Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Параграф четвертый: развитие марксистской философии.
§ 1. Философские взгляды русских «космистов».
Понятие русского «космизма» не случайно и в истории философии он имеет достаточно устойчивые онтологические и гносеологические взгляды, отражающие его естественнонаучную сущность, хотя и не без элементов фантастики и теологии. Русский «космизм» интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей конца ХIХ – середины ХХ веков, в частности, Н.Ф. Фёдорова (1828-1903 г.г.), В.С. Соловьева (1853-1900 г.г.), Н.А. Умова (1846-1915 г.г.), К.Э. Циолковского (1857-1935 г.г.), В.И. Вернадского (1863-1945 г.г.), П.А. Флоренского (1882-1937 г.г.), А.Л. Чижевского (1897-1964 г.г.) были поставлены сущностные проблемы, во-первых, единства космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности; во-вторых, онтологической взаимосвязи человека и космоса. Необходимо отметить, что интерес к идеям космизма в начале ХХ века возникает и в Западной Европе, но все-таки наибольшее распространение они получают в России. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии ХIХ века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием. В русском космизме представлены две тенденции: первая - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Взгляды Н. Фёдорова, В. Соловьева; вторая - тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы ХIХ века её представлял физик Н. Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, то есть уменьшения космического хаоса. Эти идеи развил далее К. Циолковский. Идеи русского космизма достаточно полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945 г.г.) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Мы подробнее обратимся к взглядам Н. Фёдорова, А. Чижевского, К. Циолковского, В. Соловьева, так как они вписываются в концепцию «универсум - человек», представляя мировоззренческий срез человеческого знания.
Необходимо отметить, что в 10-20 годах ХХ века в отечественной науке развернулся бурный процесс формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А. Л. Чижевского - В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолковский. Это включение в новую область знания было, скорее всего, не случайным. Годы наибольших революционных потрясений в России (1905, 1917) пришлись на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению космической взаимосвязи Земли и Солнца. Ученые, которые сосредоточились на изучении статистики связей между солнечной активностью и земными процессами в биосфере, атмосфере стремились выявить связи между появлением «пятен» на Солнце и бурно проявляющимися в эти моменты социальными явлениями. А. Чижевский в понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли включил космическое пространство, что являлось принципиальной мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических агентов, из которых вторые являются главными. Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой результат взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космической среде. Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по А. Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей - нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном поведении. Он был убежден, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнцедеятельности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социальной среде, а затем избегать опасных последствий с помощью тех или иных профилактических мер. Исследования А.Л. Чижевского, его неординарные идеи, связанные с солнечной активностью, стали фундаментом в последующем изучении воздействия Солнца на процессы в земных, водных и атмосферах, а также на человеческий и социальный организм. Родоначальником русского космизма считается Н.Ф. Фёдоров.
Суть мировоззрения Н.Ф. Фёдорова: 1) человеческая деятельность распространяется на космос, охватывает космическое пространство под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности. Человечество в перспективе должно научиться управлять не только движением Земли, ее атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной; 2) выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции - воскрешение предков; путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение предков, «патрофикация», предполагает возвращение к жизни «отцов» в новом хотя и телесном, но преображенном виде, обладающем возможностью самосозидания своего тела из неорганических веществ; 3) исторический процесс он рассматривает сквозь призму общего дела, с этих же позиций дается критика социализма и капитализма. Российскому государству отводится важная роль в осуществлении общего дела, так как оно имеет необходимые для этого задатки - родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание «виновности». Отдельного освещения в аспекте космизма требует деятельность К.Э. Циолковского.
Научно-технические проекты К. Циолковского весьма существенные в становлении современной космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его «космической философии»: ***космос заполнен различными формами жизни, от примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию; ***разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство (разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию). Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленности всех форм материи, К. Циолковский строил свою монистическую философскую доктрину вокруг идеи «атома» - бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому. Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благополучный ход космической эволюции, а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, поэтому участь Земли во Вселенной исключительна. Русский космизм К.Э. Циолковского - первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: а) о месте разума в космосе; б) об ответственности человека-разумного за Землю и Вселенную. Он предвосхитил кибернетические идеи развития, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия. Определенную лепту в русский космизм внесли В.И. Вернадский и П.А. Флоренский.
§ 2. Философия всеединства В.С. Соловьева.
Одним из выдающихся русских философов является В.С. Соловьев, творчество которого требует более детального изучения.
На различных этапах духовной эволюции В.С. Соловьевым были пережиты и усвоены идеи многих мыслителей, в особенности, Платона, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, славянофилов. Владимир Соловьев часто и достаточно резко высказывался в адрес западноевропейской рационалистической традиции. Итог ее - систему Г. Гегеля - он характеризовал как «систему пустых отвлеченных понятий». Одновременно он придавал исключительное значение «великому логическому закону развития, сформулированному Гегелем» и настаивал на необходимости осмысления исторического процесса на основе принципов диалектического метода. «Положительная диалектика», к созданию которой стремился Вл. Соловьев с религиозных позиций, должна была стать результатом синтеза традиционного для христианства понимания истории с философским и научным опытом изучения ее закономерностей. Суть философского мировоззрения В.С. Соловьева. Первое. Оно религиозно. Религиозный универсализм Вл. Соловьева был обусловлен его философией «положительного всеединства» - представлением о фундаментальной целостности мира. С его точки зрения, человечество идет к осуществлению всеединства в жизни. Эту реализацию всеединства он называл смыслом и целью единой универсальной мировой истории. В итоге общество должно достичь своего идеального состояния, где не будет разобщенности и конфликтов, а человечество сольется с Богом в творческом единстве в процессе развития мира в его гармонии. Второе. Отстаивая гуманистический универсализм, Вл. Соловьев считал главным препятствием на его пути проповедь культурно-национальной изоляции. Поэтому критика его обрушилась на теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (1822-1885 г.г.). Согласно его теории мировой исторический процесс представляет собой постепенное развитие и смену обособленных, замкнутых культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. Н. Данилевский их представил так: 1) египетская, 2) китайская, 3) ассиро-вавилонско-финикийская, 4) халдейская или древнесемитическая, 5) индийская, 6) иранская, 7) еврейская, 8) греческая, 9) римская, 10) новосемитическая или аравийская, 11) романо-германская или европейская, 12) мексиканская, 13) перуанская, 14) русско-славянская. Последний тип признавался наивысшим, четырехосновным, а Россия - наиболее ярким и полным его воплощением. Окончательное всемирное торжество русско-славянского типа, по мысли Н. Данилевского, наступит в результате грандиозной войны между Россией и Европой, в итоге которой Россия ассимилирует другие народы, имеющие неполный культурно-исторический тип. Книгу Н. Данилевского «Россия и Европа» Вл. Соловьев назвал «проповедью насилия и обмана» и подверг ее критике с позиций христианского универсализма - мировая история не может быть расчлененной и раздробленной. Статья Вл. Соловьева «Россия и Европа» носила антинационалистический характер. Третье. Вл. Соловьев доказывал славянофильски настроенной общественности, что национально-культурная сущность России и ее всемирно-историческое признание определяется православием, понятым как универсальное учение. «Религиозное начало и было тем элементом, который всего удобнее мог быть и действительно был положен в основу славянофильского возрождения». Философия всеединства Вл. Соловьева строилась на религиозном универсализме. Реальный мир представал у него как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего; посредником между ними выступала София - мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Вл. Соловьев не мог не признать его как идущим к совершенству, а не совершенным. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Четвертое. Призванием человека, который является, по словам Вл. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и спасителя. Именно человечество - посредник между божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменять природу до её одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и Мира, возглавляемого человеком. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая в себе все социальные противоречия и способствующая установлению на Земле «Царства Божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, то есть католической и православной, церквей, продолжающееся в объединении церковно-монархической государственности - единстве духовной и мирской власти. В истории русского философского идеализма Вл. Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей. Его философия венчает духовные искания как славянофильства, так и западничества ХIХ века. Она же открывает и новую страницу в истории русской мысли - «религиозный ренессанс», который пытался в условиях нового века по-своему синтезировать западническую и славянофильскую традиции. Правда, незадолго до смерти философ разочаровался в теократической утопии и вообще в идее прогресса. В итоговой работе «Три разговора» на первый план у него выходит эсхатологическая тема: наступление Царства Божьего теперь мыслится как конец истории. В отношении места и роли России. По мысли В.С. Соловьева, Россия имеет уникальный нравственный и общечеловеческий потенциал, который может быть реализован не на пути изоляции и замкнутости, а через единство с остальными народами, через ощущение органической целостности мировой истории, где последующие и предыдущие цивилизации связаны едиными общечеловеческими началами. Россия может и должна осуществить свою христианскую миссию - способствовать нравственному единению людей, стремлению соединится с Богом и сделаться богочеловечеством.
§ 3. Философия русской эмиграции.
Русская эмиграция - это особый социальный этап в истории российской и мировой действительности первых десятилетий ХХ века. Поэтому говорить о сути общественной и философской мысли русской эмиграции вне оценки её было бы не корректно. Отношение к эмигрантам из России неоднозначное. Надо иметь в виду, что, прежде всего, это русские люди, попавшие в прокрустово ложе исторических, общественно- политических событий в России и в мире и, в силу этого, вынужденно покинувшие Отечество. Осуждать их или сочувствовать им достаточно сложно, да это и не задача философии. С точки зрения общественной мысли и развития философии русская эмиграция сыграла значительную роль, хотя научно и мировоззренчески весьма неоднородна. В этом аспекте интересна точка зрения русского ученого, известного мыслителя и общественного деятеля, генерала корпуса инженер-механиков флота, разработавшего в свое время проекты возрождения российского императорского флота после Цусимского поражения и проведшего впоследствии многие годы жизни в эмиграции, профессора Г.Н. Пио-Ульского. Он делил русскую эмиграцию на «квалифицированную» и «неквалифицированную».
В оценке русской эмиграции, данной профессором Г. Пио-Ульским в докладе, сделанном в Союзе русских инженеров в Белграде в 1938 году, заключен пафос гордости за русских людей и одновременно обида за соотечественников, не по своему желанию покинувших Родину, но обладавших огромным потенциалом, который мог бы служить Отечеству. В Чехословакии и Югославии, во Франции и Англии, в Болгарии и Сербии, в Германии и США, в Китае и Австралии оказались такие известные в российском государстве граждане, как С.П. Тимошенко (занимался проблемами вибрации сооружений), В.П. Аршаулов (открыл новую эру дизельных двигателей), А.С. Ломшаков (разрабатывал новейшие паровые котлы), О.И. Ядов (занимался электротехникой), А.И. Игнатовский (новации в медицине), Н.А. Пушин (исследовал химическую природу металлических сплавов), Л.А. Тарасов (писатель, лауреат французской премии «При попюлист», полученной уже в эмиграции), Н.Н. Кедров (музыкант), а также Г.М. Баланчи, М.Ф. Кшесинская, Т.П. Карсавина, О.И. Преображенская… Ответственность за такое положение вещей Г. Пио-Ульский возлагал как на большевиков, совершивших революционный государственный переворот в стране, так и на верховных представителей держав, воевавших на одной стороне с Россией в мировой войне, и кроме того на тех, ради защиты которых была объявлена эта война. Русская философия конца ХIХ – начала ХХ веков в лице её многих представителей тоже попадает в круговорот этого многотрудного исторического периода. Печально знаменитый «философский теплоход» 1922 года, то есть публичная высылка из страны по решению СНК РСФСР маститых ученых и мыслителей, писателей и общественных деятелей, не разделявших марксистско-ленинских взглядов, негативно отразилась на развитии российского общества как в общенаучном, так и в философском плане. Имена таких мыслителей и философов, как Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.), И.А. Ильин (1882-1954 г.г.), Г.В. Флоровский (1893-1979 г.г.), В.С. Соловьев (1853-1900 г.г.), П.А. Сорокин (1889-1968 г.г.), В.В. Розанов (1856-1919 г.г.), С.Л. Франк (1877-1950 г.г.) и многих других были у нас под запретом или представлялись как религиозно-реакционные мыслители чуждой советским людям западной идеологии. В силу чего они были достаточно известны в евро-американских, а не в советских научных кругах, так как там они реализовывали в практику социально и научно значимые для общества проекты, создавали новаторские научные и педагогические школы, отражали ценностные ориентации западного социума. Там же в широком плане издавались их интеллектуальные труды. Основные проблемы, которые рассматривались в работах представителей русской общественно-философской мысли в эмиграции можно классифицировать поряду оснований: во-первых, тема исторической судьбы России; во-вторых, размышление о роли христианства и православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа; в-третьих, роль русской интеллигенции в историческом развитии и революционных настроениях в России; в-четвертых, своеобразие русской философской культуры ХIХ-ХХ веков. Одними из влиятельных представителей русской философской мысли конца ХIХ – начала ХХ веков, испытавших на себе духовную и физическую тяжесть эмиграции являются Н.А. Бердяев и И.А. Ильин.
Сам Н. Бердяев так определил свою философию: «Философия, которую я хотел бы выразить, есть драматическая философия судьбы, существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение. Поэтому все должно рассматриваться с точки зрения философии истории». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы