Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1.Основы христианского мировоззрения



 

СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Этот вопрос, несомненно, является главнейшим для человека. От того, как человек ответит на него, зависит вся его жизнь и настоящее счастье (блаженство).

Люди по-разному для себя решают этот вопрос. Одни считают, что целью жизни для человека является устроение земной жизни, в полном удовлетворении всех своих жизненных (чувственных) потребностей. Другие — что цель в материальном благополучии, стяжании земных богатств. Третьи — в достижении всевозможных привилегий, почестей и славы.

Но счастливы ли в действительности те люди, которые ставят перед собой подобные цели?

Что бы разобраться в этом важном вопросе сначала определимся кто такой Бог и человек. Православная Церковь учит, что Бог троичен в лицах – Отец, Сын и Святой Дух и один по существу (природе).

Человек – личность, созданная Богом по

 

Рис. Икона Троица А. Рублев. образу и подобию Своему. Человек " трехсоставен" и имеет дух, душу и тело. Мы с вами особо обратим внимание на душу человека, ибо именно ее необходимо сохранить в этом мире в чистоте и в конечном итоге спасти.

Для наглядности символически изобразим одно из свойств Божьих безначальности в виде круга, не имеющего ни начала ни конца. Однако, хотя природа одна, но проявляется в трех Личностях – Отца, Сына и Святого Духа, поэтому символически от центра круга проведем три равнозначные штрихпунктирные линии. В образованных сегментах напишем имена трех лиц.

Сущность человека " трехсоставна", поэтому три сущности расположим символически - круг в круге. Только по степени значимости больший круг будет символизировать - дух, средний круг - душу, а меньший - тело.

Под большим кругом изобразим меньший круг – душу и подобно тому, как мы выделили сегментами личности Отца, Сына и Святого Духа, выделим теперь только свойства человеческой души – разум, волю и чувства. В святоотеческой традиции выделяют и другие свойства, которые можно так же отделить другими сегментами, но для удобства оставим только вышеуказанные. Эти свойства, в общем то и являются определяющими в описании образа Божия в человеке. Две линии стрелками направленные в верх символически обозначим словами вера и совесть – это и есть образ устремленности человеческих свойств души к Богу, которое можно назвать подобием.

Вера – дар Божий духовного видения (зрения) своих грехов, умного созерцания своей " нищеты" (греховности) и стремления во смирении к чистоте лицезрения Бога и всех святых.

Совесть – дар Божий духовного " слышания" (приятия) и укрепления своей свободной воли человека на основе соблюдения заповедей Божьих (декалога – 10 ветхозаветных) и исполнения девяти новозаветных заповедей (блаженств).

Господь говорит: " Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14, 21; Мк.8, 34; Лк.9, 23).

Утратив в грехопадении райскую связь богообщения с Богом, по милости Божьей нам Господь оставил два дара веры и совести. Символически их можно сравнить с двумя перекладинами " лествицы" между которыми поставим на нашем рисунке 19 ступенек, а именно десять ступенек -заповедей Божьих и девять ступенек - заповедей блаженств. Причем десять заповедей (послушания) в начале пути и девять заповедей (возрастания в жертвенной любви).

Приведем еще образы этих двух перекладин, то есть " лествицы спасения" - два весла у лодки или два крыла у птицы, стремящейся в небо. Опираясь на эти два дара мы сможем переплыть волнующееся море нашей жизни или перелететь бушующий океан житейских страстей.

Православный восьмиконечный крест – это символ пути, следования за Господом: " Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? " (Мф.16, 24-26).

Святоотеческая традиция объединяет разнообразные страсти в три основные -СЛАСТОЛЮБИЯ, СРЕБРОЛЮБИЯ и СЛАВОЛЮБИЯ. Они паразитируют на трех свойствах души - ЧУВСТВАХ, ВОЛЕ и РАЗУМЕ (уме) человеческой души. Символически эти страсти и связанные с ними искушения можно отобразить в виде " ядовитых" змей или пиявок, которые не только питаются кровью жертвы, но и привносят яд в сущность человека. Все эти три искушения описаны в Евангелии: " Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему" (Мф.4, 1-11).

Рассмотрим их по очереди.

СЛАСТОЛЮБИЕ - искушение чревоугодием, плотскими удовольствиями. Человек часто ставит целью своей жизни всемерное удовлетворение своих жизненных потребностей, оказывается глубоко неудовлетворенным. Никакая роскошь, никакие удовольствия не могут сделать его по-настоящему счастливым, сделать целесообразной его жизнь. Всякое удовольствие — будь то табак, вино, наркотики, извращения, роскошь и т.п. - имеет свойство притупляться, надоедать человеку. Достигая одного, он не успокаивается; это удовольствие уже не удовлетворяет его, — и он начинает искать другое. А когда человек достигнет всего, перепробует все развлечения и блага — так, что ему и нечего больше будет желать, - тоска и безразличие охватывают его душу.

СРЕБРОЛЮБИЕ - искушение богатством и властью. Посмотрим на жизнь богача или тех людей, которые находятся на вершине земной славы, и увидим, что они, очень часто, бывают глубоко несчастными. Их богатство и слава причиняют порой больше тревог и горя, чем удовлетворения. Так, богатый постоянно переживает о том, как бы чего ни случилось с его богатством, как бы кто ни расхитил его. Погоня за богатством отнимает все его силы. Достигая определенной меры в накоплении, он не останавливается, - ему хочется еще большего наслаждения. Страсть наживы становится основой его жизни. И в подобной гонке за богатством проходит вся его жизнь. Порой бывает так, что отец собирает огромное состояние, которое затем передает своему сыну, а этот сын в какие-то считанные годы расточает многолетние труды своего отца. Спрашивается, какой был смысл в накоплении этого богатства.

СЛАВОЛЮБИЯ - искушение славой. Также и человек, занимающий высокую должность. И его положение нередко бывает весьма тяжелым. Его жизнь проходит в постоянных страхах и конфликтах. Он не имеет душевного покоя: он в тревоге, как бы его не обошел молодой и энергичный соперник, как бы ему не оказаться жертвою интриг.

 

Есть в народе известное выражение, что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Конечно, это правильно, но только тогда, когда мы посадим доброе дерево от наших добрых дел, полезное для людей, а не ядовитое и вредоносное. Построим свой дом не на страданиях, горе и несчастии других людей, - то есть путём воровства, убийства, блуда, от продажи наркотиков и других беззаконий, - а путём честного труда. Вырастим сына не эгоиста, порочащего наше имя, а доброго и внимательного человека, могущего продолжить наш род, и который не бросит нас в старости на произвол судьбы. Иначе Бог попустит, что:

· наше вредоносное дерево, напитанное соками наших греховных дел, спилят и сожгут,

· дом, построенный на беззаконные средства, сам собою разрушится,

· а наш сын будет сидеть рядом с нами в соседней тюремной камере.

 

Чтобы этого не случилось, все наши дела должны быть связаны одной целью и добрым расположением. Так и на войне побеждает более дисциплинированное войско, когда, начиная от командира и завершая поваром, все имеют одну цель — победу, но каждый исполняет свои обязанности в соответствии со своими способностями, и ещё в определённом духовном расположении. Порядок и дисциплина в хорошем войске основаны не на подозрении и ненависти, а на саможертвенной любви. Человек, обладающий такой любовью, готов поделиться в бою со своим ближним последним глотком воды, последним куском хлеба, заступиться за немощного. Такие люди готовы пожертвовать своею жизнью ради защиты своих матерей, братьев и сестёр, стариков. Такое войско непобедимо.

Насколько приземлены и неудовлетворительны уже упомянутые цели жизни, это мы можем видеть из яркого примера современной жизни. В конце XX века в печати была опубликована статья о самоубийстве сына одного американского миллионера. В этой статье говорится о том, что один преуспевающий в жизни молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия кончает жизнь самоубийством. При нем была обнаружена записка следующего содержания: " Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно". Наверняка у него были самые лучшие автомобили, дорогие виллы, его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может мечтать современный человек. И вдруг — такой печальный финал. Казалось бы, чего же ему не хватало? А не хватало ему главного — Бога. Только Он — Творец Вселенной и человека, в деснице Которого находится все созданное в этом мире, - способен по-настоящему сделать человека счастливым, открыть истинный смысл его жизни, утешить человека, наполнить его жизнь спокойствием и радостью.

Выдающийся богослов IV века блаженный Августин так говорит об этом: " И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе". (Августин святитель, епископ Иппонский. Исповедь. Книга первая. ч.I).

Только жизнь в Боге является истинной и главной целью для человека.

И если человек не находит полного и вечного счастья здесь на земле, то это значит, что существует другое " надмирное" счастье. Мы не способны самостоятельно спокойно устроиться и жить на земле, не мучиться от непонятной внутренней неудовлетворенности. Очевидно, внутри нас есть свидетельство нашей принадлежности к совсем иному, более глубокому, полному и разумному бытию. Пусть мы все сейчас пленники страстей, узники этого мира, и наши усилия без помощи Божией — бессмысленный бунт и бессильная затея. Однако, мы только его пленники, а не граждане: у нас осталось смутное воспоминание об иной, подлинной нашей Родине, и мы не должны завидовать тем, кто забывает о " настоящем счастье", а лучше сказать блаженстве в Боге. Счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей, а блаженство - воспарение над жизненной ситуацией и даже духовной радости не смотря на внешние скорби, страдания и даже смерть.

И, если то, ради чего я живу, удовлетворяет меня лишь временно, или вообще приносит мне и ближним вред, то, значит, такая система ценностных ориентаций является ущербной. А кто внушает или заставляет нас жить по этим установкам, предлагает нам нечеловеческий смысл жизни.

Отсюда главная мысль — наличие в человеке нравственного измерения его жизни: что мир не прост, что в бытии есть разделение на Высший — духовный и низший порядок бытия. Высшее начало действует, притягивает к себе низшее, но они не сопоставимы.

Церковному писателю Тертуллиану в его труде " Апологетик" (гл. 17), принадлежит следующее изречение: " " Бог видит, — Богу отдаю себя на суд, и Бог мне воздаст. Это свидетельство души, по природе христианки! ". То есть человек, изначально созданный Творцом по образу и подобию Божию, имеет внутреннюю потребность в общении с Ним. Без этого общения, подобно отрезанной от дерева ветви, он засыхает и умирает духовно. Его жизнь превращается в бессмыслицу, в пустое прожигание времени в погоне за удовлетворением земных, нечистых потребностей, которыми нельзя удовлетвориться вполне. Наше тело рано или поздно умрёт, и тогда не станет предмета, с помощью которого мы удовлетворяли бы свои грязные пожелания, но останется неумолимая, вечная тяга к греху, ибо душевное влечение с прекращением земной жизни не прекращается и не исчезает.

Когда человек не идет путем Божьим (т.е. не исполняет Его заповедей), грешит, обижает своих близких, — его жизнь обессмысливается. Грехи отравляют его жизнь, все далее и далее отдаляют его от Бога.

Из опыта жизни нам известно: если мы сделали что-то дурное человеку, но потом все же нашли в себе силы, чтобы подойти к нему и примириться; искренне забыли нанесенное нам оскорбление, - после прощения сразу становится легко и нам и тому человеку. Окажется, что не такой уж он и плохой человек - да и сам он тут же расположится к нам, попросит прощения. Так бывает в большинстве случаев. И, наоборот, когда люди скрывают в себе внутреннюю злобу друг к другу, то эта злоба с течением времени увеличивается - она буквально разъедает их. Они не находят себе места, все их мысли о том, как бы уязвить обидчика, отомстить ему. И в этом случае они оказываются глубоко несчастными.

А если же человек найдет в себе силы примириться, ответить добром на зло — то при этом конфликт во многих случаях прекращается, и вместо врага человек приобретает если не друга, то хорошего соседа. Ведь во всех людях есть и хорошее и плохое. В душу каждого от природы Богом вложено правило на добро отвечать добром. Для самого человека, его душевного спокойствия необходимо иметь мир с окружающими его людьми, прощать им их слабости и прегрешения.

Каким же образом человек может войти в непосредственное общение с Богом?

Рис. Икона Спас нерукотворный.

Православие прямо отвечает на этот вопрос: через веру во Христа, Единородного Сына Божья и жизнь согласно этой вере (т.е. через исполнение заповедей Божьих). Только Христос — истинный Бог и истинный Человек - может помочь людям преодолеть в себе зло. Он пришел на землю и искупил грешного человека, воссоздал искаженную грехом природу. Как говорит святитель Ириней Лионский, что " Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом": " Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божьим и получив усыновление, сделался Сыном Божьим. Ибо мы никак не могли получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием, дабы мы получили усыновление? " (святитель Ириней Лионский. Против ересей 3.19.1).

 

Я — СВЕТ, а вы не видите Меня.

Я — ПУТЬ, а вы не следуете за Мной.

Я — ИСТИНА, а вы не верите Мне.

Я — ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня.

Я — УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня.

Я — ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне.

Я — ваш БОГ, а вы не молитесь Мне.

Я — ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.

Если вы несчастны, не вините Меня.

 

Составлено из слов Священного Писания

 

 

Спаситель открыл людям великую истину: " Бог есть любовь" (1Ин.4, 8). И тот, кто живёт во Христе, становится причастником уже здесь на земле вечной Божественной любви, обретает истинный смысл своего бытия. Всякому верующему в Него Он даёт великие дары Святого Духа: "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру" (Гал.5, 22). С этими благами не могут сравниться никакие земные богатства. Всякий исполняющий заповеди Божьи становится причастником этих великих благ. Вот как пишет о любви апостол Павел.

О любви (1 Кор.13.1-8).

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Совершая добрые дела, человек очищается, уподобляется Ему. В этом его душа находит истинное счастье. И, действительно, из личного примера мы знаем, что если мы сделали что-то доброе: помогли нуждающимся, утешили печальных, просто сказали доброе слово, - светло и радостно становится у нас на душе. Делание добра — это рассеивание радости, делание счастливым и себя и ближнего — того, кому это добро делается.

Уже здесь на земле душа добродетельного человека, несмотря на трудности жизни, спокойна и безмятежна. По мере умножения добродетелей (приобретаемого смирения от дел праведности) он все более и более уподобляется Богу. Ему уже не страшны ни смерть, ни болезни, ни какие-либо земные материальные неудачи, ибо он знает, что с ним Бог, Который его никогда не оставит. Он всегда имеет в Нем твердое основание и надежду. А финалом жизни такого человека является вечная жизнь с Богом, светлыми ангелами и праведными людьми, ибо только здесь истинное счастье, покой и утешение.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целью жизни для человека является не слава, не богатство, не наслаждение чувственными удовольствиями, которые часто имеют своим основанием грех, а целью жизни человека является жизнь в Боге, то есть жертвенное служение в любви Богу и ближним - это главное, к чему должен стремиться человек.

Только тогда он будет по-настоящему " счастлив", то есть блажен, умиротворен на земле, только тогда его жизнь обретет истинный смысл.

Любовь – Бог, а без любви:

 

· ОБЯЗАННОСТЬ без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ.

· ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ.

· СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви делает человека ЖЕСТОКИМ.

· ПРАВДА без любви делает человека КРИТИКАНОМ.

· УМ без любви делает человека ХИТРЫМ.

· ВОСПИТАНИЕ без любви делает человека ДВУЛИКИМ.

· ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.

· КОМПЕТЕНТНОСТЬ без любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.

· ВЛАСТЬ без любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.

· ЧЕСТЬ без любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.

· БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ.

· ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ.

О ВЕРЕ и НЕВЕРИИ

Что такое вера?

" Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение" - пишет святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение пятое. Пункт 4).

Каждый человек, даже если он считает себя неверующим, в глубине души тянется к чему-то возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром( Рис.). Всякая душа имеет такое стремление, которое определяется словом ВЕРА.

Это слово затрагивало и затрагивает умы многих людей, и мы все не один раз в своей жизни сталкиваемся с ней. Но когда мы говорим о вере, мы почему-то сразу думаем о вере в Бога. Действительно, именно такая вера вызывает наибольший интерес, но прежде чем говорить о ней, прежде чем углубиться в эту для многих по-своему понятную тему, мы постараемся понять, что есть вера вообще.

Для удобства рассмотрения вопроса о вере выделим три уровня веры:

1. Вера - как верность. Эта сфера веры церковных людей.

2. Вера - как уверенность. Эта сфера веры около церковных люди.

Рис.

3. Вера - как " доверчивость". Эта область неверующих людей.

Начнем с третьего уровня. Веры - как " доверчивости". Можно выделить некоторые направления проявления этой веры.

  3. Вера – как «доверчивость»

    2.Вера - как уверенность  
1.2.2 Вера в бытовой жизни

Бог
Церковь     1. Вера - как верность
Большинство людей ежегодно работают на земле, на производстве: выращивают картофель, зелень, цветы, выпускают продукцию. Неужели стали бы они этим заниматься, если бы точно знали, что ничего не вырастет, что наш труд бесполезен? Не имея веры в то, что мы соберем урожай или вырастим прекрасные цветы, не стали бы мы нести всю тяжесть этих трудов. Но мы имеем такую веру, и эта вера зиждется на нашем многолетнем опыте.

 

Вера при изучении истории

Обратите внимание, когда мы говорим о вере в рамках земной жизни, мы твердо уверены в истинности нашей веры, ибо она основывается, пускай не на нашем опыте, но на опыте ученых, исследователей, научных работников. В школе учитель нам говорил: в 1941—1945 годах была Великая Отечественная Война, в 1917 г. была революция, в XVIII в. был Петр I, в 1380 г. — Куликовская битва, в 1242 г. состоялось Ледовое побоище с крестоносцами, в 988 г. осуществилось крещение Руси и так далее. Сами мы в то время не жили, но, тем не менее, уверены в действительности этих событий. Если же нам покажется, что учитель не прав, мы обращаемся к книгам как достоверным свидетелям истинности описываемых в них событий.

Вера в науке

 

В школе нам рассказывали и о различных научных открытиях, знаменитых людях, - все это мы принимали на веру. Ведь мы никогда не видели Ньютона, Архимеда, Пифагора, Эйнштейна, Наполеона, Ломоносова и т. д. Поэтому человек часто просто вынужден доверять, когда нет возможности проверить что-либо на собственном опыте.

Чаще всего первым вопросом, который задают люди неверующие, является вопрос возможности разумного обоснования существования Бога. Сама постановка этого вопроса, наверное, уже говорит о том, что у человека имеется потребность получить действительно разумный ответ. Для защиты своего отрицания принципов религии, отрицания бытия Божия люди, стоящие на атеистических позициях, пытаются взять себе в союзницы науку. Но в наше время уже достаточно хорошо известно, что миф о научности атеизма разрушен самой же наукой. Наука не занимается, да и не способна заниматься " исканием" Бога. Она не может претендовать на знание абсолютной Истины, так как ее задачи и методы находятся в совершенно другой плоскости, как нельзя расстояние измерять килограммами и наоборот. Метод исследования, анализа, используемый в современной науке, позволяет нарисовать лишь схему разрозненных частей нашего мира и не способен показать его целостной реальности, тем более Бога.

По большому счету, даже сама реальность нашего мира и возможность его познаваемости являются для настоящей " трезвой" науки предметом только веры, а не доподлинного знания. Об этом говорят и сами представители науки: " Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, — писал Альберт Эйнштейн, — без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества". Другой великий ученый XX века Р. Фейнман писал о крайней условности научного знания еще более откровенно: " Вот почему наука недостоверна: как только вы скажете об области опыта, с которым непосредственно не соприкасались, вы сразу лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которые мы никогда не видели, иначе от науки не будет толку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Ничего дурного тут нет, только наука оказывается из-за этого недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна, — вы ошибались".

К тому же можно привести множество имен ученых, которые, серьезно занимаясь наукой, были при этом людьми религиозными, искренне верующими в Бога: Н. Коперник, Н. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальван, А. Вольт, А. Ампер, Д. Менделеев, С. Ковалевская, А. Попов, И. Павлов и многие другие. Это является убедительным аргументом в защиту того, что научные знания сами по себе не противоречат религиозному мировоззрению, но, напротив, весьма успешно с ним сочетаются.

Вы скажете: хорошо, мы верим опытной верой, но зачем верить в то, что мы вообще в этой жизни не увидим? Почему мы должны верить в невидимое? Зачем нам все это нужно знать? Неужели мы без этого не можем обойтись? И какая гарантия, что вы нас не обманываете, ища себе выгоду?

Представьте себе такую картину: вы находитесь в густом темном лесу ( Рис. ), из которого обязательно нужно выйти, — иначе дикие звери съедят вас, как только вы заснёте. В лесу вы можете найти множество тропинок, но только одна из них ведет к дому. Как же найти этот единственный путь? Как выбрать правильную единственную дорогу? И если бы там, в лесу, встретился человек, который взялся бы вам помочь, наверное, вы бы обрадовались. А когда бы вы убедились, что дорога, по которой он вам предлагает пойти, — правильная, вы бы пошли по ней с радостью.

Наша жизнь очень похожа на густой лес, в котором каждый должен отыскать правильную тропинку, приводящую к дому.

Безусловно, никто не может привести нас к Богу против нашей воли. Мы можем лишь добровольно, без ропота, строго следовать своему наставнику по уже протоптанной дороге. Любой шаг в сторону чреват отступлением в трясину болота, причём вытащить из трясины может только поводырь. Господь никого не насилует и хочет, чтобы мы были не роботами, не наёмными работниками, а сыновьями и дочерями Ему. Он заботится о том, чтоб мы не лезли без надобности в трясину грехов и пороков. Бог оставляет за нами решение: идти по спасительному пути или нет. И если нам, как поросятам, нравится валяться в грязи греха, то не по вине Бога, а по своеволию, т.е. против воли Божией. Однако, в конце жизни, рано или поздно, нужно будет дать ответ за все наши дела.

Общаясь друг с другом, мы можем сообщать Вам о самом спасительном пути, тяжёлом, но и радостном: тяжёлом — потому что мы грешные, и нас нужно путём скорбей очищать для вечности, а радостном — потому что источник радости — Сам Господь, Который очень близко к тем, кто в скорбях не ропщет на Него. Также мы можем беседовать о тех людях, которые прошли этот тернистый путь и находятся теперь с Богом, наслаждаясь вечным счастьем, райским блаженством.

Удостоверение этого блаженства Господь даёт уже здесь, на земле, для чистых сердцем. И даже в сердце самого грешного человека есть некоторое предощущение, как райского блаженства, так и огня адского мучения, так как человек создан по образу и подобию Божию, и эта неизгладимая печать радует человека праведного и заочно осуждает при совершении им греха.

Вот мы говорим и встречаем слова: Бог, Господь, Спаситель, - а Кто Он такой, где Он находится, что Он для нас сделал, и есть ли Он вообще? Ведь мы Его не видим. Может быть, это люди выдумали, что есть Бог?

Атеисты так и говорят. В подтверждение они приводят тот факт, что космонавты летали в космос, а Бога там не видели. Но давайте задумаемся, действительно ли не существует все то, чего мы не видим?

Мы не видим радио- и телеволн, но телевизор показывает и радио вещает; не видим воздух, но видим, как этот воздух (или ветер) колеблет траву и деревья; не видим электричества, однако включаем переключатель в надежде, что засветится лампочка. Да и много еще, что мы не видим, не ощущаем, не слышим, не осязаем, не обоняем. Господь попустил нам быть в таком состоянии по Своей милости, по причине нашей греховности и чтоб наше " видение" не навредило нам. Например, если мы увидим неподготовленными Бога, Творца солнца и всех звёздных ядерных реакций, галактик, как Он есть, не испаримся ли мы в мгновение ока! Не полезно нам наблюдать и процесс пищеварения, даже в собственном желудке, ибо может случиться несварение и изблевание пищи.

Неправильно также думать, что Бог — это какой-то дедушка, который сидит на облаках. Началом узнавания присутствия Бога в нас и в мире начинается с внимания к себе (голосу совести) и окружающему миру.

Второй уровень веры начинается с началом исполнения заповедей Божьих (10 ветхозаветных). В большинстве случаев человек начинает их выполнять или стремиться к этому после посещения его скорбей или после перенесенных болезней и жизненных трудностей. В этой области веры, как уверенности в существовании Бога душа человека оказывается с момента обращения к внутреннему, таинственному миру. Особенно после душевных переживаний, а именно потере близких, выбранных ранее ложных ориентиров и принципов жизни, отношения к ближним и Богу. Он начинает пересматривать всю свою жизнь внимая голосу совести.

Внимание к себе

Итак, не все в этом мире прощупывается и ощущается нашими руками, видится глазами. Ни один врач еще не находил в сердце любви, а в мозге ума, хотя никто из нас еще не осмеливался утверждать, что их там нет. Когда одному верующему хирургу сказали, что Бога нет, потому что космонавты в космосе Его не видели, то он ответил: " Я много лет делаю операции на сердце, и любви там не видел, а когда были сложные операции на мозге, то ни разу там не обнаруживал ни ума, ни мыслей".

1.2.5.1 Значит, мы не можем ограничивать все только нашим " видением"?

В болоте живет лягушка, всю жизнь она живет там и ничего не знает, кроме болота. Она не знает ни о высоких горах, ни об обширных океанах и морях, о мире человеческом, о культуре, науке, искусстве, о величайших исторических переворотах. Не знает ни о космосе, ни о планетах, совершающих свой путь вокруг солнца. Ее знание убого, ничтожно и ограниченно.

Представим же себе, что лягушка имеет разум и способна философствовать. Она сказала бы: " Существует лишь то, что я вижу и слышу, только мое болото, тот мир, в котором я живу, те бабочки и черви, которых я глотаю, и больше ничего нет, и быть не может. Глупы те, которые говорят о каком-то невидимом, потустороннем мире". Вот если мы будем утверждать, что ничего не существует во вселенной, кроме того, что мы воспринимаем нашими пятью чувствами, то будем не разумнее этой болотной лягушки.

Говоря же о вере в Бога, мы как-то сразу настораживаемся: а есть ли Бог вообще, - ведь не только мы, но даже никакая наука не может изменить мировоззрение неверующего, доказать ему существование Бога, если он не хочет этого сам. Наверное, многие слышали об известном советском физиологе, создателе учения о высшей нервной деятельности, Павлове Иване Петровиче. Он, отвечая на настойчивые домогательства воинствующих безбожников дать им нужные доказательства и факты, что Бога нет, скромно отвечал: " Не могу вам сказать, что Бога нет, потому что сам не уверен в этом". Говорят, что академик Павлов любил читать Библию на скамейке в городском саду или сквере, на лоне природы. Это было его лучшим отдыхом. Однажды проходившие мимо парни заметили:

— Что, дедушка, небось, веруешь?

— Да, верую, — спокойно ответил ученый.

— Эх, темень, — решила молодежь.

В советское время, когда государство вело активную борьбу с Церковью, а Н.С. Хрущев торжественно обещал показать по телевизору последнего попа, частенько звучал вопрос: " Докажите нам, что Бог есть, и мы в Него уверуем! " Но можно ли таким логическим путем подходить к познанию Бога; можно ли теоретическим методом доказать то, что недоступно пониманию ни одного человека?

Если бы это было возможно, то мы все без исключения были бы принуждены верить в Бога. Но этого нет, потому что доказать бытие Божие невозможно, так же как путем логики доказать кому-либо, что он должен дружить с таким-то из своих знакомых, а не любить такую-то девушку. Такие человеческие чувства, как дружба, любовь, возникают не в результате рассуждений, а, скорее, по влечению сердца. Вера так же, как чувства любви, дружеской привязанности, выходит за пределы действия логики. Она, конечно, не отменяет разума и не противоречит ему, просто область веры иная, чем та, в которой действуют разум и логика. Наличие у нас совести - верный признак существования Бога.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь