Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конспект для 1-го класса заочного отделения МДС



Катехизис

Конспект для 1-го класса заочного отделения МДС

Оглавление

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. 2

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 2

ИЗВЕЧНОСТЬ РЕЛИГИИ.. 2

РЕЛИГИЯ ВЕТХОЗАВЕТНАЯ.. 2

ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК НОСИТЕЛЕ ОБРАЗА БОЖИЯ В СВОЕМ ДУХЕ. 3

а) Совершенство ума первозданного. 3

б) Чистота сердца первозданного. 3

в) Свобода воли первозданного. 3

г) Непосредственное общение первозданного с Богом. 3

ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЗДАННЫМ СВОЕВОЛИЯ И ЕГО ОТКАЗ ОТ БОЖЕСТВЕННОГО ВОДИТЕЛЬСТВА.. 4

СЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ. УДАЛЕНИЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ ОТ БОГА. 4

1. Духовная смерть. 4

2. Помрачение духовных сил первозданного.. 5

3. Изменение мира материального (физического). 5

4. Телесная смерть. 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛОЖНЫХ УЧЕНИЙ О БОГЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ В НЕГО В ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И ПОДЗАКОННЫЙ ПЕРИОД. 5

РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРА ПЕРЕД ПРИШЕСТВИЕМ ХРИСТА. 6

ВСЕОБЩАЯ ЖАЖДА ИСКУПЛЕНИЯ, ОЖИДАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ. 6

3. РЕЛИГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ. 7

4. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ.. 7

Понятия об Откровении. 7

а) Естественное Откровение. 8

б) Сверхъестественное 0ткровение. Памятники Откровения. 8

в) Необходимость сверхъестественного Откровения. 9

ПРИЗНАКИ БОГОДУХНОВЕННОСТИ БИБЛИИ (ИЛИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ) 9

1. Пророчество - признак истинности слова Божия. 10

2. Чудеса - признаки истинности слова Божия. 10

3. Могущественное действие слова Божия на сердца человеческие (Евр.4, 12). 10

5 ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ.. 11

Цель бытия человека. 11

Понятие о грехе. 11

ПОНЯТИЕ О СПАСЕНИИ.. 11

О СИМВОЛЕ ВЕРЫ... 11

ПОНЯТИЕ О ВЕРЕ И БЛАГОЧЕСТИИ.. 12

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО (1782-1867) 12

ИСТОРИЯ КАНОНА СВЯЩЕННЫХ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ КНИГ.. 13

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СВЯЩЕННЫХ КНИГ.. 13

Законоположительные книги. 13

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ.. 14

УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ.. 14

ПРОРОЧЕСКИЕ.. 14

НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ.. 15


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

 

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Слово " религия" происходит от латинского слова religare, что значит связывает, соединяет; религия есть живой, сознательный, свободный, духовный союз между Богом и человеком. Бог открывает людям Себя и Свою волю, сообщает им благодатные средства для соединения с Собой, Источником жизни и блаженства. Человек, со своей стороны, верой и богоугодной жизнью стремится всеми силами своей души к посильному усвоению Богооткровенных истин, благодатных средств и к единению с Богом. В Откровениях этот богочеловеческий союз называется " заветом" (Быт.17, 2; Евр.8, 8).

Религия не есть изобретение отдельных лиц, которые бы на­вязывали ее другим. Она также не составляет изобретения, как не составляет его еда и питие, сон или язык. Религиозное чувство является неотъемлемым естественным, внутренним и живым чувством, коренящимся в самом существе человека. Религия есть явление из­начальное. Идея Божества прирожденна душе человека, а так как самая идея Бога прирожденна человеческому существу, то с этим свя­зывается и его внутреннее отношение к Богу, то есть его религия.

В душе человека находится религиозная потребность, заключаю­щаяся в искании Бога и в стремлении к Нему, ибо между человеком и Богом существует известная связь - связь родства. " Мы божест­венного рода", - учит Св. Писание. Религиозное отношение есть потребность любви, личной любви, взаимообщения между двумя лич­ностями - Богом и человеком. В Боге есть внутреннее движение к человеку, любовь к нему, как к Своему образу и венцу видимой твари. Он не может оставить без Своей любви и попечения творе­ния Своего и постоянно промышляет о нем, ибо Бог есть любовь, а любви не свойственно замыкаться или удаляться. Человек, нося­щий в себе самом Образ Творца, является особенным предметом Бо­жественной любви и Божественного Промысла. Сам Бог устами проро­ка Исаии говорит " еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего; аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь" (Ис. 49, 15). В человеке есть внутреннее движение к Богу, ибо он вышел по воле Бога, он создан Богом и для Бога, а душа человека - дуновенье уст Божьих (Быт.2, 7), а поэтому, как глаза наши ищут света, и он естественен для них, и в них есть потребность искать свет, так и наша душа ищет света вечной истины - Солнца Правды - Бога. Как в природе существует господствующий над всем закон притяжения, так и в духовном мире происходит закон сердечного, духовно-нравственного притяжения, исходящий от великого Солнца всей вселенной - от Бога. Как железо стремится к магниту, как реки изливаются в водоемы - моря и океаны, как камень и всякие предметы притягиваются к земле, так и душа стремится к Богу, к Источнику жизни, к своему Первообразу. Выражая эту мысль, Псалмопевец говорит: " Как лань желает на источники водные, так душа моя желает к Тебе, Боже" (Пс. 41, 1).

- 2 - Притяжение предметов можно задержать, но нельзя уничтожить закона притяжения. Душе и ее стремлению можно тоже положить преграду и задержать его (стремление), но нельзя совсем уничтожить в сердце влечения к Богу, которое остается законом нашего существа. Священный восторг испытывает человек, приближающийся к Богу, и, напротив, - чувство неудовлетворенности, злобы и отчаяния овладевает им по мере удаления его от Него.

" Ты, Боже, - говорит блаж. Августин, - создал нас со стрем­лением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе". Эта связь Бога с нами, это вечное влечение души к Богу и есть основа религии, а ее родина - внутренняя душевная жизнь человека.

ИЗВЕЧНОСТЬ РЕЛИГИИ

Выше было сказано, что религия - идея, неотъемлемая от су­щества человека, и коренится она в глубине его духа, отсюда религия - извечна и всеобща. Религия не есть явление случайное, временное, искусственно привитое людям, ибо она составляет необ­ходимую потребность и общее достояние человечества.

Вера в Бога, в высшую охранительную силу - стара, извечна, как старо и извечно само человечество. От начала, как существует человеческий род, вера в Бога является неотъемлемой частью чело­веческого духа.

Господь Бог, сотворивший человека по образу и по подобию Своему, тем самым, с первой минуты бытия человека, призвал его в теснейшее общение с Собой. В раю Сам Бог непосредственно беседовал с первыми людьми, наставляя их, вводил их в область Богопознания, дал им заповедь, сохранением которой они могли выражать со своей стороны повиновение Творцу и свидетельствовать свою любовь к нему. Это общение наших прародителей с Богом явилось первым религиозным союзам или религией невинного человека. Но когда первые люди согрешили, то они лишились райского блаженства, и грех положил средостение между Богом и человеком; но религиозное общение человека с Богом, или вернее, обращение человека к Богу не прекратилось и после греха. Ум, сердце и воля человека и после греха постоянно стремится к Богу, как высочайшей Истине, Добру и Совершенству. В человеке осталась способность рядом с эти миром, подлежащим наблюдению, постигать нечто высшее. Человеку, по воззрению богословов, прирожденно чувство религии, руководствуясь которым человек, как образ Божий, всегда стремится и стремился к своему Первообразу - Богу. Один из древнейших писателей (Лактанций) говорит " С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказать справедливое и должное повиновение порождающему нас Богу, Его Одного знать, Ему следовать. Будучи связаны этим союзом благочестия, мы находимся в соединение с Богом, отчего получила название и самая религии".

ВСЕОБЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Если религия изначальна и идея Абсолютного прирожденна челове­ческому существу (душе), то она (религия) и всеобща. Не один какой-либо человек или какая-либо нация имеет религию, но все люди имеют ее. " Нет такого грубого и дикого народа, который бы не имел веры в Бога, хотя бы он и не знал в то же время Его сущности", - говорит Цицерон. В этом классическом изречении высказывается лишь не отрицаемый акт. Оно (это изречение) подтверждено опытом тыся­челетий. Со времени Цицерона открыто было более полмира, и повсю­ду оказывались следы Богопочтения и религии; нет ни одного такого народа, который был бы безрелигиозен. Люди на всех ступенях своего развития имеют религию. Из истории известно, что многие путешест­венники и ученые исследователи встречали такие отдельные племена, которые не имели у себя не только какой-либо литературы, но даже не имели алфавита. Но никто и никогда не встречал такого народа, у которого бы не было понятия о Божестве и веры в Него.

- 4 - Религия есть акт общечеловеческий, отличающий человека от других тварей, на это указывали еще древние философы Платон, Сократ, Аристотель, Плутарх и др. Плутарх говорит: " Посмотрите на лицо земли, - вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих упот­ребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество". Об этом же свидетельствуют новейшие открытия ученых путешествен­ников. Еще в прошлом веке ученые открыли существование народов, не знающих употребления металлов, отыскали народы, которые не знали своей истории, но не нашли ни одного народа, который не имел бы религии. Циммерман прямо говорит: «наука не знает ни одного народа, который не имел бы религии». Конечно, у дикарей нет догматики, нет ересей, но понятия о религии существуют у всех народов, даже не имеющих определенной религиозной доктрины, есть верование в буду­щую загробную жизнь, есть вера в высшую охранительную силу.

Таким образом, этим доказывается, что разнообразные виды религии, которые когда-либо существовали и существуют теперь, - все они являются выражением (следствием) идеи об Абсолютном, заложенной (идея) Творцом в духовную природу человека. Все они объясняют­ся общей идеей - духовного начала бытия и живого отношения Бога к миру и человеку, которое выразилось в творение мира, человека и в промышлении о них, т.е. - это есть ясное выражение стремления всех народов, всех наций, всех мест и времен к духовному общению с Богом что является неотъемлемой потребностью человеческое духа...

РЕЛИГИЯ ВЕТХОЗАВЕТНАЯ

Хотя первобытный религиозный союз был прерван произволом чело­веческой воли, но Творец, по. Своей любви и Своему милосердию не оставляет падшего человека без Своего попечен я и водительства. 0н заключает с ним другой союз, дает ему благую весть и надежду спасе­на. Бог обещал, что Семя жены сотрет главу змия

" И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем Тоя. Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будешь его пяту" (Быт.).

Этими словами Бог говорит, что Его Единородный Сын - Христос Спаситель победит диавола, прельстившего человеческий род, и изба­вит его от греха, проклятия и смерти. Христос Спаситель в этих словах назван Семенем сны, ибо Он родился на земле без мужа от Прес­вятой Девы Марии. Данным Первоевангелием (Быт. 3, 15) Бог положил начало Ветхому Завету, то есть человеческий род со времени этого обещания мог спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в пришедшего. Первоевангелие, данное Богом на заре истории человеческое рода, неоднократно повторялось Им в течение почти всего Ветхого Завета и притчах, чем больше шло время и ближе приближался срок исполнения божественного Обетования, тем яснее и яснее становились эти откровения, пророчества и преобразования.

Разбор мессианских мест: (Быт.22, 18; Числ.24, 17; Втор.18, 180; 2 Цар. 7, 12, 15; Мих. 5, 2; Зах.9, 9; Малах. 3, 1; 4, 5; Аг. 2, 7-20; Дан. 9, 24-27).

- 5 -

Таким образом Ветхий Завет или Древний союз с человеком состоял в том, что Бог обещал человеческому роду Божественного Искупителя и приготовлял (людей) к принятию Его через многие Свои Откровения. Избрав для сохранения истинной веры еврейский народ, Господь поддерживал в нем истинное богопознание и богопочитание сверхъестественными путями, чудесами, пророчествами, прообразами, поэтому в ветхохзаветной религии содержится такое чистое учение о Боге, мире и человеке, которое неизмеримо возвышается над всеми естественными религиями. Еврейский народ - единственный народ веровал в Единаго Истинного Бога, видел в Нем Личный Дух, Существо Премирное, Творца и Промыслителя мира и человека, Существо Праведное и Святое, Которое и от людей требует святости и богоподобия. " Будьте святи, яко же Аз свят семь", - говорит Бог. Таким же возвышенным характером отличается и учение ветхохзаветной религии о человеке. Человек рассматривается здесь, как разумная и свободная личность, созданная по образу Божию и призванная к богоуподоблению и святости. Но вместе с тем это - личность падшая, с поврежденной грехом природой. Она нуждается в оправдании и искуплении. Ожидание Искупителя и обетования о Нем составляют душу Ветхого Завета.

В противоположность низкой материи языческих религий нравственные законы ветхохзаветной религии поражают своей высотой и чистотой. Любовь к Богу (Втор. 6, 4-5) и к ближнему (Лев.19, 18), - вот две основные заповеди, которые составляют сущность Ветхозаветного Закона и до которые не мог возвыситься языческий мир.

Духовная смерть.

Прародители допустили произвол и потому изменились по своему психологическому состоянию и уже не могли находиться в прежних отношениях к Богу. Первоначальный союз взаимной любви между Богом и человеком был расторгнут. Для них страшно стало близкое присутствие Бога, и они решили скрыться от лица Божия (Быт. 3, 8). А удаление от Бога есть отсутствие всех добрых расположений души, веры, надежды, любви, сыновнего страха, повиновения, во-вторых, человек не может наслаждаться созерцанием Бога и райской жизнью. Св. Ириней Лионский говорит, что несчастные преступники желали убежать не от суда, не от наказания, а только от Лица Божия, ибо чувство присутствия Бога несомненно должно было увеличивать собой и без того немалые их душевные мучения. Испытывая страшные чувства виновности и стыда перед Богом за свое преступление, пра­родители, по мысли св. Отца, желали, чтобы Всеведущий Бог, зная об их преступлении, предоставил бы их самим себе, ибо не желали испытывать невыразимого страдания от возможной встречи их с Богом. (Ириней Лионский. Простив ересей, кн. 3, гл. 8, стр.5).

Человека, удаляющегося от Бога, от Его водительства, ждут многие внутренние нравственные мучения и всякие внешние бедствия. В своей девятой беседе " О том, что Бог не виновник зла", св. Василий Великий проводит основную мысль, что только в Боге - жизнь. Всякое отчуждение от Бога есть несноснейшее зло, самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света, или блуждание человека во мраке вечной ночи.

Прародители, чувствуя свою виновность, не могли уже более беседовать со своим Творцом. Но, несмотря на преступление наших прародителей, Бог не желает оставить их, и, обращаясь к Адаму, говорит: «Адаме, где еси»? (Быт.3, 9). Адам не смел показаться Богу и не мог сказать Ему правду о своем преступлении. Адам только ответил Всеведущему Богу, что он наг (Быт.3, 10). первозданный вполне сознавал свое преступление, но сказать об этом Богу для него было мучительно тяжело, и, желая избежать этой муки, он в своем ответе Богу не высказал той главной причины, тяжесть которой он испытывал во всем своем существе. Но Всемогущий Бог ждал правды и потому обращается к нему с новым вопросом: " Аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял еси"? (Быт.3, 11). Творец-Сердцеведец, зная, как трудно бывает грешнику осознать свои грехи, Сам называет его преступление. Но Адам, вместо чистосердечного раскаяния пред Богом, указывает, что виновна его жена, которую дал ему Творец. Подобным образом поступает и праматерь, обвиняя в виновности змия, который соблазнил ее. (Быт.3, 12-13). Прародители не умерли тут же физической смертью, они прожили на земле еще много лет. но немного радости для преступника, если только отложен день его смертной казни. В тот же день они умерли духовно, т.е., как выше было сказано, всякое удаление от Бога - Источника жизни - есть смерть духовная.

Телесная смерть.

Бог смерти не сотвори (Прем.Солом.1, 13), " Бог создал человека в неистление" (Прем. Солом. 2, 39). Условием этого бессмертия была праведность, ибо праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть (Прем.Солом.1, 15). Причина смерти - грех, ибо Господь сказал: «Воньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2, 17).

В этот же день их физические силы были ослаблены и помрачены. Праро­дители почувствовали в теле слабость, а затем возникли и самые болезни, которые старили их и с каждым днем приближали их к могиле. Стройная внутренняя гармония между душой и телом нарушилась. Душа и тело в первозданном вступили по грехопадении в столкновение между собой. Наконец, после всех этих потрясений и всяких вредных влияний прои­зошел разрыв между душой и телом. Наступила смерть физическая, ибо тело должно возвратиться в землю, по словам Творцам " Яко земля оси, и в землю отыдеши" (Быт.3, 19), " а дух возвратится к Богу, Который и дал его" (Ек.12, 17).

итак, грех прародителей внес:

1. Расторжение первоначального союза взаимной любви между Богом и человеком (духовную смерть);

2. Помрачение всех духовных и физических сил в природе человека;

3. Физическое зло, или искажение первобытной красоты и гармонии материального мира;

4. Телесную смерть.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛОЖНЫХ УЧЕНИЙ О БОГЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ В НЕГО В ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И ПОДЗАКОН­НЫЙ ПЕРИОД.

По мере удаления человека от Бога, огрубения нравов, чрезмерного развития в нем эгоизма, чувственных наклонностей и потемнения древних преданий, полученных от прародителей, истинная религия постепенно искажается, переходит в обоготворение явлений и сил природы, а в некоторых племенах ниспадает до самой грубой формы - фетишизма. Вместо первоначального монотеизма (единобожия) - является политеизм (многобожие) или язычество в различных видах. Языческие религии весьма многочисленны и разнообразны. Главные виды языческого многобожия следующие:

Сабеизм - обожение звездного неба и вообще светил небесных. движение солнца, луны и множества звезд могло дать повод людям неразвитым представлять их одушевленными, думать, что в них обитают силы, которые заставляют их совершать известные движения, подобно как душа обитает в теле и управляет его органами.

Антропотеизм - обоготворение людей и преимущественно умерших предков (анимизм). На антропотеизм, как отступление от истинной религии, указывается и в Священном Писании, например, Рим.1, 23; Деян. 14, 13

Зоотеизм (почитание животных, которых считали органами или носителями божественной жизни).

Фетишизм (от португальского " фатиссо" - амулет, талисман; почитание самых ничтожных предметов – пни, камни, кости, раковины и т.п.). Это самая крайняя степень искажения истинной религии, свидетельствую­щая о глубоком моральном и умственном падении человека. Избрание дикарем того или другого неодушевленного предмета в качестве своего божка объясняется, вероятно, или воспоминаниями, связанными с этим предметом, или случайными причинами, дававшими дикарю повод предполагать в этих предметах высшую силу. Сравнительно высшая форма фетишизма есть идолопоклонство, когда человек искусственно создает те или иные изображения богов и считает их носителей тех или иных сил природы.

Указанные формы язычества не составляют особых религий, но входят, как составные части, в разные религии, так что в одной религии преобладает одна форма, в другой - другая. В древней Греции, например, преобладал антропотеизм, в Сирии - сабеизм, в Египте – зоотеизм и т.д. Из современных языческих религий более других распространены конфуцианство, браманство, буддизм и синтоизм. Но истинная религия не утратилась окончательно. Она продолжала сохраняться в роде человеческом. Хранителями истинной религии были патриархи. Эти избранники Божий поддерживали в людях веру в Единого Истинного Бога, своим словом и примером учили их богоугодной жизни. Существенным моментом патриархальной веры была вера в грядущего Искупителя мира, Потомка Евы, Который, по обетованию Божию, должен будет разрушить господство диавола и возвратить людям утраченное блаженство. Это обетование Свое Господь неоднократно подтверждал патриархам и вообще являл им Свою волю в явлениях, пророчествах, прообразах и чудесах. писанного Закона Божия в патриархальный век еще не было. Учение веры и нравственные правила передавались устно - словом и примером, от отцов к детям и от предков к потомкам, т.е. Божественное Откровение сохранилось в Священном Предании. Внешним символическим выражением веры патриархов в Грядущего Искупителя были жертвоприношения. храмов в патриархальный период не было. Патриархи приносили жертвы на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией, или просто располагающих к молитве (на горах, в дубравах). Не было и священства - старший в роде, обычно сам патриарх, совершал жертвоприношение. таким образом, патриархи и их семейства хранили истинную веру и благочестие, но в остальном человечестве стало быстро распространяться зло, как следствие грехопадения. Священное Писание говорит: «И наполнилась земля злодеяниями» (Быт.6, 11). Господь наказал развращенный человеческий род потопом, но яд греха глубоко проник в человеческую природу, и мы видим проявление его уже в семействе праведного Ноя. Хам, проклятый за свое непочтение к отцу, положил начало целому поколению людей, и чем дальше расходились люди по свету, тем более забывали они истинное учение о Боге, и на земле стало распространяться идолопоклонство.

Для сохранения истинной веры на земле и обетований Божиих о Спасителе Бог избрал один народ еврейский, родоначальником которого был Авраам, отец верующих. Господь даровал этому народу Закон, священные установления и поддерживал в нем истинное богопознание и богопочитание.

по мере того, как долголетие патриархов стало сокращаться, Господь повелел пророку Моисею записать в книгу Закона Откровения, доселе передаваемые посредством Священного Предания. Во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне Господь дал через пророка Моисея Свой Закон, Заповеди которого легли в основу всякой нравственности и всякого законодательства. В каждой Заповеди открывалась глубокая и вековечная истина. Как в данном пророку Моисею Законе, так и во всей ветхозаветной религии содержится самое высокое и чистое учение о Боге, мире и человеке, которое неизмеримо превосходит учение всех естественных религий. Ожидание Мессии и обетования о Нем составляют главное зерно ветхозаветной религии в патриархальный и подзаконный периоды. Любовь к Богу и к ближнему - две основные заповеди, которые составляют сущность всей ветхозаветной иудейской религии.

 

РЕЛИГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ.

Понятия об Откровении.

В преддверии всякой неуки нас встречает вопрос об источниках и методах науки, т.е. мы, естественно, проявляем интерес или прямо спрашиваем науку, на каких устоях она основывается и держится, из каких источников получает, и как, какими способами разрабатывает свое содержание. Только после соответствующего положительного разъяснения и оправдания своих гносеологических основ наука приобретает право на наше к ней внимание.

Христианское богословие, или систематическое изложение православно-христианского вероучения, к изучению которого мы переходим, не менее, а еще более, чем другие науки, должно удовлетворять этому требованию - разъяснить, оправдать свои основы и особенно в нынешний век - век рационализма и религиозного скептицизма, чтобы кандидат священства, как будущий руководитель верующих, мог дать ответ о своем уповании и особенно обосновать те свои воззрения, которые касаются истин вышеестественного порядка. Поэтому вопрос об источниках и способах религиозно - христианского знания является первым и важным вопросом. Филарет, митрополит московский, в самом начале своего Катехизиса ставит вопрос: «Откуда почерпается учение Православной веры? » - отвечает: " Из Откровения Божественного". А на вопрос: «Что такое Божественное Откровение? », автор Катехизиса отвечает: " То, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его" (Кат. с.4). Бог открывает Себя и Свою силу двумя путями: естественным и сверхъестественным.

" Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, а в другой - Свою волю. Первая - сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество... Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению" (М.В. Ломоносов).

а) Естественное Откровение.

Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, премудрости, благости и других свойств Своих. Св. апостол Павел о познании Бога из видимого мира говорит: " Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество" (Рим.1, 20), т.е. как невидимая нами сила ветра познается по колебанию и шуму деревьев, или как невидимые нами способности человеческого ума открываются из его произведений: книги, картины, машины и пр., так невидимые свойства Бога - Его вечная сила, премудрость и др. познаются из Его творения. Весь мир - великая открытая книга, в которой человек может читать о Творце Его. Св. Григорий Богослов говорит: " Небо, земля, море, словом - весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Божием".

Внешняя природа служит откровением Божественной славы, Его всемогущества, величия и премудрости. Св. Писание говорит: " Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори. Ветров вес и воде меру..." (Иов.23, 24-25). Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, положил черту над поверхностью воды и уставил границу между светом и тьмой. Основания небес дрожат и ужасаются от грома Его, силой Своей волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость (Иов. 26, 7-12). В дивном, всем известном псалме 103 Псалмопевец об этом говорит: " Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже Мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо яко кожу... Вся премудростию сотворил еси".

Св. Василии Великий говорит: " В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, мы знаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поскольку всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира; следовательно. Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, а за верой - поклонение" (Кат., стр.6). Не мог явиться сам собой мир - это великое и прекрасное строение Божие. Если же для малого здания необходим архитектор, то тем более для мироздания необходим Творец, ибо, по Апостолу: " Всяк бо дом созидается от некоего, а сотворивый всяческая - Бог" (Евр.3, 4). Нужно только смотреть на мир очами духа, и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога.

Блаженный Августин пишет: " Однажды я пожелал узнать, где и в каком месте находится мой Бог. Спросил я землю: " Скажи мне, земля, где мой Бог? Или ты мой Бог? " - Она ответила и сказала: «не я твой Бог". И все, что на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины, и животных его: " Где мой Бог? " И они ответили мне: " Не мы твой Бог: ищи Его выше нас". Спросил я ветер веющий: " Где мой Бог? " И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: " Не мы твой Бог". Небо спросил я, солнце, луну и звезды, но их речь была: " Не мы твой Бог, Которого ты ищешь". Тогда я обратился ко всем предметам, которые я созерцал, и сказал им: " Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем? И все они громко закричали: " Он сотворил нас! " Воистину, по словам Псалмопевца, " Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь" (Пс.18, 1). Несомненно, на Бытие и высочайшие совершенства Бога указывают нам составные части всего мира.

Мы видим, что все вещи в мире являются, изменяются, преходят. Из всего этого выходит, что и весь мир, в целом его составе, непостоянен, и значит, существует не от вечности, а непременно имеет свое начало и получил бытие от Кого-то. Итак, кто же даровал бытие миру? Без сомнения, не сам возник мир, не от слепой силы или случая. Случай - пустое слово и производить ничего - не может. «Если бы от случая зависел порядок мира, рассуждал Цицерон (I в. до Р.Х.), - то от случая можно бы ожидать и того, чтобы из брошенных на удачу букв составилась летопись". Следовательно, вне мира, - и разум неизбежно должен допустить это, есть сущность - не случайная, а необходимая, вечная, самобытная, совершеннейшая, Которая и даровала бытие миру. С другой стороны, при всей изменяемости вещей в мире, мы замечаем в нем удивительный порядок, соразмерность и красоту. От величайших тел, плавающих в пространствах небесных, до самых ничтожных насекомых, ползающих по земле, всему дано свое и самое мудрое устройство. Не одна мертвая природа так громко свидетельствует о бытии Божием. Еще свидетельствует об этом живое сердце - дело Божие в человеке неопровержимо доказывает нам бытие Божие. Совесть есть зеркало, перед которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает человеку покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, пред которым нельзя устоять. Об этом естественном нравственном законе, который имели и язычники, апостол Павел говорит: «Языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написаное в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собой помыслом осуждающим или отвещающим" (Рим.2, 14-15). Естественным Откровением пользовались все свв. Отцы и подвижники как самым доступным и всем известным. В Священном Писании естественное богопознание признается даже необходимым и обязательным для человека в исканиях Божественной истины. Книга Иова вменяет в обязанность познавать Бога из Его творения, т.е. Естественного Откровения: " Стой и разумевай чудные дела Божии" (Иов. 37, 14).

В заключение следует сказать, как нужно созерцать природу, всю красоту ее, чтобы действительно наслаждаться ею и созерцать в ней ее Виновника. Принимая дар от наших родных и близких нам, мы любуемся внешними его - формами, наслаждаемся ароматом, вкусом и непременно благодарим дарителя за внимание к нам. Приняв же от Творца нашего дар, которому нет в мире равного по красоте и совершенству, который одевает и питает нас по Промыслу Божию, - как можем не возблагодарить за него Создателя? Имя этому бесценному дару Божию - природа, имя же черной неблагодарности - безумие. Сама природа, со всеми мудро совершающимися в ней сложными процессами свидетельствует о том, что она не безразлична; свидетельствует о том, что Небесный Правитель ее еще более совершенен, чем она.

б) Сверхъестественное 0ткровение. Памятники Откровения.

Одного естественного Откровения недостаточно для более полного и истинного познания Бога и мира: рассматривая внешнюю природу и нашу внутреннюю жизнь, мы приобретаем познания лишь путем собственных размышлений и умозаключений, а этот путь может быть и ложным, как показывает история естественных религий. В этих религиях истина обычно искажалась и смешивалась с ложными человеческими измышлениями. Познание из естественного Откровения бывает несовершенно и недостаточно, и может служить только приготовлением к вере. Вот почему Промысл Божий для спасения людей восполнил это естественное Откровение - сверхъестественным. Сверхъестественным 0ткровением называется непосредственное сообщение Самим Богом человеку тех истин веры и нравственности, которых человек или не знал, или недостаточно сознавал и до ясного представления которых никогда не мог возвыситься своим разумом. Откровение состоит в том, что Существо бесконечного, снисходя к немощи человеческого духа, Само непосредственно сообщает ему о Себе независимо от его собственной познавательности, в восполнение немощи последней. Провозвестниками сверхъестественного откровения были патриархи и пророки, но в совершенстве принес на землю Откровение Божие воплотившийся Сын Божий, и распространил его через Своих учеников и апостолов (Евр.1, 1-2). Содержанием сверхъестественного Откровения служит учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, об искуплении людей воплотившимся сыном Божиим и об освящении их благодатью Святого Духа, об ангелах, добрых и злых, о человеке, созданном по образу и подобию Божию, о бессмертии души человека, о Промысле Божием и т.д. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. Под именем Священного Предания разу­меется то, когда истинно верующие и чтящие Бога словом и примером передают один другому, и предки - потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище Священного Предания - Церковь, " Церковь Бога жива, столп и утверждение истины" (I Тим.3, 15). Св. Ириней пишет: " Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни" (Кат. стр.6). Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно эти книги называются Библией. Всех книг Священного Писания в Ветхом Завете - 50; из них 39 канонических (22 по еврейскому исчислению) и 11 неканонических, новозаветных - 27.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  6. IX. Порядок и условия заочного голосования (опросным путём).
  7. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  8. String input, text; // строк класса String
  9. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  10. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  11. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  12. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь