научного знания. Акт познания осуществляется посредством упорядочивания ряда предметов, которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в теоретический или практический результат. В этом случае наше сознание является " периферическим" по отношению к главному " фокусу сознания": той целостности, которой мы достигаем в результате. Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые. Кроме того, личностное знание включено в семантическую трактовку теоретических терминов, т. е. связано с процессами понимания: в реальной практике научных сообществ ученый постепенно вживается в ту или иную принятую сообществом теорию. Личностное знание возникает в процессе ознакомления с объектом, в результате которого данный объект включается в жизнедеятельность человека; формируются навыки и умения обращения с ним. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает собственный пласт личностного знания. Основные новации концепции науки М. Полани: 1. Смысл научных положений обусловливается неявным контекстом скрытого знания (" знания как", имеющего инструментальный характер); смысл научных утверждений неотделим от неартикулированного инструментального знания. 2. Смысл научных утверждений неотделим от личной уверенности в истинности провозглашаемого научного суждения. 3. Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии научного знания Наука в Средневековье. При рассмотрении средневекового научного знания чаще всего обращают внимание на те особенности, которые отличают его от науки Нового времени. Это обусловлено тем, что по своему содержанию и методам, по той роли, которую наука играет в средневековом обществе, она весьма существенно отличается от науки нового времени. Несмотря на то, что у науки в период средневековья есть своя специфика, она имеет много общего с античной наукой, нежели с наукой Нового времени. В средневековье были переосмыслены важные принципы античного научного познания. Из ряда принципов, которые были предложены христианством, мы обратим свое внимание только на два, а именно - принципы познания природы и человека. В этот период природа начинает пониматься как созданная богом, а не как самостоятельное начало мира, имеющее свою цель и свой закон. Изменив представление о природе, христианство изменило и понимание отношения к ней человека. В античности человек относился к природе как чему-то божественному, самоценному, в средние века природа стала рассматриваться как несовершенное творение бога. Естественнонаучный интерес к изучению природы ослабевает, потому что она не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле с помощью разума.
Христианское понимание человека отличается от античного тем, что человек не чувствует себя органической частью целого, частью космоса. Он вырван из этого целого и должен быть его господином, но поскольку греховен, полностью зависит от божественной милости. Без веры в бога и без помощи божественной благодати, человек часто оказывается ниже природных существ. С верой он выходит за пределы природного мира, становится непосредственно связанным живыми личными узами с богом. Именно вследствие этого возникает иное измерение человеческой души, которое неведомо античной философии. Религиозная философия средневековья открывает внутреннего человека, которому ничего в космосе не может соответствовать. Для постижения глубины этого внутреннего человека недостаточно человеческого разума, необходимо обращение к творцу. Христианство изменило вектор познания от изучения внешнего мира, природных явлений и процессов, к изучению внутренней жизни человека. Изучение душевной жизни человека не является в средние века самоцелью, а подчинено религиозной цели – спасению. Обращения к внутренней жизни человека имело ряд последствий для познавательной практики. Во-первых, вместо характерного для античности объективизма в аргументации наступает период обращения к внутренне-субъективному основанию знания. Во-вторых, в античности в центре познавательной практики стоял разум, созерцающий идеи, Истину, в средние века в центре познания стоит воля, направленная к богу.
Вывод: сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли и веры подготавливает поворот к новому пониманию отношения между объектом и субъектом, который характерен для Нового времени. В античности научное познание - это созерцание объекта, при котором субъект пассивен. В Новое время научное познание это конструирование объекта. Субъект здесь активен. Этот радикальный переворот был подготовлен христианским учением о природе как созданной богом из ничего, и человеке как активно-волевом субъекте действия. Понятие науки. Предмет философии науки. Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Философия науки - это взгляд на реальную науку и ее историю с позиций философии. Это интерпретация с позиций философии целей, возможностей, структуры, методов и закономерностей функционирования и развития науки. Разумеется, этот взгляд существенно зависит от разделяемой тем или иным философом или ученым общей философской концепции или теории. В силу принципиальной плюралистичности философии не существует и не может существовать какой-то одной " истинной" философии науки. Привлечение той или иной философии в качестве интерпретационного ресурса для понимания и объяснения процесса научного познания, его структуры, закономерностей развития существенно зависит также от содержания и уровня развития самой науки (зарождающаяся или зрелая; эмпирический уровень познания или теоретический; фундаментальная наука или прикладная; естествознание или социально-гуманитарные науки и т.д.). Поскольку современная наука не является частью философского знания, постольку философия науки - это прикладная философская дисциплина, одна из областей интерпретации философской теории (такими же прикладными философскими дисциплинами являются, например, философия искусства, философия религии, философия права, философия политики, философия истории, философия практики и т.д.). Философия науки - это дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизм и формы этого взаимодействия, а также порождаемые этим взаимодействием особые продукты и результаты. Как целое наука представлена различными культурно-историческими формами или состояниями (древняя восточная наука, античная, средневековая, новоевропейская классическая наука, неклассическая, современная постнеклассическая наука и др.). Основными проблемами общей философии науки являются: а) наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей; б) типы философских оснований науки и их реальное содержание; в) общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки и научного знания; г) взаимосвязь науки и общества, науки и государства, науки и человека.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы