Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мышление как процесс решения задач
Большинство исследователей изучает те формы мышления, которые проявляются в процессах решения задач, анализируя влияние различных условий (их называют также факторами), помогающих или препятствующих успешности решения. Принято делить эти условия на объектные, связанные с внешними причинами (и в первую очередь с содержанием и формулировкой задачи), и субъектные, которые определяются психологическими особенностями человека, осуществляющего процесс мышления. Задача — это цель, данная в определенных условиях (определение А.Н. Леонтьева). Это широкое определение, подходящее к любым задачам (двигательным, перцептивным, мнемическим, учебным и др.), требует существенных уточнений, когда речь идет о мыслительных задачах. Напомним также, что «цель — это предвосхищаемый субъектом результат будущего действия», ее роль состоит в регуляции хода выполнения действия и при необходимости его корректировки. Когда речь идет о целевой регуляции мышления, мы сталкиваемся с парадоксом, замеченным еще в Древней Греции. Он звучит так: «Если я знаю, что ищу, то зачем мне еще искать, а если не знаю, то как я могу искать». Разрешением этого парадокса является процесс постоянного изменения цели по ходу развертывания процессов мышления. Таким образом, в ходе мышления мы одновременно и реализуем цель, и Глава 9. Мышление и речь
порождаем новую, которая становится регулятором следующего шага процесса поиска решения. Этот процесс развертывания целе-образования по ходу мыслительной деятельности объективно зафиксирован с помощью регистрации траекторий движения глаз (O.K.Тихомиров, Э.Д. Телегина, В.А. Терехов). При решении шахматных партий удалось установить, что при подготовке очередного хода шахматист анализирует не только те зоны шахматной доски, на которых разворачивается действие, а активно просматривает в раз-(ных комбинациях те поля и фигуры, которые войдут в содержание следующих целей. Причем для того, чтобы результаты этой ориентировки превратились в сознаваемую цель, эмоции должны дать соответствующий сигнал (он фиксируется по падению гальванического сопротивления кожи — КГР) к началу процессов вербализации. Прежде чем цель будет осознана самим шахматистом, экспериментатор по расшифровке движений глаз и моменту падения КГР может предсказать, какая это будет цель. Такие же данные получены при записи осязательной активности слепых шахматистов. Условия и цель могут быть представлены человеку с разной степенью полноты, определенности (ясности, однозначности) иобобщенности. Различают хорошо определенные задачи и плохо определенные задачи. В хорошо определенных задачах все элементы до'статочно ясны и однозначны. Мышление в этом случае только должно найти, как говорят когнитивные психологи, «метод решения, преобразующий исходную ситуацию в целевую ситуацию». Примером может служить конкретная шахматная позиция, где «белые начинают и дают мат в два хода». С разработки программ (алгоритмов и эвристик — правил, сокращающих процесс полного перебора вариантов) для решения таких задач началось создание систем искусственного интеллекта. В качестве примеров открытой (или плохо определенной) задачи приведем вслед за O.K. Тихомировым следующие: «Как сохранить жизнь на Земле? Как сделать всех людей счастливыми? ». Изучением решения плохо поставленных задач впервые стали заниматьсягештальтпсихологи (К. Дункер, М. Вертгеймер). Они предлагали | испытуемым открытые задачи (творческие проблемные ситуации). Такая задача объективно имеет множество решений, что дает испытуемому больше свободы для развертывания разнообразных вари-антов процесса поиска. К. Дункер и М. Вертгеймер впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мыш-ления — стадии решения творческой задачи. При этом испытуемый 1 должен был рассуждать вслух. Наиболее известной стала задача] 9.3. Мышление как процесс решения задач
Дункера с Х-лучами (1945). «Дано: у человека неоперабельная опухоль желудка. Мы знаем, что если использовать определенные лучи достаточной интенсивности, то опухоль может быть разрушена. Проблема состоит в том, как применить эти лучи требуемой силы, чтобы они не повредили здоровые ткани, окружающие опухоль? ». В полученных методом рассуждения вслух протоколах К. Дункер выделил функционально различные стадии: • анализ материала; • понимание (осознание) конфликта; • нахождение функционального решения; • нахождение окончательного решения. Эти стадии могут многократно и в разной последовательности повторяться в реальном процессе решения. На первой стадии складывается «первичный гештолът», т.е. целостное представление о проблемной ситуации. Происходит понимание условий и цели в их взаимоотношении между собой, «структурирование поля», т.е. выделение значимых в контексте задачи в целом условий (по существу «поле задачи» преобразуется в «фигуру и фон»). В результате этого явным для решающего становится конфликт между тем, что дано исходно, и тем, что требуется получить в конце. В задаче с Х-лучами правильное содержание осознаваемого конфликта таково: «Воздействующие лучи должны быть одновременно и высокой интенсивности (достаточной для разрушения опухоли), и слабой интенсивности (здоровые ткани нельзя травмировать)». На первой стадии возникает только общее смутное впечатление оправильном направлении движения к решению, «где его надо искать», но «не что конкретно надо делать». В сознании появляются одна из идей типа: 1) «избежать столкновения лучей со здоровыми тканями», 2) «снизить чувствительность здоровых тканей к воздействию лучей», 3) «уменьшить интенсивность лучей, когда они проходят через здоровые ткани» (рис. 65). Осознание внутренней противоречивости и незавершенности ситуации как целостной структуры (в этом и состоит суть конфликта! ) запускает механизмы переструктурирования проблемного поля в направлении этой общей идеи для получения «хорошего гештальта». Наступает переход к следующей стадии — возникновение функционального решения. Обратите внимание, что характеристики «хорошего гештальта», постулируемые в этом направлении психологии как универсальные для любого восприятия (см. гл. 7), автоматически переносятся и для объяснения динамики мышления (простота, прегнант-ность, завершенность и др.). Глава 9. Мышление и речь
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы