Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рыс. 65. «Дерево поиска решений» задачи на «Х-лучи»



Стадия функционального решения проявилась в этих исследо­ваниях как мгновенное («инсайтное») осознание принципа решения.Вернемся снова к рис. 65, на котором изображен процесс движения мыслей решающего эту задачу человека. Испытуемому, если в егосознании была идея 1, «вдруг приходит в голову мысль», что «мож­но путь лучей к желудку освободить от здоровых тканей», а если была идея 3, то содержание инсайта будет другим — «подавать сла­бые лучи на поверхность тела и достигать их высокой концентрации в том месте, где находится опухоль». Механизм инсайта с позиций


9.3. Мышление как процесс решения задач


 

 

 

гештальтпсихологии объясняется, подчеркнем еще раз, спонтанным переструктурированием проблемной ситуации (по собственным за­конам преобразования «психологического поля»! ). В этом поле воз­никают новые функциональные значения элементов задачи. Это происходит за счет их включенности в целостную структуру. Обна­руживающееся функциональное значение служит основой предла­гаемого принципа решения (в терминах гештальттеории — функци­онального решения).

На третьей стадии продукт предыдущей стадии (функциональ­ное решение) разрабатывается, конкретизируется и превращается в окончательное решение. Так, если мысль испытуемого движется по правильному (по мнению Дункера — третьему) пути, то он называ­ет способ (предмет), который позволит сделать лучи более слабы­ми на поверхности и собрать их в мощный пучок на опухоли. «Нуж­но использовать линзу! » — звучит окончательный ответ. Кстати, впоследствии гештальтпсихологи стали говорить о множественно­сти инсайтов (может быть, не так ярко переживаемых как основной, описанный выше), но сейчас считается, что переход от стадии к ста­дии всегда обеспечивается механизмом переструктурирования геш-тальтов, результаты которого открываются сознанию субъекта как инсайт.

Анализ «разумности» полученного решения, т.е. его адекватно­сти условиям (сформулированным непосредственно в тексте зада­чи и более общим), его реалистичности (легкости выполнения), оптимальности (проверка — «нет ли возможности найти еще лучшее решение»), не представлен в стадиях, описанных Дункером. Причи­на отсутствия в этой модели процесса специальной стадии провер­ки может быть понята нами, если мы обратим внимание на особен­ности используемых в эксперименте творческих задач. Они таковы, что если обнаружен принцип, то можно сказать: «задача решена».

Творческое мышление — это процесс целеобразования, длящий­ся в течение всего поиска решения. Посмотрите с этой точки зрения на последовательность решений, полученных в экспериментах Дун­кера (рис. 65). Вы видите, как переход от стадии к стадии связан с конкретизацией содержаний целей. И если конкретная цель оказы­вается недостижимой (например, повысить иммунитет тканей пу­тем адаптации), то осуществляется переход на другую ветвь, и там целеобразование продолжается.

Важный аспект влияния различий в формулировке цели на то, как мы решаем задачу, продемонстрировал другой представитель гештальтпсихологии Л. Секели (L. Szekely, 1950). В его эксперимен­тах на столе перед испытуемым находилось много разных предме-



Глава 9. Мышление и речь

 

тов, среди которых были деревянная призма и планка. Планку кла- ли на грань призмы так, чтобы она находилась в равновесии. Тре- бовалось сообразить, как, используя только данные предметы, сде­лать так, чтобы спустя несколько минут один конец планки автома-тически опустился. Решение должно было быть следующим: взять свечу, расплавив с помощью спичек один ее конец, прилепить ее к планке, затем любым набором предметов, положенным на другой конец планки, уравновесить свечу. А что же дальше? Нужно зажечь свечу, сгорая, она будет терять вес, и конструкция (сама! ) выйдет из состояния равновесия. Здесь, как пишет автор, цель состояла в том, чтобы создать изобретение.

Для другой группы испытуемых на столе стояла призма с лежа­щей на ней планкой. На одном ее конце была горящая свеча. Кон- струкция находилась в состоянии равновесия. Испытуемый должен был сказать, что произойдет через некоторое время. (Правильный ответ: равновесие нарушится.) Следовательно, содержанием цели было предсказание. Третья группа испытуемых наблюдала эту си­туацию и видела, как равновесие стало нарушаться. Им задавалась цель — дать объяснение происходящему. Оказалось, что специфика каждого из вариантов постановки цели определяет не только траек-торию движения мыслительных процессов, но и их эффективность: легче всего испытуемые Секели справлялись с заданием «объяс-нить», труднее было «предсказать», а цель «изобрести» (создать, со-творить) достигли только очень немногие. А ведь эти три ситуации могут показаться одинаковыми, поскольку мышление должно бази-роваться на одном и том же знании — «свеча при горении теряет вес»!

Вся наша жизнь состоит из решения самых разных задач. Но вли­яют ли они друг на друга? Безусловно, скажут бихевиористы, ведь мы приобретаем «умственные навыки» (привычки), которые могут

быть перенесены в новые условия. Если эти новые условия в своих существенных моментах совпадают с теми, где формировался на-вык, то мы называем это умным поведением, а если нет — глупым. Отчасти такое рассуждение правильно, но достаточно ограничено. Действительно, использование принципа и/или способа решения одной задачи при решении другой встречается. Это называется ре-шение по аналогии.

Важно различать два случая: 1) решение путем использования аналогии за счет знаний, извлекаемых из долговременной памяти по ассоциации или общего признака (закономерности этого процесса описаны в гл. 8); 2) решение на основе аналогии, формирующейся «здесь и сейчас», т.е. в едином мыслительном процессе взаимосвя-


9.3. Мышление как процесс решения задач


 

занного анализа ряда задач. Ко второму варианту бихевиористское рассуждение не подходит.

Интересные закономерности использования подсказок для сня­тия барьеров, препятствующих решению, обнаружены в исследова­ниях Я.А. Пономарева и Ю.Б. Гиппенрейтер. Чтобы лучше понять результаты этих авторов, попробуйте сами решить следующие за­дачи. Первая: «Даны 9 точек, расположенные по 3 в каждом ряду. Зачеркните их четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бума­ги». Вторая: «Сложите из 6 спичек 4 равносторонних треугольни­ка с длиной стороны, равной длине спички». Исходные условия даны на рис. 66.

Представление усло-

^ А ^. вий в наглядном плане

Рис. 66. Условия задач «9 точек» и «6спичек»

помогает преодолеть не­определенность словесной формулировки (особенно для задачи с точками). Вам понятна цель? Вы скажете, что в общем, да, понятна, только вся про­блема в том, как зачерк­нуть точки и как сложить спички. В этих задачах искомым является спо­соб действий. Начните действовать и постарайтесь следить за дина­микой своих целей. Чем более точно происходит анализ условий в их отношении к требованию задачи (это конечная цель высокой сте­пени неопределенности), тем адекватнее формирующиеся промежу­точные цели, которые, как путеводная нить, ведут к результату.

У большинства испытуемых эти задачи решались далеко не сразу. Они предпринимали множество безуспешных попыток, причина которых кроется в неправильном истолковании цели. В цель непроизвольно (и неосознанно) включается дополнительное ограничение, которое снижает уровень общности цели и закры­вает перед испытуемым возможность движения в направлении правильного решения. В задаче со спичками все попытки осу­ществляются на плоскости, а этого ограничения нет в формули­ровке цели! Надо выйти в трехмерное пространство и сложить тетраэдр. Аналогично для задачи с точками надо осознать произ­веденное «доопределение» (неадекватную конкретизацию) цели, отказаться от него и провести линии вне контуров фигуры, наме­ченных девятью точками (рис. 67).



Глава 9. Мышление и речь

 

 

Рис. 67. Решение задач «9 точек» и «6 спичек»

В экспериментах применялись подсказки в виде решения «наво- дящих» задач. А.Н. Ле-онтьев и Ю.Б. Гиппен-рейтер для задачи с 6 спичками (см. рис. 67) в качестве подсказки| принципа решения -выйти из плоскости в трехмерное простран-ство - использовали: 1)введение в поле зре-ния вертикально сто-ящих предметов; 2) ис-

пользование готового тетраэдра в качестве пробки для отверстия; 3) размещение на ограниченной площади ряда коробок, которые надо поднять из горизонтального в вертикальное положение, чтобы они поместились на отведенном участке. Я.А. Пономарев для подсказки в задаче «соединить 4 точки тремя линиями» давал игру типа шашек, где траектория руки испытуемого копировала требуемый основной задачей рисунок, или просил вписать квадрат в четырехугольник. ' Эксперименты показали, что аналогия принципа решения возни-кает не случайно, а только в определенных условиях. Максимально выражен эффект переноса принципа решения с «наводящей» зада-чи на «основную» при следующей последовательности задач и дей-ствий. Сначала человек пробует решить экспериментальную зада-чу («основная» задача). Его безуспешные действия должны продол| жаться до тех пор, пока он не реализует все доступные ему попытки решения. При этом интерес к задаче и желание ее решить должнь сохраняться. Тогда экспериментатор на время прерывает работу на основной задачей и дает наводящую, в которой должен быть тот же принцип решения, что и в основной, но представленный в другом материале. Наводящая задача должна быть субъективно легче ос-новной. Испытуемому не сообщается о связи этих задач между со-бой. При возвращении к прерванному решению подсказка «cpa6aтывает» и возникает «инсайт». Соотнесите экспериментальные вы Л воды о действенности подсказки с фактами открытий, сделанных «Лпомощью случая» (например, Кеккуле открыл цикличность струк-туры молекулы бензола, увидев ожерелье на шее жены), и вы убе-дитесь, что эти якобы «случайности» работают в полном соответ-ствии с закономерностями психологии мышления.


9.3. Мышление как процесс решения задач


 

Таким образом, экспериментаторы, предлагая разные косвенные подсказки (решение наводящих задач, имеющих тот же принцип решения), выяснили, что главное — это готовность испытуемых к пониманию сути подсказки. Эта готовность максимальна, когда уже все собственные идеи исчерпаны, но интерес к задаче еще остается на высоком уровне.

Значимость последовательности решения задач можно проиллю­стрировать другим экспериментом. Ответьте последовательно на следующие вопросы: «Может ли два плюс два быть не равно четы­рем? », «В каких условиях два плюс два может быть не равно четы­рем? », «Способны ли вы привести не меньше трех случаев (приме­ров), когда два плюс два может быть не равно четырем? », «Что по­лучится, если к двум каплям жидкости добавить еще две? ». Задайте эти же вопросы кому-нибудь другому, но в обратном порядке, начи­ная с последнего вопроса. Результат должен оказаться намного луч­ше. Влияние последовательности предъявления задач — это важный ситуативный фактор. Конечно, его надо рассматривать с. учетом со­держания цели (об этом мы упоминали выше).

Если выше рассматривались эксперименты, где при удачной по­следовательности решаемых задач, продуктивность нашего мышления возрастает, то теперь остановимся и на возможности обратного эф­фекта. А. Лачинс (A.S. Luchins, 1942) предлагал решать серии задач, ' в которых надо было придумать довольно сложную последователь­ность действий по отмериванию определенного количества воды с помощью кувшинов разного объема. В каждой задаче конкретные значения объемов были разными, а последовательность действий -одна и та же. Обнаружив принцип решения и несколько раз повто­рив его, испытуемые решали «критическую» задачу тем же сложным способом, что и предыдущие, хотя она имела более простое решение. Интересной проблеме самоинициации мышления посвящен, большой цикл исследований Д. Б. Богоявленской. Разработав специ-| альные методики «Креативное поле» (например, цилиндрические шахматы — доска склеивается и вместо плоскости представляет со­бой цилиндр), Д.Б. Богоявленская создала возможность для прояв­ления в эксперименте феномена «интеллектуальной активности». Испытуемые должны были решать предложенные экспериментато­ром задачи, но сама предметная область стала новой и приобрела такие свойства, что часть испытуемых (они были названы креати-вы) прекращала решение «чужих» задач, выдвигала собственные «исследовательские цели» и начинала самостоятельную познава­тельную деятельность, направленную на понимание новой реально­сти (свойств цилиндрических шахмат).



Глава 9. Мышление и речь

 

Таким образом, эффективность решения зависит от способа фор-. мулировки условий и цели, в своем единстве образующих психологи-ческую структуру задачи. Вспомните, кстати, суть рассказа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Ошибка, о которой идет там речь, моти-вационно-когнитивного (мыслительного) плана. Существуют психо-логические тренинги для обучения людей правильной постановке и пониманию целей и задач. Уточнив все существенные условия и пред- ставив их как взаимосвязанную систему, а также преодолев искажения в понимании содержания цели, следует превратить задачу в «хорошо сформулированную», что повысит успешность ее решения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь