Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I. Предметная сфера философии наукиСтр 1 из 17Следующая ⇒
АКСИОЛОГИЯ НАУКИ – учение о ценностных основах научного познания. АНТИСЦИЕНТИЗМ – мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки. На первоначальных этапах развития науки преобладал сциентизм, абсолютизирующий роль науки в развитии человечества, так как масштабы деятельности позволили человеку стать силой «планетарного масштаба», но как отмечал В.И. Вернадский, эта сила использовалась им не всегда разумно и постепенно антисциентизм занимает всё более существенное место в анализе статуса науки. Крупнейшие представители антисциентизма: О. Шпенглер (прогнозировал «закат Европы»), А. Швейцер (отмечал «упадок культуры»), Э. Гуссерль (определил «кризис европейских наук»). Если первоначально антисциентизм основывался на негативных явлениях развития физики, то сейчас – на базе последствий развития биологии, генной инженерии, химии, отрицательно воздействующих на ноосферу. Психология может использоваться для манипулирования человеческой личностью, а социология для воздействия на общественное сознание. Можно выделить следующие основные антисциентистские тенденции в ведущих философских школах XX века: 1) экзистенциализм – критикует с позиции гуманизма (деградации личности); 2) неотомизм – критикует претензии современной науки на гносеологический монополизм; 3) экологизм – с позиции резкого обострения конфликта в системе «человек-биосфера». ГНОСЕОЛОГИЯ НАУКИ – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах. ИСТОРИЯ НАУКИ – особая область исследования, изучающая единство многообразных историй развития отдельных наук, научных направлений, школ, занимающихся описанием научных достижений отдельных эпох, поэтому является эмпирическим базисом для философии науки, так как её материал становится одним из критериев истинности концепций философии науки. ЛОГИКА НАУКИ – учение о логических средствах научного познания. ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ сложился в античности в философской системе Аристотеля и впоследствии развит Галилеем. Его сущностью является абсолютизация теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным типом познания. Аристотель понимал науку как систему логически связанных, рационально обоснованных утверждений, где основным инструментом («органоном») научного познания является логика. Основным методом логико-эпистемологического подхода к анализу науки является рациональная дедукция, то есть познание в форме логических доказательств путем апелляции к реально удостоверяемым причинам и основаниям. Такой подход, представляющий собой синтез умопостигаемых знаний, связанных в целостную картину мира, продолжил Г. Галилей, доказывая, что опытные данные не являются исходным элементом познания и всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках: опыт всегда предваряется некоторыми теоретическими допущениями, а для его прогнозирования используются математические измерения и идеализация, как способы создания теоретических схем явлений. Поэтому основой науки, по Галилею, становится математика, а основой научного исследования – измерение (т.е. выявление количественных различий между объектами). МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – учение о принципах и методах получения знаний. НАУКА – духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, которые одновременно являются разновидностью социального творчества сообщества учёных, представляет собой определённую систему отношений между ними, регулируемую социальными нормами и ценностями, изменяющимися на всём протяжении развития науки в соответствии с особенностями её статуса в жизни общества. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на: науки о природе – естествознание; науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); науки об особенностях познания и мышления – логика, гносеология, диалектика; технические науки и математика. Науки можно разделить на фундаментальные (где нет прямой ориентации на практику) и прикладные (где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи, понятия, представления, на которых базируются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными её компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусственно изобретенных, посредством которой наука наиболее адекватно, емко и точно выражает свои изначальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, объективные закономерности действительности, принципы и фиксирующие их теории. НАУКОВЕДЕНИЕ – специальная дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функционирования науки, сложилась к 60-м годам XX века. Науковедческие исследования связаны: 1) с разработкой теоретических основ политического и государственного регулирования наукой; 2) с выработкой рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования; 3) с управлением научными исследованиями. В узком смысле, науковедение – область знания, носящая описательный характер и не ставящее перед собой задачу открытия законов развития науки. В широком смысле слова, науковедение – это комплекс наук о науке, носящий междисциплинарный характер. НАУКОМЕТРИЯ – одна из наук, изучающих саму науку, статистическую динамику потоков научной информации, начало которой положено в трудах Д. Прайса и его школы (которые первыми применили методы математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат) и в работе Д.Ж. Бернала «Роль науки в обществе» (1939). Само слово «наукометрия» ввёл в обращение русский философ и математик Василий Васильевич Налимов (1910-1997), который был одним из редакторов первого специального международного журнала Scientometrics, выпускаемого с 1978 года. Объектом изучения наукометрии являются научные тексты, где объектом исследования является всё, что можно измерить: количество и качество публикаций, прения по различным проблемам, библиографические ссылки и цитирование, частота использования какого-либо языка, объемы самих текстов и оценка степени научности. Д. Прайс предложил использовать показатель, который он назвал своим именем, – отношение количества ссылок на литературу не более, чем 5-летней давности к общему количеству ссылок. ОНТОЛОГИЯ НАУКИ – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это круг проблем, сформулированных в рамках философии науки, начиная с Нового времени, когда наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм, заложивший основные проблемы, которые стали содержанием направлений философии науки. Проблематика философии науки наиболее полно раскрылась в XX веке. В первой трети XX века – это следующие проблемы: 1) построение целостной научной картины мира; 2) исследование соотношения детерминизма и причинности; 3) изучение динамических и статистических закономерностей; 4) анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.; 5) изучение форм научного познания (факт, теория). Во второй трети XX века – это такие проблемы, как: 1) эмпирическое обоснование науки; 2) соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания; 3) процедуры верификации и фальсификации; 4) дедуктивно-номологическое объяснение; 5) парадигмы научного знания; 6) научно-исследовательские программы; 7) тематический анализ науки. В последней трети XX века проблемами философии науки становятся: 1) понимание научной рациональности; 2) различные модели развития научного знания; 3) реконструкции логики научного поиска; 4) критерии научности; 5) методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки; 6) осознанное стремление к историзации науки; 7) соотношение философии науки и истории науки; 8) поиски универсальных методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Сегодня проблематика философии науки возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины XX века является проблема роста научного знания. Все перечисленные проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первойгруппе относятся проблемы, идущие от философии к науке, направленность их отталкивается от специфики философского знания, а задача исследователя – рефлексия над наукой, где используется концептуальный аппарат философии и мировоззренческая позиция учёного. Ко второйгруппе – относятся проблемы, возникающие внутри самой науки (познавательной деятельности, специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации), для разрешения которых она нуждается в философском обосновании (при этом сама философия не решает проблемы, вставшие перед наукой, но своими размышлениями помогает их разрешению). К третьейгруппе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий, где огромную роль в развитии науки играет философское мировоззрение. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ – общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся социокультурном контексте. Философия науки изучает познавательные процессы, имеющие место в естествознании, технических науках, социально-гуманитарном знании и т.д. Её интересует сам процесс научного поиска, методы исследовательской деятельности, динамика развития научного знания, «алгоритм открытия». Философия науки как дисциплина является рефлексией над наукой. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ – область исследований, изучающих: 1) взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества; 2) типологию поведения ученых в различных социальных системах; 3) взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых; 4) динамику их групповых взаимодействий; 5) конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это система знаний, включающая в себя: 1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах; 3) методологию науки – учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки – учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки – учение о ценностных основах научного познания; 6) социологию науки – учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке. СЦИЕНТИЗМ, САЙЕНТИЗМ (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподобить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл). Сциентизм уходит корнями в философию Нового времени (Ф. Бэкон: «знание – сила»). Активно сциентизм стал проявляться в эпоху французского Просвещения в качестве альтернативы религиозному сознанию. Но методологическое обоснование получил к середине XIX в. в рамках позитивизма, стремящегося представить объективную картину мира на основе естественнонаучного эмпирического знания. Сциентизм – важнейший элемент марксизма. Современные формы сциентизма характерны для XX в, когда достижения эпохи НТР рассматриваются как позитивные явления. Сциентизм смыкается с технократизмом в его стремлении разрешить социально-экономические проблемы на основе научных методов управления. Во второй половине XX в. сциентизм получил развитие в форме теории постиндустриализма. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – 1)направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления; 2) специальную философскую дисциплину с собственным предметом исследования. Как направление в рамках философии философия науки сформировалась примерно в 40-х годах XIX века с появлением позитивизма, когда начались интенсивные процессы дифференциации науки и стало очевидным ее значительное влияние на общественную жизнь. Философия науки как направление представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель науки и эпистемологии, выявляя роль и значимость науки как когнитивной и теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в условиях научно-технической революции, развернувшейся в 50-х годах XX столетия на базе сциентистских течений западной философии и исследует науку как социокультурный феномен, задача которого – открытие истины. ФУНКЦИИ НАУКИ. Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурно-мировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, науканаполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная – содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др. ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ – не в выработке самостоятельных концепций, а в обобщающем рассмотрении тех проблем, которые поднимаются отдельными авторами, и в создании общей философской картины описания современной науки и ее места в общественных процессах. При этом каждая проблема ассоциируется с конкретным автором (парадигма – с Томасом Куном, конвенции – с Анри Пуанкаре, личностное знание – с Майклом Полани). Материалом для философии науки служит тематика, проблемы, концептуальный аппарат, взятые у конкретного ученого той или иной школы. Если основная цель науки – открыть истину, то философия науки выясняет как возможно достижение истины.
Глава II. Бытие науки БЫТИЕ НАУКИ – этоаспекты её существования: 1) наука представляет собой один из видов познавательной деятельности, целью которой является получение новых знаний; 2) наука – результат этой деятельности, который может быть представлен как объединение полученных новых знаний в целостную и органически развивающуюся систему; 3) наука – это социальный институт, имеющий специфическую инфраструктуру: научные учреждения (включающие академические, исследовательские и вузовские научные организации), профессиональные объединения учёных (научные сообщества, форумы, конференции), этос (нравственные нормы и ценности) науки, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации учёных. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы