Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Параграф третий: Основные направления философии России в XIX веке.
§ 1. Возникновение русской философии. Духовная жизнь допетровской Руси.
Философская мысль России весьма достойно представлена в истории мировой философии своим интеллектуальным богатством и неординарностью. На ее становление и развитие оказала влияние вся духовная история россиян, берущая свое начало более 12 тысячелетий назад, когда Европа и Азия стали активно заселяться белой расой, представлявшей единое племя. В различных местах планеты это племя было известно под различными именами. В Индии - под именем ариев, в Европе - этруссков, на Ближнем Востоке и в Малой Азии - рассенов. Через несколько тысячелетий, под влиянием естественных факторов, в частности, естественного увеличения численности, частичной ассимиляции покоренных народов, а также в результате глобальных геоклиматических изменений единое племя этруссков – рассенов – арийцев распалось на многочисленные племена. В исторической науке эти племена получили название индоевропейцев или арийцев. К индоевропейцам относились древние племена кельтов, галлов, франков, бургундов, тевтонов, англов, саксов, пруссов, лужан, бодров, дрегов, полян, вятичей, радимичей, ляхов, кривичей, северян, полочан, древлян, лутичей, тивирцев, славян. В результате исторических процессов двух последних тысячелетий на основе многочисленных индоевропейских – арийских племён сформировались несколько современных наций белой расы. Это - англосаксы, французы, германцы, славянские народы Западной Европы и русская нация. Собственно философская мысль в России формировалась постепенно, впитывая в себя мифологическую, религиозную, художественную и народную мудрость веков. Русская (российская) философия специфична. К её основным чертам можно отнести: **космологическую тематику; космическое происхождение человека, его включенность в мироздание, его ответственность за мировые вселенские процессы; **стремление к анализу смысла жизни, жизненных ценностей человека, его бытия и небытия: его судьбы, смерти или бессмертия; **прямое участие в построении и развитии мировой цивилизации и её типов, организацию взаимодействия западных и восточных культур, определение места культуры в системе мирового сообщества; **решение проблемы о соотношении философии и религии, согласование философского и религиозного понимания мира; **постановку проблемы соотношения философии и искусства, отображения в художественных образах философско-мировоззренческой тематики.
§1. Возникновение русской философии. Духовная жизнь допетровской Руси.
Русская философия также как и общемировая имела свои определенные предпосылки. Их условно можно охарактеризовать как материальные и духовные. Материальные предпосылки предполагали опору на определенный способ производства, занятие земледелием, развитие скотоводства. Духовные опирались на культуру языческой Руси, христианизацию её - Х век - и активные поиски смысла человеческой жизни. Формирование системы «универсум - человек», «не Я и Я» происходило с учетом особенностей этноса россиян. Освоенный духовно универсум, то есть «мир» носил специфические славянские черты: свободолюбие, взаимопомощь, соборность, трудолюбие, физическую силу, выносливость, покладистый характер, честность. Древние руссы выделяли три первоосновы мира. Субстанциями представлялись - Явь, Навь и Правь. Явь означала собой материальный, видимый, то есть реальный мир; Навь - мир нематериальный, потусторонний, мир, в котором обитают мертвецы; Правь - это истина и закон Сварога, управляющие всем миром и в первую очередь Явью. После смерти душа человека покидает Явь и попадает в Навь. Странствует там некоторое время, до тех пор пока не достигает Ирия или Рая, где живет Сварог, сварожичи и предки руссов. Сварог - небесный Бог, ипостась Рода. Существует поверие, что понятие «Русь» - огромный народ, рассеянный (рас – сея) по всей Европе, по берегам Азии и Африки, за 2.500 лет до Колумба открывший все «неизвестные» земли. По мнению знаменитого русского историка Николая Михайловича Карамзина (1766-1826 г.г.) государство Российское берет свое начало с 862 года после прихода с Балтийского моря варяга (т.е. скандинава) князя Рюрика и братьев его Синеуса и Трувора. А название Русь может идти от наименования одной из приморских областей королевства шведского, где обитали варяги, называли эту область Росскою (Ros-lagen). Философия Древней Руси развивалась в русле религиозных институтов, а базировалась на традициях античности и народной культуре. Православие - фундамент, реальная основа древнерусской философии. Философские идеи того времени отражались собственно в богословских взглядах, в литературных произведениях, в народных преданиях, в архитектуре, живописи, скульптуре, что дошло до нас через сохранившиеся летописи, слова, молитвы, поучения, пословицы, поговорки, иконы, фрески. Стройно-логического понятийного аппарата древняя русская философия не имела. Например, в «Велесовой книге» на дощечках, писанных кириллицей, излагается исторический срез Руси средних веков. Писал человек достаточно грамотный, знающий события и историю, а может и не один, а несколько. Русичи представлены как скотоводы, жившие от Карпат до Волги. Описана их борьба с готами, римлянами, гуннами, вплоть до основания Киева (830 г.) князем Кием и представлено княжение рода его. Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились дошедшие до нас литературные памятники - «Слово о полку Игореве» (XII век) и летописные своды «Повести временных лет» (XI-XII веков), гениально составленные монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (1056-1114 г.г.) приблизительно в 1113 году и позднее составленными во второй редакции епископом Переяславля Сильвестром (? –1123 г.г.) Периодизация древнерусской философии: 1. IX-XIII века - время предистории философии; 2. XIV-XVII века - время её становления, возникновения теоретического мышления, появления первых философских категорий; 3. XVIII век - обособление философии от религии и утверждение её как теоретической науки; 4. XIX век и начало XX века - фундаментальная разработка проблем методологии науки, метафизики и диалектики, классификация наук. Первопроходцем русской философской мысли можно считать произведения киевского мыслителя, философа – митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XI веков, поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства. Илларион (Ларион) Киевский (XI век) - первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1055 г.г.), назначенный князем Ярославом Мудрым и смещенный с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти Ярослава (1054 г.). Его труд «Слово о Законе и Благодати» содержит ряд богословских, философских и общественно-политических идей: а) сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств; б) значение принятия христианства на Руси; в) роль князя Владимира в историческом процессе; г) патриотизма; д) взаимоотношение личности и государственных органов власти; е) взаимоотношение церковной и великокняжеской власти. В теологической форме Илларион ставит проблему познания как богопознания, но выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиций рационализма. Владимир II Мономах (1053-1125 г.г.) - великий князь Киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха - Марии. В 1060-90 г.г. княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, Чернигове; в 1094-1113 г.г. - в Переяславле Южном. Играл активную роль на княжеских съездах, отстаивал идею сплочения русских князей для отпора половцам и был одним из руководителей трех походов на половцев. Его «Поучение» - это труд, который отражает один из периодов развития русской философской и политической мысли. Это нравственные заветы потомкам: власть - ответственность, долг - справедливость. Мономах призывал сыновей и всех, «кто прочтет», укреплять единство Руси. Высшим мерилом полезности человека является труд. Знание облагораживают труд. В «Поучении» утверждаются общеполезные дела вопреки христианскому индивидуализму. Автор стоит во многом на точке зрения язычества, божество у него слито с природой. Климент Смолятич (? -после 1164 г.) - митрополит Киевский в 1147-1154 г.г. Был поставлен на княжение Изяславом Мстиславичем без санкции патриарха Константинопольского. Являлся широко образованным мыслителем. Сохранилось его «Послание к пресвитеру Фоме». Смолятич признает реальный мир, полагает, что разум дан человеку для того, чтобы понимать все, совершаемое в миру. Познание - это богопознание. Для познания Бога необходимо обращаться к природе. Он считал, что разум это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает свое земное бытие и устремляется к познанию, мудрости Бога. Филипп Пустырник (XI век) - богослов, философ. Написал поэму «Плач», которая являлась частью философско-богословского трактата «Диоптра». Изложение в книге ведется в форме беседы души и тела. Душа постоянно угрожает телу и дурно им управляет. В средние века в русской философии существовали два мировоззрения: богословско-идеалистическое и зачатки материализма. В целом киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской, великокняжеской власти. Централизация русского государства осуществлялась с опорой на религиозно-философские основы, она была связана с решением конкретных политических вопросов. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемый аллегоризм и символизм. В XVI веке укрепились связи с Западом: возрос интерес к светскому знанию, русичи стали изучать иностранные языки, потребовались специалисты в разных областях. Максим Грек как раз относится к этому времени.
Мировоззрение М. Грека православное. Круг его интересов: размышление о душе и теле, о жизни и смерти. Учение о самовластии. Оно отличалось от богословской трактовки и открывало некоторые возможности для обсуждения морально-философских проблем. Самовластие - это утверждение человеческой активности в рамках подчиненности христианским воззрениям. Познание. Ум у М. Грека выступает ведущим началом. Разум - это божественный Логос; причина страстей - первородный грех. Еще одним примечательным представителем философской мысли Руси, сыгравшим значительную роль в ее духовной культуре XVII века, был Юрий Крижанич.
В целом позиции Ю. Крижанича носили антисхоластический характер, он развивал идеи рационализма. Целью философии считал познание мира. Познать мир вещей - значит выяснить причины их существования. Источник познания - опытное познание. Начальным этапом познания являются чувственные знания. Высший этап - мудрость. Это уровень государственных людей. Процесс познания таков: практика и теория; знание - мирское, философское и естественное. Включают: механику, логику, диалектику (переговоры), риторику, поэтику, математику, этику, политику, экономику, физику, медицину. Центры схоластики. Киевско-Могилянская академия (основатель Пётр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия - первый высшие заведения России. Они были организованы по образу западных католических университетов. Основой обучения в этих центрах были латинский и греческий языки, философия, риторика (умение беседовать), пиитика, богословие. Кроме того, изучались психология, математика, естествознание. Окончившие академию часто были государственными служащими, послами, учеными. Из Киевской академии вышли известные в России люди. В частности, Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович.
В Москве в Славяно-греко-латинской академии обучались также весьма почитаемые в России и за её пределами люди. К их числу принадлежат: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, С.Г. Зыбелин, Л.Ф. Магницкий.
Схоластическая философия, преподававшаяся в академиях, полностью опиралась на авторитет Аристотеля. Она делилась на три части: 1) логику; 2) физику; 3) метафизику. Схоластические учебники освещали в соответствующих аспектах атеизм и атомизм древних авторов. В Киеве видными учеными были Иосиф Кроковский и Феофан Прокопович. В Москве философию преподавали греки - братья Лихуды, которые по праву считаются деятелями русского Просвещения: Иоанникий (1633-1717 г.г.) и Софроний (1652-1730 г.г.). После обучения в Италии в 1685 г. приехали в Россию. В Славяно-греко-римской академии и других школах они преподавали и читали проповеди, издали первые учебники по основным разделам философии того времени с методическими указаниями, а также словарь, были переводчиками военных и исторических сочинений.
§2. Развитие философской мысли России в XVIII веке. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени обусловили своеобразие философской культуры. Одними из представителей философского осмысления действительности в это время можно по праву считать Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. Философия М.В. Ломоносова. От М. Ломоносова начинается материалистическая традиция русской философии. В целом его философская материалистическая позиция тяготела к механистичности, что, впрочем, вполне логично, так как именно в это время бурно развиваются естественные науки, а механика приобретает черты универсальности. Поэтому и мировоззрение, и философско-научные взгляды М. Ломоносова формируются в первую очередь под воздействием естественнонаучных открытий и влиянием научных трудов представителей механистического материализма и понимания Универсума - Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона. Вместе с тем они теснейшим образом связаны с его собственными естественнонаучными исследованиями. Наиболее выдающиеся материалистические идеи М.В. Ломоносова: ***признание материального единства мира. «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»; ***признание законов его развития; ***объяснение единства материи и движения; ***признание познаваемости мира. Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц - атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей материального единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики. Той же идее развития подчинена и его мысль о взаимосвязи неорганической (абиотической) и органической (биотической) природы. При этом он тонко различал действие в природе принципа причинности и функциональной взаимосвязи. Проблемы познания. Занимаясь естественными науками, М. Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности, для того же, что бы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. И поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории. Таким образом, метод познания М. Ломоносова таков: от опыта, через гипотезы, к установлению строгой научной теории. Бог у М. Ломоносова. Взглядам Михаила Васильевича, как и многим мыслителям эпохи Просвещения, были не чужды элементы деизма: Бог - главный создатель Мира, не вмешивающийся в дальнейший ход мировых событий. Поэтому наука должна быть отделена от религии. У М. Ломоносова возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она осталась не развитой. М. Ломоносов развивал идеи науки нового времени о едином Универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физических и химических явлений.
Крупным российским мыслителем XVIII века являлся Александр Николаевич Радищев. Его философские взгляды были достаточно прогрессивны. Он отстаивал материалистические философские позиции, считая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Основой его философских взглядов были идеи Г. Лейбница, К. Гельвеция, Ф. Вольтера, Г. Рейналя, Ж. Руссо. Гносеология. А. Радищев указывал, что человек в процессе своего взаимодействия с природой познаёт её: «…в бытии вещей иначе нельзя удостовериться, как через опыт». Проблема человека. Крупную заслугу Александра Николаевича составляет первая в русской мысли систематическая разработка проблемы человека - «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1790-92 г.г.). Развивая идею единства мира, он считал, что человек един не только со всеми людьми, но и с неорганическим и органическим миром, с космосом, с которым он связан единством состава и характером законов, формами непреходящего существования и даже «влитого разума». Вместе с тем он подчеркивал особенности человека по сравнению с миром живых существ: 1) «возничный» (вертикальный) образ хождения; 2) «истинное отличие человеческого мозга», несравнимо возвысившего разум человека; 3) «чудодейственная речь»; 4) стремление к совершенствованию условий и самого себя; 5) способность к трудовой деятельности благодаря развитию руки. Антропологическую аргументацию А. Радищев базировал на трудах П. Кампера, И.Г. Гердера, И.К. Лафатера, А.А. Каверзнева - крупных антропологов XVIII века. Он пытался противопоставить метафизике, в ее механистическом и органицистском вариантах, принципы динамичной антропологии, о чем свидетельствует его частое обращение к эволюционной лексике. В унисон «веку Просвещения» А. Радищев обосновывал принципы народовластия (демократии), республиканизма (антимонархизма), свободы слова и вероисповедания. Он был одним из родоначальников российской освободительной традиции - её идейным обоснователем и гуманистическим толкователем. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними социально-политических событий, а также под влиянием процессов, происходивших в русском обществе. К концу жизни А. Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре М. Робеспьера пример вырождения свободы и самовластье. Его идейное наследие играло важную роль в духовной жизни России, оказало влияние на И.П. Пнина, В.В. Попугаева, П. Челищева, Ф.В. Каржавина. Демократическим, революционным и гуманистическим идеям А. Радищева отдавали должное декабристы, петрашевцы, революционные демократы (1860-х г.г.), народовольцы, социал-демократы.
§3. Основные направления философии России в XIX веке
XIX век для России был веком необыкновенным. Развитие капитализма, становление новых хозяйственных отношений, бурный рост технического прогресса, научные открытия в области естественных, общественных и технических наук объективно способствовали формированию более совершенного мировоззрения. XIX век справедливо считается эпохой становления и расцвета философских и политических идей в России. Именно тогда складываются основные направления философско-политической мысли. Спектр их достаточно широк, так как по-разному откликались они на российскую действительность и по-разному её объясняли. В этом ряду представляют реальный интерес мировоззренческие позиции западничества и славянофильства, философия народничества и анархизма, религиозное и марксистское направления, философские взгляды Петра Чаадаева. Западничество и славянофильство. В традициях советского взгляда на общественно-политический процесс прошлых веков западники и славянофилы представлялись как полярно противоположные тенденции в развитии и бытии России. Однако в действительности представляют собой единый феномен в истории культуры Отечества. Они имеют общие истоки и их формирование невозможно представить, проведя между ними строгую разграничительную социальную линию. Славянофильство без западничества так же не представимо, как и западничество без славянофильства. Этот феномен характерен только для России и нигде на планете не имеет аналогов. В интеллектуальной обстановке 30-40-х годов XIX века практически вся умственная жизнь, все, что еще могло думать и иметь свое собственное мнение, было сконцентрировано в тесных кружках, салонах. Из наиболее известных кружков того времени можно упомянуть те, которые группировались вокруг Н.В. Станкевича и А.И. Герцена, а наиболее посещаемые салоны - А.П. Елагиной и Д.Н. и Е.А. Свербеевых. В своих воспоминаниях Б.Н. Чичерин называл кружки «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». Понятия «западники» и «славянофилы» родились в полемике идейного спора о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь. То есть это был принципиальный вопрос о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений государств Западной Европы. Славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопическую мысль, идеализирующую порядки, существовавшие в допетровской России, некую гармонию власти и народа, дворян и крестьян, господство основанных на христианской вере начал любви, добра, братства, общинность как принцип народной жизни. И первые, и вторые были объединены чувством недовольства существующим в стране режимом, и все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в стране. В этом смысле и западники и славянофилы были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те, и другие признавали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской. В отношении к прошлому, в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились. Важным мировоззренческим различием было отношение к духовным традициям православия. Славянофилы отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии, тогда как западники в целом придерживались секулярных, рационалистических взглядов. Западничество. Представляет собой направление в русской общественной мысли первой половины XIX века. В Московский кружок входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, Д.Л. Крюков, В.Д. Кавелин и другие. Тесную связь с кружком имел В.Г. Белинский, К западникам относились также И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.П. Панаев и некоторые другие. Существование западничества как направления не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали интересы разных общественных сил. Соответственно и мировоззрение не имело единых основ. Суть расхождений в их взглядах заключалась: **в трактовке социально-политических проблем - В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв хотели строить на развалинах самодержавия социализм, либеральные западники мечтали о царстве «правового порядка» в рамках буржуазного общества; **в разном отношении к атеизму и материализму - разрыв по этим вопросам А. Герцена с Т. Грановским и Е. Коршем, отстаивавшими догмат о бессмертии души; **в области эстетики велись постоянные споры В. Белинского с В. Боткиным. В западничестве на его раннем этапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (А. Герцен, В. Белинский и др.) и те, кого можно назвать «правыми» западниками (В. Боткин, Е. Корш и др.). Центральную позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их, занимал Т. Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. произошла ссора и разрыв с А. Герценом. На переломе европейской истории - революции 1848-1849 годов - в концепциях западников (русский утопический социализм) наблюдались существенные сдвиги: во-первых, еще на кануне революции В. Белинский относил осуществление социалистических преобразований для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований; во-вторых, А. Герцен после краха революций в Европе приступил к разработке русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение А. Герцена к русской общине было несомненно стимулировано славянофильской идеей. Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х – началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России? - принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян? Революционные демократы встали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) - на сторону самодержавной России, приступившими к освобождению «сверху». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы