Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Добродетели и противоположные им страсти.
Два пути жизни и смерти.[10] Рис. Икона Заповеди Блаженства.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… (Мф.5.3—12).
Заповеди Блаженства - лествица добродетелей в жизнь вечную? Их общее содержание, взаимосвязь? Понятие о деятельной и созерцательной жизни? Связь и различие заповедей Божьих и заповедей Блаженства? (Смотри схему ниже).
Заповеди Божьи и заповеди Блаженства связаны идеей спасения. Однако, различаются степенью применимости (исполнения). Заповеди Божьи необходимы для спасения " жестоковыйным" людям с " необрезанными" сердцами – это " заповеди послушания". По заповедям Блаженства (данных Господом Иисусом Христом), спасающиеся стремятся жить по " заповедям любви". Такие люди видят в Боге не только законодателя, а и любящего Отца, ибо исполняют волю Отца не ради страха наказания, как в первом случае, а ради сохранения любви и укрепления в надежде. Христианин желает спасти свою душу и достигнуть Царствия Небесного. Есть у нас и желание служить и угождать Богу и делать добро, но, чтобы действительно делать добро и жить Богоугодно, к этому мы оказываемся, по большей части, несостоятельными и бессильными. Иногда мы как будто и начинаем делать добро, но скоро ослабеваем и оставляем его, - нас постоянно обуревают страсти, телесные похоти и греховные влечения, и мы часто не находим в себе сил бороться с ними. Если же и побеждаем страсти, то одолевают нас худые помыслы и желания, мирские привязанности и заботы, которые постоянно отвлекают нас от служения Богу, увлекая к грехам и порокам, так что мы бессильны бороться против всех этих искушений, постоянно поддаёмся им и падаем. Вот, как осознает и словесно выражает ап. Павел наше греховное состояния: " Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим.7.19—25). Рис. Икона Солнце Правды Нашим покровителем, ходатаем и помощником является Господь Иисус Христос ( Рис. ). Он и помогает нам шествовать по " лествице" добродетелей от силы в силу. Без Христа даже невозможно ничего сделать доброго: " без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Ибо Он нас искупил от греха, смерти и проклятия, и через Него мы приобретаем спасение: " … если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16.24), - говорит Спаситель. Жизнь христианская состоит в служении и угождении Богу и ближним, а такое служение не может быть без самоотвержения. Какое христианское дело ты ни возьми, оно сопряжено с лишениями, самоограничением, самопожертвованием. Будешь ли ты служить Богу, — должен удаляться от противных Ему дел мира, ограничивать и подавлять в себе страсти к благам мира и наслаждениям, к стяжанию его сокровищ, ибо: " Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6.24). Хочешь ли служить людям ради Бога, должен отказаться от своих выгод, своих самолюбивых расчетов и желаний, помогать в нуждах другим, блюсти их пользы и жертвовать им своим достоянием и трудом. Без самоотвержения и самопожертвования, таким образом, невозможна жизнь христианская, не может быть ни одного христианского дела, ни одной добродетели. Если же ты считаешь для себя невозможным такое самоотвержение, то, значит, ты и не живешь по-христиански, да и не можешь жить, если не будешь достигать его. В начале пути за Христом по " лествице" добродетелей христианин, всецело стремится исполнить Заповеди Божьи (10 заповедей Моисея), осознает свои грехи и смиряется своим умом перед Богом и ближними (уровень первой заповеди). Затем через Страх Божий и соответствующий ему плач духовный о своих грехах (уровень второй заповеди) христианин проявляет кротость (уровень 3 заповеди), то есть смиряется на деле (смиряясь перед ближними и жизненными ситуациями), он возрастает в премудрости (уровень 4 заповеди), начало которому страх Божий (уровень второй заповеди). Как жаждущий хочет пить и алчущий есть, так христианин жаждет ищет, как правильно исполнять волю Господа, которая особо открыта в сакральных текстах Священного Писания и Предания, житийной литературе и более того христианин реально вкушает в Таинстве Причастия Самого Христа под видом хлеба и вина Его Тело и Кровь. Высшая премудрость раскрывается в делах любви - милосердия к ближним и даже прощении врагов (уровень пятой заповеди). С каждым добрым делом, совершенным во имя Христа, человек очищает свое сердце и Господь возводит подвижника на уровень чистоты сердечной (уровень шестой заповеди). Чистота жизни и помыслов возводят христианина на уровень целомудрия и готовности защитить ближних от растления, ссор, конфликтов. В этом состоянии христиане готовы отдать душу свою " за други своя", то есть примирить ближних с Богом и друг с другом, а если это невозможно то выступить на защиту веры, святынь, Церкви, Отчизны, даже до смерти. Но, к сожалению, люди не всегда понимают " чистых сердцем" и в большинстве, возлюбив жить во своих страстях, грехах изгоняют обличителей неправды. Таким образом воздвигают незаслуженное гонение против праведников Христовых и в начале изгоняют их (уровень 8 заповеди), а затем могут подвергнуть, по попущению Божию, мучительной смерти. Однако, это не страшит мужественных ратоборцев не с людьми, а с диаволом, так как Господь мужественым борцам дает силу препобеждать все ухищрения врагов Божьих и венчает венцом мучеников. Своим терпением, благодатью Божией многие мучители становились христианами. Все заповеди блаженств и соответствующие им добродетели взаимосвязаны верой, надеждой и любовью и исполнение одной создает или сопутствует исполнению другой до девятого уровня - мужественного противостояния боязни смерти и получении мученического венца. Деятельная жизнь включает добросовестное исполнение заповедей Божьих (1-10) и шествование от силы в силу по заповедям Блаженства - до шестой заповеди (чистых сердцем). Созерцательная жизнь не отменяет деятельную жизнь, а наоборот восполняет, дает правильное направление. Созерцательная жизнь это как дар за правильную деятельную жизнь. Условно её пределы начинаются в земной жизни, можно сказать, с 6-й заповеди чистоты сердечной, т. е. как продолжение деятельной жизни и уходит в вечность, в лицезрении Христа. На схеме с левой стороны подписаны три добродетели. Добродетель ВЕРЫ дает силу добродетели НАДЕЖДЫ, а та в свою очередь ЛЮБВИ. Каждая добродетель соответствует духовному устроению человека в меру его возраста от младенца (по апостолу Павлу " младенцев во Христе" ) до верных мужей, пришедших в " разум истины" и готовых даже до крови пострадать за Христа (воспринять мученический венец). То же самое только со знаком минус можно сказать и о трех объединенных страстях сластолюбии, сребролюбии и славолюбии. Каждой заповеди Блаженств соответствует определенная добродетель, а с противоположной стороны креста противоположные им страсти, ибо страсть есть искаженная добродетель. Два дара Господь даёт при правильном духовном христианском подвиге - дар видения своих грехов и дар покаяния. За правильно усвоение двух первых даров Господь дарует третий - дар мученичества. Два пути - жизни и смерти свободно, добровольно выбирает каждый человек сам для себя и этот жизненный путь человек завершает вечной любовью или вечной ненавистью – раем или адом.
Схема заповедей Божьих
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы