Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Параграф второй: основные черты и направления древнеиндийской философии.
§1. Философия Древнего Китая.
История Древнего Китая распадается на шесть периодов: 1. Шан-Инь - XVIII-XII века до н.э.; 2. Чжоу – Западное Чжоу XII-VIII века до н.э.; 3. Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (отдельные царства); 4. Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго («сражающиеся царства») 5. Империя Цинь 221-206 годы до н.э.; 6. Империя Хань конец III века до н.э. – II век н.э. Первые два и частично третий из этих шести периодов приходятся на век бронзы, конец третьего и четвертый периоды - на начало века железа, что имело существенное влияние на экономическое развитие Китая. Древнекитайское государство - типичная восточная иерархическая деспотия. Глава государства, отдельных царств - наследственный монарх, он же первый жрец и единственный землевладелец. В Китае не было жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царьками, царями - ванами. Вся земля считалась царской. Иерархическая лестница включала земельную аристократию, глав кланов и больших семей. Рабы находились вне социальной лестницы. Нижнее звено - бесправные простолюдины - шужень. Перед произволом вана все были равны, так как закона не было и никто не был защищен от произвола вышестоящего по рангу. Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков, а также явлений природы (в частности, зерна), земли, неба. В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как систематические жертвы, первое время даже человеческие - военнопленные, дети-первенцы. Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только ван, он же «сын неба» (тяньцзы). Небо (тянь) - высший объект почитания в Китае, потому название Поднебесная по отношению к Китаю имеет не только историческое, но и философское объяснение. Небо - обиталище небесного государя - шанди. Воля неба - высшая сила, определяющая все происходящее на земле. Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Отношения в системе «универсум - человек» посредством определенных символом носили социоантропоморфический характер. Современный ученый Юань Кэ собрал множество мифов Древнего Китая. Среди них есть и предфилософские, отражающие как минимум две позиции: первая - представление о мире, его первоначальном состоянии как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах - небесной (Янь) и земной (Инь), учреждающих в хаосе из его легких частиц - небо, а из тяжелых - землю; вторая - мифологическое упорядочивание хаоса и организация мироздания связывались с деятельностью некоего сверхчеловека по имени Пань-гу, зародившегося внутри космического яйца - естественного порождения хаоса. Оказавшись в первобытном мраке, Пань-гу раскалывает его на землю и небо. Части мироздания возникают из частей тела Пань-гу: ветер и облака - из вздоха, гром - из голоса, Солнце - из левого глаза, Луна - из правого, четыре стороны света - из туловища с руками и ногами, реки - из крови, дороги - из жил, почва - из плоти, созвездия - из волос, металлы и камни - из зубов и костей. А из ползавших по телу Пань-гу паразитов произошли люди, и ветер развеял их повсюду. Древнекитайская философия также напрямую связывается с древними книгами, частично дошедшими до нас, так называемым «Пятикнижием». Они были основой мировоззрения каждого образованного китайца: 1) «Книга песен» (Ши-цзин); 2) «Книга истории» (Шу-цзин); 3) «Книга перемен» (И-цзин); 4) «Книга обрядов» (Ли цзин); 5) «Летопись» (Чунь-цю). Многие из этих книг испытали влияние наиболее типичной для Китая мировоззренческой, древнефилософской школы - конфуцианства. «Ши-цзин» и «Шу-цзин» («Книга песен» и «Книга истории») были Конфуцием отредактированы, а «Чунь-цю» («Летопись») - написана им самим или с его слов учениками. В книге «Шу-цзин» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле: постоянная природа воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься вверх; дерева - поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. Вместе с тем говорится о пяти явлениях природы. Это - дождь, солнечное сияние, жара, холод и ветер. Продолжается развитие древнейших представлений о двух антагонистических и в то же время сотрудничающих силах - Янь и Инь. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начал. Позже это состояние «ци» - своего рода первобытной материи. В книге «Цзо чжуань» названо шесть состояний «ци»: суть инь, янь, ветер, дождь мрак, свет. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» (пути, законе), которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» - и космический, и нравственный закон. Существовало и понятие «ли», как первоначало мира: воздух, эфир. «Ли» образует все сущее. Очень серьезное значение в мировоззрении древних китайцев придавалось нравственности, поведению. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями как, «сяо» - почитание родителей, «ди» - почитание старшего брата, «ли» - почтительность, церемониал, ритуал. Все отношения между китайцами издревле были подчинены ритуалу («китайские церемонии»), имеющему мировоззренческое значение. В книге «Цзо чжуань» подчеркивалось, что «ритуал - это устои в отношении верхов и низов, основа неба и земли. Он дает жизнь народу». Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей - для психологии древних китайцев характерно чувство беспрекословной покорности нижестоящих высшим. Почитание старшего брата имело веское основание, что именно старший брат был единственным наследником в семье, и это почитание предупреждало возможные конфликты в семьях, оно же означало почитание вообще старших младшими. Древнекитайская философия включала в себя зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже в Шань-иньский период умели считать до 30000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление. Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо. В частности, древнекитайская математика была лишена доказательств, и она так и не достигла уровня дедуктивной науки, как это произошло в те же времена в Древней Греции. Это не могло не сказаться на уровне древнекитайской философии. В целом, изучая древние предфилософские трактаты, суждения, умозаключения можно составить представление о совокупности вопросов, которые волновали первых мыслителей: как возник мир и из чего он состоит; что лежит в первооснове мира; развивается или покоится мир; место человека в системе мира и его основные качества; соотношение души и тела человека; проблема жизни, смерти и бессмертия человека; нравственные проблемы - что есть зло и как его искоренить, почитание старших, уважение к родителям, подчинение высшим. Отметим специфические черты древнекитайской философии, связанные с особенностями культуры китайской цивилизации: 1. Философия Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы содержат мало материалов натурфилософского содержания. Однако все натурфилософские идеи Древнего Китая - учение о «пяти первостихиях», например, ведут свое начало от мифологических и примитивно-религиозных построений, связанных с небом и землей; 2. Зарождение философии связано с ее особой ролью в возникшей социально-политической борьбе, которая велась государствами Древнего Китая периода Чжаньго (403-221 годы до н.э.) - периода «Сражающихся царств» и ранее периода Чуньцо (722-481 годы до н.э.) - периода «Весны и осени». Философы в это время в Китае нередко были министрами, послами, разного рода чиновниками. Поэтому философов Китая этого времени интересовали вопросы управления, политики, взаимоотношений социальных групп, этики, ритуала; 3. В философии древних китайцев практически не применялся естественнонаучный материал; 4. Естественно, что в философии Китая этого времени не применялось строгого понятийного аппарата; 5. В философских поисках преобладал практицизм: самоусовершенствование человека, проблемы управления государством. Основным мерилом деятельности у древних китайцев были нравственные критерии. 6. Мир в философии китайцев выглядел как Единый Организм. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место принадлежит Небу во взаимоотношениях с человеком. Шанди - верховный Бог и Небо стояли рядом. Постепенно Небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу (как у древних греков - логос), разум, высшую справедливость. Небо давало право на власть земному правителю. Основной критерий Неба при выборе правителя - обладание высшей добродетелью. 7. Специфика Китайской философии связана с употреблением на письме образно-символического знака - иероглифа и гексаграммы. Каждая гексаграмма - это выражение определенного состояния действительности, жизненной ситуации. 8. Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразило свое отрицательное отношение к естественнонаучным данным и прикладным знаниям, привела к созданию идеологического заслона между естествознанием и философией. Конфуцианство считало своей главной задачей - самосовершенствование нравственности человека, воспитание и усвоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцам и детьми, между старшими и младшими. Школы древнекитайской философии.. Философия в Китае возникает в I тысячелетии до н.э. и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго, то есть в период «Сражающихся царств». Его зачастую называют «золотым веком китайской философии»: 403-221 годы до н.э. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных направлений (школ) в области философии: конфуцианство, моизм, школа закона («фа-цзя», по-европейски – легизм), даосизм, школа «инь-янь» (натурфилософы), школа имен («мин цзя»). В рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоявшие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материалистического и идеалистического. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были слабы или заимствованы из других школ, например, из даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, которая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рационализированность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка. А если говорить о философии в целом, то это та духовная область человечества, которой присущ свой специфический философский язык. Поэтому и в этой части в становлении древнекитайской философии существовали свои проблемы. Конфуцианство. Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главные из них - Кун Фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Учение Конфуция, исходя из его книги «Лунь юй», весьма своеобразно. Своеобразие заключается в том, что оно не системно и часто противоречиво, более напоминает сборник нравственных поучений, в котором четко выделить философский смысл затруднительно. Сам Конфуций преклонялся перед стариной и перед древними книгами. Особенно он восхвалял «Ши-цзин» («Книгу истории»), говоря своим ученикам, что эта книга «может вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать свое недовольство», может объяснить, «как дома надо служить отцу, а вне дома - государю, а также названия животных, птиц, трав и деревьев». Небо и духи у Конфуция. В представлениях о небе и духах он следовал традиции. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Общество у Конфуция. Конфуций и его последователи - общественники. В центре внимания конфуцианства стоят нравственные взаимоотношения между людьми, а также проблемы воспитания. Этика у Конфуция. Конфуцианское учение о нравственности - конфуцианская этика. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» - дао, которому должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими людьми и с самим мирозданием, а значит, жить счастливо. Управление у Конфуция. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Если руководители следуют дао, то народ не ропщет. Главное в управлении народом - сила примера и убеждение, а не голое принуждение. Знание у Конфуция. Учение о знании у него подчинено социальной проблематике. Знать - «значит знать людей». Познание природы его не интересовало. Конфуция вполне удовлетворяло то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно общается с природой - земледельцы и ремесленники. В целом полезным, содержательным моментом в конфуцианстве является то, что он старался видеть во всех общественных процессах и явлениях нравственные моменты, побуждающие к благому началу. Даосизм. «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ», т.е. законе и добродетели» - выдающееся творение древнекитайской философии, главный труд философской мысли даосизма. В отличии от конфуцианства (легизма и моизма) - по преимуществу этико-политических учений, которые в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяют не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу, - даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в его абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемам бытия, небытия, становления мира, единого и многого, делая из этого выводы относительно человеческого общества и человека в его системе. Основателем доасизма считается Лао-цзы - старший современник Кун Фу-цзы.
«Д а о». Само название представителей школы - даосы - говорит о том, что в основу своего мировоззрения они положили «дао» - первоначало, первооснову сущего, а также всеобщий закон мироздания. Природа и жизнь людей подчиняются естественному закону - д а о. Дао - это закон всех вещей, и он вместе с первоначалом мира - «л и», обозначающим воздух, эфир, образует все сущее. Все явления постоянно меняются в зависимости от соотношения двух начал - Инь и Янь. Инь - это отрицательное, пассивное, женское начало. Янь - это положительное, активное, мужское начало. Борьба этих противоположностей является источником всякого развития. Система даосизма. Даосская картина мироздания - небытие первично. Это и есть «дао», не имеющее имени. Оно не имеет имени, потому, что назвав его, мы тем самым превращаем его уже в бытие. Небытие порождает бытие. Бытие - «д а о», имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля. Знания у даосов. Двум дао соответствуют два вида знания. Гносеология даосизма подчинена его онтологии. Знание безымянного «дао» особое, оно имеет привкус мистики, ибо знание о нем состоит в молчании. Дао в конечной форме - это мир вещей, опирающийся непосредственно на «д а о», имеющее имя. Оба вида знания связаны. Управление у даосов. Принцип недеяния положен в основу концепции управления. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Даосы осуждают войны, они сторонники мира. Путь дао - путь мира. В целом в даосском трактате «Даодэцзин» много противоречивых и непонятных мест. Однако основная линия его видна: «дао» - первично. Небо, которое в конфуцианстве стоит на первом месте, в даосизме вторично по отношению к дао. Земля вторична по отношению к небу. А человек вторичен к земле. Итак, «человек следует законам земли; земля следует законам неба; небо следует законам дао, а дао следует самому себе». Так решался даосами основной вопрос мироздания - вопрос об отношении людей и мироздания. Позднее даосизм выродился в религию - в систему суеверий и волшебства, имеющую весьма мало общего с первоначальным философским даосизмом.
§2. Основные черты и направления древнеиндийской философии.
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и Новейшего времени, среди которых Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А Швейцер, А. Энштейн, В. Гейзенберг и многие другие. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических деятелей таких как М. Ганди, Дж. Неру и других. В древнеиндийской истории, которая прямым образом влияла на зарождение и становление философских воззрений, можно выделить шесть периодов: 1. первобытнообщинный строй аборигенов Индустана; 2. протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохеджо-Даро в долине Инда (II тысячелетие до н.э.); 3. первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II тысячелетия до н.э.; 4. арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I тысячелетия до н.э., боровшиеся друг с другом; 5. период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н.э.); 6. период возвышения государства Маурья (322-185 годы до н.э.). Варны. Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре варны (касты). Это - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. На языке ариев (ведическом санскрите) «варна» означает «цвет, окраску». Каждая варна - замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию: брахманы - жрецы, умственный труд; кшатрии - воины; вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры - чернорабочие. В рамках древнеиндийской истории выделяются два периода развития индийской философии: ведический - первая половина I тысячелетия до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих отношений, обществ; эпический - вторая половина I тысячелетия до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и иных отношений и связей в форме деления общества на варны). Древнеиндийская философия отражала ярко выраженные религиозные позиции (отношение в системе «универсум -. человек» имело догматический характер). Это первичное древнеиндийское мировоззрение получило закрепление в литературных памятниках древности - ведах, записанных на языке ариев - ведийском санскрите. «Веда - знание»: 1) собственно Веды - сборники гимнов в честь Богов; 2) второй слой - Брахманы, содержащие мифологические, ритуальные и иные объяснения к ведам; 3) третий слой - Араньяки - тоже определенные пояснения; 4) четвертый - Упанишады - тексты религиозно-философского характера. Существует четыре книги Вед: Ригведа (1028 гимнов различным Богам); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные изречения); Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). В Ригведе, например, названы имена более 3.000 Богов. Они антропоморфны, их жизнь - образ жизни арийской знати. Древнеиндийское мировоззрение характеризуется мощным развитием в нем предфилософских форм - перехода от мифологического к философскому мировоззрению. Такая предфилософия зарождается в поздней Ригведе и достигает своей вершины в Упанишадах. Например, «Гимн Пуруше» представляет собой антропоморфическое основание мифологического мировоззрения. Пуруша («мужчина») - человек - Вселенная. Ведийское мировоззрение религиозно-мифологическое. Поэтому само возникновение мира из Пуруши представлено как религиозный обряд, как принесение Богами Пуруши в жертву. От Пуруши возникли лошади и гимны, коровы и напевы, Солнце и жертвенные формулы, пространство и ветер, небо и земля и даже Боги - Индра и Агни. В «Гимне Пуруше» содержится идеологический момент - мировоззренческое обоснование социального неравенства людей, системы варн в Древней Индии: брахманы возникли из уст Пуруши, кшатрии - из рук, вайшьи - из бедер, шудры - из ног. Это первое упоминание в варнах о древнеиндийских источниках. Упанишады являются заключительной частью Вед, одним из самых замечательных образцов литературного, поэтического и философского творчества народов Древней Индии. Всего имеется более 200 Упанишад, созданных за два тысячелетия. Натурфилософский характер Упанишад ярко проявляется в их космогонических теориях. Высший этап поисков первоосновы бытия - учение о Бр а хмане (средний род) - основной объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало, и об Атмане - субъективном, индивидуальном начале. Важнейшее положение Упанишад - единство Бр а хмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Здесь мы сделаем пояснение в отношении брахманизма. Переход от мифологии к философии в Упанишадах связан с живым мифологическим Богом Брахм а ном (мужской род, «он», с долгим а… на конце слова) и отвлеченным философским началом бр а хман (средний род, «оно»). Бр а хман среднего рода - по сути, уже философское понятие субстанции. Такой бр а хман - генетическое и субстанциальное начало всего сущего, он же завершающий конец всего сущего. Все природные стихии и вещи, все многообразные миры суть бр а хман. В этом явно просматривается философское начало мира. Брахм а низм же - религия, созданная высшей кастой - брахм а нами. Богом представлен Брахм а. Он не имел корней ни в ведийской мифологии, ни в народном сознании. Эпитеты Брахм ы - «самосущий», «владыка». Однако культ Брахм ы так и не получил широкого распространения в Индии. Но Брахм а лишь первое лицо в святой троице в Индии: Брахма - Бог-творец, Вишну - Бог-хранитель, Шива - Бог-разрушитель. В дальнейшем Вишну и Шива заслонили Брахму, и брахманизм распадается на шиванизм и вишнуизм. Главным божеством вишнуизма становится его воплощение - Кришна (черный). Ныне брахманизм в форме индуизма - господствующая религия в Индии. В Упанишадах дается понятие к а р м ы. «Карма» - понятие, определяющее судьбу человека. Человек сам связывает себя с эгоистическими помыслами и делами. Закону кармы не подвержен тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность. Понятие «кармы» тесно связано с учением о цепи перемен, перерождений человека - с а н с а р о й. На основании Упанишад сложились шесть школ древнеиндийской философии: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал), санкхья, йога и веданта. Эти школы признавали священный авторитет Вед. Позже появились буддизм и джайнизм, во многом следовавшие Ведам, а также бхагаватизм. Они выступали формой антибрахманского движения кшатриев в системе древнеиндийского мировоззрения. Будда. На северной окраине долины Ганга издревле обитало племя арийцев шакьев. В нем выделялся царский род Гуатама. У царя шакьев родился сын Сиддхарта, мать умерла при родах. Младенцу было предсказано, что он станет монахом-аскетом. Позже он убежал из дому и стал отшельником. Сиддхарта Гаутама изучал Веды, истязал свою плоть, много странствовал и испытал, но не нашел истины. Сидя под неким деревом на него на четвертый день снизошло просветление, он стал «буддой», то есть «просветленным». Так появился Будда - основатель буддизма (563-483 годы до н.э.). Постепенно вокруг Будды сплотилось множество учеников, образовалась буддийская община. Источники буддизма: раннебуддийские тексты «Типитака» («Три корзины») или буддийский Канон, составленный на Цейлоне в III веке до н.э. Главный буддийский закон жизни: смысл его в том, что добро и зло - абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. Четыре «благородные истины», постигнутые Буддой: 1) страдания правят миром; 2) причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; 3) уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану (угашение желаний); 4) существует путь избавления от страданий, достижения нирваны - должное понимание четырех истин). Нирвана. О нирване в буддизме говорится много, но иносказательно. Нирвана - беспричинна. Это не состояние человека, а состояние мироздания. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловленна. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь «Праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…» Трансформация буддизма. В III веке до н.э. буддизм распадается на два крыла. Будда обожествляется и принимает множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе буддизма, о праведном пути. Изменяется понятие нирваны - перерастает в мифологический рай. Буддизм вульгаризируется. Душа обретает вечность, «я» мыслится преходящим. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии - в Тибете, Китае, Японии, Бирме, Непале, на Цейлоне и других странах. В Индии же буддизм был поглощен брахманизмом, а Будда включен в пантеон брахманизма-индуизма как одно из воплощений Вишну. На начало XXI века в мире насчитывалось около 360 тысяч религиозно верующих в буддизм и почти 800 тысяч индуистов. Общие черты философии Древней Индии: окружающий мир и личность тесно связаны; философия Древней Индии обращена внутрь человека; жизненные принципы - аскетизм, самоанализ, самоуглубление; философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти; учение о карме - сумма злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.
Вопросы для самоконтроля
На чем основана древнекитайская философия? Место человека в древнекитайской философии. Проблемы нравственности в мировоззрении древних китайцев. Специфические черты древнекитайской философии. Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство и даосизм. Периодизация развития древнеиндийской философии. Варны и их характеристика. Веды как религиозно-литературное отражение мировоззрения арийцев. Сущность брахманизма. Понятия «кармы» и «сансары». Содержательная сторона буддизма. Проблема человека в древнеиндийской философии.
Литература
Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992. Дао и даосизм в Китае. М., 1992. Дао. Гармония мира. М., Харьков, 1999. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М., 2000. Малявин В. Конфуций. М., 1992. Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь Юй». Перевод А.С. Мартынова. – В 2 томах. – СПб., 2001. Мудрецы Китая. СПб., 1994. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов/Руковод. В.Л. Калашников. М., 1997. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. СПб., 1992.
ГЛАВА III
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы