Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы философии как науки.
Во-первых, онтологические (греч. ontos – бытие и logos – учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия: что такое бытие и небытие; как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека; каковы причины развития реального мира; что такое пространство и время как формы бытия; существуют ли законы развития природы, общества и мышления. Во-вторых, аксиологические (греч. axios – ценность и logos – учение). В этом аспекте философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей: истина, добро и красота; свобода, равенство и братство; вера, надежда и любовь; культура и антикультура; ценности и идеалы. В-третьих, социальные (лат. societas – общество). Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название «социальной философии». В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества: происхождение человеческого общества; сферы общественной жизни; типы и виды социальных общностей (народ, этнос, нация, класс, группа); типы и виды социальных отношений людей, а также общественных организаций и учреждений. В-четвертых, антропологические (греч. anthropos – человек и logos – учение). Эта философская проблема касается всех основополагающих вопросов бытия человека: происхождение человека; его сущность и основные черты; биологическое и социальное в человеке; социализация человека (процессы воспитания, образования, обучения, деятельности); сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»; способности и потребности человека; основные типы и виды деятельности человека; межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья. В-пятых, гносеология (греч. hnoseo – знаю и logos – учение). В этом философском разделе раскрывается учение о познавательной деятельности человека: может ли человек познать мир; этапы познания; методы научного познания; что такое истина и ее основные признаки; что является критерием истины, какова роль практики в познании. В-шестых, методологические (греч. metod – путь, способ и logos – учение). Это принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях научного знания. К вопросам философской методологии относятся: основные методы познания, исследования, творчества человека; эксперимент и моделирование; анализ и синтез; методы аналогии и наблюдения и ряд других. Перечисленная нами проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества. По аналогии с философскими проблемами выделим функции философии (лат. functio – исполнение), то есть круг ее деятельности или назначение, роль. Итак, предмет философии нами определен - это система отношений «мир - человек», а точнее «универсум - человек», потому что понятие «мир» уже используется рядом других наук и является частным. Все, противостоящее человеку, обозначают как Вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Но человек находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трех временах: Прошлое, настоящее и будущее. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, ее функции? Функции философии. Онтологическая функция - формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении. Аксиологическая функция - ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла. Социальная функция - формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями. Гносеологическая функция - в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания. Методологическая функция - философия вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, построения гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности. Типы мировоззрений. Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека через систему взаимоотношений «мир - человек». Есть «мир» и есть «человек». Можно изучать «мир», можно изучать «человека», но можно изучать три предмета: «мир», «человека» и их «отношения». Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов). Исторически сложилось шесть типов мировоззрения: религия - религиозное мировоззрение; искусство - образное мировоззрение; мифология - символическое мировоззрение; наука - научное мировоззрение; народное сознание - народное мировоззрение; философия - концептуальное, методологическое мировоззрение. Здесь сделаем пояснения, касаемые общества и роли философии. Общество - это совокупность материальных и духовных процессов. В этом плане мы не отнесем философию к материальному производству, так как ее продукты - учения, теории, идеи, концепции. Философия выступает духовной формой жизни общества. В духовной сфере существует множество деятельностей и видов творчества: религия, искусство, психология, политология, этика, ботаника, зоология, физика, химия (на уровне теорий, концепций, законов) и другие. Необходимо отделить философию от других форм и видов духовной деятельности. Для этого необходимо учитывать два аналитических момента: первый - философия отличается от всех видов частного, конкретного вида духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология - закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология - политический процесс, физика и химия соответственно физические явления и химические процессы и т.д. Философию же интересует все: этическое, психическое, политическое, физическое, химическое, физиологическое, нравственное, правовое, человеческое, внечеловеческое, материальное, духовное, земное, внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всем ее интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть все то, что роднит эти явления, то, что у них общего; второй - философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание. Вот здесь мы конкретизируем наши рассуждения понятием мировоззрение через отношения «мир - человек»: религия изучает мир. Человека и их отношения; искусство отражает мир, человека и их отношения; мифология представляет мир, человека и их отношения; наука исследует мир, человека и их отношения; народное сознание осваивает мир, человека и их отношения. Общее основание у всех типов мироосвоения: система «мир - человек», «космос - человек», «среда - человек», «Бог - Человек», «внеземные цивилизации - человек», «универсум - человек». Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос…) и есть человеческое, есть «я» (человек) и есть «не я» (внечеловеческое). Их отношение - это основной вопрос любого мировоззрения или мироосвоения. Все дело в том, с каких позиций мы подходим, что нам интересно, какой аспект, какой ракурс мы избираем. Итак, общий мировоззренческий предмет один - система отношений «мир - человек», «не я - я». Какие же мировоззренческие особенности в каждой их форм мироосвоения? Народное мировоззрение - это традиционное мировоззрение, это система традиций, это фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе, через призму житейского опыта. Религия - это догматическое мировоззрение, это система догм, постулатов принимаемых на веру, это фиксация сверхестественного в отмеченной нами системе. Религия базируется на вере, потому что не стремится убеждать, доказывать и даже являть. «Верую, потому что абсурдно», - весьма точно выразил эту сущность К. Тертуллиан. А это неизбежно и придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов. Искусство - это образное мировоззрение, система образов, отражение системы «Я - не Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве - это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие «образа» так же важно для искусства, как понятие догмы в религии или концепции в философии.
Наука - это номологическое (греч. nomos – закон) мировоззрение, система законов, отражение закономерного в системе «универсум - человек». Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки - математики, физики, квантовой механики, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других. Мифология - это символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (т.е. бессознательно системной) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных связях и отношениях. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое - это мифы, легенды, сказки, сказания, былина, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология - начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы «универсум - человек». Философия - это концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-логическое осмысление системы «универсум - человек». Главное для философа не постулировать догмы, не творить образы, не открывать законы, не утверждать традиции, не продуцировать символы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепция мира, мироздания, концепция человека, концепция системного подхода, концепция религии, концепция научного моделирования, концепция оборонно-конверсионной деятельности… Концепция - это абстрактно-теоретическое, понятийно-логическое построение, динамика идеи, научный замысел проблемы. Основные направления философии. Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так мгновенно появилась потребность теоретически определить систему отношений «универсум - человек», поэтому история философии и представлена как крупными концептуальными построениями - материализмом и идеализмом, так и достаточно многочисленными школами и течениями в рамках этого основного философского направления. Материалисты - Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В основе универсума лежит материальное начало - природа, воздух, вода, огонь, атом, апейрон, материя. Человек - порождение закономерно развивающейся материи. Он субстанциален и атрибутивен, обладает сознанием. В основе всего сущего лежат материальные, а не духовные явления. Бытие человека определяет его сознание, а образ жизни способствует развитию его мышления. Идеалисты - Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский. В основу универсума положено духовное начало - идея, Бог, мировая воля, дух. Человек - порождение некоего духовного начала, а не объективного мира. Весь предметный мир производен от объективного (мировой дух, Бог) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Мышление человека определяет образ его жизни. Дуалисты - Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, Х Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, не зависимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания. Диалектики - Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Основной принцип диалектики - в универсуме и человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему. Метафизики - П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс. Смысл метафизического подхода в том, что в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики) или все течет, все изменчиво, нет ничего постоянного (релятивисты). Эклектики - Н. Бухарин, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определенного о состоянии объекта, системы сказать нельзя. Гностики - философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это - Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс. Агностики - Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Философы, которые отрицали возможность познания мира человеком. Они ставили под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности). Скептики - Секст Эмпирик, Д. Юм. В их понимании однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир? » быть не может, потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Это значит, что мир и познаваем, и не познаваем. У этой группы философов постоянные сомнения и в том, и в другом. Монисты - Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Объяснение мира, универсума, человека возможно на основе единого принципа: материального или идеального. Вся система философии должна быть построена на общем основании. Феноменологи - Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти. Их позиции в отношении универсума и человека субъективно-идеалистически: «нет объекта без субъекта». Философская система построена на «интенциональности сознания», то есть его направленности на объект. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов.
Вопросы для самоконтроля
Что собою представляет философия в целом? Категории философии. Предмет философии. Сущность основного вопроса философии. Смысл системы отношения «универсум - человек». Метод философии. Функции философии. Основные проблемы философии. Типы мировоззрений. Основные направления философии.
Литература
Гегель Г.В.Ф. Введение//Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т. 1. М., 1975. Всемирная энциклопедия: Философия/ А.А. Грицанов. – М., Мн., 2001. Зеленов Л.А. Система философии. Н.Новгород, 1991. Зеленов Л.А. Четыре лика философии: Учебное пособие. – Н. Новгород, 1999. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М., 2000. Зеленов Л.А. Введение в общую методологию: Монография. – Н. Новгород, 2002. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990. Новейший философский словарь. Мн., 2001. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001. Философия: Курс лекций под редакцией В.Л. Калашникова. М., 1997. Философия: Учебник. Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. – М., 2001. Г Л А В А II
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы