Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность христианства. Связь с религией ветхозаветной.
Все языческие философские и религиозные системы искали божественной истины, но все их старания и стремления найти истину были бесплодными. В вопросе Пилата " Что есть истина? " есть невольное выражение того результата, к которому пришел весь древний мир.[2] Все философские гипотезы и религиозные системы античного времени в области идей, которые пытались объяснить тайну Божества и Его отношения к миру и человеку, были лишь призраками действительной истины, или, по образному выражению одного из богословов конца XIX века, скорлупой для действительного зерна, которого и недоставало ей (скорлупе). Действительная фактическая истина должна была выйти не из изможденной долгими исканиями силы человеческого духа, она (Истина) должна была вступить в историю как дело Божие, и выступить в лице Того, Который мог сказать о Себе: " Я есмь Путь и Истина и жизнь" (Ин.4, 6). Итак, язычество есть религия ищущая, но его искание не приводит и к чему, и оно не достигает даже надежды на Бога. Религия ветхозаветная есть религия надежды. Ветхозаветная религия как Божественное Откровение возвышается над религиями языческими, она есть вера в Бога Творца. Через весь Ветхий Завет проходит веяние Божественного величия, пред которым всякая тварь есть прах и пыль. Высоко над всем сотворенным возвышается Всемогущий, Которого не могут обнять небеса всех небес, для Которого небо есть Его Престол, а земля - подножие ног Его, Который скажет - и делается, повелевает - и все осуществляется. Другим преимуществом, которое Израиль имел пред языческим миром, было сознание им святости Бога. Нигде нет такого поразительного сознания греховности человека, как в ветхозаветной религии; в ней мы слышим сильные вопли, исходящие из скорбной и грешной души, особенно в покаянных псалмах Израиля; нигде нет подобного сознания той непроходимой пропасти, которая отделяет греховного человека от Пресвятого Бога. Ни один человек не может перейти этой бездны, и ее может заполнить только Благодать. Иудеи, глубоко сознавая такое положение, жили надеждой и ожиданием пришествия Обетованного Мессии, благодать Которого покроет все преступления народа, запечатает все грехи, загладит все беззакония и очистит все неправды его (Дан. 9, 24-27), с Пришествием Которого начинается новый, вечный союз Бога с человеком. Поэтому ветхозаветная религия носила лишь временный характер и должна была уступить место другой, еще более совершенной и уже вечной религии, т.е. христианству. Иудейство, как и языческие религии, носило следы духа времени, условий местности, национальности и т.д. Христианство свободно от всех этих ограничений; делает различия между племенами, народами, возрастом и состоянием людей, но обнимает всех людей, всех возрастов, состояний и положений, т.е. оно не ограничено ни народом, ни местом, ни временем. Христианство есть религия общечеловеческая, универсальная, вселенская религия; в ней " несть эллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь; но всяческая и во всех Христос" (Кол.3, 11) догматическое и нравственное учение Ветхого Завета также было неполным: оно (учение) лишь подготовляло, воспитывало человечество к принятию Христа и потому имело только временное значение. Ветхий Завет был пестуном народа Божия во Христе, т.е. являлся детоводителем ко Христу, готовил Израиль к.принятию Мессии, к принятию вечного Завета (Гал. 3, 24; Евр. 8, 5; 10, 1). Этот подготовительный характер ветхозаветной религии сознавали и сами ветхозаветные пророки, которые, с одной стороны, говорили о превосходстве иудейской религии над язычеством, а с другой - устремляли свои взоры к будущему, ибо Ветхий Завет указывал только на то, что нужно делать и как делать, но сип для исполнения этого не давал, не было благодати, и поэтому даже ветхозаветные праведники не могли исполнить всего написанного и находились под клятвой Закона. Таким образом, язычество - религия ищущая, иудейство - религия надеющаяся, а христианство есть осуществление того, что искало язычество и на что надеялось иудейство. То, на что надеялся Израиль, действительно осуществилось в Лице Иисуса Христа, Который нас ради человек и нашего ради спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и явился на земле как Богочеловек. Божественный Дух некогда в творении воплотил жизнь в материи, а теперь Сам, когда исполнилось время, воплощается; Он принял на Себя человеческое естество. На Лице Иисуса Христа исполнилось ветхозаветное пророчество, начиная с Первоевангелия и кончая последними предсказаниями о Мессии пророков Аггея, Даниила и Малахии. Он - Тот обетованный мессия, Который, по пророчеству Исаии, взял на Себя грехи всего мира и безропотно понес их до Голгофы, как Агнец, ведомый на заклание. На Голгофе совершилось полнейшее удовлетворение правосудию Божию, осудившему человека за преступление на смерть. Он - Тот, Который, по пророчеству Исаии, «не воспрекословит, не возопиет... Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы». наконец, Он - Тот обетованный Мессия, на Которого указал Иоанн Креститель: " Се Агнец Божий, вземляй грех мира". Он - Тот, Который, по словам апостола Павла, " во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя" (Филип.2, 6-8). итак, Иисус Христос, Его жизнь, учение, вольная крестная смерть, избавляющая нас от греха и его следствий, Воскресение - составляют собой сущность христианства. Христианство тесно связано с ветхозаветной иудейской религией, без последней оно, как исключительное явление в истории человечества, как сверхъестественное явление, во многом будет являться непонятным историческим фактом. Для ветхозаветной религии христианство является осуществлением ожидаемого и окончательным восполнением учения о Боге, мире и человеке, ибо Христос Спаситель принес на землю Божественную Истину в полноте и совершенстве (Евр.1, 1-2; 1 Кор.2, 7-3, 10). Следовательно, христианство заключает в себе всю истину. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ Понятия об Откровении. В преддверии всякой неуки нас встречает вопрос об источниках и методах науки, т.е. мы, естественно, проявляем интерес или прямо спрашиваем науку, на каких устоях она основывается и держится, из каких источников получает, и как, какими способами разрабатывает свое содержание. Только после соответствующего положительного разъяснения и оправдания своих гносеологических основ наука приобретает право на наше к ней внимание. Христианское богословие, или систематическое изложение православно-христианского вероучения, к изучению которого мы переходим, не менее, а еще более, чем другие науки, должно удовлетворять этому требованию - разъяснить, оправдать свои основы и особенно в нынешний век - век рационализма и религиозного скептицизма, чтобы кандидат священства, как будущий руководитель верующих, мог дать ответ о своем уповании и особенно обосновать те свои воззрения, которые касаются истин вышеестественного порядка. Поэтому вопрос об источниках и способах религиозно - христианского знания является первым и важным вопросом. Филарет, митрополит московский, в самом начале своего Катехизиса ставит вопрос: «Откуда почерпается учение Православной веры? » - отвечает: " Из Откровения Божественного". А на вопрос: «Что такое Божественное Откровение? », автор Катехизиса отвечает: " То, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его" (Кат. с.4). Бог открывает Себя и Свою силу двумя путями: естественным и сверхъестественным. " Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, а в другой - Свою волю. Первая - сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество... Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению" (М.В. Ломоносов). а) Естественное Откровение. Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, премудрости, благости и других свойств Своих. Св. апостол Павел о познании Бога из видимого мира говорит: " Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество" (Рим.1, 20), т.е. как невидимая нами сила ветра познается по колебанию и шуму деревьев, или как невидимые нами способности человеческого ума открываются из его произведений: книги, картины, машины и пр., так невидимые свойства Бога - Его вечная сила, премудрость и др. познаются из Его творения. Весь мир - великая открытая книга, в которой человек может читать о Творце Его. Св. Григорий Богослов говорит: " Небо, земля, море, словом - весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Божием". Внешняя природа служит откровением Божественной славы, Его всемогущества, величия и премудрости. Св. Писание говорит: " Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори. Ветров вес и воде меру..." (Иов.23, 24-25). Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, положил черту над поверхностью воды и уставил границу между светом и тьмой. Основания небес дрожат и ужасаются от грома Его, силой Своей волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость (Иов. 26, 7-12). В дивном, всем известном псалме 103 Псалмопевец об этом говорит: " Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже Мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо яко кожу... Вся премудростию сотворил еси". Св. Василии Великий говорит: " В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, мы знаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поскольку всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира; следовательно. Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, а за верой - поклонение" (Кат., стр.6). Не мог явиться сам собой мир - это великое и прекрасное строение Божие. Если же для малого здания необходим архитектор, то тем более для мироздания необходим Творец, ибо, по Апостолу: " Всяк бо дом созидается от некоего, а сотворивый всяческая - Бог" (Евр.3, 4). Нужно только смотреть на мир очами духа, и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога. Блаженный Августин пишет: " Однажды я пожелал узнать, где и в каком месте находится мой Бог. Спросил я землю: " Скажи мне, земля, где мой Бог? Или ты мой Бог? " - Она ответила и сказала: «не я твой Бог". И все, что на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины, и животных его: " Где мой Бог? " И они ответили мне: " Не мы твой Бог: ищи Его выше нас". Спросил я ветер веющий: " Где мой Бог? " И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: " Не мы твой Бог". Небо спросил я, солнце, луну и звезды, но их речь была: " Не мы твой Бог, Которого ты ищешь". Тогда я обратился ко всем предметам, которые я созерцал, и сказал им: " Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем? И все они громко закричали: " Он сотворил нас! " Воистину, по словам Псалмопевца, " Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь" (Пс.18, 1). Несомненно, на Бытие и высочайшие совершенства Бога указывают нам составные части всего мира. Мы видим, что все вещи в мире являются, изменяются, преходят. Из всего этого выходит, что и весь мир, в целом его составе, непостоянен, и значит, существует не от вечности, а непременно имеет свое начало и получил бытие от Кого-то. Итак, кто же даровал бытие миру? Без сомнения, не сам возник мир, не от слепой силы или случая. Случай - пустое слово и производить ничего - не может. «Если бы от случая зависел порядок мира, рассуждал Цицерон (I в. до Р.Х.), - то от случая можно бы ожидать и того, чтобы из брошенных на удачу букв составилась летопись". Следовательно, вне мира, - и разум неизбежно должен допустить это, есть сущность - не случайная, а необходимая, вечная, самобытная, совершеннейшая, Которая и даровала бытие миру. С другой стороны, при всей изменяемости вещей в мире, мы замечаем в нем удивительный порядок, соразмерность и красоту. От величайших тел, плавающих в пространствах небесных, до самых ничтожных насекомых, ползающих по земле, всему дано свое и самое мудрое устройство. Не одна мертвая природа так громко свидетельствует о бытии Божием. Еще свидетельствует об этом живое сердце - дело Божие в человеке неопровержимо доказывает нам бытие Божие. Совесть есть зеркало, перед которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает человеку покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, пред которым нельзя устоять. Об этом естественном нравственном законе, который имели и язычники, апостол Павел говорит: «Языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написаное в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собой помыслом осуждающим или отвещающим" (Рим.2, 14-15). Естественным Откровением пользовались все свв. Отцы и подвижники как самым доступным и всем известным. В Священном Писании естественное богопознание признается даже необходимым и обязательным для человека в исканиях Божественной истины. Книга Иова вменяет в обязанность познавать Бога из Его творения, т.е. Естественного Откровения: " Стой и разумевай чудные дела Божии" (Иов. 37, 14). В заключение следует сказать, как нужно созерцать природу, всю красоту ее, чтобы действительно наслаждаться ею и созерцать в ней ее Виновника. Принимая дар от наших родных и близких нам, мы любуемся внешними его - формами, наслаждаемся ароматом, вкусом и непременно благодарим дарителя за внимание к нам. Приняв же от Творца нашего дар, которому нет в мире равного по красоте и совершенству, который одевает и питает нас по Промыслу Божию, - как можем не возблагодарить за него Создателя? Имя этому бесценному дару Божию - природа, имя же черной неблагодарности - безумие. Сама природа, со всеми мудро совершающимися в ней сложными процессами свидетельствует о том, что она не безразлична; свидетельствует о том, что Небесный Правитель ее еще более совершенен, чем она. б) Сверхъестественное 0ткровение. Памятники Откровения. Одного естественного Откровения недостаточно для более полного и истинного познания Бога и мира: рассматривая внешнюю природу и нашу внутреннюю жизнь, мы приобретаем познания лишь путем собственных размышлений и умозаключений, а этот путь может быть и ложным, как показывает история естественных религий. В этих религиях истина обычно искажалась и смешивалась с ложными человеческими измышлениями. Познание из естественного Откровения бывает несовершенно и недостаточно, и может служить только приготовлением к вере. Вот почему Промысл Божий для спасения людей восполнил это естественное Откровение - сверхъестественным. Сверхъестественным 0ткровением называется непосредственное сообщение Самим Богом человеку тех истин веры и нравственности, которых человек или не знал, или недостаточно сознавал и до ясного представления которых никогда не мог возвыситься своим разумом. Откровение состоит в том, что Существо бесконечного, снисходя к немощи человеческого духа, Само непосредственно сообщает ему о Себе независимо от его собственной познавательности, в восполнение немощи последней. Провозвестниками сверхъестественного откровения были патриархи и пророки, но в совершенстве принес на землю Откровение Божие воплотившийся Сын Божий, и распространил его через Своих учеников и апостолов (Евр.1, 1-2). Содержанием сверхъестественного Откровения служит учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, об искуплении людей воплотившимся сыном Божиим и об освящении их благодатью Святого Духа, об ангелах, добрых и злых, о человеке, созданном по образу и подобию Божию, о бессмертии души человека, о Промысле Божием и т.д. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтящие Бога словом и примером передают один другому, и предки - потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище Священного Предания - Церковь, " Церковь Бога жива, столп и утверждение истины" (I Тим.3, 15). Св. Ириней пишет: " Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни" (Кат. стр.6). Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно эти книги называются Библией. Всех книг Священного Писания в Ветхом Завете - 50; из них 39 канонических (22 по еврейскому исчислению) и 11 неканонических, новозаветных - 27. Христианская религия, основанная на особенном сверхъестественном 0ткровении, есть религия Богооткровенная, а поэтому христианское учение определяется как высшее знание о духовных истинах, данных человечеству: Богооткровение христианское дает просвещение разума, ибо Христос " есть Путь, Истина и жизнь" (Ин. 14). До истин, возвещенных Христом, не мог дойти человеческий разум ни в философии, ни в античной мифологии, ни в естественных религиях. Святой Апостол, возвещая об этом, говорит: " Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никто же от князей века сего разуме; ... дух вся испытует, и глубины Божия" (Кор.2, 7-8, 10). Действительно, Господь избрал проповедниками Своего учения простых Галилейских рыбаков, и они посрамили высокоумный древнеклассический мир со всей его премудростью, который " не познал Бога в премудрости Божией" (I Кор, 1, 21); простые Галилейские рыбаки сохранили для мира на все века великие начала христианства, которые оказались непосильными для человеческой премудрости древнего мира, ибо " буее Божие (немудрое) премудрее человек есть, и немощное Божие крепчае человек есть" (I Кор.1, 25). И Бог избрал немудрое мира и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных мира сего, которые без Бога хотели обрести истину. Христианство всегда было и остается тайной, которую Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам (Мф. 11, 25), чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9, 39). Ибо ничто так не противно самому существу христианской религии, как самодовольная и самоуверенная мудрость. Только истинные и глубокие знания, озаренные Божественным Откровением, приносят человеку пользу, укрепляют его веру и делают ее сознательной и устойчивой, чего нельзя сказать о человеческих познаниях, не озаренных словом Божиим. Как нож, с одной стороны, может приносить пользу и необходим в домашнем быту, а с другой - в руках разбойника может служить лишь орудием для убийства, так и всякие познания могут быть полезными и вредными для человека, - полезными тогда, когда человек стремится к Богу, хочет познать Его, когда он свою жизнь, свои знания посвящает на служение ближнему, - вредны, когда они служат только к удовлетворению человеческих страстей, когда они вызывают в человеке надменность, тщеславие и бесовскую гордыню. Св. Григорий Богослов, говорит, что человеческие познания, к которым пришел древнеклассический мир, пленили его; он много и долго трудился, изучая науки, какие собрали Восток и Запад, и особенно Афины - краса древней Эллады. И, кончая эту мысль, он говорит: " Но все сии познания, повергнув долу, положил я к стопам Христовым, чтобы они уступили слову великого Бога, которое затмевает собой всякое известие и многообразное слово ума человеческого" (Г. Дьяченко, стр.101). Но целью Откровения служит не столько удовлетворение познавательных способностей, сколько, и главным образом, спасение человека, достижение им Царства Небесного или того райского блаженства, которого он лишился через грехопадение, ибо конечная цель бытия человека - общение его с Богом и достижение им вечного спасения, а это возможно только с помощью Божественной благодати. в) Необходимость сверхъестественного Откровения. С отрицательной стороны вытекает из ограниченности и поврежденности человеческой природы, вследствие которых не возможны, без особой помощи свыше, ни начало, ни развитие истинно-религиозной жизни (Рим.7, 18-24), а также и недостаточности для богопознания естественного Откровения. С положительной - из понятия о религии, как живом взаимном общении между Богом и человеком. В возможности сверхъестественного Откровения нельзя сомневаться, если мы верим в живого и личного Бога и убеждены, что человек создан по образу Божию. Нельзя допустить, чтобы Существо Высочайшее, Которое есть жизнь и сама любовь, оставило Свое создание, слабое и немощное, без Своего Откровения, вразумления и просвещения. Без сверхъестественного Откровения не может быть истинной религии и правильного понятия о Боге, о чем свидетельствуют все естественные религии. Не в качестве авторитета, а в качестве иллюстрации мысли о необходимости сверхъестественного Откровения для самого существа религии приведем слова поэта В.А, Жуковского, глубокомысленного верующего христианина: " Бог философический, так сказать, на живую нитку сшитый нашим умом из клочков его умозаключения, есть только умственный идол, которому, поклоняясь, мы поклоняемся только самим себе и собственной нашей идее. Эта идея, нами самими созданная, есть нечто, не могущее иметь с нами никакой взаимности. Вера в Бога может быть только Откровением, т.е. живая вера в Бога и живые отношения к Нему возможны только при Откровении со стороны Самого Бога человеку. Бог не есть идея: Он - Лицо, живое Существо, Которого наша мысль изобрести, т.е. из самой себя вывести, не может» (П.А. Светлов, т.1, стр.30-31). С другой стороны, между Богом и человеком, при всем безмерном различии, есть нравственное сродство, и человек может входить в живое общение с Богом. Бог, как Существо всеведущее и премудрое, обладает всеми средствами для сообщения людям Своего Откровения, а человек имеет способность к восприятию этого Откровения. Итак, сверхъестественное Откровение необходимо для человека, а со стороны Бога - возможно. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы