Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимосвязь Заповедей Божьих И Заповедей Блаженств. Основы Нравственного Закона.



 

Заповеди Божьи можно сравнить с первыми ступеньками лествицы, без которых невозможно взайти и на высшие – ступени заповедей блаженств. Постепенное, последовательное исполнение заповедей можно назвать - духовным ростом человека (духовным устроением). Возьмем к примеру труд преп.Иоанна Лествичника " Лествица" или св. Феофана Затворника " Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться? ". Для краткого объяснения синайских заповедей можно употребить два ключевых слова: " почитай" и " не вреди".

Для 1–5-й заповедей применимо слово " почитай": почитай истинного единого Бога – 1-ая заповедь; не уклоняйся к почитанию ложных богов – 2-я; почитай Бога словом – 3-я; почитай Бога делом - 4-я; почитай родителей – 5-я.

Для 6 – 10-й заповеди применимо слово " не вреди": жизни - 6-я, целомудрию – 7-я, имуществу – 8-я, словом – 9-я и даже мыслию, желанием – 10-я. Золотым правилом для Заповедей Божьих, в особенности по отношению к ближним, является правило апостольского собора: " не делать другим того, чего не хочешь себе" (Деян.15, 29). Эту заповедь возможно исполнить правильно, если человек исповедует единого истинного Бога, а ложных языческих богов отвергает, ибо таковые боги не являются примером подражания верности, истине, правде, нравственной чистоте жизни.

Как мы видим, в синайских заповедях, в частности, десятисловии, есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях Господь призывает к верности Себе, почитанию единого Бога и в мыслях (1, 2 заповеди), и в слове (3 заповедь), и в деле (4 заповедь). Это налагает на человека ряд обязанностей по отношению к Богу. Следующие шесть определяют взаимоотношения между людьми, которые основываются на принципе, чтоб не навредить ближнему ни делом (5, 6, 7, 8-я заповедь), ни словом (9-я заповедь), ни желанием и мыслью (последняя 10-я призывает к совершенной чистоте). Пятая заповедь, можно сказать, является связывающим звеном между заповедями к Богу и к ближним. Она обязывает не вредить ни делом, ни словом своим родителям и призывает почитать родителей, а соответственно, всех старших и наделённых от Бога властью начальников[7].

Эти два ключевых слова - " почитай" и " не навреди" - определяют минимальные требования в отношении союза человека с Богом в ветхозаветные времена. Господь, желающий всем спасения, как " кокош" (квочка) опекал избранный народ, вразумлял его наказаниями в случае отступления от союза, уклонения от исполнения заповедей Божьих, приучал его к святости и чистоте жизни, хотя бы ради страха наказания.

Только добросовестное исполнение Закона Божия давало возможность, удостаивало избранный народ воспринять обетование о Спасителе. Богодухновенные речи пророков пронизаны надеждой на Спасителя - Мессию, также речами обличения нерадивых и беззаконников и утешениями скорбящих и праведников.

Ко времени пришествия Спасителя народ еврейский в большинстве своем можно условно разделить на мытарей и фарисеев (саддукеев, книжников), которые заблуждались по подобию блудного сына и расточили свои богатства: одни - беззаконными делами, по немощи и неведению, другие - своим тщеславием и гордыней, превращая добродетель в мерзость перед Господом. По словам пророка Исаии: " Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Го­с­по­дь воз­ложил на Него грехи всех нас" (Ис.53, 6). Фарисеи своим тщеславием лишились благодатной силы, а мытари, хотя и каялись в своих беззакониях и были более оправданы перед Господом, были все же под игом греха ( Рис). Обе " категории" евреев (в общем, как и каждый современный верующий человек) блуждали в неведении и ожесточении, обе возлюбили тьму, ибо объединились в злобе против света - Христа - в едином крике: " И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф.27, 25).

 

Рис. Фарисей и мытарь.

Неисполнение и неправильное понимание (фарисеями) заповедей Закона Божия привело к распятию Господа Иисуса Христа.

Заповеди Божьи не потеряли своего значения и в наши дни. И недаром Православная Церковь, предуготовляя нас к Великому Посту, предлагает всем чадам Церкви размышление в течение трех недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде. И с первой недели призывает поревновать фарисейским делам праведности и мытареву смирению - отвергнуть гордость и тщеславие фарисея и беззаконные дела мытаря, уподобиться покаявшемуся блудному сыну и страшиться Страшного суда.

Как же правильно поревновать добродетелям и отвергнуть путь смерти? Этому нас научает Сам Господь Иисус Христос в Своей проповеди на Елеонской горе в Заповедях блаженств. 1-ая заповедь гласит о нищете духовной. Нищета, " немощь закона" (Рим.7, 8) являлась основной темой проповеди апостолов, особенно первоверховного ап. Павла. Ибо при правильном исполнении Заповедей Божьих закон научает и показывает человеку его немощь, его греховное состояние. Как блудный сын, осознавший свою греховность, обращается, кающийся, к своему отцу и с плачем просит о прощении своих согрешений. Видя себя грешником, человек вступает на первую ступеньку " лествицы" добродетелей, ведущую по трудному и скорбному пути в Царствие Небесное.

Заповеди Божьи (блаженств и синайские) — это дорога с верстовыми столбами, указывающими человеку-страннику дорогу в Царство Небесное и правила движения по ней. Значение заповедей не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном их руководстве.

Заповеди Божьи — это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни, праведники, пророки: “Закон Твой — утешение мое … Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих … Великий мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Пс.118, 1; 77.1).

Заповеди Божьи можно сравнить с законами природы: и те, и другие имеют своим создателем Творца и дополняют друг друга - одни регулируют природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется законам природы, человек же свободен - подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже — уподобляться Богу. Однако нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.

Сознательное нарушение заповедей Божьих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и, в конце концов, - к катастрофе. Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый Денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом ( Рис. ).

Рис. Денница.

Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда прародители Адам и Ева согрешили, в результате чего зараза греха перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась страданиями, несчастьями и преступлениями. Следствием этого был Всемирный потоп в наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение сначала Израильского, а потом — Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70-м году по Рождестве Христовом; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народов.

Сравнивая далее законы природы с Заповедями Божьими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром. Нравственные же законы - вечны ( Рис. ).

Они содержат основные нравственные - нормы, которые неизменны, основа которых - послушание и жертвенная любовь к Богу и ближним.

Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: " Заповеди Божьи в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью" [8].

Таким образом, синайские заповеди определяют моральное поведение человека и вместе с новозаветным учением о " Божественной любви" [9] (1Кор.13, 1-8) составляют единый нравственный закон. Синайские заповеди содержат в себе основы нравственности, они закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.

Чтобы заповеди Божьи принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца.

Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал пророк царь Давид: “Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно” (Пс.1, 1-3).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  2. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  3. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  4. II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ
  5. IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  6. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  7. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  8. Американские протестанты и русские старообрядцы – религиозные основы этики ведения бизнеса
  9. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
  10. Б1.Б.20 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  11. Билет 7 Внутренняя структура процесса обучения как взаимосвязь преподавания и учения
  12. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТОКСИКАЦИИ.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь