Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ КАНОНА СВЯЩЕННЫХ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ КНИГ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Первый, вследствие Божественного повеления (" И рече Господь к Моисею: напиши себе словеса сия: в словесех бо сих положу тебе Завет, и Израилю" - Исх.34, 27), стал записывать в книги Откровение Божие Моисей. Моисеем были написаны пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эти книги Моисей отдал для руководства священникам и старейшинам израильского народа (Втор.17, 18-20). Вручая эти книги народу, Моисей заповедал ему: " Вземше книгу закона сего, положите ю от страны ковчега завета Господа Бога нашего, и будет тако вам во свидетельство" (Втор.31, 26). Этим Бытописатель ясно показал Своему народу, что книги эти не суть книги человека, но слово Самого Бога, что они должны быть нормой веры и благочестия для Израиля. Моисею же некоторые приписывают написание книги Иова. Судя по тому, что в ней излагается религия и нравы патриархальные (а жизнь Иова продолжается более 200 лет), историческое существование Иова несомненно относится ко времени прежде исхода евреев из Египта. Священная письменность еврейского народа началась только с Моисея, а поэтому можно согласиться с данным мнением о происхождении книги Иова от Моисея. Преемник от Моисея по Священной письменности Иисус Навин, возобновивши в Сихеме завет народа с Богом, " вписал словеса сия (завета) в книгу Закона Божия" (Иис. Нав.24, 26), т.е. приобщил свою запись к пятокнижию Моисееву, и явилась новая каноническая книга - книга Иисуса Навина. За временем Иисуса Навина следовали времена судей, а затем - времена царей. Времена судей описаны пророком Самуилом, который заключил собой эти времена и который помазал евреям первого царя, царя Саула. Явилась книге Судей. Ему же (Самуилу) приписываются книга Руфь, а также первые 24 главы 1-й книги Царств. Окончание 1-й и написание 2-й книги Царств приписывается пророкам Нафану и Гаду. 1 и 2-я книги Царств у раввинов носят вместе имя Самуила. Это потому, что Нафан и Гад принадлежали к пророческим школам, основанным Самуилом. После Нафана и Гада священными писателями во времена царей были пророки: Ахия, Семей, Ииуй, Исаия, а также и сами цари, - а именно - Давид и Соломон. Царь и пророк Давид оставил нам книгу псалмов, называвшуюся Псалтирью по имени десятиструнного инструмента, игрой на котором Давид сопровождал пение псалмов. Псалтирь состоит не из одних только Давидовых псалмов. В ней есть один псалом (89), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (43-48, 83, 84, 86) - левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) - пророка Асафа, также из колена Левиина, один - Емана и один (88) - Ефама, современников Давидовых, а также есть псалмы Соломона, Иеремии и пр. пророков. Небольшая часть псалмов принадлежит Давиду. (Примечание: Св. И. Златоуст, утверждает, однако, что все псалмы написаны пр. Давидом, причем приводит и веские основания. См. Творения, т.V, о Псалмах). Сын и преемник Давида Соломон, составил книги: Притчей, Екклесиаст и Песнь песней. По разделении народа Божия на два царства - Иудейское и Израильское, когда древнее благочестие и уважение к закону стали приходить в упадок, Бог для противодействия усилившемуся нечестию и идолопоклонству, а также для обличения преобладающих беззаконий посылал пророков, которые и делом и словом способствовали сохранению истинной веры. Отсюда явились новые канонические книги, а именно: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых Пророков. По разрушении Иудейского царства вавилонянами Израиль пробудился от своего нравственного усыпления, которому предался прежде. На реках вавилонских он вспомнил и оценил слова пророков Божиих, говоривших ему о необходимости нравственного совершенства и верного служения Иегове. И вот, когда Господь избавил их от плена, одной из забот израильтян было собрать в одно целое и хранить все дорогие для них учения и писания пророческие. К этому были и другие причины: 1.) отсутствие ковчега завета во Святом Святых второго храма, - отсюда появилась необходимость обеспечить неприкосновенность и неповрежденность священных книг; 2) забвение евреями родного древнего языка, на котором были написаны священные книги; в) прекращение живого пророческого слова. Все это побуждало иудеев собрать все священные книги в одно целое. Удовлетворять этим требованиям начинает священник Ездра, который с помощью других иудеев СОБРАЛ ВСЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ СЛОВА БОЖИЯ. Ездра составил в окончательной форме 3 и 4-ю книги Царств и обе книги Паралипоменон: присоединение к существующим уже книгам еще две книги своего имени (Ездры). Вторая книга Ездры в переводе 70-ти называется книгой Неемии. По преданию Ездре приписывается составление книги Есфирь. Таким образом, в V-м веке до Р.Х. был составлен в окончательной форме канон Священных книг Ветхого Завета, который существует до настоящего времени. Кроме 22-х книг Ветхозаветной Церкви, имеющихся в еврейской Библии, в славянской Библии имеются еще книги, которые не входят в состав книг канонических. К ним относятся: I) книга Премудрости Соломона, написанная неизвестным автором на греческом языке; 2) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанная на еврейском языке, но до нас дошедшая только в греческом переводе; 3) книга Товита, 4) книга Иудифи, вторая книга Ездры; 5) третья книга Ездры; 6)послание Иеремии, книга Варуха и три книги Маккавейские. Все эти книги, как не вошедшие в состав канона Еврейской Библии, не признаются и в христианской Церкви одинаковой важности с каноническими, но считаются только назидательными и полезными для чтения. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СВЯЩЕННЫХ КНИГ Законоположительные книги 1. Книги Бытия повествуют о том, как сотворен был мир и все в мире, а также и человек. Откуда в человеческом роде произошел грех (грехопадение), на чем основана вера в искупление и заключает в себе историю патриархов, начиная с Адама до смерти Иосифа в Египте. Книге имеет 50 глав. 2. Книга Исход повествует о чудесном исходе евреев из Египта под руководством Моисея и о Законе, данном народу на горе Синае, и продолжает историю избранного народа Божия от смерти Иосифа до построения скинии. Книга имеет 40 глав. 3. Книга Левит заключает в себе законы, относящиеся к обрядам богослужения, которые поручено было отправлять священникам и левитам из колена Левия. Книга имеет 27 глав. 4. Книга Числ в начале представляет исчисление по коленам способных к войне евреев, сделанное по повелению Божию Моисеем и Аароном, и заключает в себе приключения народа еврейского и законы, данные ему во время странствования его по аравийской пустыне, а также повествование о войнах, которые имели евреи с царями Аморрейскими и мадианитянами. Книга имеет 36 глав. 5. Книга Второзаконие. В этой книге Моисей, приближаясь к смерти, повторяет новому поколению евреев, которое возросло в пустыне Аравийской, законы, данные отцам их, погибшим в пустыне. Книга имеет 34 главы. Все пятокнижие заключается повествованием о КОНЧИНЕ Моисея.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ 1. Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения обетованной земли и оканчивается сказанием о смерти сего вождя (Иисуса Навина) народа Божия после Моисея. Книга имеет 24 главы. 2. Книга Судей описывает состояние Израильского народа во времена Судей (от кончины Иисуса Навина до смерти Самсона); в ней изображено неоднократное порабощение Израиля окрестными народами и освобождение его посредством судей всякий раз, как только он (народ) обращался к Богу. Всего в книге - 21 глава. 3) Книге Руфь. Ко времени судей относятся приключения Руфи, бедной моавитянки, которая, оставшись вдовой после одного еврея, имевшего пребывание в Моавитской земле, показала такую привязанность к своей свекрови (матери умершего ее мужа) и такую любовь к истинному богопочитанию, что оставила родину и вместе со свекровью переселилась в иудейский город Вифлеем; здесь она сделалась супругой богатого и благочестивого Вооза и матерью Овида. От Овида произошел Иессей, отец Давида, из племени которого родился Спаситель мира. Книга, описывающая приключения Руфи, составляет продолжение книги Судей и как бы введение в историю царей. Она имеет 4 главы. 4) 1-я книга Царств. Повествует о событиях, случившихся при первосвященнике Илии, пророке Самуиле и царе Сеуле до его смерти. Книга содержит 32 главы. 5) 2-я книга Царств описывает царствование Давида до помазания Соломона еще при жизни отца (24 главы). 6) 3-я книга Царств излагает события царства еврейского, а по разделении его попеременно то иудейского, то израильского, от помазания Соломона до смерти Ахава, царя израильского. Имеет 22 главы. 7) 4-я книга Царств списывает продолжение истории обоих еврейских царств. Она доводит до разрушения царства Израильского Салманассаром и царства Иудейского Навуходоносором. Имеет 25 глав. 8) Книга Паралипоменон от греческого слова " " покидаю", " оставляю без внимания", " пропускаю, указывает на то, что в книге Паралипоменон говорится многое из времени царей, чего пропущено в книгах Царств. Книги Паралипоменон имеют предметом своим сохранение замечательнейших родословий еврейского народа, свидетельствовавших о его древности и превосходстве пред всеми языческими народами, а также книги указывают на богослужебные учреждения Давидовы и повествуют о царях, преимущественно иудейских, с напоминанием всего, что они сделали для веры и Церкви. 1-я книга Паралипоменон начинает родословие с Адама, описывает историю смерти Саула и оканчивается смертью Давида. Имеет 29 глав. 2-я книга, Паралипоменон повествует историю царствования Соломона до разрушения Иерусалима и храма Соломонова халдеями. В конце книги имеется указ Кира, царя персидского, о восстановлении храма в Иерусалиме. Книга имеет 36 глав. 9) 1-'я книга Ездры. Указом Кира о восстановлении Иерусалимского храма начинается 1-я книга Ездры, в ней описывается возвращение иудеев из плена и сооружение храма и восстановление богослужения и гражданского благоустройства. Книга имеет 10 глав. 10) 2-я книга Ездры, носящая имя Неемии (который был виночерпием персидского царя Артаксеркса Лонгимана, т. е. долгорукого и сотрудником Ездры в строении положения возвратившихся на родину евреев), описывает возобновление стен Иерусалимских, искоренение некоторых злоупотреблений, вкравшихся в новособранное общество иудеев, восстановление праздников новолетия и кущей и прочие распоряжения и действия Неемии для благоустройства евреев, возвратившихся в свое отечество. Она имеет 13 глав. 11) Книги Есфирь содержит историю иудеянки Есфири, которая, сделавшись женой одного из персидских царей (Ксеркса), под властью которых находились евреи, жившие в пределах бывшего вавилонского царства, избавила, по научению двоюродного брата своего Мардохея, свой народ от погибели, готовившейся Мардохею и всему иудейскому народу от честолюбивого персидского вельможи Амана. Книга имеет 10 глав. УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ I) Книга Иова. Изображает твердость веры Иова, который перенес страшные лишения и несчастья, но среди тяжких испытаний нисколько не поколебался в вере в Бога. Книга имеет 42 главы. 2) Книга Псалтирь состоит из 150 псалмов, или хвалебных песней Богу. Большая часть псалмов в Псалтири (не менее 78) принадлежит Давиду. Псалтирь заключает в себе молитвы, правиле благочестивой жизни, пророчества о Мессии (Его страданиях; смерти и воскресении). 3) Книга Притчей Соломона. В ней собраны мудрые изречения о богобоязненности и пороке, а также о поведении и судьбе человека в домашнем и общественном быту. Книга содержит 31 главу. 4) Книга Екклесиаст (или проповедник) решает вопрос: " В чем можно найти не земле самое высшее благо? " Он указывает на собственный опыт: как он искал счастья и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши, и убедился, что мир изменчив, и все, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымыслы беспокойного духа. " Одно, - заключает проповедник, - надлежащим образом (успокаивает) утешает дух: богобоязненность и соединенное с ней исполнение заповедей Божиих" 'Все - суета сует и томление духа". Книга содержит 12 глав. 5) Песнь Песней (превосходнейшая песнь). Она есть песнь Богодуховная и содержит в себе таинственный смысл под символом чистой любви, какую выражают друг к другу жених и невеста; книга Песнь песней изображает ту высокую Любовь, которою Христос Господь возлюбил Свою церковь, и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа, истинно верующая и любящая своего Господа. Книге содержит 8 глав. ПРОРОЧЕСКИЕ I) Книга пророка Исаии дает самые ясные и подробные предсказания о рождении Спасителя от Девы, о Его жизни, страданиях и смерти. По ясности этих предсказаний пророка Исаии некоторые из отцов Церкви (блаженный Иероним) называют его ветхозаветным Евангелистом. Книга имеет 66 глав. 2) Книга пророка Иеремии содержит предсказания Вавилонского пленения. Относительно событий новозаветной Церкви он предсказал, что во дни правосудного царя от дома Давидова - Христа - даны будут от Господа Новый Завет и Новые законы, которые будут написаны не на каменных скрижалях, как закон, данный через Моисея, но в самом сердце людей. Книга содержит 52 главы. 3) Книга_ пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль жил и пророчествовал во времена Вавилонского плена. Он описывает самое страшное изображение бедствий, которые постигли Иерусалим и храм за нечестие иудеев; но вместе с тем он предсказал возвращение из плена, восстановление Иерусалима и храма, наступление царства Мессии, призвание в это царство язычников. О Христе Спасителе он предсказал, что Спаситель Мира будет Единый Пастырь. Под образом сложения костей на поле, как было открыто ему в видении, он изобразил будущее воскресение мертвых. Книга содержит 43 главы. 4) Книга пророка Даниила в первой половине дает описание событий из жизни его собственной и трех друзей его и изображение некоторых замечательных приключений вавилонских царей. Другая половина книги пророческого содержания и содержит в себе видения Данииловы о четырех всемирных монархиях и о царстве Мессии; в пророчестве о семидесяти седминах Даниил предсказал, что со времени издания указа (Артаксеркса Лонгимана, 433 г. до Р.Х.) о построении Иерусалима до Христа Спасителя должно пройти 490 пет. Книга имеет 24 главы. 5) Книга двенадцати малых Пророков, из которых Аггей, Захария и Малахия пророчествовали после пленения Вавилонского, а остальные - 9 - прежде. Пророки, жившие до пленения Вавилонского, предсказывали разрушение Иерусалима и совершенное падение царства Израильского. Из них пророк Михей о Христе Спасителе предсказал, что он родится в Вифлееме. Пророки, жившие после пленения Вавилонского, побуждая иудеев к усердному и ревностному строению второго храма, предсказали, что в этот храм явится (придет) Спаситель мира. Пророк Захария предсказал торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, пророк Малахия - служение Иоанна Предтечи пред явлением в мир Мессии. Пророк Малахия заключил собой ряд Богодухновенных пророков. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ 1) Книга Премудрости Соломона. Заключает в себе мысли Соломона и от лица Соломона проповедует премудрость Божию, внушает всем суд и правду и раскрывает происхождение и опасную сторону язычества 2) Книга Иисуса Сирахова заключает в себе превосходнейшие правила для всех сословий и на разные случаи жизни. В книгах Маккавейских продолжена история ветхозаветной Церкви и народа Божия. Они доводят ее почти до конца II-го века, т.е. 134 до Р.Х. История от времени Гиркона и до смерти Ирода Великого (при котором родился Христос Спаситель) описано в " Иудейских древностях" Иосифа Флавия.
[1] Один из богословов настоящего времени, рассматривая произвольный поступок первозданных, говорит, что не будем высмеивать незначительность преступления наших прародителей в Раю, ибо дело в принципе, т.е. в послушании и соблюдении положенного нравственного закона, а не в степени нарушения. (Атомная бомба поменьше артиллерийских снарядов, а действие ее ужасное. Это в области Физики, в биологии еще сильнее соотношение между нарушением закона и следствием этого нарушения. В духовной жизни во много раз еще сильнее это соотношение). (Протоиерей Евгений Попов. Прав. догматическое богословие. Пермь, 1880, ч.3, изд. 3, стр.11).
[2] Указывают на то, что в религиозных языческих системах можно находить аналогии, сходства с основными истинами христианства. В этом нет ничего удивительного, т.к. искра Божественной истины не могла вполне угаснуть в человеческом роде, и язычники, лишенные сверхъестественного Божественного Откровения, могли, руководствуясь лишь естественным откровением (разумом, совестью и пр.), сохранить некоторое действительное представление, хотя и в искаженной форме, в виде намеков и туманных надежд. Язычество по-своему готовило многие народы мира к принятию вечной Истины - Христа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы