Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия права в системе наук
Философия права не включена в число обязательных дисциплин, рекомендуемых новым стандартом высшего образования по специальности «юриспруденция». Она включается в учебные планы вузов в качестве дисциплины по выбору, но со временем, как представляется, она должна занять свое место по праву в качестве одной из основных дисциплин общетеоретического профиля наряду с теорией государства и права, историей политических и правовых учений, историей зарубежного и отечественного государства и права, сравнительным правоведением. Философия права в ряду названных дисциплин является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей. Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права сегодня рассматривается неоднозначно. Одним из основоположников данной науки является Г.В.Ф.Гегель и само название науки связано с гегелевской работой «Философия права» (1820 г.) Согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая. Вместе с этим со второй половины ХIХ и в ХХ в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах. Настоящий курс представляет собой определенный компромисс этих разных подходов, уделяя значительное внимание историческому аспекту и закономерностям развития права и тесно связывая излагаемую теорию с философской мыслью. Философия права по сути своей междисциплинарная наука, объединяющая те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии. Одновременно эта наука остается тесно связанной с проблемами теории государства и права, социологии, экономической науки. Ограничить изложение чисто философско-правовыми проблемами очень трудно, да и не продуктивно. Автор и не пытается этого сделать, полагая, что включение экономических, социальных, исторических, политологических и иных источников расширяет кругозор слушателей и в конечном итоге поможет углубить понимание и собственных проблем этой науки.
Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. По мнению автора этого термина немецкого юриста Г.Гуго: для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом, и представляющей собой «юридическое ремесло», достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют «разумную основу научного познания права» и образуют «ученую либеральную юриспруденцию». При этом история права - по мнению Гуго - призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем. А философия права – политика целесообразности того или иного правоположения. Его концепция историчности права отвергала разумность как истории, так и права. Иного мнения придерживался Гегель в известном его труде «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Он считает данную дисциплину не юридической, а философской. А позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Юридическая наука, по мнению Гегеля, «с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего общего». Наука о праве, утверждает он, есть часть философии. В конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права фактически означала не «то, что есть», а то, что должно быть. В настоящее время, когда речь идет о философии права в целом, то, очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей основные начала двух дисциплин – юридической науки и философии. Философское познание, философия по ее предмету и методу – сфера всеобщего, право и правоведение – сфера особенного. Искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, - конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве); путь же от юриспруденции к философии права – это движение от особенного через всеобщее к конкретному. У юриспруденции в ее движении к философии права есть внутренняя потребность самоудостовериться в том, что ее особенность – это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. Философский профиль в юриспруденции не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. В нашей философской литературе проблематика философского характера права освещается по преимуществу в историко-философском плане. Философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией государства и права, социологией права, историей политических и правовых учений, отечественной и зарубежной историей государства и права). В таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, и гносеологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук. На рисунке Прил. 1. в общей схеме структуры юридической науки показано место философии права в современном его понимании.
Тема 2. Основные понятия философии права 3) Гносеологические аспекты различных теорий права; 4) Типология правопонимания; 5)Понятие права; 6) Правовая онтология; 7) Правовая аксиология; 8) Юридическая концепция общего блага Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы