Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историко-философский анализ науки



Глава I. Становление и развитие науки

Древневосточная наука

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА – это зачатки научных знаний в странах Древнего Востока, на основе чего зародилась версия, что древневосточная наука древнее, нежели античная: наука зарождается в Древнем Египте, который располагал группой посвящённых людей, владеющей глубокими знаниями области математики, медицины, географии, химии, астрономии. Эти знания носили характер предписаний и отвечали на потребности, развивающегося земледельческого общества. Из Древнего Египта пришли основные тайные оккультные учения, которые оказывали сильное влияние на мировосприятие всех народов. Из этих тайных знаний заимствовали свои научные идеи Индия, Персия, Китай, Япония, Древняя Греция и Рим (так, Пифагор изучал священную математику в храмах египетских жрецов). Многообразные области человеческого знания (медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство) имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем знания. Египтяне создали карты неба, создали описание созвездий, вели наблюдение за планетами, изобрели календарь. Эти знания Древнеегипетской цивилизации – щедрый дар для последующего развития науки. Особенностью изучения египетских знаний является их недоступность для широкого круга учёных. Они считались тайной, хранились жрецами и передавались только ученикам и посвящённым. Строго запрещалось совершать при свидетелях определённые церемонии, основанные на магических знаниях. Строго наказывалась каждая попытка завладеть магическими священными книгами.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ НАУКА. В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получили математика и медицина как прикладные науки. Для строительства храмов и гробниц, измере­ния земельных площадей и подсчета налогов требовалась прежде всего система исчисления; с этого началось развитие математики. В конце XXI – начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потре­бовало исчисления квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволи­ли создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким об­разом, математические познания, порожденные практическими потребностями строительства, земледелия и хозяйства, были раз­виты у египтян довольно хорошо. Египетские цифры были изоб­ретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письмен­ностью. Научные трактаты древних египтян с математическими обоб­щениями до нас не дошли, весьма возможно, что они вообще не существовали. Но еще во времена строительства пирамид зодчие должны были решать сложные геометрические задачи. Без знания свойств сторон прямоугольного треугольника (задолго до Пифаго­ра), способов вычисления площадей, основ геометрической про­грессии, определения объемов различных геометрических тел не­возможно было бы осуществить строительство многих памятников египетской архитектуры. Обширные медицинские познания египтяне полу­чили из практики бальзамирования трупов, которая привела к зна­комству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древ­него царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наимено­ванию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два – большой медицинский папирус Эберса и хи­рургический папирус Эдвина Смита. Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гроб­ниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхоте­па I (XVI в. до н.э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т.п. Все без исключения медицин­ские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т.д. В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египет­ские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирурги­ческие инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свой­ства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством. Ак­тивно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Изобретены древнейшие в че­ловеческой истории часы – водяные и маленькие нашейные сол­нечные часики. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен па­пирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ НАУКА. В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Наибольшего прогресса достигли астрономия и математика. Астроном Арьябхата (V – нач. VI в.) теоретически рассматривал возможность движения Земли вокруг своей оси при неподвижности звездного неба, он разработал также теорию солнечных и лунных затмений. Он точно вычислил продолжительность солнечного года, используя десятичный принцип. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Полу­чившие всеобщее распространение «арабские» цифры на самом деле заимствованы арабами у индийцев. Индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа π арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть) сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), шахматах. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ НАУКА И ИЗОБРЕТЕНИЯ. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китай­цы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человече­ства описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэнсоздал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Величайшим достижением было изобретение ки­тайцами бумаги в 105 г. н. э. Первоначально для ее изготовления использовали древесную кору, пеньку и ветошь. Это изобретение китайцы много веков держали в строжайшем секрете. Раскрыт он был в 751 г. случайно. Китайские мастера бумажного производства во время солдатской службы попали в плен к арабам где-то в Бактрии или Персии. Арабы выведали у военнопленных секрет изго­товления бумаги и наладили в районе Самарканда ее первое неки­тайское производство. В дальнейшем этим искусством овладели в государствах Ближнего Востока, а затем и в Европе. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобре­тения: водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверх­ность земли, первый в мире сейсмограф. Китайцы первыми открыли чудесные свойства магнита и изго­товили первый магнитный компас, который использовали в самых будничных делах: по нему ориентировали новые улицы в городах, выравнивали фасады домов и гробниц, входы в которые должны были быть обращены строго на восток. В навигационном деле и астрономических наблюдениях компас стали применять значитель­но позже. Китайцам принадлежит приоритет в применении для лучшего управления лошадью шпор, которые в кавалерийской атаке были просто незаменимы. Почти за 2 тысячи лет до европейцев китайцы освоили техни­ку плавки железа: в захоронениях IV в. до н.э. найдено железное оружие и железная утварь. Более чем за тысячу лет до европейцев китайцы широко использовали тачку. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркаль­ного отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопе­чатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н.э. Через два столетия было освоено размножение тек­ста с каменных или медных матриц путем изготовления их гли­няных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилог­рафия). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным ото­бражением текста. Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение на­бора подвижных глиняных литер, которые можно было пере­ставлять. Это произошло в XI в. – за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе.

 

Античная наука

АКАДЕМИЯ – философская школа Платона, открытая им в сорокалетнем возрасте в Афинах в 387 г. до н.э. в помещении «гимнасии», расположенной в роще, посаженной в честь героя Академа, отчего и получила впоследствии своё название – Академия. Здесь стали собираться талантливые люди, которых Платон соединил как «священное братство», почитавшее Музы и Аполлона. Цель Академии – Платон видел в том, чтобы через определённым образом организованное знание формировать людей нового типа, способных обновить государство, ибо знание – облагораживает людей, а через людей – общество и государство. В Академию принимали практически всех желающих. Часть его учеников пришла в Академию для изучения наук, другая, боль­шая часть – для получения общего образования, преж­де всего для подготовки к политической деятельности. Впоследствии Академия стала крупным очагом развития греческой математики. Из его школы вышли Февдий из Магнесии, автор учебника по математике и Архит – создатель научной механики. Здесь учился выдающийся астроном и географ Эфдокс, который разработал новый метод математического анализа, дал своё определение пропорциональности, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли и попытался вычислить длину её окружности. В годы старости Платона, когда произошло его сбли­жение с пифагорейцами и с развивавшимся ими мате­матическим естествознанием. Еще при жизни Платон сам назначил себе преемни­ка по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407-399 гг. до н.э.). В ряде вопросов Спевсипп отклонялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об «идеях». В сущности Спевсипп был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об «идеях» он отри­цал, заменив «идеи» «числами» пифагорейцев. Однако и «числа» он понимал не столько в платоновском – философском, онтологическом – смысле, сколько в смыс­ле математическом. Он сближал Мировой ум Плато­на не только с Душой, но и с Космосом. Он даже начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом – в тео­рии познания. Начиная со Спевсиппа, в платоновскую Академию проникает скептицизм. Приблизился к пифагорей­цам и его ученик Ксенократ, который стоял во главе Ака­демии в течение 25 лет (339-314 гг. до н.э.) и был главным пред­ставителем школы, одним из самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей филосо­фии на области диалектики, физики и этики. Мировую душу он определял как самодвижущееся число. Он присоеди­нил к физическим элементам эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.

АНТИЧНАЯ НАУКА – этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только её составной частью). Этот этап развития науки характеризовался: 1) попыткой целостного охвата и объяснения действительности; 2) созданием умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX в. отсутствием дифференцированостью наук (только в XVIII в. самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться); 4) отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей). Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своём развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются неотделимо от философии в форме натурфилософии, знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал – пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело (благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительство бань, цирков, театров), механика, промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. дон. э.) – древнегреческий фило­соф и ученый-энциклопедист, родившийся в Стагире. Его отец Никомах – придворный лекарь македон­ского царя. В 17 лет будущий философ становится учени­ком Платона, а в 343 г. до н.э. он становится учителем Александра Македонского. После 30 лет странствий возвращается в Афины и основывает в Ликее собственную школу – перипатетическую (от греч. «прогуливающиеся»). После смерти Александра Македонского обвинён в безбожии, вынужден бежать в Халкиду, где вскоре умер. Аристотель – автор самой обширной философской и научной системы античности, напи­савший более 150 научных трудов, главный из которых – «Метафизика». Ядром философии он считал онтологию – уче­ние о сущем. Основа сущего – первая материя. Она принци­пиально неопределима, бесформенна и является лишь потен­циальной предпосылкой бытия. Первоматерия разлагается на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Любая чувственно воспринимаемая вещь представляет со­бой результат соединения материи и формы как ее (вещи) образа, идеи. Действительность – единство телесного (ма­териального) и идеального (формообразующего). Источник движения усматривал в перводвигателе (идея Бога). В учении о мире он выделяет четыре основных вида мировой причинности, благодаря которой все существует: материальную, формальную, действующую и телеологическую («целевую»). Логика Аристотеля – одновременно и теория познания. Он сформулировал три основных логических закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключённого третьего. Он утверждал, что душа присуща всем предметам живой природы. Имеются три различных уровня души: растительный (души растений), чувственный (души животных) и разумный (ду­ша человека). Познание он рассматривал как процесс все более глубокого постижения бытия и выделял следующие ступени познания: ощущение, представления, опыт, искусство и наука. Человек – гражданин государства, «политическое животное». Идеалом философа было госу­дарство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов. Он создал первую классификацию наук, разделив их на теоретические, практические и творческие, а по предмету исследования – на философию и частные науки. Естественнонаучные интересы Аристотеля были связаны с математикой, физикой, астрономией и биологией. Он описал несколько сотен различных животных. Аристотель – основатель формальной логики (силлогистики). Теоретические науки он разделил на три части: 1) «первую философию» (позднее названную метафизикой), которую посвятил умозрительному постижению высших начал всего существующего; 2) математику, которая изучает взятые в абстракции числовые и пространственные свойства; 3) физику, изучающую различные состояния тел в природе. В истории науки он известен как создатель космологического учения, положенного в основу геоцентрической концепции мира: земля – центр Вселенной и имеет форму шара; мир делится на две части – область земли и область неба; область земли состоит из четырёх стихий – земли, воды, воздуха и огня, а область неба – имеет ещё и пятый элемент – эфир, из которого состоят все небесные тела; самые совершенные из них – неподвижные звёзды, состоящие из чистого эфира. Аристотель считал мироздание конечным. Оно завершается твёрдыми, кристально прозрачными сферами, за которыми располагается перводвигатель Вселенной – нематериальный разум мирового масштаба. Его космология впоследствии математически была оформлена Птолемеем.

АТОМИЗМ – учение Левкиппа и Демокрита, основными принципами которого являются: 1) Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустоты; 2) атомы вечны, неуничтожимы, а значит, Вселенная существует вечно; 3) атомы неизменны, непроницаемы и неделимы – они являются «кирпичиками мироздания»; 4) атомы находятся в постоянном движении, изменяя своё положение в пространстве; 5) атомы различны по форме и величине, но недоступны органам чувств человека; 6) предметы – это сочетания атомов различной формы и порядка их соединения.

АФИНСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – расцвет древнегреческой философии науки в V-IV вв. до н.э., связанный: 1) с созданием первых классический философских систем – объективного идеализма Платона и дуализма Аристотеля; 2) атомистического учения Левкиппа и Демокрита. Основные принципы атомистики: На этом этапе огромная роль принадлежит Аристотелю, как систематизатору древней науки.

ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения. С точки зрения эстернализма (от лат. extro – вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. Интернализм (от лат. intro – внутри) основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностно-образная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 544 г. – ок. 483 г. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник первой формы диалектики. При­надлежал к аристократическому роду, за глубокомыслие своего учения прозван «тёмным», а за свою трагическую серьёзность – «плачущим философом». Отстаивал идею, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечным живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путём раскола и борьбы произошло множество вещей; согласие и мир ведут к оцепенению, которое вновь превращается в единство первоогня. В этом проявляется вечное движение. Ему приписывают известный афоризм «всё течёт – всё изменяется». Всё течёт, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Во всём объединены противоположности, и, тем не менее, существует скрытая гармония. Мудрость – это познание разума, логоса, господствующего во всём. Только подчиняясь законам разума, которые выражаются в устройстве природы и в устройстве государства, человек приобретает душевную ясность и высшее счастье.

ДЕМОКРИТ (ок. 460 г. – ок. 371 г. до н.э.) – круп­нейший древнегреческий ученый-энци­клопедист, философ, автор около 70 работ, большая часть которых утрачена. Демокрит построил первую целостную философскую систе­му, включавшую учение об атомарности бытия, теорию по­знания, учение о происхождении космоса, о душе, этику. Демокрит – основоположник атомистического материализма, признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум (бесконечное пространство), где движется бесконечное количество атомов, составляющих бытие (т.е. физический мир). Атомы бесконечно малы (отсюда и название «атомос» – неделимый), непроницаемы, различны по форме и величине. Различия между предметами вызваны комбинациями атомов различной конфигурации. Атомы изначальны и вечны, как изначально и вечно движение. Демокрит разграничил в познании чувственную и рас­судочную стороны. Чувственное познание он объяснял исте­чением атомов из воспринимаемых объектов (атомы дости­гают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с помощью мыш­ления, рассудка. Демокрит отвергал случайность: случай­ным нам кажется лишь то, причины чего нам неизвестны. Познание, согласно Демокриту, есть постижение причин событий, и оно дороже для мудреца, нежели обретение царской власти над персами. Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на раз­личной стадии развития – одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевлен­ности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы име­ют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атома­ми тела. Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впер­вые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в прост­ранстве. Не вечны и боги: круглые огненные атомы их души соединены весьма устойчиво, но и они способны рассеяться. Боги могут влиять на человека благотворно или зловредно, подавать ему знаки. Наилучшей формой государственного устройства Демо­крит считал народовластие (демократию), которое сохра­няется только благодаря высоким нравственным качествам граждан. Эти качества, полагал он, возникают и укрепляют­ся в процессе воспитания и обучения. Цель человеческой жизни – доброе расположение духа, при котором человек не подвластен действию страстей и страха.

ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – развитие западноевропейской науки на территории Римской империи с I в. до н.э.-VI в.н.э. Этот период связан с именами Тита Лукреция Кара (I в.до н.э.) автора известной поэмы «О природе вещей», Клавдия Птолемея (прибл. 90-168 гг. н.э.), автора труда «Математическая система», определившего развитие астрономии более чем на тысячу лет, где он математически описывает систему мироздания: в центре Вселенной – Земля, далее – Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Чем ближе к Земле, тем быстрее движется планета. Учение Птолемея было основано на аксиомах движения и на теории пространства Платона и Аристотеля (Земля шарообразна, неподвижна, находится в центре небосвода, имеющего сферическую форму, и вращается как твёрдая сфера; вокруг Земли обращаются за одни сутки планеты по круговым орбитам с постоянной скоростью; небесная твердь находится за орбитами планет, далее – «небовод», ещё дальше – «перводвигатель», а на самом краю – «обиталище блаженных душ»). Птолемей доказывал неподвижность Земли на основе учения Аристотеля, согласно которому более тяжёлое тело падает быстрее, чем лёгкое. Земля, вследствие своей огромной массы, определяет движение всех тел, находящихся на ней. Заслуга Птолемея в создании математической модели движения планет: движется не сама планета, а центр другой окружности. Объяснение петлеобразного движения планет было предложено Гиппархом (II в. до н.э.) на основе теории наложения двух круговых движений, которую Птолемей математически обосновал, водя дополнительные окружности, описывающие сложное движение планет. Система Птолемея была громоздкой, но позволяла достаточно точно вычислять движение планет. В числовых пропорциях, которые наблюдаются в музыке и акустике, он вслед за Пифагором (а за ним и Платон) увидел существование универсальных математических структур. Технические достижения римского периода античности представлены сочинением Витрувия Поллиона (50 г. до н.э.-20 г. н.э.) « Об архитектуре», который в молодости сопровождал Юлия Цезаря в его походах в качестве военного инженера, а в старости занимался строительством. Его сочинение состояло из 10 книг, разделяясь на три части: сооружение зданий, производство часов и строительство машин, где описываются машины для поднятия тяжести, водоснабжения и орошения полей, водяные мельницы). Особое место в сочинении уделялось проблемам акустики, а распространение звука рассматривалось как волновой процесс. В Древнем Риме развивалась география. Энциклопедией географических знаний этого периода является 17-томный труд «География» Страбона (63 г. до н.э., 23 г. н.э.).

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490-430 гг. до н.э.) – древне­греческий философ, апории которогооказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики. В своих взглядах Зенонподчер­кивал противоречие между чувст­вами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разнокачественный характер, между тем как в мышле­нии он предстает единым, неподвиж­ным и целостным. Он доказы­вал это с помощью апорий – неразрешимо противоречивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихото­мия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы достичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого – четверть, а до этого восьмую долю – и так до бесконечности. В апории «Ахиллес» дока зывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше. Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть расстояние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повторяться снова и снова.

ИОНИЙСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – становление античной философии и науки в VI-V вв. до н.э. Этот этап связан с формированием первых философских школ: милетской школой, пифагорейским союзом, Гераклитом Эфесским и основан на их представлениях о «стихиях», как основаниях космоса – воде, огне, числе и пр. Понятие «космос» означало порядок и было проекцией живой природы или человеческого общества, а не самостоятельной сущностью. Вселенная наделялась качествами живых существ и изображалось в виде огромного человекоподобного организма (а космос рассматривался как макрочеловека, а человек как микрокосм). Такой взгляд приводил к слиянию человека со Вселенной, микрокосмоса с макркосмосом, то есть человек выступал как часть всеобщего космического порядка и в нём воплощались все силы и стихии, которые образует космос. Описание мира представлялось как порождение какого то первоначала, как царство стихий. Анаксимандр (представитель милетской школы) создал первую общекосмологическую картину мира: земля – центр Вселенной, её опоясывает три огненных кольца – солнечное, лунное и звёздное, которые покрыты воздушной оболочкой, земля сферична и «плавает» в мировом пространстве.

ЛИКЕЙ – философская школа Аристотеля, открытая в Афинах, учеников которой прозвали перипатетиками, то есть «прохаживаю­щимися», за то, что они имели обыкновение прохажи­ваться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Местом для нее был избран в одном из предместий города гимнасий, примыкавший к храму Аполлона Ликейского. По про­звищу этого храма – Ликейский – школа Аристотеля получила название Ликея. Обучение в Ликее имело двоякую форму: «эксотерическую» (или преподавание риторики, доступное для всех) и «акроэтическую», или «эсотерическую» (для под­готовленных, где в обучение входила метафизика, физика и диалектика). Ликей Аристотеля был не только школой, но также и кругом лиц, связанных между собой тесными узами дружбы. Преемником Аристотеля по руководству школой стал его ученик и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н.э. Он был не только крупный философ, но и ученый. Аристо­тель положил своими работами начало научному изуче­нию животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира растений, В философии он зани­мался самостоятельным исследованием некоторых проб­лем логики. Из личных учеников Аристотеля выделились Евдем из Родоса и Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными работами в области исто­рии, оставаясь в них верным взглядам учителя. Аристоксен известен своим учением о музыкальной гармонии. Не только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с пифагореизмом. Ряд последующих перипатетиков были больше уче­ными специалистами и литераторами, чем философами. Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака, стоявший в Афинах во главе Ликея в тече­ние 18 лет (287-269 гг. до н.э.). В его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля по отдельным вопросам, но выступил против основных дуалистических и идеалистических элементов его учения.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Естествознание в системе науки и культуры
  2. II Международный фестиваль науки 20.17
  3. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  4. Билет №1. Становление искусствознания как науки
  5. Более подробно о теоретических основаниях курса сказано в разделе «Теория и методика изучения разделов науки о языке и развития речи».
  6. В СВЯЗИ С ЭТИМ НАБЛЮДАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ КУЛЬТУР — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУКИ И ИСКУССТВА.
  7. В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОЙ НАУКИ
  8. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи
  9. Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки
  10. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс
  11. Взаимосвязь педагогической науки и практики
  12. ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь