Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Заповеди Божьи. Декалог – Синайское законодательство.
2.1.1 Что рассматривает предмет " Основы Православия"? Цель (задачи) христианской жизни. Средства к спасению (основные три добродетели). " Основы Православия" [4] - это наставление (оглашение) верующих людей для спасения души посредством уяснения, восприятия и передачи духовно-нравственной жизни и вероучения Православной Церкви. Предмет " Основы Православия" - рассматривает главные положения христианского мировоззрения (вероучения), нравственных принципов, которые помогают христианину, находящемуся в Православной Церкви, правильно приобщаться к Таинствам Церкви, вести благочестивую жизнь для спасения души. Цель христианской жизни - спасение души через стяжание (приобретение) Духа Святого, уподобление (подражание, соработничество) к обожению (преображению) человеческого естества. Средствами к спасению, по словам ап. Павла, являются добродетели веры, надежды и любви: " А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" ( 1 Кор. 13, 13 ), которые и являются основой христианской жизни. Эти три добродетели опираются на четыре элемента " Основ Православия" - Символ веры (добродетель веры), Заповеди Божьи (добродетель надежды), Заповеди Блаженств и молитва Господня (добродетель любви).
Таким образом, четыре элемента " Основ Православия" раскрываются при изучении нравоучительных заповедей (19) и вероучительных положений (12): 1. Заповедей Божьих (10). 2. Заповедей Блаженств (9). 3. Молитвы Господней – " Отче наш" (призывание, 7 прошений и славословия), 4. Символа веры (12 положений (членов)).
Первые три элемента благочестивой жизни христианина составляют основу нравоучительных принципов (ортопраксию - праводелания -10+9=19), а четвертый элемент (Символ веры-12) раскрывает положения православного вероучения Церкви (ортодоксию - правомыслие).
2.1.2 Закон Божий – внутренний (совесть). Причина появления внешнего закона (заповедей Божьих – пророка Моисея и заповедей блаженств).
Внутренний закон заложен Богом в человека еще при его творении по образу и подобию Божию - он еще называется совестью. Но в результате грехопадения появилась необходимость во внешнем законе (10-ти заповедях, записанных чудесным образом на каменных скрижалях). Первые слова Священного Писания были написаны Самим Богомна нерукотворных скрижалях[5] – каменных досках иповторены в книге Второзакония: " Итак, люби Господа Бога твоего и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни" (Вт.11, 1). Псалмопевец Давид называет блаженными, тех, кто исполняет эти заповеди: " Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем" (Пс.118, 1). Они были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленом веществе, но на камне. Вероятно, по причине чрезвычайной важности и неприкосновенности десяти Заповедей, в отличие от других заповедей. Получение от Бога десяти заповедей Божьих и других синайских заповедей (далее по тексту работы общее название – синайские заповеди) является знаменательным ветхозаветным событием. С получением заповедей, связано видимое возрождение, восстановление еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возрождается народ, призванный верить и служить Богу, как верил и действовал родоначальник еврейского народа - первый патриарх Авраам. Господь Иисус Христос в Своих беседах ссылался на ветхозаветные заповеди и давал им более глубокое и совершенное понимание при толковании заповедей блаженств. Синайские заповеди имели целью регулировать не только религиозную, но и гражданскую жизнь. Они лежат в основе многих законодательных систем, как древних, так и современных. Есть общие черты между синайскими заповедями и законами древних народов, населявших северо-западную часть Месопотамии. Эти общие элементы и совпадения можно объяснить единством нравственного закона, заложенного Богом в душу человека. Если бы человеческая природа не была повреждена грехом, то, вероятно, одного голоса совести было бы достаточно, чтобы регулировать все человеческие взаимоотношения. В отличие от синайских заповедей, в древних языческих законодательствах явно чувствуется нравственное несовершенство их составителей. Выражены синайские заповеди весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом заключается их большое преимущество: они предоставляют человеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественной жизни. В новозаветное время большинство ветхозаветных обрядовых и гражданских законов утратили свое значение и были отменены апостолами: " Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян.15, 28, 29), но необходимость исполнения десяти заповедей Моисеевых сохраняется в полной мере. Хотя заповеди Божьи написаны на скрижалях сердца человека при его творении, но по причине " жестоковыйности" уже падшего человека создалась необходимость во внешнем законе. Святитель Ириней Лионский писал, что грех первых людей заключался в том, что они, не став еще совершенными людьми, захотели стать богами. Рис. Изгнание из Рая. Будучи непорочными, но не имеющими всей полноты совершенства, первые люди добровольно пали. Господь не оставляет их на произвол и дает им иную возможность идти постепенно по пути жизни, но уже более тяжелым и опасным путем с более ограниченной, подвергшейся греху, природой. Теперь, после грехопадения, " надлежало, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями… " восхождениями" (Пс.83, 6) " …от славы в славу " [6].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы