Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пророчество - признак истинности слова Божия.



под именем пророчества разумеется ясные и определенные предсказания о будущих событиях совершенно случайных, которые не могут быть доступны соображениям человеческого разума, а ведомы только одному бесконечному Уму. К пророчествам относятся совершенно случайные события, т.е. которые могут быть, а могут и не быть. Такие события не подчиняются естественным законам природы, а только совершаются всемогущей волей Божией и Его Промыслом. Все это, что можно предвидеть на основании естественных законов, не является пророчеством (врач, астроном, политик и т.д.). Пророчества имеют предметом своим будущие события не только случайные, но и чудесные, совершенно зависящие от единой воли Божией, каковы были пророчества о 10 казнях египетских, пророчества Исаии и мн. др., просвещенных Духом Божиим мужей. Мессианские пророчества обнимают собой во всех подробностях жизнь и дело Христово: предсказаны точно время и место рождения Мессии, поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет, появление Предтечи, чудеса Спасителя, Его учение, отвержение Мессии иудейским народом, страдания, смерть, воскресение и т.д. Все эти пророчества Паскаль считает " величайшим из доказательств истинности Иисуса Христа" (а вместе с тем и Библии).

Иустин Философ говорит: "...каким бы образом поверили мы Человеку Распятому, что Он Первенец нерожденного Бытия Бога, и произведет суд над всем родом человеческим, если бы не находили мы свидетельств, предсказанных о Нем прежде, нежели Он пришел и сделался человеком, и если бы не видели, что точно так и сбылось, то есть, что земля иудейская опустошена, что люди из всего народа уверовали в Него посредством учения Апостолов Его" (Св. Иустин Философ. Соч., стр.83 стр.145; Разговор с иудеем Трифоном).

Целый народ в течение нескольких тысяч лет возвещал Мессию. Возникает вопрос, если Мессия столь ясно был предсказан, то как могло случиться, что иудеи не узнали Его? на этот вопрос можно ответить словами известного ученого - мыслителя Паскаля: " Иудеи, убивая Христа, чтобы не признавать Его за Мессию, доказали этим самым в последний раз, что Он - Мессия, продолжая Его не признавать, они стали безупречными свидетелями истинности Мессии. И убивая, и продолжая отказываться от Него, они исполняли пророчество" (Б. Паскаль. Мысли о религии, стр.177-178, 182).

Среди множества мессианских пророчеств особенно сильное впечатление производит псалом 21, с поразительной точностью и ясностью пророчествующий о Мессии - Искупителе, в связи с псалмом 63, дающим полную и подробную картину крестных страданий и смерти Иисуса Христа (стихи 2, 8-9; 17-18; 19, Пс.68, 22).

Чудеса - признаки истинности слова Божия.

Рационалисты отрицают возможность чудес: по их мнению, допущение чудес должно внести изменение и нарушение сил и законов природы, которые всегда постоянны, неизменны и непреложны. Но чудеса не изменяют и не нарушают законов природы, а только на время препобеждают их течение. Представим, что человек своей рукой бросил камень вверх. По закону всеобщего тяготения, камень этот должен лететь сверху вниз, но он между тем летит вверх... А если это возможно бывает для органических сил и возможностей, то тем более это возможно для всемогущего Бога. Всякое чудо не нарушает в существе того или другого закона, а только на время препобеждает его в силу особой воли Божией на то: " Где хочет Бог, побеждается естества чин".

Могущественное действие слова Божия на сердца человеческие (Евр.4, 12).

Библия оказывает могущественное, неотразимое влияние на душу человека, всецело покоряя ее себе. Она действует на все стороны человеческого духа. Нет книги в мире сколько-нибудь подобной ей по власти, которая покоряла бы так же, как покоряет себе Библия человека, его ум, сердце и волю; нет ни одной книги в мире, которая бы покорила себе все народы, людей всякого звания, образования; нет книги в мире, которая оказывала бы столь продолжительную власть над людьми, как Библия. И здесь исполняется пророческое слово апостола Петра, сказанное Господу в ответ на Его вопрос ученикам: " Не хотите ли и вы отойти? " Симон Петр отвечал ему: " Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин.6, 67-68). Проповедниками слова Божия были простые и неученые иудейские рыбари, но они своим учением покорили весь мир. Вначале против них вооружились все и всем: мудрецы и философы - умом и пером, властители и сами римские императоры - огнем и мечом, жрецы и чернь - неистовой яростью и злобой, клеветой и насмешкой. Казалось бы, достаточно было немного такого времени для того, чтобы стереть христианство с лица земли и предать его полнейшему забвению в самом раннем потомстве. Три века лилась кровь мучеников, но учение о Христе не погибло. Оно с неимоверной быстротой захватывало все новые и новые страны тогдашнего мира. Апостол Павел писал к римлянам: " Благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера наша возвещается во всем мире" (1, 8). Главная сила такой несокрушимости христианского вероучения заключается в том, что оно есть не человеческое, а Божие. Истина христианства, как дело от Бога, не может быть разрушена. По своей жизнеспособности Библия представляет нечто исключительное в истории; ни одну книгу в мире столько не оскорбляли, преследовали и проклинали, как эту книгу, и, однако, она не погибла. Множество книг пропадает от внутренней своей слабости, а об эту книгу, как скалу, разбиваются предрассудки и равнодушие, огненная ненависть и злоба неверия. " Библия есть самая международная книга, какую когда-либо видела земля, она переведена более чем на 400 языков». (Светлов т.1, стр.110-111). Эти данные конца 19 в.

Библия имеет дивную силу и способность давать утешение во всяком страдании, мир душе, сопротивление греху и возрастание в добре - все это делает из нее живую " силу Божию" (Рим.1, 16), Книгу Жизни.

Об этой необыкновенной черте Библии, кроме ее собственного свидетельства о себе самой, как нравственной силе, знает каждый верующий читатель по собственному опыту.

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Цель бытия человека.

Человек сотворен Богом для блаженства. Это есть истина христианской религии. В признании этой истины сходятся умы самых разнообразных и даже противоположных направлений. Все согласны, что человек хочет счастья и что счастье есть цель, к которой он стремится, но согласие это, в сущности, мнимое и заключается лишь в слове " счастье", которое представляется крайне различно. Поэтому и понятия людей о цели жизни в высшей степени разнообразны. Одни полагают счастье человека в тех или иных материальных благах, другие - в чувственных наслаждениях (хотели бы видеть единственное счастье и украшение человеческой жизни вообще в половой любви - Байрон, Мопассан), третьи - в достижении власти, славы земной и т.д. Но и здравый смысл, и опыт говорят о суете искания смысла и цели жизни во временном и условном бытии. Ветхозаветный мудрец, решая вопрос: " В чем можно найти на земле высшее благо? » - указывает на собственный опыт: как он искал счастья и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши; и убедился, что мир изменчив, и всё, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымысел беспокойного духа. Все - суета сует и томление духа. " Одно, - заключает проповедник, - надлежащим образом утешает человека и доставляет ему мир и радость: богобоязненность и соединенное с ней исполнение заповедей Божиих" (Еккл.).

Только вечное, бесконечное и абсолютное Бытие может дать непреходящий истинный смысл и содержание для человеческого духа с его бесконечными стремлениями, т.е. последняя цель и высшее благо человека, достойные Творца и соответственные семой природе человека, есть слава Божия или отображение совершенств Божиих в нем (человеке). Эта цель может быть осуществляема лишь через деятельное богоуподобление и через постоянное и тесное общение человека с Богом. Предел нравственного совершенствования для христианина бесконечен.

Указывая на постоянное и беспредельное совершенствование, Господь еще в Ветхом Завете говорит: " Будьте святы, якоже Аз свят есмь", в Новом Завете Христос, выражая эту же мысль, говорит: " Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть", - вот предел нравственного совершенствования для человека. Отсюда истинное счастье человека обуславливается его внутренним совершенством; совершенство же его состоит в его верности и соответствии богоподобной природе, в отражении совершенств Божиих - в уподоблении Богу. В христианстве единственным Источником блаженства является Бог. Выражая эту мысль, блаженный Августин говорит: " Бог есть Источник нашего блаженства; Он есть цель всех наших стремлений... Мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться. Постольку мы и блаженны, поскольку достигнем сей цели. Другого блага у нас нет никакого, кроме того, чтобы соединиться с Богом" (Светлов, стр.596). В " Исповеди" он же говорит: " Ты сотворил нас для Тебя Самого: потому и мятется наше сердце, пока не обретет Тебя» (Гл. 1) Осуществлением евангельских начал правды и любви полагается начало Царству Божию уже здесь, на земле, но полного завершения Царство Божие достигнет в загробном, послеисторическом периоде. В этом земная жизнь наша может быть названа приготовлением к вечности, началом жизни будущей в Царстве Отца Небесного, когда " Бог будет всяческая во всех" (Кор.15, 23). Признанием такого смысла временной жизни не отрицаются мир и земная жизнь, но, напротив, им только и утверждаются; ибо временное без вечного, земля без неба теряют всякий смысл и ценность для людей, способных мыслить и чувствовать. Итак, Бог, слава Божия - есть высшая и последняя цель человека, и поскольку она конкретно осуществляется в деятельной любви человека к Богу, в служении Ему и ближнему, то не в себе самом, не в своем эгоизме он должен видеть свое назначение и цель своего бытия, а в Боге, в славе Его, ибо эгоизм в человеке исключает всякое совершенство, в следовательно, и счастье, и блаженство.

Понятие о грехе.

Грех ведет свое начало от диавола... " Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает" (I Ин.3, 8). " Грех есть беззаконие" (Ин.3, 4), - говорит св. Иоанн Богослов. Грех есть единственное препятствие общения человека с Богом. Он удаляет нас от Бога и разрушает гармонию нашего бытия. Грех - источник всякой вражды и всех нестроений. Грех есть зло всех зол, так что чрез него самая жизнь перестает быть достойной того, чтобы жить ею. Как только грех овладевает сердцем человека, так сразу же человек входит в противоречие с самим собой, с окружающим его миром и с Богом. Наконец, грех является причиной многих болезней и самой смерти, а смерть - самое страшное зло в земном бытии; особенно смерть нечестивых и порочных людей. По учению Откровения, " смерть грешника люта" (Пс. 33, 22). В книге Иова она прямо называется царицей ужасов. Смерть противоестественна, а поэтому в человеческом сознании она является печальным и страшным образом. Душа, страшась своего Творца, от Которого она далеко уклонилась, но к Которому она должна по разлучении с телом предстать, с трепетом и страхом оставляет свою храмину - тело. Человек, очищая себя от греховной скверны и созидая Царство Божие, постоянно должен в течение всей своей земной жизни памятовать о спасении. Очищение человека от греха и его спасение возможно только в основанной Христом Церкви.

 

ПОНЯТИЕ О СПАСЕНИИ

Спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя, но и собственными усилиями человека, ибо человек является разумно-свободным существом. С нравственной (или субъективной) стороны спасение состоит не в избавлении лишь человека от наказаний за грех и даровании ему загробного блаженства или Царства Небесного. Спасение есть, прежде всего, очищение человека от греховной скверны - достижение им святости, нравственное его обновление. Без нравственного возрождения Царство Божие доставило бы человеку мучение, а не блаженство, ибо в душе его не было бы ничего сродного с благами Царства Божия. Но нравственное обновление человека невозможно без возрождения водой и Духом (Ин.3, 5). Вне Церкви и без помощи божественной благодати одними естественными силами невозможно отложить прежний образ жизни человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4, 21-24). Без помощи Благодати не может и возрожденный соделывать свое спасение. Эта благодать обитает в Церкви, и Церковью она сообщается в видимых средствах - таинствах.

Итак, только св. Церковь и обитаемая в ней благодать Божия помогают человеку освободиться от греха и идти по пути нравственного совершенствования ко спасению.

Вся так называемая " церковность" православной Церкви, т.е. богослужение с чтением слова Божия, обряды, молитвы, песнопения и все ее установления, - все направлено к нравственному воспитанию человека, к победе его над грехом.

О СИМВОЛЕ ВЕРЫ

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры в сжатом и сокращенном виде заключаются в Символе веры. Слово " Символ" по словопроизводству с греческого языка " " от глагола " " - " вместе бросаю", " сливаю" (имеет два значения:

а) " склад", " собрание" и

б) " знак". )

В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры; во втором - на то, что Символ веры служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь