Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К. Маркс // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия человека. – Минск, 2005. – С. 96–99.



1. Какова сущность человека и как он связан с Природой?

Сущность человека – социальное качество, способы существования и действия социальных качеств человека.

Человек не абстрактное существо, он рассматривается по своему социальному качеству ( не частному).

Человек природное существо, наделён природным силами (так как он – деятельное природное существо), но и является страдающим существом, то есть предметы его влечений существуют в не его, как не зависящие от него предметы.Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой => природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.Создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.

Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

2. В чем заключается назначение человека?

Назначение человек – трудиться, это основное условие всей человеческой жизни.

Созидание предметного мира, переработка природы - самоутверждение человека как сознательного родового существа.

Труд подневольный отнимает у чел его " родовую" жизнь. Род челов. Живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир, вкот главное - труд, производство: "...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

 

В.И. Вернадский // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия человека. – Минск, 2005. – С. 127–129.

1. Каковы основные характеристики биосферы Земли?

В последние века человечество всё более выделяется по своему влиянию на окружающую среду. Это человеческое общество становится в биосфере, то есть верхней оболочке нашей планеты. Оно изменяет новым образом структуру основной биосферы, становясь всё более независимым от других форм жизни, эволюционирует к новому жизненному проявлению. Человечество становится мощной геологической силой. Перед ним становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободномыслящего человечества как единого целого. На Землю, а точнее на биосферу, оказывают влияние различные космические силы, которые впоследствии преобразуются в различные виды энергии. Однако, наряду с этими силами, выделяется еще одна – это разум человека. Именно человечество активнее других сил преобразует биосферу и приближает ее к «ноосфере».

2. Каковы главные причины возникновения ноосферы?

Возникновение ноосферы имеет колоссальное значение для судьбы человечества, потому что именно человек формирует эту судьбу, то есть свое будущее. Оно находится в руках человека. В ноосфере человечество впервые становится крупнейшей геологической силой. Перед ним открываются широкие творческие возможности.

3. Какое значение для человечества имеет возникновение ноосферы?

У П. Тейяра де Шардена индивид в будущем не растворяется в энергии коллективного мышления ноосферы и Христос является завершающей эволюционной точкой, а у Вернадского человечество рассматривается как единое целое и о Христе ничего не сказано. Общее: оба говорят о ноосфере.У Шардена Христос – Омега.

У Вернадского – оптимистическая версия социализации космоса. Из объекта человек становится субъектом.

 

Социальное и биологическое в человеке. Современные проблемы социоантропогенеза

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 462–474.

1. Почему проблема социоантропогенеза является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной социальной философии?

Одной из актуальнейших проблем современной социальной философии является проблема социоантропогенеза. В настоящее время она приобретает большое значение, поскольку подсказывает выход из кризиса техногенного общества.

2. Как в современной социальной философии анализируется проблема социоантропогенеза?

Концепция закономерности появления человека и общества в результате эволюции жизни на Земле является общепринятой научной концепцией.

3. Какие факторы обусловили возникновение человеческого общества?

Возникновение человеческого общества обусловили следующие факторы:

· -Возникновение орудий труда, ставших «второй природой» человека.

· -Ограничение действия биологических инстинктов, возникновение общественных запретов (табу).

· -Подавление зоологического индивидуализма и эгоизма с помощью биотехник и психотехник.

· -Передача знаний через социальную наследственность.

· -Появление языка.

4. Почему решение проблемы социоантропогенеза дает ключ к решению глобальных проблем современности?

Возникновение общества определяется обузданием индивидуализма и эгоизма, подчинением биологической активности индивида социальным нормам.

 

П. Тейяр де Шарден // Практикум по философии: Социаль-ная философия. Минск, 2007. – С. 465–466.

1. В чем заключается сложность проблемы определения сущности человека в современной науке?

Сложность проблемы определения сущности человека в современной науке в том, что наука не может объяснить, как ничтожный морфологический скачок привел к потрясению сфер жизни и определил «превосходство» человека над животными.

2. Почему рефлексия является фундаментальным отличительным свойством психики человека от психики животного?

Благодаря рефлексии у человека появляется способность развиваться во внутренней жизни, создавать культуру. Рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть собой как предметом, способность познавать самого себя.

3. Почему коэволюция биологического и психически духовного развития является основой возникновения человека?

Биологическая эволюция дает лишь возможность превращения стада в человеческое общество, а особи – в человека. Социокультурная деятельность превращает эту возможность в действительность.

 

Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 470–471.

1.Когда начинается социальная и культурная эволюция человека?

Социальная и культурная эволюция начинается с того момента, когда гарантами благополучия становятся знания и труд.

2.Чем характерна социальная эволюция на первых этапах своего развития?

На первых этапах своего развития социальная эволюция характеризуется движением от биосоциальных законов стадных животных к росту значения труда и знаний, к необходимости передачи знаний в поколениях, к появлению табу, возникновению нравственности и морали.

 

Сознание как предмет философского осмысления

Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Э.Б. Кондильяк // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 667–668.

1. Как рассматривают сознание и его происхождение философы-сенсуалисты?

Д. Дидро утверждал, что без памяти человек не обладал бы самим собой, так как, испытывая свое бытие только в непосредственном восприятии, он не имел бы никакой истории своей жизни. Для него жизнь была бы лишь прерывной последовательностью ощущений, ничем не связанных.

К.А. Гельвеций: «Другая способность — сохранять впечатление, произведенное на нас внешними предметами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящиеся, но уже ослабленные ощущения».

Э.Б. Кондильякутверждал, что память есть лишь особая разновидность ощущения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь