Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гносеологические аспекты различных теорий права.



Предметная сфера правовой гносеологии – это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.

Основополагающее значение в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права).

Два противоположных типа правопонимания ( юридический и легистский ) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии.

Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии является познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического осмысления его объективной природы, его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания приводит к различению позитивного и естественного права в качестве исходной познавательной схемы изучения права.

Различение естественного права в виде философской идеи права и позитивного права (закона) является гносеологически необходимой формой теоретической рефлексии о фактически данном позитивном праве.

Всякое теоретическое познание закона мысленно конструирует его разумно-смысловую модель (в форме естественного права, идеи права)

Юридическая концепция в гносеологическом плане выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве к истинному знанию об объективных (не зависящих от воли и произвола властей) свойствах, природе права и формах (адекватных и неадекватных) его проявления.

В этом смысле разные версии и варианты различения и соотношения права и закона представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса в области политико-правовой мысли.

Юридическая гносеология рассматривает все возможные формы соотношения права и закона от разрыва и противопоставления между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона).

Эта же логика действует и в соотношении права и государства во всем диапазоне правовых и антиправовых явлений (от правонарушающего до правового государства).

В общих рамках юридической гносеологии существуют разные концепции различения права и закона:

· в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии действующему позитивному праву. При таком подходе вне поля зрения остается сама идея правового закона, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права. Утверждение естественного права как «истинного права», самостоятельно и независимо действующего противопоставляется одновременно и параллельно действующему официальному позитивному праву;

 

· В концепции либертарного правопонимания в центре находится проблема связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона законного права, т.е. права, наделенного законной силой). Здесь искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона. Такой подход позволяет выявить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формирования права и субъективного (властно-волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанализировать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства.

Именно с этих позиций можно говорить о законодательстве, как законотворчестве, как о творческом выражении (на базе выводов науки) начал и требований права в конкретных нормах общеобязательного закона.

Необходимо, чтобы объективная общезначимость права была признана, нормативно конкретизирована и защищена государством, а следовательно, необходимо познать объективные связи права и государства в условиях государственно-организованной жизни общества.

Именно с позиций юридико-познавательной модели были сформулированы и законно закреплены идеи и принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, господства права, правового закона, правового государства.

· В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно обязательным установлением официальной власти.

В силу этого легистская гносеология занята рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний власти и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя (нормативно-регулятивного содержания приказаний власти как источников (форм) действующего права).

Легизм во всех его вариантах: от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма отождествляет право и закон. Сила власти здесь рождает насильственное приказное право.

 

Истина о праве дана в законе, поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер официально властного мнения. По этой логике одна только власть знает, что такое право и чем оно отличается от неправа.

 

Разрабатываемая легистами юридическая догматика (комментирование, систематизация, иерархизация источников позитивного права, выявление их нормативного содержания, разработка вопросов юридической техники, приемов и методов юридического анализа) составляют важную составную часть познания права, но ограничение теории права разработкой догмы права означает подмену собственно научного исследования права его профессионально-техническим описательством, сведение правоведения к законоведению.

 

С этим связан и повышенный интерес позитивистов к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при явном игнорировании его правового смысла и содержания. С этой позиции понятия типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека – это лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы. Подобные взгляды развивали И.Бентам, Д.Остин, Г.Кельзен, русский дореволюционный юрист В.Д.Катков.

Типология правопонимания

 

Легистское

Правопонимание

 
 


Юридическое

Правопонимание

   
 
 
 


Рис. 1

Понятие права

Понятие права

феноменология права

Право

Позитивное право

 
 


Правовой закон


Признаки закона

в его совпадении

с правом

(узаконенного права)

 

Правовой закон:


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оказание помощи при различных травмах и повреждениях.
  2. II. Исторические корни современного гражданского права. Национальные и универсальные элементы в нем
  3. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  4. III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм
  5. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  6. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  7. Алгоритмы на различных языках программирования. Заполнение массивов
  8. Анализ использования различных рекламных средств ООО «Евросеть Ритейл» за 2007–2008 годы.
  9. Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях
  10. Анализ преформистских теорий развития личности
  11. АНАЛИЗ УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  12. Биологические и социальные аспекты старения и смерти.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь