Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Параграф третий: философия Нового времени и эпохи Просвещения.
§ 1. Философско-религиозная мысль средневековья.
Средние века в истории человечества - целая эпоха, охватывающая огромный период времени, включающий более десяти столетий: от распада Римской империи до зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе (средневековье в исторической науке периодизируется концом V и серединой XVII веков). В соответствии с этим историко-научным подходом рассматривается и история философской мысли средневековья. В период до распада Римской империи (V век) истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском этапе развития человечества (II-IV веков) и заключаются в патристике - философско-теологическом учении христианских мыслителей (отцов церкви), имевших целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Раннее средневековье (V-X века) характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи. Зрелое средневековье (начиная с XI века) связано со становлением, утверждением и отмиранием феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями. В отличии от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, то есть в основе мироздания - Бог, а не Космос. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догмами христианства: догматом о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавшего атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина); догматом о творении Богом Мира (Универсума). В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани), которая должна была использовать силу своего мировоззрения для поддержания и подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» от лат. «scholastica» - школьный, ученый. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, представить всю полноту ее логических построений, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм - это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Пример: Бог создал Землю. Человек живет на Земле. Следовательно он творение божие). В этом отношении схоластика, естественно, опирались на античное наследие, особенно на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты и символы веры отличались мистическими или иносказательными характерами, для их однозначного толкования требовалась тонкая логика. С V века схоластическая философия преподавалась в школах, с XII века - в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философией, был вопрос о соотношении знания и веры. Что ставилось во главу угла можно догадаться - это слепая вера. Средневековое мракобесие перекрывалось верой, Богом, церковью, а философия должна была этому служить, то есть утверждать. В противном случае - смерть, казнь, сожжение. Первым «отцом» церкви, отделившим знание, философию от веры и церкви считается Тертуллиан. Человеческий разум для него - ничто. Религия основана не на разуме. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан сторонник концепции «чистой веры», не нуждающейся в рациональных доказательствах - «верую ибо нелепо». У Тертуллиана разум строго отграничен от религиозного сознания. Разум обладает естественной познавательной способностью. Он связан с природой и человеком. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение имеет целью познание божества. Разум ориентируется на земные дела, отвлекает верующих от божественных истин. Тертуллиан осуждает философское знание, поскольку оно подтачивает веру, несет сомнение, ослабляет могущество церкви. Христианство, согласно науки, не совместимо с философией. Светский разум и духовный находятся в противоречии. Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения - как человеческий Бог, открывший себя в сыне. Тертуллиан сформулировал принцип триединства христианского Бога, ввел понятие «лиц» (ипостасей греч. hipostasis – сущность, основание ) триединого Бога: отца, сына и духа святого. Учителя Тертуллиана - стоики (Зенон).
Следующий представитель средневековой теологии - Августин Аврелий признанный в православии Блаженным. Мир, согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. «Люди удивляются высоте гор, блеску звезд, но не удивляются себе», - отмечал Августин в «Исповеди». Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснению Августина, воля человека свободна лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол - один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Мера истины - в нашем самосознании.
Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (Аквинат), ставивший своей основной целью разработку христианского вероучения в формах здравого смысла. Бытие у него - Бог, сотворивший Мир. Разум может вступать в противоречие с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог. Поэтому Аквинат полагал, что лучше все религиозные догматы понимать с помощью разума, а не слепой веры. Опираясь на позднего Аристотеля Фома Аквинский канонизировал христианское понимание идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Христианство, а значит и схоластика, как идеалистические системы не могли не быть озабоченными истолкованием своего отношения к материи, так как божество - Иисус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материальную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как «ничто» (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Ф. Аквинским была воспринята церковью как выход из создавшегося логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание», не потеряв при этом своего зависимого положения. Все вышеотмеченное говорит о том, что место философии в средние века было предопределено - быть на вторых ролях, обслуживать религию.
Наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в средневековье в знаменитом споре между реалистами (лат. realis – вещественный, действительный) и номеналистами (лат. nomen – имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (лат. universalis – общий), то есть о природе общих понятий. Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Фома Аквинский…), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий, естественно теологическую, христианскую. Бог - вот первооснова, общее, хотя и есть некое подобие материи - частного. Номеналисты (Росцелин, Пьер Абеляр…) считали, что универсалии существуют лишь в человеческой голове, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи», а это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания (например, Космос - универсальное, Земля - планета, индивидуальное; мебель - общее, стол, стул - индивидуальное). Как и следовало ожидать, церковь приняла реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден. В целом, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии.
§ 2. Философия эпохи Возрождения.
Ренессанс - явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI века. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получила свое название благодаря итальянскому творцу Джорджо Вазари, который в своей фундаментальной книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году впервые употребил этот термин. Там же им была предложена периодизация искусства Возрождения, которую можно применить и к философии этой эпохи. Первый период - XIV век - детство искусства, период освобождения от средневековых традиций; второй период - XV век - юношеский, когда реализм изображения достигается изучением анатомии и перспективы, а художественное совершенство - строгим соблюдением мер, но изучение действительности и построение художественного образа еще не связаны внутренним единством; третий период - «золотой век», время зрелости, время Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа производства, общественных отношений, новой цивилизации. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки, ренессанс принес новые веяния в ней. Новое естествознание выросло из практических потребностей: ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления; Николай Коперник открыл, что Земля - не центр мироздания, а маленькая планета солнечной системы; Галлилео Галилей обнаружил пятна на Солнце, сделав телескоп; барометр помог людям предсказывать погоду. Микроскоп сыграл большую роль в развитии биологии. Компас помог Колумбу доказать шарообразное строение Земли. Создавался новый взгляд на мир. Техника и производство в XV-XVI столетиях прошли ряд этапов в своем развитии: 1) со времен крестовых походов возникли совершенно новые взгляды на роль науки и ее место в промышленности. Возникли новые отрасли промышленности, модернизировались старые. Появилось ткачество, мельничное дело, крашение, производство часов, были созданы приборы для наблюдения за явлениями природы. Накопилось громадное количество новых фактов, которые необходимо было анализировать; 2) промышленные, торговые, политические связи в Европе и во всем мире крепли. Это содействовало внедрению новых научных изобретений в практику; 3) открытие новых земель, путешествия расширили к XVI веку в шесть раз известную территорию Земли. Был получен новый материал для антропологии, зоологии, ботаники, метеорологии, астрономии, физики, химии; 4) был изобретен печатный станок, приведший к революционным изменениям в информационном пространстве мира. Наука была тесно связана с философией, так как все это требовало освобождения разума от схоластики и осмысления естественнонаучной картины мира. Выразителями естественнонаучного взгляда на мир были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения. Николай Кузанский, настоящее имя Николай Кребс или Крипфс, Кузанским зовется по месту рождения – Куза на Мозеле (1401-1464 г.г.) - немецкий философ, математик, механик, астроном, кардинал. Автор учения «о совпадении противоположностей». Минимум и максимум при определенных условиях совпадают. Единое не имеет противоположности. Для наглядности он обращался к математике: при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в прямую, то же с прямоугольником - если одна из линий бесконечна, то и все остальные также. Для познания природы методологическое значение у него имеют математические понятия. Николай Коперник (1473-1543 г.г.) - польский астроном, создатель гелиоцентрической картины мира. Его система совершила переворот в естествознании. Он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца. Телезио Бернардино (1509-1588 г.г.) - итальянский натурфилософ, деист. Главное его сочинение - «О природе вещей согласно их собственным началам». Телезио основал в Неаполе академию для опытного изучения природы, в которой объяснял природу из не самой, а на место первотолчка (Бога) ставил естественные природные силы. Он считал материю неуничтожимой, а движущим началом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизненный дух» - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Б. Телезио при объяснении социальной природы человека признавал сотворенную Богом «высшую» душу. Джордано Филиппо Бруно (1548-1600 г.г.) - итальянский мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной. Подвергал критике религиозную картину мира и множественные христианские догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие Бога, творца и управителя Мира. Развивал гелиоцентрическую систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Полностью отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был обвинен в ереси, схвачен и сожжен на костре. Философия эпохи Возрождения противостоит средневековой, противопоставлявшей материю - форме, природу - Богу, тленный мир - нетленному. В этот период можно выделить три группы проблем, которые находились в центре философского осмысления: первая - учение о природе, о ее структуре, о закономерностях развития, о космосе (натурфилософия); вторая - учение о человеке, о его природе, о присущих ему качествах, о его месте в системе универсума, о культуре и нравственности. третья - учение об идеальном устройстве государства и общества. Что касается первой группы проблем и ее ярких представителях, то мы уже отмечали их смысл и заслуги мыслителей этого направления. Вторая группа проблем. Ее можно определить как гуманистическую. Человек рассматривается мыслителями эпохи Ренессанса как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Ценность человека определялась тем, что он создан по образу и подобию Божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль основательно доказана в трактате «900 тезисов» (введение к ним - «Речь о достоинствах человека») Пико делла Мирандола. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения.
Гуманизм (лат. humanus – человечность) - центральное для Ренессанса культурное и философское явление. Гуманизм - это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А создали они по сути новую культуру. У ее истоков стояли Данте Алигьери и Франческа Петрарка. В «Комедии», названной потомками «Божественной», Данте ищет переход от божественного начала к стихиям «нижнего мира». Учение о человеке нашло свое выражение в его философских трактатах, где человек вторгается в ранее запредельное для него, во внеземное. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает его двоякое предназначение: 1) проявление собственной добродетели в земной жизни; 2) созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при содействии божественной воли. Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забота о земной славе - долг человека, она не достижима без постоянного творческого труда. Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов эпохи Возрождения.
Эразм Роттердамский. Как философ он был близок к форме созерцания мира в его многообразии: всему он дивился, ничего не отрицал, размышлял о том, что всякая вещь создана ради человека. Его книга «Похвала глупости» - философская сатира, пародийно-ироничную стилистику которой определяет двусторонность противоположных суждений («всеобщий парадокс бытия»), посвященная Томасу Мору, сделала его врагом церковников и богословов. Книга только при жизни его переиздавалась 40 раз, правда, с церковью он не порвал.
Большое внимание деятели Ренессанса уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они не только практически создавали шедевры искусства, обладающие непреходящей ценностью, но и философски осмысливали эту сферу творческой деятельности - Леонардо до Винчи (1452-1519 г.г.) - живописец, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель, инженер: «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане, портрет Моны Лизы («Джоконда»); Микеланджело Буонаррроти (1475-1564 г.г.) - живописец, скульптор, архитектор, поэт: роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя «Моисей», «Оплакивание Христа», картон «Битва при Кашине», руководил строительством собора Святого Петра, созданием ансамбля площади Капитолий в Риме. Третья группа проблем. Так как для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государства, государственной власти, общественной жизни людей, поэтому в работах представителей эпохи Возрождения значительное место занимали вопросы управления, власти, государства. Николло Макиавели, Макьявелли (1469-1527 г.г.) - итальянский политический мыслитель. Объектом исследования Макиавелли была политика, личность правителя, функционирование государственного механизма. Основную причину бедствий Италии видел в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства, во благо государства признавал допустимым использование самых разнообразных средств. Основное произведение - «Государь», посвящено правлению Чезаре Борджа (правитель Италии 1499-1507 г.г., жесткий сторонник централизованного государства). Эта книга была учебником для короля Фридриха Прусского, хотя он и посвятил ей книгу «Анти-Макьявелли»; пользовался ей и Иосиф Сталин. Макиавелли считал сильную государственную власть необходимой. Томас Мор (1478-1535 г.г.) - английский мыслитель, политик, лорд-канцлер хранитель печати короля. По статусу - Канцлер Англии (1529-1532 г.г.). Основоположник утопического социализма, друг Эразма Роттердамского. Жил в эпоху бурного развития капитализма, когда в погоне за прибылью, сырьем феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отводя земли под пастбища овец. Пауперы - бродяги составляли в Англии более 2 миллионов - «овцы пожрали людей». Т. Мор пишет «Золотую книгу, столь же полезную сколь и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»: где есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное решение государственных дел, поэтому она должна быть уничтожена. А в Утопии - идеальном общественном строе - все граждане трудятся, обобществлены производство и быт. Будучи католиком, Т. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью в 1935 году. Томмазо Кампанелла (1568-1639 г.г.) - итальянский мыслитель, философ, поэт, политический деятель – участник борьбы за национальное освобождение Италии от господства испанцев; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии, доказанной ощущениями», защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-99 годах возглавил в Колабрии заговор против испанских захватчиков, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, был посажен на кол. В заключении создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. Известна его книга «Город солнца», написанная в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, с государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне. Город Солнца - это один из первых идеалов социально ориентированного государства.
§ 3. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
Период Нового времени и эпохи Просвещения охватывает XVI век и практически весь XVII-й. Его название отражает естественнонаучные процессы, происходившие в это время в Германии и Англии, Франции и Голландии. Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук: математики, физики, механики, химии, биологии, медицины, физиологии, что определялось потребностями становления капиталистического общества в это время. Можно говорить о научной революции ее начало было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Именно применение механического метода вызвало поразительный прогресс в познании физического мира, в воззрениях Ньютона механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Однако, зная движение, механика не знает развития. Поэтому и метод мышления философов и был тогда преимущественно метафизическим. Происходило и развитие зародившегося в древности и прошедшего через средние века пантеизма (греч. pan – все и theos – бог) - отождествление Мира и Бога: все есть Бог, единосущее, вне Бога нет ничего, но и Бога нет вне Мира. Основные проблемыфилософии этого времени в основном сводились к учению о бытии и учению о познании: субстанция (первооснова) универсума и ее свойства; соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия; методы познания, уровни познания; причины заблуждений. Френсис Бэкон - один из первых выдающихся мыслителей Нового времени. Субстанцию, то есть первооснову мира Ф. Бэкон понимал как материю, обладающую различными свойствами: движение, пространство, время. Он сторонник новой науки, отличной от схоластики. Методы науки должны отвечать ее подлинным целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Он сторонник поиска истины через знания. «Знание - сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Ф. Бэкон является родоначальником индуктивного метода в познании, то есть логике движения от частного к общему, в отличие от дедукции, применяемой в средние века. Он считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании (эмпиризма). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идей, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами: *несовершенством органов чувств человека; **привычкой к поклонению авторитетам; ***неправильным употреблением слов; ****традиционными учениями. Ф. Бэкон выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями («паук»), другой - собирает в кучу без систематизации различные знания («муравей»), третий - систематизирует результаты наблюдений и опыта («пчела»). Итак, в познании мира, познании природы Ф. Бэкон приоритет отдает опыту, эксперименту. Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей необходимо прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующим успех. Как родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон недооценивает значение разума. Сила разума как раз и проявляется в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом - «паук», «муравей», «пчела».
Рене Декарт - следующий великий представитель Нового времени. В отличие от эмпирии Ф. Бэкона заложил рационалистическую традицию познания мира. Он поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Рационализм (лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее мышление источником познания и критерием его истинности. Декарт стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания (например, «две величины, равные третьей, равны между собой»). В истории философии Р. Декарт остался как философ-дуалист: в основании бытия он выделял две самостоятельный субстанции - материальную и духовную. Они существуют самостоятельно, параллельно, независимо друг от друга. «Дуализм» от лат. dua - два. Мышление Р. Декарта механистично. Мир, Вселенная - это огромный механизм. Имеют свою историю и изменчивы. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дал Бог, но в последствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи. Декарт одним из первых, хотя и на механистической основе, разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе - от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планет и их систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. В этом Декарт одним из первых философов вплотную подошел к идее о материальном единстве Универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. В теории научного познания метод Р. Декарта представляется аналитическим или рационалистическим. Он индуктивен: движение мысли от простого к сложному. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. «Я мыслю, следовательно, я существую». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы