Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мнение редакции может не совпадать с мнением автораСтр 1 из 22Следующая ⇒
Воспроизведение в полном объеме или фрагментарно любыми способами текстов опубликованных в настоящем издании, за исключением случаев, установленных законом Об авторском праве и смежных правах, допускается только с письменного согласия обладателя исключительных имущественных прав на произведение. Все права защищены. ISBN 978-5-476-00589-6 © ЗАО.ГроссМедиа Ферлаг., 2008 © ОАО.РОСБУХ., 2008 ©С.Н. Бердышев, текст, 2008
С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение (стр.3) Глава 1. Из Чего «делается» PROMO? (стр.7) Глава 2. Дизайн для PROMO (стр.34) Глава 3. Во сколько обходится PROMO (стр.54) Глава 4. Велика ли польза от PROMO (стр.61) Глава 5. Решение финансовых вопросов (стр.79) Глава 6. Управление временем в PROMO (стр.97) Глава 7. Сопровождение для PROMO (стр.108) Глава 8. База промоутеров (стр.118) Глава 9. PROMO и развитие бизнеса (стр.152) ВВЕДЕНИЕ
По определению промоутерские акции представляют собой мероприятия, относимые к промоушн (в дальнейшем также PROMO). Это разновидность маркетинговых коммуникаций из группы стимулирования сбыта, включающей в себя множество других приемов и методов повышения продаж. Промо-акции - золотое дно для тысяч людей, хотя понимают их реальную значимость немногие. Досадно, что даже иные бизнесмены, оказывающие рекламные и прочие маркетинговые услуги (рекламисты), не видят и не хотят видеть в PROMO нечто большее, чем просто суету девчачьей толпы, резво размахивающей помятыми листовками. Естественно, негативная установка, сложившаяся вокруг npомо-акций в среде бизнеса, поражает все уровни рыночной структуры. PROMO для нас - лишь убогое подражание Западу: у них.чегой-то там срабатывает, значит, какие-то деньги принесет и здесь. Сказывается и апатия делового человека, истощившего свою фантазию и отказывающегося видеть новые горизонты. Торговец в таком состоянии жаждет попроще и побыстрее сбыть товар, рекламист -сбыты листовки с информацией об этом товаре. Запомним: PROMO не переносит апатии и равнодушия. Это волшебный сундучок, несметные сокровища которого открываются лишь взору того, кто поднимает крышку с внутренним замиранием, как ребенок в ожидании чуда. Нужно готовить свой разум к сказочным перспективам PROMO, а возможно такое лишь при условии всестороннего изучения технологий организации и проведения промоутерских акций. Поэтому первый шаг делового человека, заинтересовавшегося промоушн, - открыть ежедневник и на сегодняшней странице крупно и размашисто написать: Я ГОТОВ ПОЗНАТЬ PROMO! Кому нужно иметь представление о технологиях PROMO? Абсолютно всем, кто связан с этим видом маркетинговых коммуникаций прямо или косвенно. В первую очередь торговцам-бизнесменам, которые хотят сбыть побольше товара и намереваются заказать у рекламиста хорошую промо-акцию. (Продаются, как известно, не только товары, но и услуги. В дальнейшем для простоты в книге будет проставлено только «торговец», «продавец» и «магазин», но понимать смысл этих слов нужно шире. На месте магазина вполне может оказаться фирма по оказанию фотоуслуг, то есть любое предприятие-рекламодатель.) Торговец должен отлцчно представлять, какая акция хороша именно для его бизнесal Это позволит грамотно оформить заказ, перечислив все желаемые способы воздействия на потенциальных покупателей, отвечающие интересам бизнесмена. Рекламисту останется лишь решить, как лучше выполнить каждый из пунктов заказа и от чего лучше бы отказаться. Если бизнесмен не представляет, что можно выжать из промо-акции, если он считает такую акцию пустой беготней толпы бестолковых девчушек, если действует из слепого подражания великой Америке - результат окажется нулевым. Неизбежно! Торговец, которого действительно заботит продвижение своего товара (и не менее заботит лицо фирмы), обязан контролировать и направлять деятельность рекламиста. Нужно отдавать себе отчет в том, когда требования невыполнимы, а когда реальны и оправданы. Следующее лицо в системе маркетинговых коммуникаций, нуждающееся в глубоком знании PROMO, - сам рекламист, рекламный агент, оказывающий услуги по промоушн. В данном случае никаких комментариев не требуется. Этот человек обязан досконально изучить дело, которое его кормит. Причем изучить все технические вопросы, связанные с PROMO. Нынешняя жизнь диктует суровые условия. По справедливому замечанию крупных исследователей первой половины ХХ в., будущее привадлежит бухгалтерам и инженерам, то есть людям с техническим мышлением. Сегодня пророчество сбывается на наших глазах. А это означает - больше техники и технологии! Поскольку речь пошла о технике, то становится понятным, что знание хотя бы элементарных основ PROMO жизненно необ. ходимо тем лицам, которые косвенно участвуют в организации и проведении промоутерских акций в качестве «технарей». В техническом обслуживании по-настоящему эффективной, крупной акции могут быть заняты: супервайзеры, бухгалтеры, финансовые менеджеры, дизайнеры компьютерной графики и полиграфии, дизайнеры одежды, стилисты, бутафоры, webмастера, фотографы. Не слишком ли велик этот список? Критически мал! Впрочем, это отнюдь не означает, что рекламное агентство должно обладать огромным штатом. Большинство из перечисленных профессий, как правило, совмещаются одним лицом, поскольку его должность в маленькой фирме предусматривает сочетание разных обязанностей. Например, финансовый менеджер на малом предприятии почти всегда оказывается и главным бухгалтером. Дизайнер компьютерной графики занимается вопросами web-дизайна и обработкой фотоснимков. Дизайнеры одежды выступают в роли стилистов. Величина штата зависит от объема работ. В идеале продвинутое агентство, руководитель которого нацелен на монополизацию рынка промо-услуг в своем городе, наращивает штат за счет специализации работников. Хорошо, когда сотрудник обладает квалификацией, достаточной для выполнения разных работ: такой сотрудник легко замещает заболевшего коллегу и понимает требования к своему труду со стороны окружающих. Дизайнер одежды предвидит запросы стилиста; стилист трезво оценивает возможности цветной фотографии; фотограф знает, какие снимки нужны дизайнеру-графику; дизайнер-график угадывает, какой материал больше порадует web-мастера и т. д. Но тем не менее работнику следует главным образом заниматься своим делом: на каждый технологический процесс в идеале приходится один исполнитель. Резюмируя, остается сказать: хозяин рекламного агентства и его заказчики должны представлять себе в той или иной степени возможности, перспективы и технологии PROMO. Технари, обслуживающие промо-акции, должны четко видеть все составляющие этих мероприятий. И конечно же, PROMO нуждается в любовном отношении со стороны всех перечисленных выше лиц. Надо полюбить промоyшн, чтобы оно оказалось послушным инструментом обогащения в руках делового человека. PROMO можно рассматривать как один из каналов, через которые осуществляется маркетинговая политика организации. Такое воззрение верно лишь отчасти,. поскольку сложное явление рассматривается исключительно с позиций, когда ведущая роль в системе торговец - покупатель отдается первой стороне, то есть торговцу. Стоит лишь предположить, что в системе совершается равносторонний диалог, формирующий уникальную микросреду, как придется искать более емкие дефиниции. Микросреда рыночного диалога представляет собой информационное поле, в котором осуществляется обмен данными о потребностях и покупательной способности клиентуры - с одной стороны, и об условиях продажи товара и свойствах этого товара - с другой. Если сделать такое допущение и вообразить существование информационного поля (а оно ничуть не менее реально, чем гравитационное или электромагнитное), то PROMO перестает выглядеть убогим единичным каналом. В руках рекламиста оказывается прочный кабель, в который надежно скручены взаимозависимые провода. - каналы разнообразного воздействия на клиента (про себя заметим, что слово клиент. при дословном переложении с языка Цезаря и Цицерона означает послушный - лат. сНеns, clientis). Практика проведения промоакций убедительно показывает, что в числе важнейших каналов значатся следующие: 1. Рекламный. Он наиболее тривиален. Через этот канал доносятся элементарные сведения о товаре (услугах), причем их носителями выступают весьма примитивные приспособления чаще всего так называемые листовки. При должной фантазии рекламный канал нетрудно усложнить, повысив его пропускнную емкость в разы. 2. Личный контакт. Канал личного общения, которое завязывается на несколько секунд между промоутером и потенциальным клиентом, позволяет заинтересовать человека путем контакта глаз и вербального, то есть речевого воздействия. Этот канал отчасти приближает.промоyшен к персональным продажам. 3. Тактильный. Через этот канал до клиента доносится, пусть преображенная за счет неизбежной стилизации и ритуаr лизации PROMO, информация о свойствах товара, которые sельзя выразительно передать через традиционные рекламоносители. Примерами может служить использование аудиосредств, ростовых фигур, пробников товара и т. д. (Подробнее о тактильном канале речь пойдет ниже.) Нетрудно заметить, что PROMO обладает комплексным воздействием на потребителя, а стало быть, при грамотном проведении обеспечивает максимальный эффект. Строго говоря, эффективность промо-акций может быть повышена не только за счет рациональной организации с учетом всех мыслимых и немыслимых правил, но и за счет вплетения в кабель продвижения дополнительных проводов воздействия. Чтобы познать PROMO, требуется поближе ознакомиться с соответствующей маркетинговой лексикой. Юридически в подготовке и организации промоутерской акции участвуют три стороны: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Рекламодатель, как нетрудно догадаться, представляет собой бизнесмена-торговца, заинтересованного в стимуляции спроса на свой товар за счет PROMO. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель часто оказываются одним лицом - агентством маркетинговых коммуникации (в дальнейшем также АМК), которое представляет его хозяин, агент-рекламист. Нередко в рекламном бизнесе практикуется и разделение обязанностей рекламораспространителей и рекламопроизводителей. Обычно рекламист играет роль распростра: нителя рекламы, то есть несет ответственность за работу промоt утеров. Труд по пошиву униформы, изготовлению бутафорских изделий, распечатке листовок и т. д. берет на себя другая организация и даже организации. Получается сложная сеть посреднических отношений, которую в сильно упрощенном виде можно представить как цепочку с тремя звеньями. Однако это вовсе не означает, что работа рекламораспространителя становится от этого проще. Агент обязан при помощи своих сотрудников тщательно проработать исходную идею, содержащуюся в заказе, и подготовить все необходимые данные для рекламопроизводителей: дизайн листовок, расцветка униформы и многое другое определяется распространителем, опирающимся на пожелания заказчика. Трудно перечислить с ходу все то, с чем предстоит столкнуться человеку, планирующему проведение промо-акции. Современное PROMO включает в себя чрезвычайно много разнородных явлений, процессов, процедур. Чтобы сориентироваться в них, удобно воспользоваться матрицей ресурсного потенциала (potential of resources matrix - PRM). До сих пор эта матрица не отработана в западных странах. Понятно, что попыток адаптировать ее к российским условиям не предпринималось вообще. Поэтому приводимая ниже PRM составлена на основе практического опыта отечественных рекламистов, без использования несовершенных иностранных образцов. Таблица 1. Матрица ресурсного потенциала PROMO
Таким образом, практика показывает наличие четырех овней технической сложности промо-акций (если не прини_ть в расчет фактор информационного сопровождения акции, это в наше время становится все более и более необходимым). Низший уровень сравнительно неплохо освоен большинством рекламных агентств, специализирующихся на PROMO. /80 и прочие уровни частично освоены, хотя последовательности '''логичности в создании эффективных PROMO-схем не существует. (Вероятно, этот недостаток объясняется отсутствием матрицы типа той, которая приведена здесь.) ВАЖНО Следует знать, что составляющие промоутерской акции (1, 2, 3, 4) сравнительно легко взаимозаменяются, а в отдельных случаях и взаимодополняются - в зависимости от уровня сложности акции и конечных задач рекламного агента. Матрица не носит жестко регламентирующего характера, скорее рекомендательныЙ. Чем больше фантазии проявит рекламист процессе комбинирования составляющих промоакции, тем бoльшего успеха достигнет.
О том, как правильно читать и использовать эту матрицу, станет понятно из последующих глав. Пока же целесообразно, дать краткие толкования употребленным в PRM терминам. Балаганный инструментарий - воздушные шарики, флажки на палочках, гирлянды с флажками; в редких случаях хло; пушки, конфетти, бенгальские огни и тому подобные.клоун, СRие штуки. Балаганный инструментарий необязателен к использованию, но при разумном применении дает великолепиый эффект. Бутафория дополняет костюм и оживляет акцию, делая ее более веселой и зрелищной. Аудио- и светотехника может использоваться для создания музыкального, светомузыкального или светового (иллюминационного) сопровождения промо-акции. Рекламоносители можно условно разделить на классические и продвинутые. Классические представлены стандартными, листовками; продвинутые включают буклеты, календарики, , имитации визиток, открытки, конверты с сюрпризом и т. д. особый, комбинированный род рекламоносителей представля собой компакт-диски (подробнее см. главу 1), которым можно смело прочить блестящее будущее в рекламе. Что касается одежды, то она нередко выбирается простой, скромной и однообразной. Стилевое единообразие делает промоутеров приметными в толпе и обеспечивается за счет униформы. При усложнении акции может потребоваться стилизация в одежде, то есть привнесение в наряд деталей, которые будут косвенно свидетельствовать о превосходстве рекламируемого товара. Больших затрат труда требуется стильность в одежде, необходимая в процессе продвижения товаров для взыскательных потребителей, включая VIР-клиентов. Особые случаи требуют стилевого эпатажа, когда промо-акция приобретает черты костюмированного шоу. Составляющие промоутерской акции, которые характеризуют активность промоутеров, представлены общением, подиумом, танцем и ролевыми играми. В наиболее простом случае действия персонала в процесс е про ведения акции сводятся к стандартизированному общению с потенциальной клиентурой: Здравствуйте, у нас распродажа, заходите, вот адрес... (Об уместности стандартизации еще пойдет речь в главе 8.) Подиум - условное название акции, на которой от промоутеров требуются навыки фотомоделей. Танец - акция, сопровождаемая музыкой и требующая от промоутеров телесной пластики, а иногда и настоящего умения танцевать. Понятно, что ролевые игры в PROMO носят значимые для акции признаки настоящих ролевых игр. Интересно, что тенденция усложнения промо-акций и повышения их зрелищности, по-видимому, сохранится и в будущем. Как следствие это приведет к возникновению на рынке маркетинговых услуг лиц, которые пишyт сценарии для промоушен. Нельзя исключать того, что написание таких сценариев станет контролироваться в дальнейшем литературными агентствами (редакциями деловой книги). Эта интереснейшая перспектива будет обстоятельно рассмотрена в главе 9. Поскольку речь зашла о писательской деятельности, нелишне будет отметить и другой факт. Несомненным плюсом PROMO является то, что такие мероприятия не требуют составления больших и сложных текстов, а значит, помогают избежать орфографических, стилистических и тому подобных ошибок. Ни для кого не секрет, что в наши дни бедные рекламные агенты вынуждены печатать безграмотные с точки зрения филологии тексты только потому, что именно такие уродливые фразы приходят в голову заказчикам. До сих пор ни одно агентство не нашло в себе смелости отстоять свое доброе имя: рекламисты предпочитают позориться и тиражировать чужие благоглупости, вместо того чтобы ультимативно поставить условием работы право на корректуру корявых ТЕKCTOB. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что некоторые рекламисты и сами не обладают достаточным знанием русского языка для изложения рекламной информации. Так или иначе, современная реклама плодит кошмарные ошибки - такие, как: компьютерная граММотносты, .лЕнгвические исследования., это придаст вам сил. и т. д. Промоакции в некоторой мере снижают напряженность момента, чем помогают пережить трудное время становления грамотного русскоязычного бизнеса, правильной рекламной речи. Как видно, временами бизнесмену, изучающему PROMO, иходится с головой зарыться в мелких технических подробностях, которые могут показаться излишними. Однако это глубо..кое заблуждение. Информация о так называемых мелочах позволяет полноценно и всесторонне работать над организацией первоклассных промо-акций. ДОБИТЬСЯ совершенства в этом деле поможет только глубокое знание ряда технических моментов, о которых иные судят поверхностно. Очевидно, что поверхостное знание хуже полного незнания, поскольку создает устойчивую иллюзию, будто все идет по плану, хотя на самом деле замечательный рекламный проект близится к краху. Вот очему стоит уделить внимание таким, казалось бы, знакомым елочам, чтобы четко представлять проблемы на пути проведения очередной многообещающей промо-акции.
Глава 1. Из чего «делается» PROMO?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы