Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Предмет и задачи философии праваСтр 1 из 19Следующая ⇒
Курс лекций
СОДЕРЖАНИЕ Введение Тема 1. Предмет и задачи философии права 1.Предмет философии права 2. Философия права в системе наук Тема 2. Основные понятия философии права 3. Гносеологические аспекты различных теорий права 4. Типология правопонимания 5. Понятие права 6. Правовая онтология 7. Правовая аксиология 8. Юридическая концепция общего блага Тема 3. Общие проблемы и основные концепции философии права 9. Общие проблемы философии права 10. Неокантианские концепции философии права 11. Неогегельянские концепции философии права 12. Чистое учение о праве Г.Кельзена (1881-1973) 13. Концепция «возрожденного» естественного права 14. Экзистенциальная философия права 15. Онтологическая концепция права Р.Марчича 16. Неопозитивистская концепция права Г.Харта 17. «Познавательно-критическая» концепция права Тема 4 Теория «цивилизма» 18. Характеристика реального социализма с позиции либертарной теории 19. Оценки постсоциалистических преобразований в России 20. Концепция цивилитарного права 21. Цивилизм – новая национальная идея для России? 22. Новые цивилитарные принципы организации общества требуют нового права Тема 5. Различные аспекты конформационной концепции права 23. Понятие конформационной концепции права 24. Конформационная феноменология права 25. Конформационная концепция правовой онтологии 26. Правовая аксиология с позиции конформационного правосознания Тема 6. Допустимо ли социальное проектирование. 27. Три значения понятия «позитивный» 28. Допустимо ли социальное проектирование 29. Появление и становление права 30. Соотношение уровня свободы с уровнем культуры Тема 7. Диалектика права 31. Основные законы и категории диалектики 32. Закон Соответствия 33. Два метода общественного развития 34. Естественно-правовой метод развития 35. Позитивный метод развития 36. Траектория естественно-правового метода развития 37. Траектория позитивного метода развития 38. Эффективность общества как критерий соответствия уровня свободы уровню культуры 39. Вторичные закономерности теории «Полуконуса». Тема 8. Особенности государственно-правового развития России 40. Специфика позитивного метода развития 41. Классики марксизма о российском особенном 42. Проблема долговременной ответственности власти 43. О российском методе первоначального накопления капитала 44. Варианты государственно-правового развития России Тема 9. Современное соотношение уровня свободы и уровня культуры российского общества. 45. Наша политическая и правовая культура 46. Состояние нашей экономики, наши бюджетные ресурсы 47. Состояние нашего образования 48. Современное состояние социальной науки Тема 10 Условия становления в России просвещенной демократии 49. Конструктивность позитивного метода развития 50. Метод «интенсивной агротехники» 51. Общество просвещенного самоуправления как цель позитивной деятельности 52. Варианты взаимодействия такого общества и государства 53. Исторические вехи движения России к демократическому обществу Тема 11 Движение за просвещенное самоуправление для Санкт-Петербурга.
Введение Вниманию читателей предлагается курс лекций по философии права, в котором представлена авторская концепция видения некоторых основ становления и развития права как меры свободы. Положения данной концепции в виде отдельных ее фрагментов были апробированы на ряде научно-практических конференций, а также были представлены для критической оценки ряду ведущих специалистов в области философии, теории государства и права и общей социологии. Включенные в данный курс проблемы рассматриваются в рамках новой концепции философии права, которая в своей базовой основе опирается на концепцию юридико-либертарного правопонимания, разрабатываемого В.С. Нерсесянцем. Данный подход рассматривает закономерности становления и развития права в его неразрывной связи с общекультурным развитием человечества. Право, обладая свойствами историчности и опосредованности, служит цели повышения эффективности социума в решении общих задач. Для достижения этой цели право, как регулятор уровня свободы, должно соответствовать достигнутому уровню культуры. Исходя из указанной основы излагаемая концепция определяется как конформационная (от лат. сonform – приводить в соответствие). Критическое осмысление некоторых фундаментальных основ миропонимания в последнее время находит проявление в целом ряде новаторских концепций, и новых теорий, которые проявляются, как правило, на стыке научных отраслей. Так, известный в нашей стране практический врач и ученый офтальмолог Э. Мулдашев, разработав компьютерную методику исследования в области антропологии, организовал ряд международных экспедиций на Тибет и заново открыл тайну происхождения современной человеческой цивилизации от ранее существовавшей на земле цивилизации атлантов. Он обнаруживает новые факты, подтверждающие справедливость «Тайной доктрины» Е.Блаватской, опубликованной еще в 1888 году. Так же широко известный ученый-математик наш современник академик Николай Фоменко, используя современные разработки статистического анализа, проводит системное исследование исторических документов и обнаруживает глобальные хронологические фальсификации древней истории. Он разрабатывает методику и осуществляет реконструкцию подлинной хронологии, выводы которой потрясают основы исторической науки. Он убедительно доказывает, что история европейских стран, Египта, Китая искусственно растянута в древность более чем на 1000 лет. Он доказывает, что не было у Руси тысячелетнего отставания от стран Западной Европы, не было «татаро-монгольского ига». На территории современной России существовала Великая многонациональная империя, в которой русский народ играл определяющую роль. История России была фальсифицирована первыми монархами династии Романовых, а известная нам официальная версия нашей истории требует радикального пересмотра. Столь же революционной является и теория цивилизма, разрабатываемая в рамках науки «философия права» В.С.Нерсесянцем, с котой ниже ознакомимся подробно. В условиях современных радикальных преобразований всей социально-политической системы нашей страны Россия в очередной раз стоит на развилке дорог. Старые ценности разрушены, а новые еще не найдены. Общество без моральных ценностей, без национальной цели, без качественной научной теории общественного развития, способной определить достойное место России в общемировой цивилизации, не в состоянии выбрать верный путь и мобилизовать немалые силы нации на скорейшее преодоление негативных кризисных проявлений в экономической, социальной и политической сферах нашей жизни. Современный кризис, охвативший нашу страну, не миновал и философию и правоведение. Будучи в свое время ориентированной на идеологическое обслуживание предыдущей системы административно-командного реального социализма современная наука допускает сегодня значительный крен в противоположную сторону – к концепции буржуазного правопорядка периода первоначального накопления капитала, буржуазной философии, выплескивая при этом «вместе с мыльной пеной и ребенка», отрицая все достижения социальной науки семидесяти лет советской власти. По известной философам триаде «тезис – антитезис – синтез» настало время синтеза, т.е. объединения достоинств, составляющих содержание двух противостоящих научных школ. Концепция, положенная в основу лекционного курса, исходит из того, что развитие общества и всех его институтов, включая право и государство, – это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Только познание и овладение этими законами может служить основанием для разумного социального проектирования. При этом определяющим фактором прогрессивных преобразований в правовой области (в области свободы) является состояние культуры граждан реформируемого общества. Автор пытается восполнить пробел современного изучения в вузе курса философии путем ознакомления студентов с основными всеобщими законами развития, какими являются законы диалектики, и ее категориями, а также пытается сформулировать и обосновать фундаментальный закон становления и развития права. Опираясь на результаты теоретических изысканий своих предшественников, автор не вступает с ними в полемику, отвлекается от всего того, что представляется ему ошибочным, ограничиваясь преимущественно лишь тем, что, по его мнению, соответствует истине, критерием которой является практика. При таких условиях обобщенными оказались только те идеи и теории, которые прямо или косвенно работают на развиваемую в данном курсе позицию. В курсе изложены взгляды автора, которые отнюдь не являются общепринятыми. В сегодняшней борьбе идей это представляется неизбежным. Во всяком случае, выдвигаемые теоретические положения автор пытался аргументировать, ссылаясь и на уже достигнутое в теории философии права, и на общественную практику. Традиционное академическое освещение на современном уровне основ науки философии права содержится в учебнике для вузов «Философия права» В.С.Нерсесянца. Автор настоящего курса рекомендует учащимся ознакомиться с указанным учебником и некоторые его общие положения включает в свой курс лекций. Автор выражает особую благодарность рецензентам первой редакции излагаемой в настоящей работе новой теории: президенту Санкт-Петербургского института права, доктору юридических наук Л.И.Спиридонову, президенту Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия», кандидату политологических наук А.Ю.Сунгурову, заведующему кафедрой теории государства и права Академии МВД, доктору юридических наук, профессору Р.А.Ромашеву.
Предмет философии права Для любой дисциплины, претендующей на положение самостоятельной отрасли науки, главной задачей является выявление объективных законов, существующих в данной области знаний. Предметом же науки является исследование действия законов становления и развития права в рамках общественной практики; с учетом познанных закономерностей, прогнозирование дальнейшего развития, обеспечение наибольшей эффективности общественной практики. Философия права также занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Цель человеческого разума – истина, и философия права занята поисками истины о праве.
Основной в философии права является проблема различения и соотношения права и закона. Эта наука пытается найти ответы на вопросы: в чем состоит природа, сущность и специфика права, его отличительные особенности? Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит его справедливость? Всякий ли закон является правом, или возможны правонарушаюшие законы, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону? Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или оной вариант различения права и закона. Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое во всех его определениях и проявлениях. Правой подход подразумевает и включает в себя определенность и упорядоченность мира человеческого бытия и распространяется на такой основополагающий институт в общественной жизни как государство. Поэтому объективно философия права не может обойти проблемы философского исследования государства, и данные проблемы традиционно исследуются в рамках этой отрасли научного знания. В рамках данной отрасли исследуются законотворческая и законозащитная функции государства, а также ряд других проблем: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д. Таким образом, предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом. Общей частью данной дисциплины рассматриваются основные проблемы философии права, – различные прошлые и современные ее концепции, а в специальной части - теоретические основы социально-правовой программы преобразования общественных отношений в современной России. Типология правопонимания
Легистское Правопонимание Юридическое Правопонимание Рис. 1 Понятие права Понятие права феноменология права Право Позитивное право Правовой закон
Признаки закона в его совпадении с правом (узаконенного права)
Правовой закон: Правовая онтология Учение о бытии Бытие права, его объективная природа и собственная сущность представлена в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и к формам его проявлений.
Право опосредовано социально-историческим опытоми в этом смысле оно апостериорно, а не априорно
Человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости от ситуации их отсутствия. Человек (и целые народы) по своей природе, в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни.
Генезис права как социально исторический процесс, в частности, означает, что становление сущности права и возникновение социально-правовых явлений и отношений происходит одновременно и в рамках одного процесса (не было данной свыше готовой сущности права, идеи права, после которой и появились эмпирические правовые явления).
С точки зрения генезиса правовой природы человека определяющее значение имеет осознание того, что в абстракциях права за внешней условностью речь идет о самом главном в жизни каждого человека и всего общества – о свободе, справедливости и равенстве.
По Канту – развитое состояние моральности – необходимое условие для утверждения правовой легальности. Появление и развитие права протекает в контексте общекультурного формирования и развития человека и человеческого рода.
Человеческая культура как раз и состоит в способности и умении жить в правовой форме. Правовую культуру можно назвать второй природой человечества.
Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и в муках упорно и настойчиво, сознательно и терпеливо возделывать в себе, для себя и у себя свой сад правовой культуры, растить свое дерево свободы. Чужими плодами здесь сыт не будешь. Право, как известно, само не действует, действуют люди со свободной волей, которые в своих взаимоотношениях выступают как субъекты права. Момент выражения индивидуальной свободы в виде правовой личности (субъекта права) является исходным пунктом саморазвития понятия права от абстрактных форм его осуществления к более конкретным формам.
Правовая аксиология Правовая аксиология Учение о ценностях Естественно-правовая Аксиология Юридическая Либертарная Аксиология Позитивистская Аксиология Рис. 3 Тема 4 Теория «цивилизма» 18) Характеристика реального социализма с позиции либертарной теории; 19) Оценки постсоциалистических преобразований в России; 20) Концепция цивилитарного права; 21) Цивилизм – новая национальная идея для России?; 22) Новые цивилитарные принципы организации общества требуют нового права Тема 7. Диалектика права 31) Основные законы и категории диалектики; 32) Закон Соответствия; 33) Два метода общественного развития; 34)Естественно-правовой метод развития права; 35) Позитивный метод развития; 36) Траектория естественно-правового метода развития; 37) Траектория позитивного метода развития. 38) Эффективность общества как критерий соответствия уровня свободы уровню культуры. 39) Вторичные закономерности теории «Полуконуса».
Закон соответствия В категориях Гегеля рассматривается человеческая история, как процесс реализации свободы по мере повышения уровня культуры.[22] В данном случае - количественной стороной социального развития (диалектическим содержанием) является уровень культуры, а качественной (диалектической формой) - уровень свободы, выраженный в способе государственно-правового устройства общества и складывающегося политического режима. Критерием соответствия формы содержанию является эффективность данного социума в решении общих задач. На базе данных категорий и принципа историзма автором настоящей работы предложена модель исследования исторического процесса на основе метода графического моделирования (" Теория Полуконуса" ). Данный метод актуален, прежде всего, для исследования социальных процессов российского общества, позволяет в определенной степени объяснить исторические факты, выявить глубинные причины современного упадка государственности России, предсказать перспективу ее развития, выявить приоритеты, необходимые для практических действий по выводу страны из кризиса. В основе «Теории Полуконуса» лежит закон Соответствия, который можно сформулировать так: «Уровень свободы людей в обществе, выраженный в форме государственно-правового устройства, должен соответствовать уровню их культуры, при этом эффективность в решении общих задач будет максимальной». Если использовать выведенную принципом историзмазакономерность последовательного совершенствования формыгосударственно-правовогоустройства смены одного исторического типа государства другим, как правило, - более совершенным и демократичным, то в графической форме закон соответствия будет выражаться на графике Рис. Прил. 2 в виде восходящей прямой OS. Уровень культуры (культурности), откладываемый по оси «Х», изменяется от «0» до «1». Значению «1» условно соответствует качество абсолютной культурности (недостижимый идеал), при котором реализовано в полном объеме Золотое правило: « как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Все люди обладают навыками и эффективно пользуются приемами непосредственной демократии, абсолютно соблюдают нормы морали и права, учеба и общественно-полезный труд являются первой жизненной потребностью каждого, все совершенны как в этическом, так и в эстетическом плане. Уровень свободы (ось «У») будем рассматривать в трех его аспектах: 1) По виду Общественного строя - от низшего к высшему: - рабовладельческий; - феодальный; - буржуазный; - социальный; - цивилитарный; - идеальный (еще его именуют «коммунизмом», пока нам не известны его разновидности); 2) по форме правления - от автократии (монархии), через аристократию и представительную демократию (республику) - к непосредственной демократии. При этом на первой самой низкой ступени свободы – автократии известны три подвида формы государственно-правового устройства: - абсолютная монархия; - ограниченная монархия; - конституционная монархия; На второй ступени – представительной демократии также три ее подвида: - президентская республика; - парламентарная республика; - советская республика; На третьей ступени – непосредственной демократии формы ее возможной реализации пока нам не известны. Но ее элементы уже находят свое воплощение в отдельных странах (например в Швеции), а также на нижних масштабных уровнях самоорганизации населения – в местном самоуправлении. 3) по виду политического режима: - деспотический; - тиранический; - тоталитарный; - авторитарный; - либеральный; - демократический. Здесь необходимы некоторые пояснения: 1. Почему «советская республика» по степени демократизации поставлена выше президентской и парламентарной? Если отвлечься от реально существовавших видов советской власти, а обратиться к ее нормативным принципам организации, то можно согласиться с В.И. Лениным, который считал, что эта форма является переходной от представительной к непосредственной демократии. Другой вопрос, почему эта форма по факту не была реализована нигде? Некоторые соображения по этому поводу будут представлены ниже. 2. Такой вид общественного строя, как «цивилитарный», является теоретической разработкой академика РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца[23], как переходная стадия от формального равенства буржуазного общества к фактическому равенству – наивысшей степени свободы индивидов. Теория «Полуконуса» Полуконус - геометрическое место точек величины общественной эффективности в зависимости от уровня культуры и уровня свободы. Культура в данном случае применяется как усредненное качество людей в обществе - их культурность, слагаемая из политической и правовой культуры, их отношения к труду и получению знаний, культуры потребностей, культуры взаимоотношений, культуры чувств и др. Уровеньсвободы - степень демократизации государственно-правового устройства, степень развитости правовых ограничений и жесткости санкций за их несоблюдение; а также определяемый долей граждан, эффективно участвующих в управлении страной, в управлении процессом реализации общественных потребностей, степенью их влияния в этой области. Эффективность решения общественных задач включает в себя кроме уровня производительности общественного труда целый ряд иных факторов: обеспечение экологического благополучия, физическое и нравственное здоровье граждан, уровень образования, продолжительность жизни и т.п.
На Рис. Прил. 3. приводится график зависимости эффективности общества от уровня свободы при фиксированном уровне культуры. Наибольший уровень эффективности имеет место при соответствии уровней культуры и свободы. В случае завышения уровня свободы относительно оптимального значения, так же как и при его занижении, эффективность общества падает. Крайнее завышение свободы приводит к анархии («абсолютному ужасу» - по Гегелю). Крайнее занижение свободы – к невыносимому уровню деспотии. В крайних нулевых значениях эффективности может произойти инверсия (переход от анархии к деспотии или от деспотии через революцию – к анархии). Подробно инверсионный принцип развития рассматривается А.С. Ахиезером в его работе «Критика исторического опыта» М., 1991. Если объединить двухмерные графики Рис. 2 и Рис.3 в трехмерный, получим фигуру полуконуса. От нее излагаемая теория названа «Теорией Полуконуса». Верхняя направляющая полуконуса ON Рис. 4 отображает оптимальный наиболее эффективный путь развития. Однако следует учесть, что характер изменения количественной составляющей процесса – уровень культуры – непрерывный, постоянно изменяющийся, а качество – уровень свободы, обладая обязательным свойством устойчивости формы, имеет дискретный характер и может изменяться только скачками (революции, реформы). Поступательное движение относительно оптимального курса может осуществляться только зигзагообразно в следующих возможных вариантах метода развития: 1 ) Естественно-правовой; 2) Позитивный; 3) Универсальный метод развития. Позитивный метод развития Несмотря на вышеприведенное утверждение К.Маркса, реальные факты истории не только России, но и некоторых стран Европы указывают на вероятность такого положения, когда позитивное право искусственно организуется выше уровня, соответствующего культурному уровню общества. Когда в 1917 году Плеханов и некоторые деятели II Интернационала говорили о недопустимости такого искусственного завышения права, В.И.Ленин им отвечал: «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры, то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»[25]. Когда форма опережает содержание, это характерно для отставших и догоняющих стран, развитие государственно-правовых основ происходит на принципе заимствования известных передовых форм государственно-правовой организации. Преобразования производятся, как правило, путем опережающего реформирования. Когда догоняющее общество заимствует у других известную более демократичную форму общественной организации, для которой в данном обществе еще не созрели необходимые культурные предпосылки, в этом случае скачкообразное изменение формы приводит к резкому обострению противоречия между еще не достаточным уровнем культуры и принятым завышенным уровнем свободы за счет развития элементов анархии, т.е. не ограниченного произвола. Эффективность общества резко падает и может быть восстановлена и возрасти лишь при условии принятия интенсивных мер повышения уровня культуры граждан (образования и воспитания). Такие процессы происходили в России при преобразованиях Петра I, Александра II, реформе Столыпина, а также после февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года (на графике Рис. 2 – ломаная линия ниже прямой «ОS»). В феврале 1917 года депутаты Государственной Думы в России сразу от абсолютной монархии, минуя формы конституционной монархии и президентской республики, пыталась реализовать парламентскую республику; а в октябре 1917 года коммунистическая партия совершила еще более гигантский скачек – к республике советов. А.С.Ахиезер называл данный процесс эффектом подражания и характеризовал его как: «Стремление народов, образованного и правящего слоя достигнуть результатов деятельности высокоразвитых стран при игнорировании условий их достижения, например, необходимости обеспечения точек роста и развития соответствующей культуры».[26]
Возможен и третий вариант развития – универсальный с пересечением линии курса оптимального развития и с малой амплитудой колебаний, который позволяет реализовать современная форма республиканского правления с развитой двухполярной политической системой (на Рис. 2 – зеленая ломаная линия, пересекающая прямую OS). Этот вариант начал реализовываться в развитых странах после «великой депрессии» 30-х годов на основе рекомендаций Кейнса – Гелбрайта – Леонтьева.[27]
При универсальном методе развития Право как форма свободы и культура граждан - парные юридические феномены, постоянно меняющиеся местами: то одно выступает причиной, а другое – следствием, то, наоборот, последнее – причиной, а первое – следствием.
Варианты государственно-правового развития России Из теории «Полуконуса» (на графике Рис.4) Прил. 4 можно вывести для России четыре варианта государственно-правового развития: 1. Из точки «Н» в точку «N» интенсивный рост эффективности в направлении развития, опережающем все передовые страны, как предполагал это перед революцией В.И. Ленин. Такой вариант развития на основе установленной системы советской республики (точка «D») отстаивают сегодня радикальные коммунисты, он требует чрезвычайно больших усилий для подъема уровня культурного развития населения на три ступени вперед. Такой курс был обозначен в теории «научного коммунизма» с поставленной задачей воспитания людей нового типа, высокообразованных и воспитанных, для которых общественно-полезный труд является первой жизненной потребностью. У такого варианта очень низкая начальная эффективность (на графике величина DH), для его реализации требовались исключительные меры со стороны государства, требовались качественные научные кадры и значительные ресурсы. Ничего этого в стране не было, и уже в 1920-м году Ленин понял невозможность такого пути развития и принял решение о возврате к менее завышенной степени свободы – переходу к НЭПу (на графике – в точку «B»). Эффективность сразу возросла до величины «BF» за три года в стране был преодолен кризис, экономика восстановилась до предреволюционного уровня. 2. Второй вариант - из точки «G» в точку «M» при установленном уровне свободы, соответствующем форме парламентской республики. Этот вариант, который в нашей стране пытались реализовать после февральской революции 1917 года, а также в настоящее время, когда Государственная Дума пытается «перетянуть одеяло власти» на себя. Начальная эффективность также очень низкая (" CG" ) и требуется значительное повышение уровня культуры на две ступени, а необходимые для этого ресурсы у страны отсутствуют. 3. Третий вариант - из точки " F" в точку " L", при форме правления - президентской республике подъем уровня культуры требуется на одну ступень, а начальная эффективность не намного ниже максимально возможной при данном уровне культуры. Это - путь НЭПа, а также возможный вариант развития для современного состояния нашей страны. Такой вариант требует специальных мер государства для интенсивного культурного роста и при этом у России есть шанс если не догнать, то вплотную приблизиться по эффективности к передовым странам традиционной цивилизации. 4. Если у государства не будет воли и средств для обеспечения интенсивных мер просвещения и воспитания граждан, то остается четвертый вариант - ограничение свободы до уровня аналогичного форме конституционной монархии (авторитарный режим президентского правления) и культурное развитие по пути, накатанному передовыми странами. Такое развитие позволит пристроиться нам этим странам " в кильватерную струю" и повторять далее их путь развития с постоянным от них отставанием. На графике это - прямая " EK".
Общая часть В настоящем разделе курса излагается предварительный вариант базовой основы предлагаемой Системы общественной самоорганизации, которому в его завершенном варианте отводится роль стабильного и неизменного на длительный период действия руководящего документа, как Библии для христианской церкви или конституции для современного государства. Необходимость " консервации" базовой концепции определяется потребностью защиты первичной идеи от искажений в последствии ее исполнителями, защиты широких возможностей структурно-организованной Системы от использования ее в интересах локальной группировки с чуждой обществу идеологией. Такая опасность более чем реальна и для ее предотвращения предусматриваются и иные организационные меры, которые будут изложены ниже. Состав концепции содержит такие системообразующие моменты, как система целей, принципы, методы Движения и создаваемой Системы, основные задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, состав и структура Системы.
Система целей Основная обобщенная цель Движения за просвещенное самоуправление – учреждение Системы просвещенного самоуправления, как структурно-организованного общественного института. Прежде всего, необходимо определиться с содержанием понятия общество просвещенного самоуправления для данного случая. Как цель позитивной деятельности, это - общество людей, достигших достаточно высокого уровня культуры, желающих и умеющих реализовать свои общественные потребности на принципах самоуправления; желающих и умеющих создать для себя эффективную форму государственного устройства, как высшую форму общественной самоорганизации; желающих и умеющих создать для себя такое государственное законодательство, которое соответствует естественному праву, защищает неотъемлемые первичные права человека и в равной мере - общественные интересы; умеющих организовать эффективную систему правообеспечения; обладающего необходимыми навыками и реальными инструментами влияния как на формирование власти, так и на реализацию общественно-необходимых программ ее деятельности; умеющего признавать и своевременно исправлять собственные ошибки. Это - общество людей, уважающих науку, желающих и способных учиться, обладающих развитым чувством справедливости, способных сознательно ограничивать пределы собственной свободы, безусловно соблюдающих действующие законы и общепринятые правила поведения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы