Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формально логические и естественные рассуждения



Всегда ли люди мыслят логично? Бенджамин Спок, известный специалист в области воспитания детей, сформулировал, казалось бы, удивительный тезис: «Люди — самые нелогичные существа». Подтверждается ли это экспериментами?

На первых этапах становления психологии интерес исследова­телей, принадлежащих к разным направлениям, сосредоточился в основном на правильных формах логического мышления (В. Джеймс, Дж. Уотсон, Дж. Дьюи). Главной задачей был поиск путей совершенствования логических рассуждений (особенно путем обучения). Современная когнитивная психология, изме­нив ракурс анализа, снова вернулась на время к забытой темати­ке. Главной задачей стал поиск различий между «психологиче­ской логикой» (логикой, «естественных» рассуждений) и фор­мальной логикой. Активное внимание к этой проблеме вызвано стремлением разрабатывать «искусственный интеллект, близкий к естественному». Ведь процессы формально логических выво­дов легко моделируются в компьютерных системах, а человече­ская логика оказывается гораздо сложнее и.разнообразнее. Как же строится реальное рассуждение? Отличаются ли логические процессы, функционирующие как часть целостной системы чело­веческого мышления, от тех идеальных нормативных моделей, которые описываются логикой?

Многие циклы исследований зарубежных авторов (Дж. Эванс и др., 1995) были посвящены изучению правильности разных видов логических выводов. В качестве примера рассмотрим один из вари­антов эксперимента. Испытуемым давались утверждения, построен­ные в модусе условных высказываний: «Если дано А, то имеется Б» (например, «Если у меня поднимется температура (А), то я не пой­ду на лекцию (Б)»). Менялись содержание второй посылки и, соот­ветственно, вопрос, на который надо было дать логичный ответ, еде-: лав выводы. Такой вид выводов называется импликации.


9.2. Мышление как процесс вывода нового знания


 

 

 

Оказалось, что лучше всего испытуемые (исследовались разные контингенты: студенты, менеджеры, юристы и др.) справляются с решением логических задач, когда «А дано» и надо определить «Имеется ли Б? » Эта форма логического высказывания называет­ся modus ponens.

Дано: 1. «Если у меня поднимется температура (А), я не пойду на лекцию (Б)».

2. «У меня поднялась температура».

Правильность вывода почти не зависит в этом случае от содер­жания той предметной области, к которой он относится, — больше 95% ответов верны («Значит, я не пошел на лекцию»). Хотя, по дан­ным К. Джилхули (K.Gilhooly, 1988), испытуемые были более точ­ными, когда силлогизм задавался конкретным примером (как у нас), нежели абстрактным.

Количество правильных выводов резко снижается (около 40% неверных ответов), когда вторая посылка дана в форме «Не имеет­ся Б» и нужно сделать вывод, касающийся А. Такая логическая фор­ма называется modus tollens.

Дано: 1. «Если у меня поднимется температура (А), я не пойду на лекцию (Б)».

2. «Я пошел на лекцию».

Правильный ответ («У меня нет температуры») получен пример­но от 60% испытуемых. Причем для этого типа рассуждения воз­можность проверки получаемого вывода опытом реальной жизни оказывается более важным условием. Подчеркнем еще раз, непра­вильные ответы («Невозможно сказать, есть температура или нет» и «У меня может быть температура») дают 40% участников экспе­римента.

Около 20% современных людей с хорошим образованием устой­чиво делает ошибки, когда вторая посылка дана в форме «Имеет­ся Б» и нужно сделать вывод, касающийся А (утверждение кон-секвента).

Дано: 1. «Если у меня поднимется температура (А), я не пойду на лекцию (Б)».

2. «Я не пошел на лекцию».

В 80% случаев испытуемые отвечают правильно: «Невозможно сказать, есть температура или нет». Однако каждый пятый (20%) уверен, что «Температура есть». Точность этого вида вывода, так же как и предыдущего (modus tollens), во многом зависит от конкретного содержания исходных посылок: если логически полученный вывод при соотнесении со «здравым смыслом» (опытом жизни) и «логи-



Глава 9. Мышление и речь

 

 

 

кой морали» («Нельзя пропускать лекции без уважительных при­чин») не опровергается, то он выступает для субъекта как логичный.

Последний из исследованных вариантов, где утверждается, что «Не имеется А» (отрицание антецедента) оказывается самым труд­ным, для формулирования правильных выводов.

Дано: 1. «Если у меня поднимется температура (А), я не пойду на лекцию (Б)».

2. «У меня не поднялась температура».

Правильно отвечают («Неизвестно, пошел я на лекцию или нет») меньше 40% испытуемых, неправильно («Значит, я пошел на лек­цию») — свыше 60%.

Какие же факторы влияют на точность логических выводов? Почему в процессе логических выводов может возникать ложное знание? Эксперименты, посвященные влиянию событий повседнев­ной жизни на логические выводы, показывают, что эффект сниже­ния логичности»- можно усилить, используя содержание явно конф­ликтующее «со здравым смыслом», ценностями или мотивацией. По данным М. Гейса и А. Цвикки (М. Geis, A.M. Zwicky, 1971), процент ошибок существенно повышается, если такая же логическая конст­рукция, как была рассмотрена выше (отрицание антецедента), про­тиворечит «жизненной правде».

Дано: 1. «Если ты пострижешь газон, я заплачу тебе».

2. «Ты не постриг газон».

Неправильный ответ («Значит, я не заплатил тебе») получен бо­лее чем в 80% случаев, а логически правильный («Нельзя опреде­лить, заплатил ли я») дают меньше 20% людей. Однако в реатьном общении способ вывода, демонстрируемый подавляющим боль­шинством испытуемых, вполне убедителен.

Экспериментальные данные этого цикла доказывают, что у нас параллельно действуют два типа логик — формальная и «житей­ская». Формально логический ход рассуждений корректируется оценкой реалистичности («жизненной правды») полученного выво­да. Если они совпадают, то возрастает параметр уверенности в от­вете. При их противоречивости из имеющихся логических посылок может быть выведено ошибочное умозаключение, т.е. предпочтение может быть отдано «логике здравого смысла», тогда проявляется эффект сдвига определенности и правдоподобности результата.

Дж. Эванс с коллегами (J.St.B.T. Evans et al., 1983) детализиро­вали представления о механизмах взаимодействия описанных вышеформальных и неформальных процедур вывода. Они'просили ис­пытуемых определять правильность выводов (не посылок! ) из сил­логизмов (например, посылки: «Все политики умные», «Все члены


9.2. Мышление как процесс вывода нового знания


 

 

 

Европейского парламента — политики», вывод: «Следовательно, все члены Европейского парламента умные»). Было обнаружено, что 40% испытуемых сосредоточиваются только на содержании заклю­чения, и еще 30% сначала изучают заключение и только потом об­ращаются к посылкам. Авторы считают, что существует тенденция к определенной реакции: если заключение правдоподобно, то с ним просто соглашаются. Если же оно неправдоподобно («политики не кажутся умными»), то испытуемые переходят к изучению посылок и пытаются найти логическую ошибку в выводах. Эта тенденция на­звана пристрастностью предубеждения и очень заметна в дискус­сиях.

Наряду с формальной логикой и «логикой здравого смысла» («житейского правдоподобия») в последнее время активно исследу­ется «логика морали» (В. Лефевр, В.В. Знаков). Правила в формаль­ной логике, как мы уже знаем, не зависят от конкретного содержа­ния истины и лжи и определяют алгебру логики. Лефевр пришел к мысли, что существуют правила оперирования с добром и злом и, исследовав их, написал книгу «Алгебра совести» (2003). Еще Нильс Бор заметил, что истины бывают глубокими и поверхностными. Как же мы мыслим о глубоких истинах, Основанных на «логике мора­ли»? Можно ли о хорошем и плохом рассуждать последовательно и непротиворечиво? Вытекают ли из одних оценок и норм какие-то иные оценки и нормы? Могут ли два человека, рассуждающие о хо­рошем и должном, противоречить друг другу? Очевидно, да, и мы постоянно сталкиваемся с таким несогласием мнений. Но как уз­нать, какое из них логично?

В экспериментах В. Лефевра испытуемым, относящимся к раз­ным культурам (американской и русской), предлагалось сказать, истинно или ложно каждое из двух взаимоисключающих утвержде­ний.

Например: «Можно послать шпаргалку, чтобы помочь близкому другу на конкурсном экзамене» и «Нельзя посылать шпаргалку, даже чтобы помочь близкому другу на конкурсном экзамене». Пер­вое утверждение считают истинным 62% россиян и только 8% аме­риканцев, второе — 90% американцев и 37, 5% россиян. Или другой пример: «Можно дать ложные показания на суде, чтобы помочь не­виновному избежать тюрьмы» (согласны 65% россиян и около 20% американцев) и «Нельзя давать ложные показания на суде, даже чтобы помочь невиновному избежать тюрьмы» (признают истин­ным 82% американцев и 42, 5% россиян). Разница существенна! Эти данные позволили В. Лефевру признать, что представители запад­ной культуры строят моральные рассуждения, исходя из принципа



Глава 9. Мышление и речь

 

 

 

«Компромисс добра и зла есть зло», а представители восточной культуры рассуждают по правилу: «Компромисс добра и зла есть добро».

В.В. Знаков показал, что понимание истинности определен­ного утверждения, когда осмысление происходит в «логике мора­ли», воспринимается как правда или неправда и оценивается как справедливость или несправедливость (кстати, «логика оценок» раз­рабатывается сейчас как отдельная проблематика). Так, рассуждая на тему: «Правильно ли делать достоянием гласности факты из лич­ной жизни (или судебную информацию)», люди приходят к выво­ду, что это может навредить человеку (несмотря на то, что речь идет о фактически истинной информации), т.е. будет несправедливым и потому неправильным.

Эти закономерности мышления в «логике морали» устойчиво определяют суждения людей в самых разных ситуациях.

Преобразованное логическими средствами мышление может раз­ворачиваться в осознанных процессах рассуждения (логическое дис-курссивное мышление) или, автоматизируясь, происходить без конт­роля сознания (логическое интуитивное мышление). Дискурссивноемышление (от лат. discurse — рассуждение) может осуществлять­ся как по формально логическим законам, так и по «житейской ло­гике» («логике здравого смысла»). Интуитивное мышление как со­бирательный термин для разнообразных неосознаваемых процессов мышления ни в коем случае не ограничивается только использова­нием логических процедур, ставших автоматизированными, т.е. пре­вратившихся из действий в операции (по А.Н. Леонтьеву).


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Терминологические комментарии научного редактора
  2. II. Догматы и естественные символы
  3. III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм
  4. VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
  5. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  6. Административная ответственность за экологические правонарушения
  7. Административное регулирование в области природопользования: экологические нормативы и стандарты
  8. Активный транспорт ксенобиотиков через биологические мембраны: опре-деление и характеристика основных механизмов.
  9. АНАЛИЗ УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  10. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
  11. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма
  12. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь