Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Параграф второй: возникновение марксистской философии и ее основные черты.
§ 1. Немецкая классическая философия.
Германия к концу XVIII века была конгломератом государств, королевств, княжеств, курфюрств, герцогств, баронств и вольных имперских городов. Каждое такое государство имело свои таможенные границы, взимало налоги. Крепостное право, оброк, барщина, цеховые привилегии были реалиями экономической жизни. Городское население достигало 25%. Преодолевая экономическую и политическую отсталость Германия приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в ХVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» (К. Маркс). Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: развивались физика и химия (Луиджи. Гальвани 1737-98, Алессандро Вольта 1745-1827, Антуан Лоран Лавуазье 1743-94), продвинулось вперед изучение органической природы (Альбрехт фон Галлер 1708-77, Александр Браун 1805-77). Открытия в области математики (Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716), позволившие понять процессы в их точном количественном и логическом выражении, учение об эволюции живой природы (Жан Батист Ламарк 1744-1829), астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. Общей заслугой представителей классической немецкой философии, в силу означенных причин, явилось: *формирование целостной, системной картины мира; *разработка диалектического метода его познания. Философские позиции немецких мыслителей были достаточно своеобразными, но главное, что сближало их в этот период развития Универсума - это стремление дать интегральное представление о строении бытия, о процессе развития первичных (абиотических) его форм в высшие - социальные. Первым представителем немецкой классической философии по праву считается крупнейший мыслитель XVIII века Иммануил Кант.
И. Кант разработал космогоническую теорию происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В соответствии с его взглядами, Вселенная постепенно из туманности, хаотического состояния приходит в упорядоченное состояние, чему способствуют силы притяжения. Планеты и небесные тела располагаются в определенной последовательности. Последовательность и упорядоченность Кант переносит и на общество, обосновывая свой знаменитый нравственный императив: «поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Своими естественнонаучными работами Кант пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории её возникновения и развития.. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас (Ф. Энгельс). Основной чертой философии И. Канта можно считать стремление к примирению материализма и идеализма, веры и науки. Кантовская философская система представлена в главных его трудах: «Критика чистого разума», «Прологомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки», в которых дана теория познания, то есть найдено орудие философского постижения мира, определены границы познания и самопознания. Этическое учение И. Канта изложено в «Критике практического разума». Он рассматривает этику как практическую философию; эстетическим вопросам посвящена его работа «Критика способности суждения». Гносеология: по Канту существует три способности познания - **чувственность, **рассудок, **разум. «Трансцендентальная аналитика» исследует формы, возможности и условия рассудочного познания. Чувственное познание изучает - «трансцендентальная эстетика». Разумное познание исследуется - «трансцендентальной диалектикой». Аналитика и диалектика образуют вместе трансцендентальную логику. Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе. Центральный вопрос теории познания у Канта - о возможности познания, о границах априорных (то есть до опытных) суждений - всеобщих и необходимых. И. Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов. Это - «вещи для нас». Здесь он - материалист. Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего ее субъекта есть «вещь в себе» - ноумен. Она не познаваема. «Вещь для нас» есть явление - феномен. В этих суждениях виден явный разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? При ответе на него Кант склоняется к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания Универсума (мира). Теории познания Канта присущи антиномии и категории. Антиномии у И. Канта - это суждения, которые взаимоисключают друг друга. Их выделяется как минимум четыре: первая - мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен; вторая - все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; третья - в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы; четвертая - Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет. Категории у И. Канта - это философские понятия, которых он насчитывал двенадцать: **количество - единство, множество, всеобщность; **качество - реальность, отрицание, ограничение; **отношение - субстанция и акциденции (временное, несущественное свойство вещи), причина и действие, взаимодействие; **модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность. Категорический, нравственный императив у Канта - поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит - не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив, получая только удовольствия. Эстетика. С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота - это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без предоставления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека. Философия И. Канта не свободна от компромиссов с идеализмом. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере. Заложив основы философских взглядов немецких мыслителей XVIII века, Иммануил Кант открыл широкое поле познавательной деятельность целой плеяде других выдающихся философов, в частности, И. Фихте и Ф. Шеллингу.
Оба философа - И. Фихте и Ф. Шеллинг - стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном «Я» (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний представил философский анализ ряда категорий диалектики, которые послужили предпосылкой гегелевской объективно-идеалистической диалектики. В частности, свободы и несвободы, необходимости и тождества, единого и многого. Его изыскания в области философии природы оказали серьезное влияние на умы многих естествоиспытателей XIX века, таких как Х. Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Океан. Кроме того, на русскую философию посредством славянофилов и особенно Петра Чаадаева, с которым Фридрих Шеллинг был лично знаком и переписывался. Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Г. Гегеля.
Диалектика Г. Гегеля. Она объективно-идеалистическая. В основе объективного мира лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Они подвижны, являются первоосновой мира. На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые систематизировал основные принципы диалектической логики: движение, развитие, борьба противоположностей, подверг критике метафизический метод мышления. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим формам. Что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно и есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубокими противоречиями. Что они собою представляют? Главное противоречие в методе. Метод, разработанный Г. Гегелем, направлен на бесконечность познания. Но поскольку объективной основой его является «абсолютный дух», а целью - самопознание «абсолютного духа», постольку познание, конечно же, ограничено. То есть, система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализация которого и есть предмет самой философии Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у него отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Сама система Гегеля похоронила его метод. Познание он начинает «абсолютной идеей, духом» и им же завершает. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы