Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слушатели (под руководством преподавателя) отрабатывают упражнения.



 

Задание на самостоятельную подготовку. Определите, к какому стилю относятся приведенные тексты, сделайте их стилистический разбор

1. Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет нич­тожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее, вылитый кипяток «немного» нагрел мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.

2. В Тбилиси на улице им. Георгия Товстоногова состоялось тор­жественное открытие мемориала бывшего режиссера БДТ. На мра­морной табличке значится, что «с 1915 по 1946 г. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент Меж­государственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров.

3. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристал­ликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы на­зывают монокристаллами.

4. Последнее десятилетие было отмечено в России острыми дис­куссиями вокруг формирования нового самосознания (new identity), которое соответствовало бы нынешнему демократическому характеру российского государства и общества. Не осталась в стороне от этих дискуссий и область внешней политики. Ведь от того, какая система ценностей будет положена в основу «новой российской идентичности», во многом зависят будущий образ страны, ее поведение на междуна­родной арене.

5. Язык относится к тем общественным явлениям, которые дей­ствуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, со знанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познаватель­ной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

6. «В России две беды: дураки и дороги», — утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по-прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя прези­дентская программа «Дороги России», теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.

7. Демография — наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим признакам, его движение, рождаемость, бракосочетание, смертность и т. п.

8. Близится лето — пора студенческих каникул и возможность молодым подработать немного денег. А как? Что могут предложить сегодня рынок труда и фирмы по трудоустройству.

Студент может устроиться вожатым в детский летний лагерь, продавцом с лотка, бригадиром в стройотряд или грузчиком. Можно записаться в команду «зеленых». Работа на так называемых экологичес­ких станциях заключается в патрулировании улиц города и поддержа­нии чистоты городской флоры. Клубы, дискотеки и бары приглашают молодежь для распространения флаеров, небольших карточек с ука­занием адреса развлекательного заведения и праздничной программы.

9. Инновация — новое явление, новшество в рамках какой-либо экономической подсистемы, порождающее значимые изменения в со­циальной политике; внедрение научных и технических разработок в производство; создание различного вида новшеств, новое научно- техническое достижение и его практическая реализация.

10. По Тверской улице Москвы на неделю прекращено движение троллейбусов. Дело в том, что в ближайшее время по Тверской прой­дет карнавальное шествие в рамках Всемирной театральной олимпи­ады. В шествии используют столь гигантские куклы и фигуры, что ни одна из них не пройдет через контактную сеть. Поэтому мэрия при­няла решение убрать троллейбусную сеть ради праздника.

Тема 5.3. Произносительные нормы деловой речи

Учебные вопросы:

1.Общее понятие о произносительных нормах. История возникновения орфоэпической нормы русского литературного языка. Типы орфоэпических норм.

2.Акцентологическая норма, особенности и характер русского ударения. Варианты ударения.

3.Интонация и смысловая дискретность речи. Функции интонации в звучащей речи (синтаксическая, эмоционально-экспрессивная и смыслоразличительная).

 

В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языко­вых средств мы выделим следующие нормы:

> орфоэпические, связанные со звуковой стороной литературной речи (про­изношение и ударение);

> лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и исполь­зования наиболее целесообразных лексических единиц;

> грамматические, которые подразделяются на морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова, и синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций;

> орфографические и пунктуационные, связанные с правописанием

Орфоэпические, акцентологические, интонационные нормы — это про­износительные нормы устной речи, которые являются частью общеязыко­вой нормы и предупреждают ошибки в произношении, отсекают недопусти­мые варианты. Нормы произношения определяются фонетической системой языка.

Орфоэпия (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь») употре­бляется в двух значениях: 1) раздел языкознания, занимающийся изучени­ем нормативного литературного произношения и 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее приня­тым в языке произносительным нормам.

Акцентология (от лат. accentus — «ударение» и гр. logos — «слово, понятие, учение») — раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.

Интонация (от лат. intonare — «громко произносить») — это из­менение, динамика тона, окрашивающего высказывание. Это единство мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произ­несения.

Произношение, соответствующее орфоэпическим, акцентологическим, интонационным нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

Орфоэпическая правильность речи - это соблюдение норм литературного произноше­ния.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звон­ких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особен­ности произношения слов иноязычного происхождения.

Важнейшие особенности русского литературного произношения определились еще в первой половине XVIII в. на основе московского разговорного языка. К этому времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, соединив в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Московские нормы произноше­ния использовались в других экономических и культурных центрах в качестве образца и усваивались с учетом местных диалектных особенностей. В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последователь­ную систему, которая развивается и совершенствуется. В формировании литературного про­изношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф - мощ­ные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

 

Таблица с правилами произношения

Согласный перед Е произносится мягко Согласный перед Е произносится твердо Согласный перед Е произносится твердо и мягко
Кофе, эффект, берет, термин, шинель, спортсмен, интеллект, кассета, сейф, корректор, аф­фект, профессор, кекс, схема, декада, компетентный, патент, депутат, агрессия, леди, акаде­мия, дефис, фанера, акварель, аттестат, брюнет, гипотеза, дебаты, дебош, дебют, девиз, дезинфекция, декларация, де­мисезонный, демократия, де­монстрация, департамент, депо­зит, депутат, дерматин, дефект, дефицит, инвестор, интелли­гент, компонент, конференция, лидер, манера, метеор, метод, музей, непрезентабельный, презент, презентация, прези­дент, пресс, пресса, резерв, резюме, рейд, рельс, сектор, семестр, сервиз, терминал, тер­мометр, территория, эпидемия. Кодекс, критерий, мо­дель, синтез, энергия, тезис, адекватный, альтернатива, артерия, декольте, детектив, ателье, отель, термос, тоннель, свитер, кафе, потенциал, детектор, компьютер, интернат, тенденция, идентич­ный, интенсивный, интервал, интервью, интернет, интерпрета­ция, интерьер, карате, контейнер, кортеж, коттедж, майонез, ме­неджер, модем, нонсенс, панель, протектор, сви­тер, стенд, стресс, темп, тендер, теннис, тест, тире, тостер, шатен, ше­девр, шимпанзе, шоссе, энергия, эстет. Декан, одесский, сессия, терапевт, бутерброд, террор, дестабилизация, деформация, де­зинформация, де­зорганизация, кон­гресс, демография, кредо.

«Е» или «Ё»?

В некоторых словах гласный звук ['о] после мягкого согласного, обозначаемый на письме буквой ё, иногда ошибочно подменяют ударным гласным [е] (в произношении звук ['э] после мягких или [э] после твердых), и наоборот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е. Приведем краткий список таких слов.

Буква е: бытие, житие, афера, опека, гренадер, оседлый, недоуменный, иноплеменный

Буква ё: белёсый, манёвры, безнадёжный, блёклый, осётр, жёлчь, жёлчный, платёжеспособный

В отдельных случаях буквы е или ё используются для различения слов по смыслу:

истекший год - истёкший кровью; кричит, как оглашенный - приказ, оглашённый утром;

железка - желёзка; небо - нёбо.

Иногда варианты ['э] и ['о] отмечаются как равноправные: белесый - белёсый, желчь - жёлчь, решетчатый - решётчатый.

 

Для русского языка характерна тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов к русским фонетическим законам. В соответствии с этим некоторые заимствованные слова с буквой е после исконно твердого согласного «обрусели» и произносятся с мягким согласным перед е. Например: музей [з'е], академия [д'е].

Однако целый ряд слов сохраняет твердый согласный перед е. Например: бизнес [нэ], тест [тэ].

Приведем слова, в которых рекомендуется произносить твердый согласный перед буквой е, а также слова, в которых следует произносить мягкий согласный.

 

твердый согласный перед буквой е мягкий согласный перед буквой е.  
Бизнес, рейтинг, компьютер, кафе, бутерброд, резюме, менеджер, диспансер, тезис, отель, сервис, темп, теннис, тест, модерн, модель партер идентичный академия, бассейн, декада, кофе, крем музей, Одесса, патент, паштет, пресса сервиз, тенор, термин, шинель, юриспруденция  

 

В зависимости от фонетической позиции согласный [г] может произ­носиться как:

 

Двойные согласные произносятся в положении после ударного гласного: гру[пп]а, ма[сс]а, програ[мм]а. Если же ударение падает на последующий слог (или двойные согласные стоят в конце слова, или при стечении нескольких согласных), то произносятся без долготы (как одиночные):

а\к\дрд, ба[с]ёйн, гра[м]аттика, гри[п], кла[с]ный, програ[м]ный.

 

Вопрос 2. Акцентологическая норма, особенности и характер русского ударения. Варианты ударения.

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, ко­торый называется акцентологией.

Ударение в русском языке — это выделение одного из слогов в со­ставе слова усилением голоса. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Ошибки в ударении вызывают затруднения в вос­приятии речи, а подчас могут привести и к искажению смысла сказанного.

Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких затруднений, так как ударение в них фиксированное. Например, в чешском языке - на первый, во французском - на последний, в польском - на предпоследний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении.

Ударение в русском языке свободное, не фиксировано на опреде­ленном слоге, оно может падать на приставку (вы’полнил, набело), на корень (пишет, приговор, рассказ), на суффикс (осуждё’нный, долженствование), на окончание (земля ’, судья ’, голова). К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вода — воды, оговор — оговорить.

Например, в словах, заимствованных из французского языка, сохраняется ударение на последнем слоге: визави, жалюзи, диспансер, несессер, канапе.

По данным статистического исследования, преимущественное место словесного уда­рения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова и ко второй поло­вине слова.

Еще одна способность русского словесного ударения - его перемещение при словоиз­менении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизме­нении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

В русском языке ударение выполняет грамматическую функцию, на­пример: д о ма (род. п. ед. ч.) — дом а (им. п. мн. ч.), голов ы (род. п. ед.ч.) — г о ловы (им. п. мн. ч.), разр е зать (сов. вид.) разрез а ть (несов. вид).

В русском языке ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, то есть в зависимости от места ударения меняется значение слова, например: з а мок — зам о к, м у ка — мук а, п о лки — полк и.

Некоторые слова в русском языке имеют акцентологические вари­анты, которые в литературном языке являются равноценными: бАржа и баржА, кИрзовый и кирзОвый, а твОрог и творОг - неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) - твОрог (допол­нительный вариант).

В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется с помощью уда­рения, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение - выделе­ние слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

Овла­деть нормами ударения, исправить допускаемые ошибки можно, пользуясь специ­альными справочниками и словарями и ориентируясь на безупречно владеющих русским языком людей.

Разберем подробнее некоторые варианты словесного ударения.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфе­мами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слов.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением - например, суффикс — ист всегда ударный: баянИст, тракторИст, материалИст, турИст и т. д.

Суффиксы — ик и — ка всегда стоят непосредственно после ударения, например: домИк, садИк, столИк; рёчКа, ручКа, сумКа.

Слова, образованные при помощи суффикса — тель, сохраняют ударение производя­щего слова: писАть - писАтель; читАть - читАтель.

В сложных словах со второй частью — пись (от слова писать) ударение всегда на пер­вом корне: лЕтопись, скОропись, машИнопись.

Только соединительные гласные не имеют ударения (самОлет, парОход, морЕход и т. п.).

В русском языке безударными являются лишь предлоги, частицы и союзы: знАешь ли. Безударные слова образуют с ударным словом фонетическое единство, объединенное ударением, т. е. фонетическое слово. Предлоги, будучи обычно безударными, могут перетягивать ударение с основного слова на себя: нА берег, пО двое.

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и очень часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным, или второстепенным; оно характерно в основном для сложных слов. Существует три группы слов, имеющих побочное ударение:

• сложносокращенные слова, вторая часть которых представляет собой отдельное слово: сбЕркАсса, стЕнгазЕта, прОфбилЕт, гОрсовЕт;

• некоторые собственно сложные слова, особенно многосложные (в частности, книж­ные термины): фОторепортАж, клЯтвопреступлЕние, гУстозаселеЕнный, картОфелеко­пАлка;

• слова с приставками после-, сверх-, архи-, анти-, супер-, ультра-, транс-, контр-, про-, де-, ре-, пост-, экс-: пОслевоЕнный, свЕрхъестЕственный, АнтиобщЕственный, Архи- мЕдленный, УльтрафиолЕтовый, сУпероблОжка, трАнсокеАнский, кОнтрнаступлЕние, прОамерикАнский, дЕмобилизАция, рЕпатриАция, пОстскрИптум, пОстфАктум, Экс-чем­пиОн.

Нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения.

Ударение усваивается вместе со словом - подобно тому, как усваивается значение слова. Надо запомнить, перевести в речевой навык не только значение слова, но и свойственное ему ударение.

Приведем краткий перечень равноправных акцентологических вариантов.

апартАменты – апартамЕнты, базИлика – базилИка, бАржа – баржА, бижутЕрия – бижутерИя, бредовОй – бредОвый, заржАветь – заржавЕть, Искриться – искрИться, кИрза – кирзА, обрОненный – обронЕнный, пЕтля – петлЯ, ржавЕть – ржАветь, тЕфтели – тефтЕли.

Семантические варианты - это пары слов, в которых разноместность ударения пред­назначена для различения смысла слов:

мУка - мукА; вИна - винА; остротА (лезвия) - острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) - трусИть (бежать) и т. п. Такие пары слов называются омографами, т. е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.

Стилистические варианты - это пары слов, которые в зависимости от места ударе­ния используются в разных стилях речи: прикУс (общеупотребительное слово) - прИкус (специальное); шЕлковый (общеупотребительное) - шелкОвый (поэтическое).

Нормативно-хронологические варианты - это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи: запаснОй (современное) - запАсный (устаревшее); украИнский (современное) - укрАинский (устаревшее); рАкурс (современное) - ракУрс (устаревшее).

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5000 общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Ударение в существительных

Рассмотрим различные группы существительных в зависимости от устойчивости места ударения в них.

Постановка ударения в некоторых формах существительных
Ударение на основе во всех формах Ударение на окончании во всех формах
бант, бомж, брус, бунт, верблюд, вояж, государь, дубляж, инструктаж, трюк, тур, утиль, флаг, флирт, фунт, шарф, шлюз, торт, репортаж, стык, плюс, щприц, ясли, клин, кран, сред­ство, лифт, маньяк, муляж алтарь, альт, бинт, бурт, витраж, вред, гриб, грош, жезл, зонт, герб, кабан, корж, косарь, крюк, кураж, лещ, ли­шай, метраж, миндаль, мираж, мон­таж, опекун, патруль, плод, плюш, пост, пруд, сом, фундук, холм, хру­сталь, шнур, штрих

 

Постановка ударения в существительных 3-го склонения в форме Р.П., мн.ч.
на основе на окончании вариативность
возвЫшенностей, глУпостей, дЕрзостей, мЕстностей, пОчестей, прИбылей, прОповедей, прЯдей, прОрубей, рАдостей, шАлостей, вЕтвей горестЕй, должностЕй, жердЕй, кистЕй, крепостЕй, лопастЕй, мелочЕй, новостЕй, сетЕй, областЕй, очередЕй, ролЕй, плетЕй, плоскостЕй, площадЕй, повестЕй, скатертЕй, тростЕй, четвертЕй Отраслей и отраслЕй, вЕдомостей и ведомостЕй

Ударение в именах прилагательных

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами — ив-, — лив-, — чив-, — им-, — н-, — альн-, — ельн-, — ист ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы: красИвый - красИв, красИва, красИво, красИвы; говорлИвый - говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы; устОйчивый - устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы; немЫслимый - немЫслим, немЫслима, немЫслимо, немЫслимы; грАмотный - грАмотен, грАмотна, грАмотно, грАмотны; максимАльный - максимАлен, максимАльна, максимАльно, максимАльны; питАтельный - питАтелен, питАтельна, питАтельно, питАтельны; золотИстый - золотИст, золотИста, золотИсто, золотИсты.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик - как правило, это слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими, древними суффиксами — к-, — н-, частично «поглощенными» основой).

Существует некоторая закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в остальных кратких формах - на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме: бЫстрый - бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры; гОдный - гОден, годнА, гОдно, гОдны; густОй - гУст, густА, гУсто, гУсты.

Приведем некоторые из указанных прилагательных: белый, бледный, близкий, бодрый, бойкий, бурый, быстрый, важный, ветхий, вольный, высокий, вязкий, гибкий, гладкий, гневный, гнилой, гнусный, годный, грешный, грозный, грубый, грузный, грязный, гулкий, густой, далекий, дерзкий, тонкий.

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, относя­щихся к среднему роду или употребляющихся во множественном числе: бЕлы - белЫ велИки - великИ вИдны – виднЫ врЕдны - вреднЫ высОко - высокО глубОко - глубокО гОдны - годнЫ крУпны - крупнЫ мИлы - милЫ мАлы - малЫ нОвы - новЫ нУжны - нужнЫ пОлны - полнЫ стАры - старЫ ширОки - широкИ

Приведем перечень прилагательных в краткой форме множественного числа, имею­щих нормативное ударение (на основе): блЕдны, блИзк, бОйки, бУрны, вЕрны, врЕдны, глУпы, гОрьки, грЯзны, длИнны, жАлки, знОйны, крАсны, крУглы, лОжны, нИзки, прАвы, прОсты, пУсты, рЕдки, рЕзки, сУхи, Узки, чИсты, Ярки, Ясны.

Ударение прилагательных в сравнительной степени

В русском литературном языке действует следующее правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суф­фиксе - ее: длиннА - длиннЕе, виднА - виднЕе, нужнА - нужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остается на основе: красИва - красИвее, ленИва - ленИвее, ужАсна - ужАснее и т. д.

Ударение в глаголах

Прежде всего, необходимо сказать об ударении в часто употребляющихся глаголах звонить, включить (и производных от них), нормы произношения которых нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание:

звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт. Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с пристав­ками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом — ировать. Слова с ударением на и восходят к немецким с суффиксом — ieren (конструИровать, приватизИровать и др.). При спряжении таких глаголов ударение остается неподвижным, т. е. всегда падает на гласный и: конструИрую, конструИруешь, конструИрует и т. д.

В некоторых глаголах, вошедших в русский язык в XIX в., ударение падает на послед­ний гласный - а (премировАть, пломбировАть и др.). При спряжении этих глаголов ударе­ние всегда приходится на личные окончания: премирУю, премирУешь, премирУет и т. д.

Приведем перечень глаголов с ударением на а: бомбардировАть, бронировАть (покрывать броней), гофрировАть, гравировАть, гримировАть, группировАть, костюмировАть, маркировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть, сформировАть.

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдатель­ных причастиях и личных формах глаголов настоящего и будущего времени. Рассмотрим их подробнее.

Формы прошедшего времени

Ударение в глаголах прошедшего времени обычно совпадает с ударением в инфини­тиве: говорИть - говорИл, говорИла, говорИло, говорИли; дЕлать - дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на — сти, — чь, то ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, которая не имеет окон­чания): вестИ - вел, велА, велО, велИ; печь - пек, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прошедшего времени ударение всегда перемещается на нее: вЫвести - вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели; вЫпечь - вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существует около 280 глаголов - непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканчивающихся на — ить или — ать, а также произ­водных, образованных на базе существующих теперь самостоятельных основ — ня— и — ча-, в которых особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах пере­мещается по следующей схеме: бЫть - бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них: брАть, бЫть, взЯть, вИть, врАть, гнАть, гнИть, дАть, дрАть, ждАть, жИть, звАть, клЯсть, лгАть, лИть, пИть, плЫть, прЯсть, рвАть, слЫть, ткАть, донЯть, внЯть, занЯть, нанЯть, начАть.

В возвратных глаголах (с частицей - ся) ударение перемещается на окончание (в отли­чие от соответствующих им невозвратных глаголов): налИть - нАлил, налилА, нАлило, нАлили; налИться - налИлся, налилАсь, налилОсь, налилИсь.

Формы причастий

Наименее устойчивым является ударение в страдательных причастиях, особенно в их кратких формах. Существует следующее правило: если в причастии полной формы ударение падает на суффикс — енн-, то в причастии краткой формы ударение падает на этот суффикс в мужском роде, а в остальных формах перемещается на окончание: влюблЕнный - влюблЕн, влюбленА, влюбленО, влюбленЫ.

Страдательные причастия с суффиксами — анн-, — янн, — ованн имеют ударение на слоге, предшествующем этим суффиксам: завязАть - завЯзанный; отломАть - отлОманный.

Такие причастия образованы от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффик­сом — а-/-я— {завязать, отчитать, изуродовать, развеять, отломать и др.).

В кратких причастиях, образованных от полных причастий, которые оканчиваются на — бранный, — дранный, — званный, форма женского рода имеет ударение на основе:

зАбрана, нАбрана, перЕбрана, Избрана, прИбрана, вОбрана, дОбрана, подОбрана, разОбрана, сОбрана, отОбрана, Убранаи т. д.; зАдрана, нАдрана, обОдрана, разОдрана, изОдрана, прОдрана, сОдрана, отОдранаи т. д.; зАзвана, обОзвана, подОзвана, отОзвана и т. д.

Если ударение в личных формах простого будущего времени колеблется, то ударение в страдательных причастиях также будет колебаться: нагрУзишь - нагрузИшь; нагрУженный - нагружЕнный.

Страдательные причастия с суффиксом — т— образованы от инфинитивов с суффик­сами — ну-, — о-, — и. Если суффиксы — ну— и — о в инфинитиве находятся под ударением, то в причастиях ударение перемещается на один слог вперед: прополОть - пропОлотый; согнУть - сОгнутый.

В глаголах лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Оно передвигается по следующей схеме в зависимости от ударения в полной форме: налИть - нАлитый, нАлит, нАлита, нАлито, нАлиты; налитОй, налИт, налитА, налИт, налИты.

В целом при изменении кратких прилагательных по родам рекомендуется перемещать ударение на окончание в женском роде единственного числа.

Произношение согласных звуков

Основными законами произношения согласных звуков являются оглушение звонких согласных в конце слова и уподобление соседних согласных друг другу (полное или частич­ное).

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д.

2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).

3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях упод­обляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал). Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся.

4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, ка[з'н']ь, пе[н'с']ия. При этом встречаются два варианта произношения, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е. Двоякое произношение наблюдается и в сочетаниях с губными соглас­ными. Например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. В настоящее время наблюдается тен­денция к произношению в таких случаях твердых согласных.

В существительных, оканчивающихся на — изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм']е.

Мягкий звук [к'] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск']и.

5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ]36. Напри­мер: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).

6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить).

7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж': ]: во[ж': ]и (вожжи), дро[ж': ]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж': ] все шире употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж': ]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж': ]и и дро[ж: ]и (дрожжи).

8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш': ], так же как звук, передава­емый на письме буквой щ: [ш': ]астье (счастье), [ш': ]ет (счет).

9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш': ]. Например: прика[ш': ]ик (приказчик), обра[ш': ]ик (образчик).

10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч': ]. Например, докла[ч': ]ик (докладчик), ле[ч': ]ик (летчик).

11. Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц: ]: два[ц: ]ать (двадцать), золо[ц: ]е (золотце).

12. Сочетания дс и тс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]. Напри­мер: горо[ц]кой (городской), све[ц]кий (светский). Сочетание тс на стыке окончания 3-го лица глаголов с частицей — ся произносится как долгий [ц: ]: брее[ц: ]а (бреется), учи[ц: ]а (учится). Так же произносится сочетание — ться (на стыке окончания неопределенного наклонения и частицы - ся): учи[ц: ]а (учиться).

13. Звук г в сочетаниях гк и гч произносится как [х]: ле[хк]ий (легкий), ле[хч]е (легче).

14. Двойные согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда ударе­ние падает на предшествующий слог: гру[п: ]а, ма[с: ]а, програ[м: ]а. Если же ударение падает на последующие слоги, то двойные согласные произносятся как один звук: а[к]орд (аккорд), гра[м]атика (грамматика).

Двойной согласный не произносится в конце слов (металл [л], грамм [м], грипп [п]), а также перед согласными (группка, классный, программный).

 

Произношение сочетаний - чн- и - чт-

При произношении сочетания букв ч и н нередко допускаются ошибки. Это связано с изменением правил старого московского произношения, в соответствии с которыми во многих словах это сочетание произносилось как [шн]. По нормам современного русского литературного языка сочетание — чн— обычно и произносится как [чн], особенно в словах книжного происхождения (алчный, беспечный), а также в словах, появившихся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный и т. д.).

Однако традиционное произношение [шн] сохраняется в следующих словах: конечно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник. Кроме того, произношение [шн] вместо орфо­графического «чн» требуется в женских отчествах, оканчивающихся на — ична: Ильинична, Лукинична, Никитична, Кузьминична и т. п.

Некоторые слова с сочетанием — чн— в соответствии с современными нормами литера­турного языка произносятся двояко - или как [шн], или как [чн]: булочная, прачечная, копе­ечный, порядочный, молочный, сливочный и др.

В отдельных случаях различное произношение сочетания — чн служит для смысловой дифференциации слов: [чн] - [шн] сердечный приступ - сердечный друг; полуночная серенада - полуночник, полуночничать.

По старомосковским нормам сочетание — чт— произносилось как [шт] в слове что и в словах, производных от него: ничто, кое-что и т. д. В настоящее время это правило сохра­няется для всех указанных слов, кроме слова нечто - [чт]. Во всех других словах орфогра­фическое - чт- произносится всегда как [чт]: почта, мечта и др.

Важной и, скорее всего, главной, первостепенной частью речевой культуры является культура монологической речи.

Монологическая речь - это речевой акт, осуществляемый одним лицом на протяжении большего или меньшего времени и включающий в себя отдельные взаимосвязанные выска­зывания, которые в целом составляют какой-либо цельный и законченный рассказ, описа­ние, рассуждение или их сочетание.

Монологическая речь может быть не только устной, но и письменной. Ниже мы рассмотрим лишь устную монологическую речь, которая может быть реализована в виде бытового рассказа (о каком-то происшествии, событии), лекции преподавателя, репортажа корреспондента, ораторского выступления и др.

Чтобы речевой монолог был понят собеседником или группой слушателей, необходимо соблюдать определенные правила и нормы, т. е. культуру монологической речи. Попытаемся рассмотреть вопросы культуры устной монологической речи посредством анализа ее главного понятия - «говорение».

Технические характеристики говорения

К культуре речи имеют непосредственное отношение, по существу, все технические характеристики говорения. Прежде всего, именно ими должен овладеть человек, заботя­щийся о культуре своей монологической речи.

К техническим характеристикам говорения относятся внешние признаки этого про­цесса: свободная речь, автоматизм, скорость речи (говорения), беглость, плавность, автома­тическая пробежка, экономичность речевого действия, гибкость, напряженность, динамич­ность, умения и навыки устной речи.

Свободная речь (свободное говорение) - это речь без затруднений, без мучительных поисков слов, без задержек и без речевых ошибок, логически стройная, складная, связная.

Автоматизм речи - это совокупность устойчивых, выработанных длительной практи­кой речевых навыков и умений, речевые операции и рациональные и непроизвольные дей­ствия.

Скорость (темп) речи обусловливается автоматизмом говорения, степенью развито­сти речи, языковой и речевой компетентностью, предметной компетентностью и другими факторами. Средний темп речи носителя русского языка составляет 240-260 слогов в минуту (без ограничения естественных необходимых пауз).

Экономичность речевого действия - это способность (обусловленная автоматизмом) осуществлять речевые операции, действия рационально, оптимально с точки зрения рас­хода времени и усилий.

Гибкость речи - это готовность и способность успешно использовать речевые уме­ния и навыки не в одной, а во многих ситуациях речи, в том числе нестандартных, новых. По этому поводу существует извест­ное выражение: «Знает, а сказать не может». Это достигается путем серьезной и длительной тренировки, во время которой развиваются речемыслительные механизмы.

Разумеется, не всегда человек, имеющий, как говорится, «хорошо подвешенный язык» (а это и есть гибкость речи), говорит что-то, представляющее ценность для окружаю­щих, но это уже вопрос не внешней, а внутренней стороны культуры речи.


Поделиться:



Популярное:

  1. Восстание горцев Северного Кавказа под руководством Шейха Мансура ( Ушурмы).
  2. Директор ЛАЭС (подпись) Лебедев В.И.
  3. Если оратор неинтересен, слушатели «выключают» его
  4. Исследование взаимодействия фанатского сообщества ФК «Амкар» со специалистами по работе с болельщиками и руководством клуба
  5. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДАННЫМ РУКОВОДСТВОМ
  6. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
  7. Отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.
  8. Перечислить виды инструктажей по технике безопасности ((подробно рассказать о первичном инструктаже).
  9. Подготовительные упражнения.
  10. Поставщики (подрядчики, исполнители)
  11. При функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения.
  12. Расчет (подбор) подшипников качения на долговечность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь