Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Значение философии XVII в. для формирования классического естествознания и новоевропейской теории естественного права.
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 263–277 . 1. Каковы реальные достижения осуществления реформации как великого проекта модерна? Подорваны позиции католической церкви в религиозно-духовном и социально-экономическом отношении. Заложен фундамент самостоятельного национального развития отдельных европейских государств. Сформирована идеология раннего капиталистического развития Европы. В Англии заложены основы правового государства. Развернулась научная революция в Европе. 2. Какие противоречия реформации выявились в процессе осуществления этого проекта модерна? Противоречия: -Неспособность Священного Писания стать основой социально-религиозных преобразований. -Нацеленность реформаторов на возрождение учения первоначального христианства не позволила создать проект будущего исторического развития Европы. -Невозможность определения и создания богоугодного правления в светских отношениях. -Научная революция Коперника-Кеплера-Галилея не затронула большинство областей естествознания. 3. Каковы достижения Р. Декарта и Ф. Бэкона в создании методологии естествознания? Рене Декарт сформулировал следующие методологические установки научного познания: научные знания должны базироваться на мыслительной деятельности человека; принципы научного знания должны быть такими же ясными и отчетливыми, как убеждение человека в его собственном мышлении и существовании. Исходя из этого, Декарт заключает, что дедукция есть основной метод научного познания. Идеалом научного знания для Декарта является математика, математические методы анализа он распространяет на все научное познание и строит механико-математическую модель мира. Фрэнсис Бэкон разработал метод научной индукции. Испытывая влияние школы британского номинализма, он придавал основное значение опытному познанию природы. Для Бэкона, в отличие от схоластического эмпиризма, опыт – это регламентируемый, планомерно поставленный эксперимент, очищающий природный процесс от случайных влияний для получения открытий и изобретений. Р. Декарт и Ф. Бэкон отразили в своих философских работах две стороны современного им научного познания. Декарт явился создателем дедуктивной методологии науки Нового времени. Бэкон стал создателем индуктивной методологии науки и основателем школы философов-эмпириков Нового времени. 4. В чем заключались недостатки философских концепций Р. Декарта и Ф. Бэкона? Как Т. Гоббс и Б. Спиноза пытаются преодолеть эти недостатки своих предшественников? Ф. Бэкон, опираясь на аристотелевскую в схоластической обработке модель природы, не умеет показать действенность экспериментального метода в познании конкретных явлений природы, не может оценить значения великих открытий своего времени (отвергает гелиоцентрическую систему Коперника), недооценивает роль гипотез и дедуктивного знания, не понимает значения механико-математического подхода. Р. Декарт рассматривает материю и мышление как две абсолютно независимые субстанции, недооценивает роль опыта в познании природы. Объединить рационализм Декарта и эмпиризм Бэкона попытался Томас Гоббс. По его мнению, все понятия имеют источник в ощущениях. Однако его попытка совместить концепцию выведения научного знания из умозрительных начал с эмпирическим познанием оказалась неудачной. Попытку разрешить противоречия Декарта сделал Бенедикт Спиноза. Объединив мыслящую и материальную субстанции, он, как ему кажется, снимает вопрос о взаимном воздействии этих субстанций друг на друга и истинности знаний. Философские концепции Р. Декарта и Ф. Бэкона имеют односторонний подход к вопросу научного исследования и порождают ряд проблем. Фундаментальный принцип теории познания Спинозы в том, что порядок и связь вещей такие же, как порядок и связь идей. Т.о. строго мысля и не допуская ошибок в дедукции, ученый умозрительным путем может построить адекватную концепцию природных явлений. 5. Почему Р. Декарта, Ф. Бэкона и других крупнейших мыслителей XVII в. можно считать создателями классического европейского естествознания? Каковы характерные черты классической науки? Основания классической науки сложились усилиями мыслителей XVII в. Они следующие: Идея суверенности познающего разума (выводится из концепта Р. Декарта). Объективность научного знания возможна при отказе познающего субъекта от всяких предпочтений и предрассудков (критика «долов» познания Бэконом, принцип сомнения Декарта). Идеал познания заключается в построении полной и абсолютной картины природы (метафизические системы Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница). Определение онтологических принципов, из которых возможна дедукция содержания естествознания (сведение Декартом материи к протяженности, концепция Спинозы о едином порядке идей и вещей). Задача науки заключается в овладении силами природы во благо человека. 6. Почему успехи Р. Декарта и Ф. Бэкона в области обществознания были значительно менее впечатляющими? Успехи в области естествознания не распространялись в область обществознания, которое к середине XVII в. находилось под влиянием теоцентрической парадигмы социального знания (это соответствовало феодальным отношениям, основанным на личной зависимости и иерархии сословий). Декарт считал, что в области естествознания рационалистические основания методологии естественнонаучного знания вообще неприемлемы, что в общественной жизни человек должен руководствоваться обычаями и традициями общества. 7. Какую роль в создании нового обществознания сыграли Г. Гроций и – С. Пуфендорф? Юристы конца XVI - начала XVII в. – Г. Гроций и С. Пуфендорф, выдвинув идею о необходимости создания такой системы права, которая базировалась бы не на Священном Писании, а на рациональных основаниях, заложили основы концепции естественного права Нового времени. 8. Чем отличается классическая теория естественного права от новоевропейской? Их различия заключаются в следующем: В классической теории естественного права воля божества ставилась на первое место, а разум считался средством постижения воли Бога. Приоритет в новой теории получает разум человека, постигающий законы природы. Закон равенства всех людей в классической теории в принципе отрицался. Наилучшим строем считалась монархия, управляемая мудрым правителем, а мудрость правителя предпочиталась согласию подданных. В Новое время закон естественного равенства всех людей считается фундаментальным, а концепция общественного договора превращается в базовое понятие политической теории. Классическая теория под естественным законом подразумевала обязанности граждан по отношению к Богу, церкви и государству. В новой теории естественный закон выступает как гарантия прав граждан. Классическая теория не противопоставляла естественный закон законам существующего государства, естественные законы могли меняться в зависимости от конкретных политических условий. В новой теории естественный закон становится судьей гражданских законов общества. Существует два направления естесвенно-правовой теории – классическая теория естественного права (до XVII в.) и новая (XVII - XVIII вв.). Главное отличие естественно-правовой теории Нового времени от ее классических разновидностей в том, что эта теория базируется на конституирующих установках XVII - XVIII вв. 9. В чем недостатки концепции естественного права Г. Гроция и – С. Пуфендорфа? Гроций и Пуфендорф, поставив задачу создания рациональной теории естественного права, не смогли ее решить. В законодательствах прошлого и настоящего не нашлось принципов, которые могли быть объявлены естественными законами. Рационалистический характер естественного права они не смогли приспособить к социально-политической общности, основанной, по их мнению, на иррациональном инстинкте общежития и симпатии. 10. Почему именно Т. Гоббса и Б. Спинозу можно считать создателями нового обществознания и естественно-правовой парадигмы социального знания? Развитию теоретических основ обществознания Нового времени способствовали труды Т. Гоббса и Б. Спинозы, в которых проблемы права и государства решаются одновременно с развитием концепций природы, человека и общества. Признав субъект и объект познания субстанциональным единством, они приходят к выводу о возможности применения методологии естествознания в области обществознания. Реформация привела к результатам, изменившим социальную жизнь европейских государств. Эти противоречия реформации выявились в процессе осуществления этого проекта модерна.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы