Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
Авторское право Развитие интернет-технологий привело к трансформации понятия ин теллектуальной собствен- ности и интеллектуального продукта. В отличие от материальной, цифровая среда не просто снимает все физические ограничения по копированию, тиражировани ю и распространению циф - ровых объектов, но и радикально демократизирует этот процесс дл я производства. Чтобы скопи - ровать файл, не требуется ни высокой квалификации, ни времени, ни затрат. Глубокое проникно - вение компьютеров в образ жизни современного человека формирует соответствующие привычки поведения в цифровой среде, когда копирование, передача и распр остранение информации является столь же естественным, как совместное прослушивание му зыки, просмотр кино и обмен книгами. Сегодня отмечается обмен информацией всех со всеми, а схема передачи знаний от уз - конаправленных специалистов к потребителям отходит на второй пл ан. Тем не менее, неизменным остается стремление автора признавать результаты своей интел - лектуальной деятельности, желание контролировать доступ к своим произведениям и получать доход от их использования. Так, если раньше авторское право защ ищало издателей от пиратов, то сегодня издателю приходится бороться с самими пользователями. З десь сталкиваются два кон - ституционных права человека: право обладать собственностью и пр аво свободно распространять информацию. В то время как правообладатели борются с сетевым пи ратством, в частности с со - циальными сетями, где происходит массовое распространение защищ енного законом контента, крупные интернет-проекты типа «Википедии» борются за свободу сл ова в Интернете и за возмож - ность свободно делиться со всем миром информацией самого разног о содержания. В рамках тра - диционного авторского права использование произведения законным образом возможно только на основании лицензии, то есть разрешения, выдаваемого правообл адателем и содержащего ограничения по способам использования произведения с учетом отд ельно предусмотренных законом случаев свободного использования произведений. Лицензии, выдаваемые в отношении произведений, защищенных традиционным авторским правом, обычно называются «проприетар- ными» лицензиями (от англ. proprietary — собственнический). В качестве альтернативы проприетарным лицензиям предлагается це лый ряд лицензий, позво - ляющих свободное некоммерческое использование произведений. Нап ример, в wiki-средах (то есть сообществах и веб-сайтах, созданных по образцу популяр ной интернет-энциклопедии «Википедия») действует лицензия копилефт (англ. copyleft, калам бур, основанный на противопоставлении англ. copyright). Автором этой лицензии я вляется американский программист и организатор движения свободного программного обес печения Ричард Столлмэн. В противоположность традиционному подходу к авторском у праву, в рамках которого ограничивается свобода копирования произведений, копилефт испол ьзует законы об авторском праве для обеспечения свободы права использовать, изменять и ра спространять всем желающим как само произведение, так и его производные. Идея копилефта со стоит в том, что каждый, кто распространяет программу (как с изменениями, так и без), не впр аве ограничивать свободу ее дальнейшего распространения или ее модификации. Копилефт гар антирует, что каждый пользователь свободен в своих действиях. Существует также альтернативная версия радикальным подходам тра диционного авторского права и копилефта — Creative Commons (или СС, «Творческие общины», http: //creativecommons.org/). Под СС понимают набор лицензий, защищающих «некоторые права». О дним из провозвестников Creative Commons был Лев Николаевич Толстой. 9 марта 1891 года он сообщил жене о решении отречься от авторских прав. Новость вызвала у нее лишь раздраже ние и слезы. Мысль Толстого о том, что писателю лучше, когда его творения служат народу, ук репил философ Николай Федоров. Creative Commons разработали сетевое применение лицензии, котор ая помогает людям пере - давать их творческие работы в общественное достояние или сохран ять свое авторское право, лицензируя работы как свободные для определенных целей на опред еленных условиях. Лицензии предназначены для творческих работ, они служат ученым и авторам веб-сайтов, музыки, фильмов, фотографий, литературы и т. д. В Creative Commons существует пять видов условий, на которых ав тор может распространять свою работу: • каждая лицензия обозначена знаком, обведенным в кружок, как коп ирайт; • указано авторство объекта — attribution (BY: ); • предусматривается только некоммерческое использование — non com mercial (перечеркну- тый знак $); • не разрешается создавать производные, то есть условие не изменя ть оригинал — no derivative works (знак =); • распространяется далее на тех же условиях СС — share alike (зак ольцованная стрелка). Российское законодательство пока не признает подобных форм своб одных лицензий, хотя многие крупные интернет-издания самостоятельно переходят на лиц ензии Creative Commons и сообщают об этом своим читателям. По мнению Кори Доктороу, из вестного канадского блогера, журналиста и писателя, закон об авторском праве представляет ко пирование как редкий и значи - тельный акт. В Интернете же оно совершается автоматически, моме нтально, бесплатно и постоян - но. Современное законодательство об авторском праве заботится о защите правообладателя и ра - тует о запрете копирования. В то же время не существует правовы х условий для действительно свободного распространения контента. Очевидно, что новые технол огии требуют новых подходов к законодательству об авторских правах. Нарушителями авторских и смежных прав формально являются сами п ользователи. Бо́ льшая доля из них — школьники. Они выросли в реальности, где все дост упно, для них Интернет — это место, где можно найти все, и они владеют различными способами добычи самой разной инфор - мации. Для любого подростка, считающего себя уверенным пользова телем, не составит труда най - ти готовый реферат, собрать досье на нового знакомого, отыскать в Сети редкий фильм, скачать новый альбом любимого исполнителя или помочь бабушке загрузить пару десятков книжек в ее планшет. Привыкнув к подобной реальности, многие не задумываютс я о том, что копируя чью- то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачива я фильмы в Интернете, они делают это нелегально. В последнее время все чаще можно встрети ть сообщения о случаях, когда пользователи подвергаются административным наказаниям и даже ли шению свободы за деятель - ность в Интернете, связанную с нелегальным распространением кон тента. Нередко жертвами подобных ситуаций — чаще всего по незнанию — становятся школьни ки. С чем связано потребление и распространение пользователями неле гального контента? В пер - вую очередь, это отсутствие доступной качественной легальной пр одукции. Основные сложности у пользователей возникают с программным обеспечением, аудио- и видеоматериалами. Часто контрафактные версии, в том числе адаптированные сообществами ф анатов, появляются значи - тельно быстрее, чем их лицензионные аналоги. Тем временем много численные исследования подтверждают, что пользователи готовы играть по правилам, если им предложить высококаче - ственный контент по разумной цене, который легко и удобно приоб рести. Например, в Швеции с момента появления сервиса Spotify, который предоставляет поль зователям возможность легаль - ного дешевого доступа к контенту, музыкальное пиратство в Сети сократилось на 25 %. В России успешно развиваются проекты типа Ivi.ru, основанные на рекламно й модели: пользователи могут абсолютно бесплатно смотреть высококачественные фильмы, просмот рев перед этим короткий рекламный ролик. Сегодня можно только строить предположения о том, как в дальней шем будет регулировать - ся распространение информации в Интернете. Однако каждый раз, д елая что-либо в Интернете, школьникам стоит задумываться о том, чьи права они могут наруши ть и кому они могут навре - дить своими действиями, а также помнить, что у любого произведе ния есть автор, не забывать о том, что в Интернете существуют свои правила обмена и использ ования информации. Напри - мер, сегодня пользователи сами устанавливают негласный сетевой этикет, при котором ссылаются на источники и авторов гораздо тщательнее, чем того требует зак он, ориентируясь на простое человеческое чувство: желание знать, кому сказать спасибо за ин тересные материалы, найденные в Сети. Воспитывая будущих цифровых граждан, важно научить дете й осознанно и ответственно относиться к использованию информации в Интернете, научить их п равилам сетевого этикета и возможностям для защиты собственного творчества в Сети.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы