Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хорошо, допустим, что есть какая-то неизвестная, непостижимая сила, но зачем в неё верить?
Соотношение между узнанным нами и неизведанным пространством можно представить в виде постепенно увеличивающегося мыльного пузыря, внутри которого находятся наши познания, а снаружи непознанное нами, и чем более мы узнаем, тем длинней диаметр, и тем более увеличивается площадь, окружность, готовая вот-вот лопнуть. Именно в этом смысле Ньютон сравнивал себя с ребенком, играющим с ракушками на берегу океана, в то время как целый океан истин лежит перед ним неоткрытым: " Не знаю, чем кажусь я миру. Но себя я представляю ребенком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые раковины, между тем как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его". Поэтому неверующие учёные уподобляются своим умом — глазам совы и упражняются в темноте своего неведения, т.е. в суетной мудрости: как мы знаем, у совы ночью зрение остро, но помрачается, как только воссияет солнце. Святитель Василий Великийпишет, что и у них весьма изощренное разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света: " Сколько уподобляются глазам совы упражняющиеся в суетной мудрости! И у совы зрение ночью остро, но помрачается как скоро воссияет солнце; и у них весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света" (Святитель ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. БЕСЕДЫ НА ШЕСТОДНЕВ. Беседа 8. О птицах).
Есть много таинственного в развитии не только животного мира, но и растительного. Для примера возьмем такое малое из творений, как маковое зерно. Оно такого размера, что его легко химически разложить на составные части и определить, сколько оно содержит в себе жиров, белков и т.д. На первый взгляд кажется, что его легко можно изучить и создать. Но это только кажется. На самом деле оно так же недоступно для людей науки, как и для людей неученых. Наука не может его создать, хотя и известно, из чего оно состоит. Почему же его нельзя создать? Потому что, чтобы его создать, нужно вложить в него закон жизни, питания и размножения. Но так как этот закон невидим в зерне, то его нельзя ни познать, ни вложить в зерно. Вот один из немногих фактов, ясно доказывающий ограниченность человеческого познания. Так что не только вселенная есть чудо, но и самое малое из творений Творца есть чудо. А между тем естественное зерно, посаженное в землю, может принести плод в тысячу зерен и может покрыть всю землю в течение нескольких десятков лет ( Рис. ). Какая же жизненная сила вложена в такое крошечное зерно! А таких чудес много в природе, им нет числа. И как же можно их отрицать. А сколько экспериментов проводят люди науки, чтобы искусственным путем создать клеточку, доказать происхождение жизни на земле и, таким образом, подвести фундамент под материалистическое миропонимание, что, дескать, жизнь сама появилась на земле, без вмешательства посторонней разумной силы. Но напрасный труд: до сих пор ни одного организма, даже простейшего, как амеба, искусственным путем наука не создала. Итак, не только Творец непостижим, - непостижимы также и Его творения, даже самые малые. Так и написано в Евангелии, что мы, люди, не можем и малейшего сделать, потому что: " …кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть? " (Мф.6, 27). Но: " Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! " (Мф.6, 28-30). Эти слова, сказанные около 2000 лет назад Христом, не утратили своего значения и в наше время. Кто же создал зерно маковое и тысячи других зерен? Кто вложил в них законы жизни, дал цвет, форму, аромат лилии и всем цветам? Тот, Кто Сам есть жизнь (Ин.5, 26). Он создал неорганический и органический миры, вложил в Свои творения закон жизни, чтобы они могли распространяться каждое по роду своему (Быт.1, 11). Об этом законе Христос говорит: " Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.45, 45), ибо Отец Небесный - " …благ и к неблагодарным и злым " (Лк.6, 35). Он, создавший мир, дал всему назначение и дал законы природы (Пс.45, 1-12). Вот почему мы молимся Богу, - ибо мы видим и чувствуем попечение о нас нашего Отца, Который приготовил для нас все необходимое: свет, тепло, воду, разные продукты питания и многое другое, без чего мы не могли бы существовать и самое малое время. Мы, люди все, - арендаторы, так как, придя в мир, мы ничего не принесли, а всем пользуемся. Наука не приближает и не удаляет от Бога, - лишь её неправильное применение может удалять от Него, более того, наука в руках злодея, как нож, может принести много зла. Верующий человек всей душой своей чувствует, - как малое дитя не имеет ясного сознания, находясь на руках матери и питаясь ее грудью, но чувствует ее заботу и попечение. В общем, на своем жизненном пути мы не должны бросаться в крайности: первую — во имя науки отрицать религию, во вторую — ради религии недоверчиво относиться к науке. Необходимо уметь находить гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа, правильно опираясь на приоритет веры. Это и составляет гармонию той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. Однако необходимо соблюдать духовную иерархичность - отдавать предпочтение познанию Истины, через соединение с Христом. Будем на земле учиться тому, знание чего будет неразлучно с нами на небе. Святитель Филарет Московский писал, что знание приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера. Итак: " Иное есть ведение вещей, а иное ведение истины. Сколько различно солнце от луны, столько второе полезнее первого. Ведение вещей получается, по мере исполнения заповедей; ведение же истины, по мере надежды на Христа". (Преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. П.144, 145). Надежда на Христа начинается с осознания своего не достоинства, своей греховности - с этого духовного состояния и начинается уровень веры, как верности. С первой заповеди блаженств и до последней человек свободно призывается к жертвенному служению Богу и ближним, о чем мы подробней познакомимся при раскрытии вопроса о совести и еще глубже при изучении заповедей блаженств и соответствующих им добродетелей и страстей. О СОВЕСТИ Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его упрекает и как бы гнетет, или поощряет и радует. Это врожденное нравственное чувство называют совестью. На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши, или дурны, или добры, или злы; нравственно положительны или нравственно отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных. Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облечения. Подобных примеров, когда люди вынуждены поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, — не перечислить. Совесть — это голос Божий в нашей душе ( Рис.). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что " совесть - это неумолимый обличитель, которого ни обмануть, ни обольстить нельзя. Пусть, — говорит он, — человек, учинивший грех и совершивший беззаконное дело, успеет скрыться от всех людей, но от этого судии укрыться он не может, напротив, всегда носит в себе этого обличителя, который беспокоит его, мучит, никогда не утихает. Как усердный врач, она не перестает прилагать свои методы врачевания. И пусть не послушают ее, она и тогда не отстанет, но продолжает постоянно заботиться, непрерывно напоминая о грехе и не давая грешнику дойти до забвения, чтобы, хотя чрез это, сделать нас не столь склонными к прежним грехам". " Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притч.4, 23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту. Один священник в Париже беседовал с образованным человеком (безбожником), который считал себя культурным и развитым. Этот священник слушал его атеистические доводы и сказал ему две вещи: " Во-первых, Саша, не так уж важно, что ты в Бога не веришь - Ему от этого ничего, а замечательно, что Бог в тебя верит". И второе: " А ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты веру потерял, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было". Саша вернулся домой и стал думать; он был озадачен такой постановкой вопроса, таким подходом, - он ожидал миссионерской речи или указания читать какие-то трактаты, а вместо этого услышал: пойди и разберись. И он, как сам сказал потом, искал причины сначала в своем образовании в богословском институте в Париже, потом еще где-то, и так вспомнил свое состояние души в шестилетнем возрасте. В детстве он жил в одном из городов России, был скромным мальчиком, ходил в церковь каждое воскресенье, становился посреди церкви впереди крестился и молился Богу. Каждое воскресенье ему давали одну копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого; он ее клал и шел в Церковь с чувством, что совершил доброе дело, оказал любовь, внимание, и теперь может пойти к Богу с чистой совестью. Как-то перед Рождеством, гуляя с матерью по городу, они зашли в магазин, где была чудная деревянная лошадь, стоившая шесть копеек. Он попросил мать ее купить, та отказала, он вернулся очень огорченный. А в следующее воскресенье, когда он шел в Церковь и дошел до нищего, он подумал, что, если шесть раз не дать этой копейки, он сможет купить лошадь, - и копейки не дал. Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: а если мне взять у него одну копейку, то я еще раньше смогу купить эту лошадь. И он у слепого украл копейку. После этого он вошел в храм и почувствовал, что не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, - и ушел в какой-то угол. Саша чувствовал, что дело очень плохо, что надо от Бога скрываться. И вдруг вернулся из университета его старший брат, который там нахватался безбожного учения, и ему стал доказывать, что Бога нет. И Саша говорил: " Я за это ухватился. Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти". Рис. Икона Спас Ярое Око. И с этого началось в нем " безбожие": учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение против укоров своей совести" (Митрополит Сурожский Антоний. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ. ДИАЛОГ ОБ АТЕИЗМЕ И ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ. Беседа в Ленинграде (1982)). Всем нам необходимо заглянуть в свои сердца, постараться очистить их от пыли греховной, чтобы совесть не укоряла нас в нашей косности и нераскаянности. " Бог спасет человека не без человека", — говорили святые отцы. Одна вера в Бога ничего не даст: подлинность веры определяется тем, как мы живем. " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененые, и Я успокою Вас" (Мф.11, 28). " Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9, 13). Все мы ежедневно согрешаем, но нам Господь обещает прощение, - нужно только пойти к Нему. Этим шагом и определится наша подлинность веры, веры не на словах, а на деле. Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть, - является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в отвержении своих грехов, покаянии перед милосердием Божьим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Святые отцы говорят, что " нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного" (преподобный Исаак Сирин). Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную Жертву за наши грехи. В таинстве Крещения, а потом — в таинстве Исповеди и Причастия Бог очищает совесть человека " от мертвых дел" (Евр.9, 4). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам. Итак, с христианской точки зрения, жизнь - это борьба, подвиг, путь постоянного стремления к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Ибо Сам Господь сказал, что " Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк.16, 16). В скорбный период каждый человек чаще задумывается о смысле жизни, обращается к помощи Божией и прислушивается к голосу своей совести. Совесть, как соперник, идет рядом с нами в течение всей нашей жизни. Она каждую минуту жизни как бы пристает к нам, не дает нам покоя, все время напоминает, как мы живем, что мы говорим, каковы наши мысли, недостойные ни нас, ни ближних, ни Бога, Который нас любит даже в грехе нашем. Этот соперник идет рядом с нами постоянно, напоминая нам, что рано или поздно этот путь будет закончен, что он не бесконечен, что в какой-то момент мы станем перед лицом Живого Бога; и тогда уже будет поздно, тогда надо будет дать отчет, как же прошли эти годы, что происходило на пути. Поэтому нам нужно стать перед судом своей совести, вслушаться в то, что совесть скажет, и вдуматься: что же мне делать с тем, чем я стал? Да, я родился с какими-то данными; одни меня влекут ввысь, а другие вниз; но какой я сделал выбор, что я выбрал? Выбрал ли свет, добро, правду, жизнь, Бога или выбрал я потемки, где можно совершать любые дела при ложной мысли, что никто меня не увидит? А совесть — видит; Бог — видит; и я сам себя - знаю… Вот перед чем мы стоим; мы стоим перед этим судом в течение всей нашей жизни, все время, а в конце всех времён мы станем перед Божьим судом, и тогда действительно: " …суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2, 13), - тогда все грехи и всё, что мы не смогли простить, станет перед нами укором, и если мы не покаемся, не простим на земле, — не можем и мы ожидать прощения. В конце жизненного пути совесть человека окончательно его осудит или оправдает за все дела и мысли. Для самооценки своей совести, то есть своих поступков, слов и мыслей Господь в Ветхом и Новом завете дал людям внешние и внутренние критерии её (совести) оценки - заповеди Божьи (через пророка Моисея - 10) и заповеди блаженств (9). Эти критерии и отличают человека нравственного от безнравственного, совестливого от бессовестного. Более того, Господь печется (заботится) о каждом человеке и целых народах, что бы привести душу человека и людей к спасению и как хорошие родители рассказывают все трудности жизни и советуют своим детям как их правильно пройти - не заблудиться и погибнуть, так и Господь оставил нам не только спасительные запреты, но и спасительные советы к сохранению и спасению наших душ и дал силу в их исполнении. Это попечение и называется - Промыслом Божьим. По вере и этим критериям будет проходить окончательный суд Божий, будет оценена судьба человека, то есть произведен суд Божий над бессмертной душой к вечной радости или мучениям. У каждой личности своя судьба, то есть свой суд в зависимости от того как человек усвоил эти критерии и жил по ним, и построил свою жизнь. Как же Господь промышляет, заботится о нас познакомимся в следующей теме.
ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
Промысл (попечение, забота) Божий есть непрестанное действие всемогущества, благости Божией, которое всякому добру вспомоществует (помогает), а возникающее через удаление от добра зло пресекает, исправляет и направляет к благим последствиям. Почему умирают невинные дети? Почему возникают войны, существуют страдания и болезни? Почему одни живут дольше, а другие меньше? Зачем Господь одних за грехи наказывает сразу, а других долго терпит? Зачем невинные в преступлении иногда предаются суду, обвиняются и погибают, а другие грешат и благоденствуют? Грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейшем потомстве, а у иных нет? Зачем один, мало погрешив, погибает без покаяния; другой же, долгое время пребывая в беззакониях, наконец, исправляется и умирает христианином? Почему один утопает в богатстве и роскоши, другой не имеет ни куска хлеба, ни копейки денег? … И, наконец: почему Господь не истребит зло в одночасье, чтобы наступила райская жизнь? Над этими вопросами и подобными им каждый человек задумывался в своей жизни. Чтобы ответить на них, посмотрим, в каком состоянии был создан человек, и в каком положении он сейчас находится. Человек создан был по образу и подобию Божию, и никто из существ, живущих на земле, не мог сравниться с ним. После грехопадения в каждом человеке появилась склонность ко греху. Даже в маленьких детях мы уже замечаем зависть, видим желание первенства, проявление эгоизма. Царство Божие — это состояние чистоты, радости, жизни с Богом (Рис. ). Не может нечистое быть с чистым. Как же у нечистых людей изменить их состояние и поместить их души в райские чистые обители? Не может и хороший врач поместить с выздоравливающими или здоровыми больного заразным заболеванием. Не прежде ли он примется лечить болезнь: очистит раны от грязи, гноя и струпьев, прижжет их, нанесет целебную мазь и перевяжет. Все это делает Всемогущий и Всевидящий Бог с каждым из нас - не только над телом, но и над душой. И как врач дает малые дозы яда для врачевания человека, так и Господь попускает быть малым болезням, скорбям, страданиям, дабы очистить наши души от язвенных ран от грехов, страстей и пороков. Путем огненных искушений, как кузнец из металла или горшечник из глины, Господь наше естество, душу и тело обжигает и готовит к Царствию Небесному. Таким образом, все зло существует по попущению Божию. Бог, движимый состраданием к нам, попускает, чтобы на нас разными путями находили искушения, нередко очень тяжелые, чтобы мы, познавая немощь свою, смирялись: " В этом Господь являет вместе благость Свою и премудрость, ибо тем, что наиболее кажется вредоносным, наибольшую доставляет нам пользу, потому что смиряет, смирение же паче всего потребно и благотворно для души нашей". (Никодим Святогорец Преподобный. Невидимая Брань. Глава двадцать пятая. Искушения всякие во благо нам посылаются). Бог не создавал зла: " И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" (Быт.1, 31), но по возникновении Господь попускает быть ему (злу) для нашего спасения: " действительно лишенный ума и смысла, безумен тот (человек), кто говорит: несть Бог. Но близок к нему и ни мало не уступает ему в безсмыслии и тот, кто говорит, что Бог - виновник зла. Я полагаю, что грех их равно тяжек; потому что оба равным образом отрицают Бога благого, один говоря, что Бога нет, а другой утверждая, что Он не благ. Ибо, если Бог - виновник зла, то очевидно не благ. А поэтому в том и другом случае отрицается Бог" (Свят. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла. Беседа 9). Нам остается лишь молиться Богу, испрашивать у Него силы безропотно и с радостью воспринять волю Божию о нас и за все благодарить Бога. Необходимо верить в Бога как любящего Отца, заботящегося о нашем спасении. Для наглядности приведем пример. Один монах пребывал в посте и молитве. Он начал задумываться о выше перечисленных вопросах, касающихся Промысла Божья, и, не находя ответа о причинах существования зла, стал роптать на Бога. Господь, желающий всем спасения, послал Своего ангела, дабы не погибла душа подвижника. Для вразумления пытливого монаха ангел Божий предстал пред ним в иноческом облачении и предложил ему отправиться в путешествие. Инок согласился. В одном из домов, где они остановились на ночлег, им предложили вкусить пищу. Ангел В другом доме они заночевали. Под утро монах вместе с новыми хозяевами выбежал из дома, ибо дом был разрушаем ангелом-монахом. Сбежались соседи и удивлялись работе странника. Растревоженные хозяева были успокоены ангелом, ибо он к вечеру построил им лучший дом, чем был ранее разрушенный. В третьем доме ангел Божий ночью, через внезапную болезнь, умертвил ребенка, а разгневного отца успокоил назидательной беседой. Монах был возмущен всеми делами ангела и возроптал на него, говоря, что его путник не является ангелом Божьим, а есть воплощенный злой дух, ибо творил людям одно только зло. Тогда ангел объяснил монаху, что в первом доме серебряный сосуд был ворованным, и если бы не был явно показан грех, то хозяин дома, видя свою безнаказанность, утвердился бы во грехе воровства, и душа его погибла бы. Во втором случае был разрушен дом, ибо его хозяева недавно поселились, старые хозяева были богаты и умерли, соседи же думали, что они замуровали богатство в стены, и хотели убить новых хозяев и через разрушение дома забрать себе богатства. Когда ангел разрушал дом, то соседи видели, что богатств там нет. Душу же ребенка Господь призвал к себе через болезнь, и она находится сейчас в райских обителях, избежав этой суетной, скорбной жизни. Если бы этого не случилось, то вскоре должна была прийти шайка разбойников, убить отца этого ребенка, а мальчика впоследствии сделать своим главарем. Рис. Икона Ангел. Действительно, все, что случается с ними в жизни, приятное и неприятное, необходимо приписывать воле, действию Божию, потому что: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что из сложившихся обстоятельств не произойдут многочисленные и великие благодеяния. Каждый человек может сказать: " Противник нанес мне величайшую обиду". — Какую? - ибо за грехи нас наказывает Бог – очищает от грехов или учит терпению, а за невинное же оскорбление умножает награду на Небесах. Для успокоения себя при нанесении обид известно верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику. Не воздавай злом за сделанное тебе зло, так как оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе (до определённого времени). Итак, перестанем и мы расширять " крылья" любопытствующего нашего суждения о предметах нам неведомых. Волны безграничного Океана Любви и Высочайшего Ума превосходят " быстроумие" всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской. Поэтому наш падший грешный разум не может всего вместить, а может лишь в покаянии со смирением приобщаться этой Любви, Ума, т.е. Самого Бога, через постепенное очищение от страстей и пороков в лоне Православной Церкви.
Почему же Господь наказывает - неужели Он такой жестокий? Необходимо твердо верить, что Господь любит нас и желает нашего спасения, поэтому и наказывает нас за грехи - одних раньше, других позже. Например, дети получили неудовлетворительные оценки, кого увещевать будут родители в большей степени - своего ребенка или чужого за его плохие знания? За кого будет больше болеть душа - за своего или чужого? Таким образом, кого мы больше любим, о том больше заботимся и, если это полезно, тех больше наказываем. И если мы с вами скорбим или болеем, это не значит, что Господь оставил нас, забыл, а значит то, что он хочет очистить нас через эти лишения, которые верующим человеком обращаются в золото спасения – очищения и богатства души. Причем за земное золото купить Царствие Небесное мы не можем, а покупается оно безропотным перенесением скорбей: " терпением вашим спасайте души ваши" (Лк.21.19) и Кровью Христа как бесценного Агнца: " зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Петр. 1, 18-19). В руках христианина скорби, болезни, клеветы, невинные осуждения, страдания - все это служит к очищению души от грехов и страстей и прелагается, становиться " золотым богатством" и ведет к спасению. Через осознание своего предназначения, смысла жизни на земле, твердую веру в любящего Бога, с чистой совестью мы, путем исполнения заповедей Божьих, начинаем видеть свою немощь, свои грехи, пороки. Господь принимает наше покаяние и дает нам силу к приношению добрых дел, достойных покаяния. Мы из орудий греха становимся в руках любящего Бога орудиями добродетели и Его соработниками. Неоднократно мы слышим оправдание своих беззаконий. Назовем несколько: " Я устанавливаю справедливость на земле: ворую у богатых и раздаю бедным! Я убил подлеца и правильно сделал! Все так делают, а чем я хуже их! ". И т. д. Скажите: совершая стирку белья, можно ли его стирать руками, вымазанными в мазуте? Можно ли врачу с грязными руками или незнающему историю болезни врачевать больного, делать операцию. Не удалит ли такой врач вместо больного здоровый зуб? Не внесет ли заразу в организм больного? Поэтому, прежде чем брать на себя ответственность судить ближнего своего, спроси себя: " А сам я чист от греха? " Нельзя смиряться перед грехом, то есть злом. Победить же зло (действие греха) невозможно иначе, как смирением, которое, может, принимать разные виды, в зависимости от ситуации. Здесь необходимо разграничить и рассудить между большим и меньшим злом. Приведем в пример слова (тезисы) св. Филарета, митрополита Московского об отношении ко злу христианина: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы