Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ж.Л. Гофф // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 229–233.



1.Каковы характерные черты теоцентрической модели мира в Средние века?

В средневековой теоцентрической модели небесный и земной мир составляют единое целое. Во главе небесной иерархии стоят Бог-отец и Бог-сын в окружении старцев Апокалипсиса или ангелов. Существует представление об иерархии ангельских чинов. Богу противостоит и спорит за власть дьявол. Вместе с восставшими ангелами, он являет собой вероломного вассала, предателя. Церковь играет роль посредника между Небом и Землей. Устремление людей к спасению и вечной жизни выражается в покаянном бегстве от мира.

2.В чем заключаются социальные следствия теоцентрической картины мира? Какова роль ересей как идеологии социального сопротивления?

Теоцентрическая картина мира отражает и оправдывает существующую феодальную иерархию, во главе которой стоит король, освященный церковью. Королевской власти церковь отводит роль «светской руки», исполняющей приказы духовного класса, делающей грязную работу, связанную с насилием и пролитием крови, усмиряющей опасного противника – власть военную.

3.Как развиваются культура и научные знания в эпоху Средневековья?

Схоластика, занимаясь разработкой теологической проблематики, приобретала практику логического обоснования аргумента, разрешала противоречия путем установления их причин, признавала возможность разных мнений. В поисках новых доказательств она применяла наблюдение и эксперимент.

Однако существует и другое мощное духовное течение (милленаризм), связанное с мечтой о царствии Божьем на Земле.

Ереси в этот период выступают в качестве революционных движений, отвечающих чаяниям социальных категорий, недовольных своим положением (катаризм).

 

Ансельм Кентерберийский // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 216.

1. В чем заключается суть онтологического доказательства бытия Божьего?

Убедится даже безумец, что хотя бы в уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а все, что понимается, есть в уме. И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше. Значит, если то, больше чего нельзя ничего себе представить, существует только в уме, тогда то, больше чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно представить себе. Но этого не может быть. Итак, без сомнения, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности.

 

4.3. Роль поздней схоластики и философии эпохи Возрождения в идейной подготовке коперниканской революции и Реформации

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 233–241.

1. Какие изменения в развитии социальной и духовной жизни средневековой Европы произошли в XIV веке? Какое влияние эти изменения оказали на развитие средневековой философии?

В XIV в. в социальной и духовной жизни средневековой Европы происходят значительные изменения. Завершается формирование крупнейших новоевропейских наций, начинают создаваться национальные государства Европы. Церкви переходят под контроль могущественных королей. Соперничество национальных церковных организаций и многочисленных монашеских орденов друг с другом разрушают централизованную организацию церкви, неполитическое господство, абсолютный контроль за духовной жизнью общества.

2. Каковы основные положения номиналистической философии У. Оккама?

У. Оккама и его последователи формируют следующие положения номиналистической философии:

· Не существует иерархического строения мира и логически обоснованных законов бытия, есть лишь совокупность отдельных вещей, созданных Творцом.

· Человеческое познание возможно лишь на чувственном опыте. Всякое знание имеет вероятностный характер, поскольку для человека недоступны замыслы Творца.

· Идеи об однородности лунного и подлунного мира.

· Реальностью являются человеческие индивиды, а такие человеческие объединения, как церковь и иерархия сословий собственной сущностью не обладают.

Таким образом, номиналисты защищают права человека перед лицом религиозной и социальной иерархии, утверждают равенство всех людей по природе. Выступают против логико-метафизических доказательств бытия Бога. Допускают сомнения в геоцентрической системе Вселенной, подготавливая почву для идей Коперника и Декарта. Ликвидируют систему понятий метафизической схоластики, закладывая образ современной науки.

3. В чем заключаются основные идеи Мейстера Экхарта и немецких мистиков XIV века?

Мейстер Экхарт и немецкие мистики XIV века в результате «свободного религиозного созерцания» формулируют следующие идеи: существует прямая связь между Богом и человеком, вследствие которой каждый человек в мистическом экстазе сливается с Божеством. Для соединения с Богом необходима отрешенность человека от мира сего.

4. Какую роль идеи У. Оккама, Р. Бэкона и их последователей сыграли в подготовке коперниканской научной революции?

Роджер Бэкон считал, что источником всего знания является опыт. В области теологии этот опыт является духовно мистическим переживанием. Познание окружающего природного мира происходит с помощью иного опыта, на основе которого должно строиться все научное знание.

Оккам и его последователи выступали против логико-метафизических доказательств бытия Бога, критиковали схоластическую науку, критически относились к любым утверждениям, если они не базировались ни на опыте, ни на логическом доказательстве

5. Какую роль У. Оккам и Мейстер Экхарт сыграли в подготовке реформационного движения?

Оккамисты и мистики рассматривают человека как единственную реальность социального бытия, ставят его без всяких посредников лицом к лицу с Богом. При поддержке со стороны новообразовавшихся национальных государств У. Оккама и Мейстер Экхарт вступают в борьбу с духовной диктатурой церковной иерархии, говоря о том, что духовенство должно подчиниться государственной власти. Светский государь должен быть ответственным перед подданными, а не перед церковью. Церковь должна отказаться от своих богатств и вернуться к бедности евангельских времен. Подлинной задачей церкви является распространение Священного Писания через переводы его на национальные языки и проповедническую деятельность. Таким образом, в недрах поздней схоластики и в рамках теоцентрической картины мира уже подготавливалась теоретическая база реформационного движения.

6. Какое влияние на реформационные концепции Лютера оказали Л. Валла и Эразм Роттердамский?

В своей критике церковной иерархии и ее притязаний на светскую власть Лютер опирался на филологические изыскания Л. Валлы и, прежде всего, на установление последним факта фальсификации так называемого «Константинова дара» (грамоты о передаче папе римским императором Константином 1 верховной власти над западной частью Римской империи), на который ссылались римские папы для обоснования своих притязаний на светскую власть.

Большую роль в развитии взглядов Лютера на реформацию церковной организации и религиозного учения сыграли идеи представителей раннего Возрождения от Лоренцо Валлы до Эразма Роттердамского. Новый перевод на латинский язык с древнегреческого оригинала Нового завета, сделанный Эразмом Роттердамским, позволил установить многочисленные ошибки в официально признанном переводе Библии, которые, в свою очередь, были использованы церковной иерархией в своих собственных интересах для оправдания тех или иных церковных таинств. В своей критике этих таинств М. Лютер использовал перевод Эразма. Близки были Лютеру обличения папства и церковной иерархии в их отступлении от идей первоначального христианства в работах представителей немецкого Возрождения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  12. Антисоциальная (социопатическая) личность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь