Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Таинство покаяния (исповедь)
Каждый шаг на пути духовной жизни христианина не что иное, как покаянное движение сердца, зрящего (видящего) свои грехи. С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние открываются ему райские врата. Коротко сказать: начало покаяния и есть начало спасения человека. Лишь в таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. В первую очередь, поясним само понятие таинства. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, таинство — это " священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божья". Благодать Божия действует во всем мире, как поддерживающая бытие и силы тварей и с особо в Православной Церкови, как очищающая, освящающая, " спасающая благодать", приводящая человека к состоянию " обожения ". Церковь в этом случае является той оградой, в которой хранится православное вероучение (ложное вероучение ведет к ложной духовности и не приближает человека к Богу, а удаляет от Него). В Церкви истинно верующие получают во всей полноте дары Святого Духа. Преподаются эти дары с целью укрепить право верующего христианина на пути к Богу, и потому к таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, т.е. выполняющие требования и установления Церкви. Покаяние, по определению Православного Катехизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Покаяние — это великий дар Бога человеку; оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков и страстей и вводит во врата рая; оно возвращает нам потерянную после крещения благодать. Покаяние — это второе крещение (крещение " слезами" ). Поясним сущность таинства, вернувшись к прежним сравнениям. Грех — это грязь, поэтому Таинство Крещения и Исповеди (крещение слезами) есть баня для души, омывающая душу от грязи духовной. Грех — яд для души. Соответственно Исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечиться: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким Богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: “Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника? ". Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения, разве этого недостаточно? ” Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божья; источник, откуда изливается вода, — Церковь Христова, процесс омовения — таинство исповеди. Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь — это больница, а исповедь — лечение болезни. Причем саму исповедь, условно, в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров - Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии - как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (тела). Каждая исповедь должна быть такой, как будто это последняя исповедь в нашей жизни, и этой исповедью должен быть подведен последний итог, потому что всякая встреча с Господом, с Живым нашим Богом — предварение последнего, окончательного, решающего нашу судьбу суда. Нельзя встать перед лицом Божьим и не уйти оттуда либо оправданным, либо осужденным. Один инок смотрел, как люди исповедуются. Видит, подошел человек, встал на колени перед духовником и начал каяться; ангел внушал ему: " Кайся, ты нарушитель закона Божья". И когда он исповедовался, из его уст выпадали большие и маленькие змеи и исчезали. Но тут диавол стал нашептывать ему: " Что ты делаешь, зачем говоришь такие постыдные грехи — нельзя, замолчи, ведь кому говоришь — человеку! " И, открывая последний грех, кающийся вдруг замолчал, и монах увидел, что змея, которая наполовину выползла у него из уст, вошла обратно. Священник спросил: " Больше ничего нет? " — " Нет". Священник прочитал над ним молитву, но Господь не простил ему; когда он ушел с исповеди, то с ним пошли бесы, радуясь. " Вот так всегда делай, — нашептывали они ему, — и молодец, зачем все рассказывать, не надо! " И он недостойно принял Тело Христово и вышел из храма черным, с толпой бесов. Другой человек так же стоял на исповеди, как и первый, и так же открывал грехи, и так же из уст его выпадали змеи, но он чистосердечно во всем покаялся, не стал слушать бесовского внушения, ничего не утаил, и ангел надел на него венец, и он ушел с исповеди светлый, радостный; достойно принял Тело Христово и был весь огненный; бесы даже не могли на него смотреть, убежали прочь, и ангелы приступили к нему. Иногда человек говорит: " Я не могу вырваться из своих грехов: если бы я совершил какой-нибудь один большой грех, может быть, я был бы потрясен; но все число моих мелких грехов ложится как пыль, но не тяготит. Привыкаешь к ним, как привыкаешь жить в беспорядочной обстановке своей квартиры". И мы не отдаем себе отчета в том, что какое-то число мелких грехов труднее сбыть, чем один большой грех. Потому что этот большой грех — да, действительно, может нас так потрясти, что даже при нашей неспособности бодрствовать мы проснемся. Приведем пример из жизни русского юродивого Воронежской епархии Алексея о том, как к нему пришли две женщины. Первая убивалась от сознания одного совершенного ею страшного греха; другая говорила: " Грешна, как все; знаете же, батюшка, невозможно жить и не грешить". И тот им наглядно показал, что это значит. Обеих он послал в поле; той, которая совершила один убивающий ее грех, он велел найти самый тяжелый булыжник, какой только она сможет поднять, и принести к нему; а второй велел собрать в фартук как можно больше камушков. Когда женщины пришли, он велел обеим вернуть булыжник и камушки точно на те же самые места, откуда они были взяты. Первая прямо пошла к месту, откуда был взят камень, — его печать лежала в почве, — поставила его на место и вернулась. А другая часами ходила и не могла вспомнить, где она подобрала тот или другой камушек.
Так этот юродивый показал, что нельзя относиться небрежно к тому, что кажется ничтожным, но от чего никакими силами не отделаешься. Нам надо над этим задуматься, отчасти, потому, что, действительно, если не обращать внимание на малое, то не отделаешься от него, а, отчасти, потому, что, привыкнув небрежно относиться к малому, мы привыкаем вообще быть небрежны и начинаем грешить все больше и больше. Мы, люди, великие грешники перед Богом, но у Господа милости - целый океан. Нет такого греха, который бы Господь не простил человеку. Если бы в мире остался один нераскаянный грешник, Он готов был бы снова сойти на землю, взыскать этого грешника и пострадать за него. Каждая душа человека-грешника дороже Богу всего этого мира: такая любовь у Бога к созданию Своему! Наши грехи — это горсть песка, брошенная в океан милости Божьей; если мы покаемся, все они будут смыты, ибо такое у Бога свойство любви. Мы должны не грешить, но, если по гордости и впали в грех, должны тут же прибегнуть к единому источнику — покаянию. Святитель Иоанн Златоуст в беседах евангельских говорит следующее: " Покаяние не в том только заключается, чтобы отступить от прежних злых дел, но чтобы показать еще большие добрые дела, ибо сказано: " Сотворите плоды, достойные покаяния". Как же сотворим? — Если начнем совершать противоположные грехам дела. Похищал ли чужое? — Раздай похищенное и свое. Долгое ли время блудодействовал? — Воздержись и от своей жены в установленные дни, приучая себя к воздержанию. Досаждал ли кому-либо, бил ли кого-либо? — Благословляй в дальнейшем досаждающих тебе и благодетельствуй уязвляющим тебя. Ибо для нашего здоровья недостаточно только извлекать стрелу, но необходимо и на язву наложить врачевание. Наслаждался ли и упивался ли в прежнее время? — Постись и пей воду, чтобы ты избавился от постигшего тебя вреда вследствие пьянства. Воззрел ли блудными глазами на доброту чужую? — Потом отнюдь не взирай на лице жены, усердно оберегая себя после принятых язв, и утвердись во благом, ибо сказано: " Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним" (Пс. 33, 15). Примеры искреннего покаяния - ап. Петра, преп. Марии Египетской и других угодников Божьих. Поэтому не будем надеяться очиститься от своих грехов только одним исповеданием и каким-либо незначительным умилением, без трудов и подвигов, но - доброй благочестивой христианской жизнью, как подобает православному человеку, т.е. посещая Храм Божий, помогая ближним и самому исправляться.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы