Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О грехе его развитии, действии в человеке и борьбе с ним



В " Философской энциклопедии" М., 1962 и в " Советском энциклопедическом словаре" М., 1980 понятие о грехе отсутствует.

Из текстов Священного Писания:

В Библии понятие " грех" встречается 497 раз, от: " … если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит…" (Быт.4, 7), до " … чтобы не участвовать вам в грехах…" (Откр.18, 4).

Приведем еще несколько цитат из Библии: " Всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин.8, 34). " Возмездие за грех — смерть" (Рим.6, 23). " Сокрушаюсь о грехе моем" (Пс.37, 19). " Всякий верующий в Него (Господа Иисуса Христа) получит прошение грехов именем Его" (Деян.10, 43).

Грех (амартиа) — беззаконие; непослушание воле Божией; поступок, противный закону Божию; вина перед Господом ( Рис. )

Грешити — 1) промахнуться, не попасть в цель; 2) миновать, пропустить что-либо; 3) нарушить религиозные предписания.

Из священнического опыта, из высказываний людей нашего времени: " Всем грешен: словом, делом, помышлением …"; " Ничем никогда не грешил, только меня все обижали"; " Грехов? Да нет, не было. Всегда всем только добро делала"; " Чего там конкретно? Всем грешила, а конкретно не знаю"; " Не помню что-то …"; " Не грешна"; " Грех? А что это? "

Итак, что же такое грех?

Вся сложность христианского понимания греха в том, что явление это многоплановое: с одной стороны — дело, с другой, — состояние (страсть). Дело же может быть совершённое, а может быть помысленное. Но, кроме того, на грех можно смотреть и как на противление Господу, как на оскорбление Его любви к нам. Справедливо также называют грех " духовным ядом", отравляющим, убивающим нашу душу. Итак, попробуем во всем этом разобраться.

Согласно определению " Толкового словаря" Даля, грех — это поступок, противный закону Божию. Но что же такое - нарушать закон Божий? Что знает об этом сейчас большинство людей? Девять из десяти ответят, подумав: " Ну, убить если кого". Еще подумав: " Родителей когда обижают"; - иногда добавят, но уже с ноткой сомнения: " Украсть, наверное, чего-то там". И, что характерно, почти никогда, не вспомнят о грехе блуда — так к этому привыкли, что и за грех не считают.

Такое представление о грехе опирается на незнание о заповедях ветхозаветного закона, данного Богом Моисею на горе Синай ( Рис. ):

Рис.

1. " Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня";

2. " Не сотвори себе кумира" (не делай себе никакого идола);

3. " Не произноси имени Бога твоего всуе" (напрасно);

4. " Помни день субботний (" шаабат" — день седьмой), чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу";

5. " Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе, и чтобы продолжались дни твои на земле";

6. " Не убий";

7. " Не прелюбодействуй";

8. " Не укради";

9. " Не произноси на ближнего своего ложного слова" (не лги);

10. " Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его и вообще ничего, что есть у ближнего твоего" (не завидуй).

Знать этот закон (десятисловие или декалогий) необходимо: это фундамент не только христианской, но и всей общечеловеческой духовности и морали. И знать, конечно, нужно не только пятую и шестую, т.е. почитать своих родителей и не убивать, а все заповеди. Но это еще не все. Дело в том, что наш новозаветный христианский закон неизмеримо более глубок. Вот что говорит Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея: " Вы слышали, что сказано древним: " Не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего… подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: " Не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением (смотрит на юношу), уже прелюбодействовал с нею (с ним) в сердце своем" (Мф.5, 21—22; 27-28). Вот ключевые слова: " Прелюбодействовал в сердце своем" , — т.е. грех из сферы действий, поступков переводится в сферу состояний, чувств.

 

О развитии греха

Святые отцы в своем учении о борьбе со страстями указывали на постепенность развития греха. Приведем краткую схему этапов развития греха с момента его возникновения, зарождения до грехопадения.


Схемы развития греха (близкие к святоотеческому учению) [3]:

Таблица

1. Прилог Прилог - греховная мысльили образ влетают в голову, необходимо сразу отсечь и выбросить эту мысль, образ из головы (это еще не грех).
2. Пленение ума Сочетание, сосложение - этапы падения, когда начинается зарождаться греха. Начинается медленное падение. На исповеди уже указывается это греховное состояние.
Внимание- этап падения, когда идет удержание иразжжение чувств, на этом этапе человек начинает беседовать с греховным помыслом.
3. Пленение чувств Услаждение – этап падения, когда человекприлагает свои чувства ко греху.
4. Пленение воли Решимость – этап падения, когда человек желает совершить грех и свою волю порабощает греху. Если человек попускает это, то далее грех целиком начинает охватывать человека.
5. Пленение тела Грех – этап падения, когда человек совершает грех на деле.
6. Зависимость от греха Страсть -состояние человеческой души, искажающей вложенные Богом в неё добродетели.
7. Закабаление греху Порок - состояние человеческой души, которая по своей воле извращает вложенные Богом в неё добродетели.

 

Схема


 

Таблица.

Этапы развития греха Начало Процесс Действие и примеры реализации
О помысле не молиться О помысле воровства
Прилог (помысл) Рождение образа в уме. Грехом не является. Приходит мысль о том, что устал, скоро полночь, и этим вечером будет особенно тяжело молиться. Приходит мысль о том, что мне эта вещь очень (больше чем другим).
Сочетание с помыслом (согласие) Сосложение с греховным образом. Начало греха (ум должен прогнать греховный помысл). У подвижников может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него. Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться, а сладко поспать. Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если эту вещь присвою себе.
Внимание. Внимание к образу (в уме). Начало греха. Представление самого процесса реализации греха. Приятие и наблюдение за греховными образами. Размышление о том, что случится, если один вечер не помолиться. Размышление о том, что случится, если эту вещь сворую. Ведь она такая маленькая, другие больше воруют и ничего.
Пленение чувств (услаждение, желание). Приложение сердца (чувств). Развитие греха. Предвкушение того, как хорошо будет, если я удовлетворю свои греховные желания. Чем я хуже других. Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса. Желание попользоваться этой вещью (может даже на пользу ближним). Сколько радости я принесу себе и другим.
Пленение воли. Решение. Приложение воли. Развитие греха. Решение реализовать помысл. Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться. Надо делать, реализовывать замышленное.      
Грех(дело)   Прилог приведён в исполнение. Совершение греха (внешнее действие греха). Оставил молитву (лег спать). Воровство.
Страсть Оправдание греха. Повторение греха Уныние. Сребролюбие.
Порок Закабаление греху. Утверждение в необходимости греха и активное отстаивание страсти. Отчаяние до желания самоубийства. Нажива любой ценой, даже до уничтожения самых дорогих друзей родственников, предательства веры и Отечества.

 

Здесь — колоссальный сдвиг в понимании! Если большинство из нас могут спокойно сказать: " Нет, никого не убивал", а кое-кто даже сможет без лукавства признать себя непричастным к греху блуда, то увидим ли мы такого человека, кто искренне скажет: " Гневаться, раздражаться, обижаться? Осуждать кого-либо? Иметь нескромные, нецеломудренные мысли? — Нет, со мной этого никогда не бывало!? " Думаю, что не увидим, а если и увидим, то можно без сомнения утверждать, что встретили мы человека с душевной слепотой. Так что приходится признать истину — все мы " в бездне грехов валяемся": ведь не проходит дня, часа, а то и минуты, чтобы не согрешили мы раздражением или нечистыми мыслями, осуждением или завистью, праздностью или унынием и т. п.

Теперь рассмотрим, каково же действие греха на душу человека.

С одной стороны, как мы уже говорили, грех постепенно умерщвляет душу, " отравляет" ее собой. Если угодно, действие греха можно сравнить с действием радиации на тело человека. Это " духовная радиация", постепенно, но неуклонно разрушающая душу. А душа должна не только кое-как существовать, прозябать — она должна развиваться, формироваться, она должна успеть приготовиться и созреть ко времени перехода в вечную жизнь.

Так плод в материнском чреве созревает, готовится к рождению в мир. Беда, если мать в это время помышляет только о развлечениях или о том, например, чтобы выгодно подработать на каком-нибудь токсичном производстве. О печальных последствиях этого не хочется и говорить… Безумной назовут такую нерадивую мать.

Все мы здесь должны искоренять свои страсти, потому что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное: " ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф.5, 5).

Что порождает грех?

Мы разобрались, что грех может быть " делом", а может быть " помышлением", а теперь заглянем глубже: что порождает грех?

Источник его лежит в самых глубинах нашей души — в том, что называется страстью. По определению " Полного церковно-славянского словаря", страсть — это " сильное желание совершать грех" — " грех состояние", но это и потенциальная возможность совершения греха делом, воплощения его в конкретном поступке.

 

Рис. Фрагмент иконы Страшный суд. 8 смертных грехов.

 

Так, страсть сребролюбия (любовь к деньгам, богатству), при непротивлении ей и при способствующих внешних обстоятельствах, может реализовываться в грех воровства;

страсть раздражительности — в грех рукоприкладства (побои, драка);

страстное состояние отчаяния — в грех самоубийства.

 

1.5.4 Борьба с грехом и страстями

Искоренение страстей — основное содержание православной аскетики.

Святые отцы учат, что источник страстей — искушающая душу человека бесовская воля; почва для их произрастания — зараженная первородным грехом падшая природа человека; сила, противостоящая страстям, — свободная воля богоподобной человеческой личности; оружие для борьбы со страстями преподается Православной Церковью.

Если души праведных, святых угодников Божьих, которые всю жизнь шли к Богу, не без страха и смущения помышляли о грядущей смерти, то какое будет испытывать смущение каждый из нас, когда придет пора разлучиться с телом и предстать перед Праведным Судией. Настанет тот страшный день и час, когда каждый из нас действительно смутится, - никто тогда не может защитить: ни родные, ни брат, ни отец, - но предстанут только наши дела. И тогда каждый из нас смутится своих мерзких земных дел, которые со всею ясностью откроются перед Богом. Пожелаем исправиться, но уже поздно будет, будем вопиять о помиловании, но двери покаяния тогда затворятся, и будем мучиться вечно.

Кажется, как можно жить, если так это все видеть? Ведь избавиться в нашем скорбном мире от греха невозможно (" …несть человек иже жив будет и не согрешит" ) — с грехом можно только бороться. Однако, хотя действительно " человекам это невозможно", — " Богу все возможно" (Мф.19, 26).

Как мы видим, все эти грехи — воровство, рукоприкладство, самоубийство и прочие — коренятся в соответствующих страстях. Но дело в том, что и сами страсти эти есть грехи, более того, именно они — страсти — и есть грехи " в первую очередь", ибо, постоянно гнездясь в душе человека, побуждают его к совершению грехов делом — к падениям.

И становится это возможным потому, что существуют два великих понятия, два ключевых момента в отношениях Бога к человеку и человека к Богу: милосердие и покаяние. И реально объединяются эти два понятия во единое действие — в церковное Таинство Покаяния или Исповедь.

 

Грех и покаяние (исповедь)

Не говори, что нет спасенья,

что ты в темнице изнемог;

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

чем глубже скорбь, тем ближе Бог …

А. Майков

 

Жизнь человека можно сравнить с шествием по дороге и несением своего креста с момента рождения и до смерти: по сторонам пути находится мерзкое зловонное болото грехов, преступлений, совершенных человеком.

Например, попадая в места лишения свободы, человек замыкается в себе, будучи поставлен в режимные рамки. И именно он, оставаясь один на один со своей совестью, по-новому переживает свою жизнь, свои поступки. В такой момент душа человеческая, запятнанная грязью грехов, все же проявляется в своей православной первичной красоте. Но, помимо осознания своего незавидного положения, человек обязан осознать свою греховность и стремиться к исправлению, а это бывает очень трудно, особенно людям, которые вели бездуховный образ жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  12. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь