Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О. Конт // Практикум по философии: Социальная филосо-фия. – Минск, 2007. – С. 344–345.
1.Какие стадии происходит развитие духовной жизни человека и общества? Каковы характеристики позитивной стадии? В позитивном состоянии человеческий разум отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений, признавая невозможность достигнуть абсолютных знаний, сосредотачивается на изучении действительных законов посредством правильной комбинации наблюдения и рассуждения. Развитие духовной жизни человека и общества проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. 2. Каково, с точки зрения Конта, состояние социальных наук его времени? В чем заключаются задачи позитивной философии в области социальных наук? Социальные явления изучаются и аргументируются теологическими и метафизическими методами: божественным правом и главенством народа. Задачи позитивной философии состоят в том, чтобы основать социальную физику, а затем согласовать все приобретенные позитивные знания в систему естественных наук. Позитивная философия должна стать единственным основанием социального преобразования. Социальные явления не вошли в сферу позитивной философии. 3.Каковы движущие силы развития общества? В чем проявляются особенности социальной эволюции? Идеи управляют и переворачивают мир. Рассудок ставит порядок неизменным условием прогресса Прогресс, состоящий в простом развитии основного порядка, лежит в основе социальной эволюции. Научные функции необходимы лишь для построения внешнего основания понятий. Н. Орбел // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 350–353. 1. В чем заключается противоречивость философии Ницше? Почему эта философия являлась идеологией так называемых консервативных революций XX в.? Критикуя мораль сострадания, Ницше говорит о том, что жалкое состояние бессилия человека, которому сострадают, необходимо изменить. Предсказывает, что тоталитаризм XX века явится чудовищным взрывом обездоленных масс, восставших против системы ценностей, освещающих их угнетенное состояние. Ницше отрицает массовую демократию и социальную революцию, видит решение проблемы ресентимента в плоскости духовного усиления «группы одиночек». Демассифицирует человека с тем, чтобы путем максимального личностного роста индивидуализм был преодолен. Идеи Ницше спровоцировали восстание масс. Это восстание было воспринято интеллектуалами как проект свободы, а Ницше – как глашатай революционных движений XX в. Провозглашающий войну и насилие, ненавидящий демократию, христианство, социализм, феминизм, развенчивающий сострадание, смирение, жертвенность Ницше дал основание для того, чтобы нацизм объявил его своим идеологом. Однако ницшеанство и фашизм радикально расходятся в вопросе о государстве. Фашистское государство тоталитарно, ничто человеческое или духовное не имеет ценности вне государства. Для Ницше государство – «холодное чудовище». 2.Кто такой сверхчеловек? Сверхчеловек, по Ницше, - это освобожденный и возвышенный индивид, максимально развивший свои способности, человек-творец. 3. В чем заключается значение духовного наследия Ницше для будущего развития философии? Критицизм Ницше обнажает негативные черты общественного устройства, которые в XX в. приведут к кризису техногенное общество, этим объясняется влияние Ницше на развитие философии XX столетия. Его главный вопрос, обращенный к человеческой природе: «Можно ли сделать людей благородными? ». В структуре ницшевской мысли заложена нетерпимость к любой действительности, препятствующей становлению сверхчеловека, свободного творца, имеющего волю к власти. Философия Ницше не утратила своего взрывного значения в современную эпоху. Благородство по Ницше – это доблесть, храбрость, независимость, честность, верность. Марксизм как великий проект модерна Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 350–362. 1. Почему именно марксизм явился третьим великим проектом модерна? Маркс поставил на научную основу материалистическое философское учение об обществе и человеке. Он вскрыл основное противоречие капитализма – между общественным характером труда в массовом индустриальном производстве и частной формой присвоения. Исходя из позиций материалистического понимания истории, определяющей стороной общественной жизни признается материальное производство, которое обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Производственные отношения определяют господствующий тип социальных отношений, связанный с установившимся отношением собственности на средства производства. Частнособственнические производственные отношения раскалывают общество на классы с противоположными экономическими интересами и вносят в социальную жизнь неустранимые черты антагонизма, непримиримой классовой борьбы. Целостность общественного организма достигается посредством системы государственного управления, подчиняющего трудящихся эксплуататорскому меньшинству. Маркс сформулировал теорию о том, что рабочий класс, развивающийся вместе с развитием капитализма, уничтожит антагонистическое общество и осуществит переход к более справедливой организации жизни, исключающей частную собственность, эксплуатацию, классовую рознь. 2. В чем заключаются причины поражения социализма в СССР и Восточной Европе? Поражение социализма в СССР и Восточной Европе произошло вследствие того, что социалистические преобразования в силу объективных и субъективных причин не были проведены до конца. Не был осуществлен переход от «грубого коммунизма» к «реальному гуманизму». Объективные и субъективные причины: отсутствие развитого техногенного общества, многонациональность и обширность территорий России. 3. Была ли успешна марксистская программа социальных преобразований? В настоящее время понятно, что концепция Маркса не является безупречной, некоторые ее моменты малоубедительны или не выдержали проверки жизнью. Так, не оправдался прогноз относительно степени остроты противоречий капитализма. То, что представлялось свидетельством его дряхления, явилось скорее болезнью роста. Капитализм обнаружил такие способности модификации и адаптации, которых Маркс не мог предположить. Сомнительны утверждения, что несовершенные люди, несущие на себе следы формировавшего их антагонистического общества, смогут построить общество гармоничное и совершенное. Что путь к безнасильственному общественному строю пролегает через самые острые формы насилия одного класса над другим. Не является убедительным тезис об особом праве пролетариата на абсолютную истину, которая преподносится ему в готовом виде идеологами. Условный характер приобретает тезис о чисто материальном характере общественного бытия. Идеи и чувства являются продуктами материального процесса, но и сам этот процесс выступает в качестве порождения духовной активности людей. Если всякая идеология своекорыстна, то идеологическая конструкция Маркса, выражающая коренные интересы рабочего класса, содержит неустранимые элементы искажения действительности. 4. Почему культуро-историческая парадигма социального знания доминировала в обществознании до конца XX века? Кризис техногенного общества, обострившийся к концу XX столетия, подорвал веру в прогресс исторического развития и привел к пересмотру основоположений культурно-исторической парадигмы. Просветители XVIII в. и близкие к ним по времени теоретики социализма предложили немало рецептов усовершенствования общественной жизни в соответствии с требованиями абсолютного разума и справедливости. Эти рецепты не выдержали проверки практикой.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы